"Напряженность на Южном Кавказе будет нарастать": Нагорный Карабах за неделю

Баку, 27 января 2007, 19:56 — REGNUM  

Обзор СМИ за 19-25 января 2007 года.

Военный вестник. Итоги 2006-го и прогнозы на 2007-й. Московская встреча Осканян-Мамедъяров. Визит сопредседателей Минской группы в регион.

Военный вестник

Согласно бакинской "525-й газете", жители азербайджанского села Чыраглы, расположенного недалеко от линии фронта, не могут заниматься сельским хозяйством. Ссылаясь на агентство "Тренд", газета пишет, что, когда жители села занимаются севом, армянские подразделения обстреливают их. По словам местных жителей, в основном режим прекращения огня нарушается по ночам. Жителям села приходится покупать продукты на базаре, так как они не могут заниматься сельским хозяйством. По словам газеты, подразделения армянских вооруженных сил (ВС) также стреляют и в домашних животных.

По сообщению агентства "Тренд", 19 января подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения с ВС Азербайджана сразу на двух направлениях. Обстрел позиций азербайджанской армии велся из автоматов в течение 20 минут примерно между 20.00-21.00 в районе сел Юсифджанлы Агдамского района и Лелетэпэ Джабраильского района Азербайджана. Ответным огнем обстрел был подавлен. Жертв нет.

Как сообщает бакинская "525-я газета", ночью 21 января подразделения армянских вооруженных сил с позиций, расположенных возле села Баш Гарвенд Агдамского района, подвергли обстрелу позиции азербайджанских вооруженных сил. Потерь нет.

24 января отделения Вооруженных сил Армении из села Талыш Тертерского района обстреляли позиции Вооруженных сил Азербайджана. Согласно агентству АПА, огонь велся в течение 20 минут. Обстрел был подавлен ответным огнем. Пострадавших нет.

Как сообщает агентство "А1 плюс", 22 января около 10:40 на боевых позициях воинской части Берда выстрелом азербайджанского снайпера был ранен в голову солдат срочной службы Армен Суренович Малхасян, 1988 года рождения. По дороге в медпункт солдат скончался.

Информационный портал МИД Нагорного Карабаха распространил сообщение пресс-службы Министерства обороны республики. В сообщении сказано: "22 января в 13:45 на южном направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана у населенного пункта Горадиз азербайджанскими подразделениями в очередной раз был нарушен режим прекращения огня. В результате выстрелов с азербайджанских позиций получил смертельное ранение и скончался на месте военнослужащий срочной службы Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики ефрейтор Мгер Мовсесян. Пресс-служба министерства обороны НКР обращает внимание на тот факт, что в последнее время подобные действия азербайджанской стороны нацелены исключительно на дестабилизацию и без того напряженной ситуации в зоне карабахского конфликта. Трагический инцидент 22 января свидетельствует о том, что слова Азербайджана о необходимости разрешения нагорно-карабахской проблемы на основе мирных принципов и его реальные дела кардинально расходятся. Осознавая, что такое развитие событий чревато непредсказуемыми последствиями, карабахская сторона решительно призывает официальный Баку сохранять приверженность режиму прекращения огня и не подвергать угрозе региональную безопасность и мир".

Интенсивное развитие Вооруженных сил Азербайджана беспокоит Армению. Как передает агентство "Тренд", об этом 23 января журналистам заявил советник президента Азербайджана по военным вопросам Вахид Алиев, комментируя недавнее заявление министра обороны Армении Сержа Саркисяна о том, что Азербайджан проиграет, если начнет военные действия. "Сейчас Армения ничего другого не может сказать. Армения видит, что отстает от Азербайджана во всех отношениях. Боевая готовность, морально-психологическая готовность Вооруженных сил Азербайджана, закупка военно-технического оборудования беспокоят Армению. Морально-психологическая готовность личного состава Вооруженных сил Азербайджана находится на очень высоком уровне и способна освободить оккупированные земли. Подобные беспочвенные заявления возникают по этой причине", - сказал Алиев.

Армения не нервничает из-за того, что Азербайджан активно вооружается. Об этом в Ереване заявил журналистам первый заместитель министра обороны Армении, начальник Главного штаба Вооруженных сил генерал-полковник Микаел Арутюнян. По его словам, Азербайджан обязан придерживаться квот Договора об обычных вооружениях (ДОВСЕ). "Азербайджан сам решает, какое вооружение он хочет иметь. Главное в том, что это вооружение должно быть в рамках квот. Что же касается обстановки на линии соприкосновения Армии обороны НКР с Вооруженными силами Азербайджана, а также на армяно-азербайджанской границе, там все относительно спокойно. Существенной напряженности нет", - подчеркнул Арутюнян. (PanARMENIAN.Net).

Минувший год был годом развития и успехов во всех сферах. Об этом заявил в эфире Общественного телевидения Нагорного Карабаха (НК) министр обороны республики Сейран Оганян. При этом глава оборонного ведомства отметил, что девизом 2006 года было "активное обучение и поступательное движение вперед". В минувшем году, по его словам, была продолжена традиция укрепления связи "армия-общество". Министр отметил, что при решении основной задачи - повышения уровня боевой готовности армии - особое внимание было уделено несению боевого дежурства, обеспечению безопасности на передней линии. Совершенствовались также командирское управление, взаимодействие подразделений, маневренность войск. "Мы не намерены довольствоваться достигнутым. Обеспечивая надежную защиту границ, мы обеспечиваем мирную деятельность нашего народа", - отметил Сейран Оганян. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Как сообщает газета "Ереван-Жаманак", член азербайджанской делегации в ПА НАТО Новрузов заявил, что Азербайджан собирается на весенней сессии ассамблеи поднять вопрос о "незаконном вооружении Армении". И это притом, что, как пишет газета, Азербайджан "только и думает об умножении своего военного бюджета". По словам Новрузова, Армения быстро вооружается, нарушая при этом международные нормы. "Если выяснится, что Армения превзошла международные нормы, необходимо будет принять против этого меры", - заявил Новрузов.

"Баланс вооружений в регионе нарушает Азербайджан. Армения никогда его не нарушала", - сказал в беседе с корреспондентом "А1 плюс" бывший министр обороны Республики Армения (РА) Вагаршак Арутюнян. Более того, по его мнению, армянская сторона не проводит достаточной работы для освещения сложившейся ситуации, "зато этим вплотную занимается Азербайджан". Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подтверждение которого в мае 1992 года Арутюнян считает победой Армении, устанавливает для Армении, Азербайджана и Грузии одинаковые квоты вооружений - 220 танков, 220 единиц бронетехники, 285 единиц орудий, 100 самолетов и 50 ударных вертолетов. По словам Арутюняна, вышеуказанный договор ограничивает увеличение вооружений лишь в части наступательного оружия, а сам договор, подписанный в рамках ОБСЕ, предусматривает обязательное проведение ежегодных инспекций. В соответствии с договором, всего через 9 часов после его подписания любая страна-подписант может провести проверку в любой воинской части другой страны. По словам Арутюняна, проверки в Армении осуществляла также Турция и ни разу не было зарегистрировано никаких нарушений. Пресс-секретарь Министерства обороны Армении Сейран Шахсуварян добавил, что Армения договор не нарушает, поскольку "его положения контролируются со стороны международных организаций и периодически проводятся подсчеты". В свою очередь, экс-замминистра обороны Ваан Ширханян напомнил, что Азербайджан сам заявляет, что они в 5 раз увеличили свой военный бюджет, и добавил, что очень негативно относится к милитаризации Закавказья: "Уверен, что Закавказье ведут к "балканизации". Потому заинтересованные сверхдержавы и вооружают стороны. Вот в чем самая большая опасность. А Армения не может оказаться неготовой к адекватным ответам. Если Армения видит, что Азербайджан ускоренными темпами вооружается, то и она не может сидеть сложа руки. Я считаю это вполне естественным". "Что касается проверок, то их надо в первую очередь провести в Нахичевани, где расположены полностью вооруженные турецкие войска и, конечно же, в Азербайджане, получившем огромное количество оружия с Украины", - сказал Ширханян.

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил экс-командующий Армией обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян:

"Господин Бабаян, в эти дни армянская армия празднует свое 15-летие. Как она была создана?

Думаю, создание армии началось не в середине 1990-х гг. или в 1991 г., а во второй половине 1992 г. До этого были вооруженные отряды, сформированные патриотами, которые всячески старались внести свой вклад в освободительную борьбу и процесс становления государства. Уже в августе 1992 г. стало ясно, что одного лишь духа патриотизма и отдельных боевых отрядов недостаточно для ведения военных действий и достойного отражения противника, что для защиты отечества необходимо иметь организованную, мощную армию. Было очевидно: создание армии с единым командным составом и строгой дисциплиной не имеет альтернативы. Результатом стала операция Лачин-Кельбаджар - первая среди спланированных и организованных передислокаций войсковых групп, осуществленных под единым командованием. Мы смогли осуществить боевые маневры, что было бы невозможно, не будь у нас четкой организации.

Какую роль, по вашему мнению, может сыграть организованная армия при решении наших проблем с соседями?

Хотя и говорят, что армия не должна быть политизированной и не должна заниматься политикой, но все же именно армия является основой политики. Именно благодаря армии противостоящие нам государства не разговаривают с нами на языке оружия, но садятся за стол переговоров.

Господин Бабаян, какие вы видите возможности решения карабахской проблемы?

Полагаю, переговорный процесс находится в тупике. Дело в том, что власти Азербайджана не настолько сильны, чтобы признать независимость НКР и подписать какой-либо документ, подтверждающий этот статус. Власти же Армении и Карабаха ни при каких обстоятельствах не смогут сдать или подарить Арцах [армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM] Азербайджану. Такая формулировка, какой бы неопределенной и "смазанной" она ни была, неприемлема. Я уверен, что переговорные процессы не будут идти в правильном направлении, пока сопредседатели Минской группы не возьмут на себя ответственность признать НКР стороной переговорного процесса. Переговоры нужно вести непосредственно с официальным Степанакертом. И только после подписания некоего пакетного соглашения со Степанакертом, в котором найдут решение все основные вопросы, можно переговариваться с Арменией и Азербайджаном. Если решением будет считаться разделение конфликтующих сторон некими миротворческими силами, то это и сейчас так. Какая разница, какого цвета будет каска этих солдат? При наличии войск мира не будет. Если мы подпишем мирное соглашение, выводя войска друг против друга, то это станет ситуационным и взрывоопасным в дальнейшем решением. Стабильный, продолжительный мир, конечно же, должен быть результатом компромиссов. А какие конкретно компромиссы возможны - должен решить народ Карабаха. Полагаю, нужно демилитаризовать регион и дать возможность всем геополитическим силам конкурировать в области экономики. Пусть США, Россия, Европа, соседние страны осуществляют в регионе экономические программы. Но мы не должны прислуживать какому-либо государству и противиться другому. Еще мы не должны стараться получить дивиденды, используя противоречия супердержав. Я уверен, что сегодня этого требуют национальные интересы". ("Айоц Ашхар").

Итоги 2006-го и прогнозы на 2007-й

Как сообщает радио "Свобода", эксперты американского аналитического центра Stratfor считают, что дипломатическое урегулирование карабахского конфликта в ближайшее время маловероятно. "Азербайджан значительно увеличил свои доходы, получаемые от энергетических проектов, и пообещал потратить в 2007 году на оборону $1 млрд., вместо $700 млн. в 2006 году. Хотя азербайджанская армия уступала Вооруженным силам Армении, гонка вооружений может усилить конфронтацию вокруг контролируемого армянами Нагорного Карабаха", - говорится в прогнозах Stratfor на 2007 год. По мнению экспертов, "как и в случае с сепаратистскими районами Грузии, конкретизация статуса Косово приведет к эскалации карабахского конфликта". "ООН почти наверняка предоставит Косово независимость, это подтолкнет Россию потребовать того же самого для находящихся за ее границами сепаратистских территорий. Россия попытается расширить свое присутствие в Абхазии и Южной Осетии под видом миротворческой деятельности, а Грузия даст адекватный ответ", - отмечается в публикации. "Учитывая напряженные отношения между Москвой и Тбилиси, противостояние может перерасти в некое подобие войны", - считают эксперты Stratfor. Резюмируя вышесказанное, американские аналитики прогнозируют, что в 2007 году напряженность на Южном Кавказе будет нарастать. ("АРКА").

"Не думаю, что в 2007 году могут быть определенные подвижки в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Жесткая политическая позиция Азербайджана не может способствовать продвижению вперед. Принятию политического решения помешают не выборы в Нагорно-Карабахской Республике или в Армении, а непримиримость Азербайджана, полярность позиций сторон". Об этом заявил руководитель арцахского представительства партии "Дашнакцутюн" Артур Мосиян. По его словам, "в 2006 году по вине Азербайджана окно [окно возможностей для решения карабахского конфликта. - прим. ИА REGNUM], которое в принципе имелось, фактически закрылось". ("АрмИнфо").

Глава отдела внешних связей администрации азербайджанского президента Новруз Мамедов не ожидает скорого прорыва в процессе урегулирования карабахской проблемы. "Вне зависимости от того, будут у них выборы или нет, армянские руководители ведут нечистоплотную политическую линию в урегулировании конфликта и этим вредят прежде всего себе", - заявил Мамедов, комментируя возможность влияния предстоящих в Армении в этом году парламентских выборов на переговорный процесс по решению карабахской проблемы. По словам Мамедова, за годы переговоров армянское руководство зарекомендовало себя "с крайне ненадежной стороны, неоднократно торпедируя достигнутые договоренности". "Они считают, что могут лицемерить, лукавить, но в действительности это пагубные качества. И предстоящие в этой стране выборы являются всего лишь очередным предлогом, удобным для того, чтобы отказаться от договоренностей. Конечно, сегодня в переговорах создалась возможность достижения прогресса. Но я слишком хорошо знаю армянскую сторону, чтобы ожидать скорого достижения прорыва на переговорах", - подчеркнул Мамедов. (Analitika.az).

Газета "Жаманак-Ереван", прогнозируя предстоящие "горячие переговорные деньки", пишет, что это вовсе не означает, что в переговорном процессе может произойти что-то наподобие "прорыва", поскольку президентам Армении и Азербайджана Роберту Кочаряну и Ильхаму Алиеву в 2006-м удалось "закрыть полуоткрытые окна" и "опорожнить полунаполненные стаканы". Так, пишет газета, в самом начале 2007 года официальный Баку, в лице министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова, успел заявить американскому изданию The Wall Street Journal о намерении достичь договоренности по трем основным "принципам": "никакого разделения, никакой оккупации, возврат перемещенных лиц на свои прежние места".

Московская встреча Осканян-Мамедъяров

Накануне встречи

В рамках СНГ мы до сих пор не смогли решить карабахский вопрос, и страна фактически находится в состоянии необъявленной войны с Арменией, а это говорит о том, что СНГ не в полной мере выполняет свои функции, считает азербайджанский писатель Чингиз Абдуллаев. "С другой стороны, я верю, что СНГ еще не полностью себя изжил и что именно в рамках этой структуры будут найдены пути достижения мирного соглашения, причем не без участия России. В рамках этого же соглашения мы все еще пользуемся безвизовыми поездками в страны-члены СНГ", - сказал Абдуллаев агентству "Новости-Азербайджан". Писатель уверен, что СНГ нуждается в модернизации и что в скором времени она будет произведена.

Россия приветствует продолжение армяно-азербайджанского диалога по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на различных уровнях, в первую очередь между президентами двух стран. Об этом заявил официальный представитель МИД России Михаил Камынин в преддверии намеченных на 23 января в Москве переговоров глав МИД Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова. Вместе с тем, передает ИА REGNUM, по словам представителя российского МИД, Москва придерживается мнения, что сами участники конфликта должны прийти к взаимоприемлемому решению конфликта. Россия же, со своей стороны, "готова оказывать в этом деле самое активное содействие, как в двустороннем плане, так и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, и стать гарантом будущей возможной договоренности", отметил Камынин.

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", по мнению российской "Независимой газеты", особых надежд с московской встречей связывать нельзя. Определенные надежды, согласно "НГ", питает Евросоюз. В частности, посол Германии в Азербайджане Пер Станкина заявил, что ЕС, председательство в котором в январе перешло к Германии, надеется, что московская встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана даст положительные результаты. Сама "НГ" считает, что оснований для оптимизма нет. Газета напоминает о заявлении замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова о том, что "Баку уже все сделал для достижения конструктивных изменений и мяч теперь на поле Армении", а также о заявлении, что Азербайджан готов признать право НК на самоопределение, но только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Далее, пишет "Айкакан жаманак", "НГ" напоминает о заявлении министра иностранных дел Армении о том, что позиция армянской стороны в вопросе НК неизменна, и заключает: "При схожести звучания подходов Баку и Еревана к проблеме основное противоречие, касающееся статуса, вряд ли преодолимо - Баку готов рассматривать Нагорный Карабах только в составе единого азербайджанского государства, тогда как Ереван подобное не приемлет в корне. И хотя Вардан Осканян сообщил, что на столе переговоров лежит интересное предложение и при проявлении политической воли возможно зафиксировать продвижение в урегулировании конфликта, особых надежд на прогресс, вероятно, возлагать не стоит". Так что, согласно газете, нет никакой надежды на то, что в Москве Осканяну и Мамедъярову удастся найти точки соприкосновения и зафиксировать прорыв в процессе урегулирования карабахского конфликта.

По мнению бакинского политолога Расима Мусабекова, предстоящая встреча министров - показатель того, что, несмотря на заявления армянского президента о том, что в связи с началом парламентскими выборов в РА он не предполагает интенсивного дипломатического диалога, сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ не собираются мириться с подобной постановкой вопроса. "После московской встречи, как сообщается, к очередному раунду переговоров стороны собирается пригласить президент Франции", - отмечает политолог. По его словам, эта встреча может стать реальностью, если на московских переговорах будет отмечен определенный прогресс, появятся некоторые надежды. "Все укладывается в схему, когда усилия могут быть продолжены, но результаты эти шаги вряд ли дадут, поэтому я в большей части настроен пессимистично", - сказал Мусабеков в беседе с газетой "Эхо".

Встреча в Москве

Как сообщает PanARMENIAN.Net, 23 января в Москве под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова. В ходе переговоров было продолжено обсуждение принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В результате прошедших в конструктивной атмосфере переговоров была достигнута договоренность о продолжении встреч.

Как отмечает бакинская "525-я газета", вначале встреча, проводившаяся в здании МИД России, проходила в широком составе. В первой части переговоров, кроме сопредседателей МГ Юрия Мерзлякова (Россия), Метью Брайзы (США) и Бернара Фасье (Франция), а также личного представителя по Карабаху нынешнего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика, принимали участие глава МИД России Сергей Лавров и его заместитель Григорий Карасин. Далее, пишет газета, министры продолжили детальные обсуждения.

Переговоры с Варданом Осканяном были интенсивными и касались последнего из находящихся на повестке дня принципов урегулирования. Об этом по окончании встречи в Москве журналистам заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Как отмечает бакинская газета "Зеркало", он не уточнил, какой именно принцип обсуждался, но признал, что переговоры были "достаточно сложными". По мнению газеты, если подписание какого-либо соглашения неминуемо, то официальному Баку выгодно сделать это именно сейчас: "Ведь таким образом не только удается выполнить одно из основных обязательств перед международными посредниками, прежде всего перед США, но еще и успеть до очередных президентских выборов 2008 года нивелировать негативные последствия подписания мирного соглашения для внутриполитической ситуации". Кроме того, считает газета, не исключено, что в Баку прекрасно осознают, что проблему торпедирования мирных переговоров на данном этапе с блеском решит армянская сторона, которая не может буквально накануне парламентских выборов подписать даже рамочное соглашение по урегулированию конфликта.

Итоги встречи глав МИД Азербайджана и Армении нельзя считать успешными. Об этом заявил "Эм-пи-эй" замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, комментируя прошедшие 23 января в Москве переговоры между Эльмаром Мамедъяровым и Варданом Осканяном. По словам Азимова, прогресс на переговорах отмечен не был. Касаясь возможности встречи президентов двух стран, замминистра сказал, что для этого должна быть создана основа. В связи с тем, что министрам не удалось достичь подвижек в решении проблемы, для встречи в верхах нет причин. Азимов не исключил, что в ходе планирующегося визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ посредниками будут представлены новые предложения по урегулированию конфликта, однако подчеркнул, что это зависит от результатов переговоров. ("Новости-Азербайджан").

Как пишет газета "Айоц Ашхар", после встречи с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым министр иностранных дел РА Вардан Осканян сообщил, что была предпринята попытка обсудить "второй пласт некоторых принципов". "Могу сказать, что на этот раз была предпринята попытка обсудить второй пласт некоторых принципов - в качестве первого шага, направленного на углубление переговоров", - сказал он. "В этом плане встреча проходила в позитивном ключе. Не могу сказать, что достигнут серьезный прогресс, но думаю, это была продуктивная попытка, и нужно продолжать переговоры", - отметил Осканян. По его словам, в основе переговоров по-прежнему лежит документ, представленный сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Министр считает маловероятной встречу президентов Армении и Азербайджана до парламентских выборов в РА. Он сообщил, что в Москве главы внешнеполитических ведомств двух стран имели неофициальную встречу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Позднее в беседе с радио "Свобода" Вардан Осканян оценил итоги этой встречи положительно. "Не могу сказать, что мы достигли серьезных сдвигов, но переговоры были полезными, необходимо продолжить в этом направлении", - сказал Осканян и добавил, что не верит в возможность встречи президентов Азербайджана и Армении в ближайшие месяцы: "Вероятность реализации встречи президентов до парламентских выборов в Армении, намеченных на март, не велика".

Очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ вновь характеризуется как конструктивная, пишет газета "Азг". Как сообщает газета, после встречи министров иностранных дел "тройка" ОБСЕ (действующий председатель организации, министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос, особый посланник министра иностранных дел Бельгии Пьер Шевалье, заместитель министра иностранных дел Финляндии Анн Сипилайнен) выступила в Вене с заявлением, призывающим страны-участницы "замороженных конфликтов" на постсоветском регионе вести конструктивные переговоры на основе уже достигнутых соглашений. "Тройка" высоко оценила работу Минской группы ОБСЕ за прошлый год и призвала президентов Армении и Азербайджана приложить все усилия для решения карабахского вопроса в этом году. Переговоры по урегулированию карабахского конфликта в этом году, как и раньше, проходят в обстановке секретности, однако примечательно то, что они сохраняют инерционный прогресс 2006 года, и, пожалуй, до истинного предвыборного периода можно ожидать встречу Кочарян-Алиев, пишет газета. По ее мнению, о вероятности этой встречи свидетельствует также то, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ посетят регион конфликта, а в ходе их визитов обычно обсуждаются вопросы, возникшие в переговорном процессе, и согласовываются подробности встречи президентов.

Хотя и азербайджанская, и армянская стороны отметили, что переговоры прошли интенсивно, сближения позиций сторон не наблюдалось, пишет "525-я газета". По сведениям газеты, московская сторона принимала активное участие в обсуждениях, а за день до встречи глав МИД Азербайджана и Армении, вечером 22 января за ужином с сопредседателями, стороны также вели неофициальные переговоры. По поводу предложений сопредседателей, пишет газета, ничего не сказано, "хотя можно предположить, что речь идет о статусе Нагорного Карабаха". Газета отмечает, что весь прошлый год сопредседатели неоднократно редактировали основные принципы урегулирования и пытались несколько сблизить позиции сторон. "В октябре 2006 года посредники подготовили и представили сторонам "модифицированный документ по поводу принципов урегулирования" и заявили, что этот документ сможет отдалить конфликтующие стороны от противоречивых моментов. Однако армянская сторона заявили о том, что Нагорный Карабах никогда не будет подчиняться Азербайджану, на что официальный Баку ответил, что вопрос статуса Карабаха будет решен только лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана". По мнению газеты, из заявления представителя МИД РФ Михаила Камынина о готовности России стать гарантом мирных договоренностей по Карабаху следует, что и в будущем РФ не останется в стороне от переговорного процесса. "525" обращает внимание на то, что спустя полтора месяца после заявлений руководства Армении о "замораживании" карабахских переговоров из-за парламентских выборов стороны вновь встретились в Москве.

Из интервью политолога Манвела Саркисяна газете "Айоц Ашхар":

"В конце года президент Кочарян заявил, что в связи с парламентскими выборами активизации переговорного процесса он не предвидит. Это не просто мнение, а позиция руководителя страны, и международное сообщество должно было как-то отреагировать на это. Другое дело, что пока трудно сказать, как это заявление было воспринято в международных инстанциях. Полагаю, очередная встреча министров иностранных дел в первую очередь решает задачу поддержания перманентности переговоров, сохранения "переговорного фона", т.к. альтернативой переговоров является нежелательное усиление напряженности в зоне конфликта. Чтобы этого не произошло, встречи на уровне министров иностранных дел будут продолжены независимо от развития политической ситуации, будь то в Армении или Азербайджане. Но это лишь одна составная часть переговорного процесса. Параллельно сопредседатели будут посещать регион, встречаться со сторонами, проводить обсуждения и в основном осуществлять некую миссию формального характера. Возможно, позиция президента Кочаряна сопредседателями воспринята и они намерены придерживаться подхода "поддержания" переговорного процесса для недопущения обострения в зоне конфликта. Но это лишь один из вариантов. Возможно, наоборот, международные инстанции не принимают позицию армянской стороны и пытаются навязать некие решения для скорейшего урегулирования конфликта. Встреча Осканян-Мамедъяров покажет, серьезно ли в действительности настроены сопредседатели в продвижении переговорного процесса или все это носит формальный характер.

То есть еще рано делать прогнозы?

В этом плане примечательно заявление президента России касательно проблемы Косово. То была довольно серьезная заявка, которой Владимир Путин, по сути, зафиксировал резкое неприятие косовского сценария российской стороной и фактически подтвердил прежнюю позицию российской стороны: в случае принятия этого сценария его нужно сделать универсальным и для урегулирования постсоветских конфликтов. Т.е. Россия предлагает "спроецировать" модель Косово на южно-кавказские конфликты. Если международное сообщество будет настаивать на косовском сценарии и Россия материализует свои "угрозы", например, признает независимость Абхазии, ситуация в регионе существенно изменится, что естественным образом скажется и на карабахском противостоянии.

Президент и министр иностранных дел Осканян неоднократно заявляли, что слухи о давлении на стороны извне слишком преувеличены. Тогда как в конце года Соединенные Штаты в лице представителя Госдепа заявили, что в случае необходимости США могут оказать давление для продвижения документа, лежащего на столе переговоров...

Реальное давление на стороны может иметь место лишь в том случае, когда все крупные державы, вовлеченные так или иначе в процесс урегулирования, будут едины во мнении насчет окончательного варианта решения конфликта, т.е. выступят с единой позиции. Когда весь западный мир объединился и выступил единым блоком, на Югославию было оказано давление, и довольно скоро вопрос был решен. Более того, оказалось, что Россия не может оказать какое-либо влияние на этот процесс. На Южном Кавказе сталкивается множество интересов. В этих условиях давление на стороны вряд ли может быть результативным: если, навязывая определенные решения, некая сторона из числа миротворцев оказывает давление на власти, последние ищут защиты у другой стороны. Следовательно, в этом случае не совсем верно говорить о прямом давлении. И потом, давление не бывает лишь на словах - оно должно быть подкреплено действиями и решениями международных инстанций. Но на сегодня этого я пока что не вижу. Сегодня Азербайджан проводит неприкрытую политику изоляции Армении, и недавно, в лице Алиева, вновь подтвердил эту позицию. Азербайджан старается приобрести союзников в разных плоскостях, усиливает свой экономический и военный потенциал, вытесняя тем самым Армению из разных региональных программ, активно работает в международных структурах и пытается закрепить свои подходы в разных международных документах. В этих условиях, исходя из противоречий, существующих между заинтересованными державами (США, Россией, европейскими странами), Армения должна искать новые подходы, пытаться сохранить, как минимум, существующее положение". ("Айоц Ашхар").

Визит сопредседателей Минской группы в регион

Баку

В Баку 24 января состоялась встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию. Сопредседатели МГ ОБСЕ прибыли в Баку из Москвы ночью. В состав миссии входят Бернар Фасье (Франция), Юрий Мерзляков (Россия), Мэтью Брайза (США), а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. (Analitika.az).

Как сообщает бакинская "525-я газета", в ходе встречи состоялся обмен мнениями по поводу нынешней ситуации и перспектив урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Газета пишет, что сопредседатели, отправившиеся после встречи в Ереван, не рассказали об итогах переговоров в Баку. Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков сообщил газете лишь о том, что после переговоров в Ереване с президентом страны Робертом Кочаряном посредники распространят совместное заявление.

Проведенные с руководством Азербайджана переговоры можно назвать конструктивными. Об этом, передает агентство "Тренд", 24 января журналистам сообщил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. По его словам, в ходе консультаций были рассмотрены так называемые "основные принципы" нагорно-карабахского урегулирования, а также энергетические вопросы. Посредник добавил, что министр иностранных дел и президент Азербайджана серьезно и конструктивно относятся к переговорам, что позволяет надеяться на достижение договоренностей в текущем году. При этом Брайза добавил, что обе стороны на переговорах серьезно защищают свои позиции, но в конструктивной обстановке.

"Переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта продолжается конструктивно и тщательно. Мы рады заметить, что обе стороны вносят очень конструктивный вклад в наши усилия", - заявил журналистам в аэропорту по отбытии из Баку французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Бернар Фасье. По его словам, последние полтора года он со своими коллегами работает над различными предложениями в рамках мирного процесса. "Наша работа - построить стену мира, что является очень длинным процессом. И каждым кирпичом мы укрепляем подвижки. Мы продолжаем перестройку стены мира", - отметил Фасье. Отвечая на вопрос, ведется ли работа над проектом мирного договора, дипломат подтвердил это, но добавил, что все зависит от продолжения и укрепления достигнутых подвижек в переговорном процессе. "Мы не являемся лицами, которые подпишут мирное соглашение. Все зависит от политической воли ваших руководителей. Мы только пытаемся помочь им, но последнее слово за ними", - сказал Фасье. Американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза добавил, что подписание мирного договора в 2007 году возможно, но должны быть решены несколько проблем. ("Тренд").

Степанакерт

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян встретился 22 января с личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспшиком. Как сообщает исполняющий обязанности пресс-секретаря главы НК, участники встречи обсудили предстоящий в ближайшее время визит в регион конфликта сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также ряд вопросов, касающихся нынешней ситуации на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских вооруженных сил. ("АрмИнфо").

Электронная газета KarabakhOpen накануне визита сопредседателей МГ ОБСЕ описывает ситуацию, в которой им предстоит встретиться с президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном: "А ситуация такова. Буквально вчера в ходе встречи с президентом России президент Армении Роберт Кочарян отметил, что испытывает "пока мало оптимизма" по поводу переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, но тем не менее верит в готовность сторон продолжать мирный процесс. Самое главное, по словам Кочаряна, это то, что прекращение огня, установившееся в регионе с 1994 года, продолжается. При этом президент Армении отметил, что это говорит о намерении сторон продолжать мирный процесс в рамках ОБСЕ. Со своей стороны Владимир Путин выразил мнение, что конфликтный потенциал пока еще очень большой "и, к сожалению, наиболее острые вопросы до сих пор урегулировать не удалось". Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис считает, что вопрос предоставления или не предоставления независимости Косово, Нагорному Карабаху, Кипру, Приднестровью и другим территориям должна решать ООН. "Только ООН может решать, кому предоставлять независимость. СЕ не имеет права принимать решения относительно независимости Косово", - заявил Терри Дэвис. Между тем, представивший вчера в СЕ доклад по Косово лорд Рассел-Джонстон заявил, что "Косово должна быть предоставлена независимость при некоторых условиях". "Возврат Косово под эгиду Белграда только усугубит проблему, так как стороны давно уже непосредственно не общаются, а говорят друг с другом только при помощи посредников", - отметил он. В то же время спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Питер Семнеби заявил, что "мы направим в Нагорный Карабах миссию по привлечению дополнительных мер для создания атмосферы доверия в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта". По его словам, целью миссии является изучение перспектив осуществления мероприятий в конфликтных зонах, предусмотренных планом действий в рамках Политики нового соседства Евросоюза". Исходя из вышеперечисленного, газета приходит к выводу, что ожидать кардинальных подвижек в урегулировании карабахского конфликта в ближайшее время не стоит. "И не только потому, что Армения находится в предвыборном режиме, но еще и потому, что пока не обрела реальные контуры тенденция, предполагающая возможность пересмотра государственных границ. Но тенденция есть - если раньше об этом даже не говорилось, то последнее заявление Тэрри Дэвиса означает, что такая возможность уже существует. Кроме того, о том, что изменилась ситуация в регионе, говорит и тот факт, что Европа намерена напрямую работать с Карабахом. В сложившейся ситуации, надо полагать, сопредседатели будут говорить о сохранении режима прекращения огня, о содействии НКР - экономическом и демократическом, а также об углублении работы по убеждению мирового сообщества в признании права народа на самоопределение".

25 января, в рамках регионального визита, сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Юрий Мерзляков (Россия), Мэтью Брайза (США) и Бернар Фасье (Франция) прибыли в Степанакерт. Как сообщает ИА REGNUM, в тот же день состоялась многочасовая встреча посредников с президентом НК Аркадием Гукасяном. Во встрече принимал участие и министр иностранных дел НК Георгий Петросян.

Как передает агентство "А1 плюс", российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков положительно оценил результаты встречи с президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном: "Давно уже не удавалось побывать в НКР в таком расширенном составе. Что касается результатов встречи с президентом Гукасяном, то должен сказать, что они довольно конструктивны и плодотворны". Американский сопредседатель Мэтью Брайза также оценил позицию Гукасяна как конструктивную. В свою очередь, президент НК также назвал работу сопредседателей конструктивной, добавив, что, "однако, не все от них зависит". "Они должны согласовать свои позиции с позицией Азербайджана, которая, на мой взгляд, продолжает оставаться неконструктивной", - сказал Гукасян. Среди основных проблем урегулирования конфликта Гукасян отметил вопросы статуса Нагорного Карабаха, территорий и беженцев. "Пока еще рано говорить об окончательном урегулировании конфликта, поскольку по всем этим вопросам существуют разногласия", - заявил Аркадий Гукасян.

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков сказал, что на встречах в Нагорном Карабахе обсуждались как текущая ситуация, так и перспективы нагорно-карабахского урегулирования. По его словам, "мы обменялись идеями и стремились придти к единому мнению по ряду вопросов". Отвечая на вопрос об урегулировании проблемы Косово, российский дипломат отметил, что "это создаст прецедент, так как впервые на европейском пространстве идет речь о бывшей автономии". В то же время, французский и американский сопредседатели Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье и Мэтью Брайза высказались против использования косовской модели урегулирования в качестве универсальной. "Каждый конфликт имеет свои особенности и сложности, и для каждого из них следует найти свое решение", - заявил Мэтью Брайза. (PanARMENIAN.Net).

"Войной проблему не решить, может быть только мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта. А чтобы готовиться к миру, необходимо говорить о мире, а не о войне", - заявил в Степанакерте французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье по завершении встречи с президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном. Как сообщает ИА REGNUM, отвечая на вопрос о намерении Евросоюза напрямую работать с Нагорным Карабахом, французский посредник сказал: "Сегодня посредством переговоров в рамках ОБСЕ США, Россия и Франция пытаются помочь сторонам конфликта придти к мирному урегулированию конфликта. Евросоюз в целом имеет другие средства решения подобных вопросов. Например, это Политика соседства. Евросоюз может помогать процессу урегулирования, но он не участвует в переговорах".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.