Новый Бюджетный кодекс сделает бюджетный процесс более открытым? Комментарий депутата Госдумы Сергея Чижова
Москва, 5 февраля, 2007, 21:35 — ИА Регнум. Бюджет на следующие три года планируется принять до конца весенней сессии. С этой целью, а также для совершенствования бюджетного законодательства правительство подготовило и внесло в Госдуму масштабные по количеству и значению поправки в Бюджетный кодекс. Документ был внесен 1 февраля, и в соответствии с думским регламентом в течение месяца администрация президента, субъекты РФ направляют свои отзывы. Хотя не исключается, что этот срок будет сокращен. По просьбе ИА REGNUM, член комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов (фракция "Единая Росия") отметил наиболее принципиальные положения законопроекта.
Суть внесенных правительством изменений в следующем - начнет свое действие метод "скользящей трехлетки". При этом, органам государственной власти субъектов и органам местного самоуправления предоставляется право выбора между утверждением бюджета на 3 года либо на очередной финансовый год (с составлением среднесрочного финансового плана). Бюджеты внебюджетных фондов - Пенсионного фонда,
Ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода станут основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов.
С одной стороны, "скользящая трехлетка" обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок, с другой стороны, обеспечивается возможность реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризации обязательств, реализации новых приоритетов бюджетной политики.
Для дополнительной устойчивости бюджета, будут зарезервированы специальные средства, так называемые "условно утвержденные расходы". Они составят не менее 5 процентов общего объема расходов в соответствующем финансовом году. В случае непредвиденного сокращения доходов эти средства можно будет использовать для выполнения ранее принятых обязательств. Проще говоря, ситуация, когда законодатели будут вынуждены сокращать пенсии и социальные пособия, становится попросту невозможной.
К тому же, будут внесены изменения в статью 36 кодекса, бюджет станет более открытым для общественного влияния. Например, в нынешней редакции кодекса действует принцип гласности, который означает "обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе, по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти".
С принятием и введением в действие новой редакции "принцип гласности" изменится на "принцип прозрачности (открытости)", который требует "обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований". Также в проекте закона впервые говорится об "обязательной открытости для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти.
Итак, какие ключевые положения вносятся в Бюджетный кодекс?
Прежде всего, рассмотрение проекта федерального бюджета будет происходить не в четырех, а в трех чтениях. В первом чтении будут утверждаться: основные характеристики проекта федерального бюджета, расходы на исполнение публичных нормативных обязательств, общий объем условно утверждаемых расходов планового периода, подлежащих распределению только в случае подтверждения прогноза доходов на эти годы. Во втором чтении будут утверждаться: бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов, программы предоставления государственных кредитов и государственных гарантий, текстовые статьи. В третьем чтении будут утверждаться ведомственная структура расходов, проект федерального бюджета в целом.
Далее. Законопроект предполагает усиление стимулов для органов государственной власти субъектов эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами. К субъектам Федерации и муниципальным образованиям, в которых доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах превышает 20 процентов, будут применяться дополнительные ограничения по расходам на оплату труда государственных (муниципальных) служащих и (или) содержание органов власти.
Для высокодотационных субъектов (с долей межбюджетных трансфертов, превышающей, соответственно, 60 процентов и 70 процентов собственных доходов), кроме того, вводятся требования по заключению с вышестоящими финансовыми органами соглашений о повышении эффективности использования бюджетных средств и ежегодному проведению проверки годового отчета об исполнении бюджета внешними контрольными органами.
Еще одной существенной новацией является создание в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового аудита (здесь реализовано положение Бюджетного послания на 2007 год).
Законопроектом предусматривается значительно сократить сроки проверки и рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета. Необходимость изменения положений Бюджетного кодекса в части отчетной стадии бюджетного процесса обусловлена существующими длительными сроками рассмотрения и утверждения годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, достигающими одного года и пяти месяцев после окончания отчетного периода. Подобные сроки отчетной стадии бюджетного процесса неприемлемы для внешних пользователей финансовой отчетности, и, прежде всего, для законодательной власти.
Новая реакция кодекса в основном вступит в силу, начиная с рассмотрения и утверждения бюджетов на 2008 год (для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - на 2008 год и период до 2010 года), исполнения бюджетов в 2009 году, составления, проверки и утверждения бюджетной отчетности за 2008 год.