Совет Федерации сегодня, 2 февраля, на своем заседании одобрил закон, предусматривающий поэтапное введение до 2009 г. единого государственного экзамена. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, его поддержали 107, против голосовали 12, воздержались 17 сенаторов.

По словам главы комитета по науке, культуре, образованию Виктора Шудегова, "красноречивым фактом в пользу введения ЕГЭ повсеместно" являются данные по количеству регионов, которые приняли участие в эксперименте с 2001 года на добровольной основе (2001 год - 5 регионов, 2006 - 78 регионов, 2007 - все субъекты РФ, кроме Приморского края, Нижегородской области и Чечни). Сенатор подчеркнул, что закон был поддержан Союзом ректоров России. По мнению сенатора от Ставропольского края Анатолия Коробейникова, этот закон - "удар по России похлеще закона о монетизации". Он предполагает "дальнейшую, агрессивную информационную нагрузку на детей, при натаскивании на сдачу ЕГЭ". Кроме того, подчеркнул он, тесты развивают механическую память, но не творческую. "Коррупционные последствия закона неисчерпаемы, контроля эффективности пока нет. Чего мы ждем? Чтобы коррупция из вузов перешла в вузы?",- заявил Коробейников. По его мнению, принятие закона может привести к мощному родительскому протесту. Недальновидной, заметил сенатор, оказалась позиция думского большинства в канун выборов. Здесь он получил предупреждение от спикера палаты, не упоминать партии "в стенах Совета Федерации", так как это запрещает регламент. Сенатор от Курганской области Сергей Лисовский отметил, что принятие закона о ЕГЭ - "это глобальное уничтожение качественного образования в России". Те, кто призывал поддержать закон, аргументировали свою позицию тем, что ЕГЭ позволит уравнять в правах всех выпускников школ, как городских, так и сельских, при поступлении в вузы. В тоже время было поддержано мнение о необходимости общественного контроля и возможного создания общественного совета по реализации данного закона.

Результаты ЕГЭ являются одновременно формой итоговой аттестации выпускников школ и вступительным испытанием при поступлении в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. При этом при поступлении в вузы и на специальности, требующие наличие творческих, психологических или физических способностей, вуз вправе проводить дополнительные вступительные экзамены. Перечень таких вузов и специальностей должно определить правительство. Полученное свидетельство о результатах ЕГЭ действительно в течение двух лет (до 31 декабря). При этом появляется возможность пересдать экзамен, если его результаты не удовлетворительны для абитуриента. Призывники имеют право использовать результаты ЕГЭ в течении года после увольнения со службы.

С 1 января 2009 года медалисты и лица, закончившие с отличием учреждения среднего профессионального образования, лишаются права поступления в вузы по результатам собеседования.

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний принимаются дети-сироты; дети-инвалиды 1 и 2 группы; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие одного родителя - инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума; граждане, уволенные с военной службы, участники боевых действий. Без вступительных испытаний в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования принимаются победители и призеры всероссийских олимпиад школьников по специальности, соответствующей профилю олимпиады. Такое же право получают чемпионы Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр. Преимущественное право на поступление получают дети военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, погибших или умерших от полученных травм или заболеваний вследствие участия в контртеррористических операциях.