5 декабря в здании Московской мэрии состоялась пресс-конференция первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса социальной сферы Людмилы Швецовой на тему: "Об итогах работы Комплекса социальной сферы в 2002 году". На конференции также присутствовали руководители почти всех подразделений социального комплекса правительства Москвы.

В связи с темой пресс-конференции Л. Швецова начала свой доклад с сообщения о том, что вчера на заседании Московского Правительства была рассмотрена программа по социальной защите населения в 2002 году и приняты её параметры на следующий год. Эта прграмма осуществляется как многофункциональная и многоотраслевая; она является стратегическим, магистральным направлением работы столичных властей. Как влияет на жизнь города реализация социальной политики? И каковы критерии её эффективности? По словам Л. Щвецовой, идеальным критерием является социальное благополучие общества в целом и всех его граждан в частности. Но абсолютно оптимальных показателей не удалось пока добиться ни в одной стране мира, не исключая и самые развитые. Более реалистичным критерием оценки является стабильность, но в современной России и она пока не достигнута, особенно в социальной сфере.

Таким образом, то, чего в действительности возможно добиться - это социальная безопасность. В любом обществе её наличие является совершенно необходимым. Оценить уровень социальной безопасности можно с помощью различных показателей: это и соотношение числа бедных и богатых граждан в обществе, и средний уровень образования, и ситуация в сфере преступности. Л. Швецова привела основные показатели, отражающие социальную ситуацию в 2002 году, а также результаты реализации программы по социальной защите на конец текущего года.

Важным достижением работы комплекса социальной сферы является то, что безработица не превысила допустимого порога, утверждённого трёхсторонним соглашением Московского правительства, профсоюзов и работодателей. На данный момент её уровень составляет 7%, что является одним из самых низких показателей безработицы не только в РФ, но и в других странах. Однако и это количество безработных москвияей является предметом пристального внимания социальной сферы.

Социальный комплекс стралкивается с определёнными проблемами в связи с введением два года назад единого социального налога. В связи с этим был ликвидирован Фонд занятости, в 2,5 раза сократился объём средств, выделяемых на нужды трудоустройства. Но ситуацию тем не менее нельзя назвать критической, так как в городе постоянно создаются новые рабочие места, и трудоспособные граждане так или иначе могут быть востребованы. Для комплекса социальной сферы в связи с этим важно прилагать усилия по подготовке кадров с тем, чтобы трудоустройство было наиболее адекватным.

В числе позитивных сдвигов в 2002 году можно назвать некоторое сокращение разрыва между числом бедных и богатых москвичей. Коэффициент, с помощью которого определяется это соотношение (так называемый децильный), не должен превышать 10. Между тем в 2001 году в Москве он составлял 75! Для сравнения, показатель в США - 14, в ФРГ - 7, в Швеции - 11, в Китае - 3. В 2002 году децильный коэффициент в Москве уменьшился до 47, и это по-прежнему крайне неблагоприятный показатель. Работа в этом направлении является одним из приоритетов правительства Москвы, подчеркнула Л. Швецова.

Помимо этого, столичными властями постоянно предпринимаются различные меры по улучшению уровня жизни москвичей. В частности, в текущем году пенсии повышались 4 раза. Важную роль играют и столичные надбавки к пенсии, составляющие в зависимости от разных условий от 500 до более чем 1000 рублей. В 2002 году в столичный бюджет на выплату надбавок была заложена сумма 12 млрд.; в бюджете 2003 года она увеличена до 16 млрд. Согласно приведённым статистическим данным, без этих надбавок лишь 104 тыс. столичных пенсионеров жили бы выше черты бедности. Контингент получателей надбавок составляет 1 млн. 920 тыс. человек.

Повысилась в 2002 году и заработная плата, особенно в таких отраслях как строительство, транспорт и коммерческий сектор. Бюджетный сектор продолжает оставаться "головной болью" для комплекса социальной сферы. В этой области действия Московского Правительства должны быть направлены не только на простое повышение зарплаты, но и на укрепление государственного сектора в целом - только так возможно добиться повышения уровня социальной защищённости граждан. В 2002 году Комплекс социальной сферы правительства Москвы активно действовал не только в сфере непосредственно строительства учебных заведений, но и разрабатывал и внедрял воспитательные и образовательные программы, призванные сформировать оптимальный психологический климат в столице. Программы, направленные на воспитание толерантности и патриотизма у детей и молодёжи, на развитие детского движения, на охрану здоровья молодого поколения москвичей являются неотъемлемой частью работы социальной сферы столицы. Причём эти действия должны производиться в комплексе - так их эффективность будет выше и отдача в виде повышения уровня жизни горожан произойдёт быстрее и в больщем объёме.