23 января прошло юбилейное 50-е заседание ивановского облправительства. Оно рассмотрело вопрос "Об утверждении уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В соответствии с федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, в регионе предоставление льготного проезда было регламентировано губернаторским указом "О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области". Льготы на проезд предоставляли все перевозчики, работающие по договору, независимо от формы собственности. При этом в регионе сложилась ситуация, когда перевозчики самостоятельно устанавливают тарифы на пассажирские перевозки, исходя из постановления обладминистрации 1996 г. "О государственном регулировании цен (тарифов)".

В начале рассмотрения вопроса губернатор заметил, что пассажирские "тарифы - вопрос важнейший" для облправительства. Как сообщил основной докладчик по вопросу, председатель областного комитета по транспорту и связи Сергей Хватов, более 90% жителей области "перевозятся автотранспортом". В регионе существует устойчивая тенденция увеличения количества частных перевозчиков. Для общественного транспорта характерна большая изношенность, недостаточное финансирование социально значимых маршрутов, неразвитость сети автостанций. В Иванове один автовокзал, не отвечающий современным требованиям; в области много автобусов, не соответствующих требованиям безопасности, и плохие дороги. 95-й Федеральный Закон о ветеранах и инвалидах вышел без указания источников финансирования их льготного проезда. Вызванные законом задержки зарплат и т. п. поставили муниципальные автотранспортные предприятия на грань банкротства. 22-й Федеральный Закон о монетизации льгот усугубил положение. Региональный комитет по транспорту и связи заключил 284 договора о пассажироперевозках, из них 218 с индивидуальными предпринимателями. Для перевозчиков установлен лишь предельный уровень рентабельности - до 35%. За год льготники совершили более 30 млн. поездок на более чем 23 млн. талонов. Учет затруднен, так как частные перевозчики не предоставляют необходимую информацию или дают недостоверную из-за отсутствия у них системы учета. Комитет по транспорту возмещает затраты на перевозки льготников "по действующему перевозчикотарифу, но не выше предельного", установленного облправительством. Комитет столкнулся с серьезными проблемами по обеспечению компенсации, хотя договор с комитетом, ограничивающий его 7 рублями, стал самым мощным фактором сдерживания тарифа.

При этом ивановская горадминистрация не считает, что для заключения договоров с перевозчиками необходимо проводить процедуру согласования тарифов. Комитет провел расчет экономической обоснованности тарифа. В результате решено утвердить тариф за проезд в городском транспорте в размере 7 рублей, а в пригородном - 1,4 рубля за 1 км. Сейчас стоимость проезда в городском транспорте составляет от 5 до 8 рублей.

В документе указано "утвердить уровень тарифа". Ивановский мэр Александр Фомин заметил: "Слова "предельный" не нахожу. Завтра его поднимут и скажут: "губернатор распорядился". Губернатор области Михаил Мень согласился с мэром и дал указание включить слово "предельный" в документ. Губернатор запросил начальника региональной службы по тарифам Анатолия Головкова, почему региональная служба по тарифам устранилась от решения вопроса. Глава службы заметил, что они не устранились, однако, вопрос в штате и пока тарифами могут заниматься лишь 24 человека. "И этого не хватает, чтобы 2-3 специалистам заняться вопросом?", - удивился губернатор. На утвердительный ответ и просьбу увеличить штаты Михаил Мень заметил: "Вот вы проснулись! Год проработали... А потом масса претензий к комитету по транспорту. Они же не специалисты по разработке тарифов".

Начальник облдепартамента экономического развития и торговли Владимир Соков рассказал, что возникли большие проблемы в связи с отсутствием средств на компенсацию перевозчикам льготного и бесплатного проезда. Право бесплатного проезда было декларировано, а источники не определены. Что касается тарифных расчетов, то большинство перевозчиков работают по упрощенке и не может подтвердить обоснованность тарифов. В 1995 г. тогдашняя обладминистрация пыталась провести анализ, но перевозчики дают такие противоречивые цифры, что выводы сделать трудно. На 2007 г. обоснованность тарифов была просчитана на основании методических рекомендаций Центртрудавтотранса с учетом действующих трудовых соглашений. Средняя зарплата была посчитана в 7-10 тысяч рублей. На общехозяйственные расходы прописано 25%. Прибыль рассчитана 18%-ная. Эти тарифы обеспечат прибыль на всех типах транспорта. Уровень тарифов существенно не отличается от уровня у соседей. Учитывая ежегодный рост затрат на обслуживание, ГСМ, буквально через полгода затраты будут гораздо выше, тариф войдет в нормальную величину. Член комитета облдумы по промышленности, энергетике, строительству, транспорту и связи, гендиректор ОАО "Поликор" Борис Морозов напомнил, что 25 июня облдумой принят закон о федеральных перевозках. Наиболее острым остается вопрос регулирования тарифов. Главы согласовывают тарифы, не имея прав, но это вынужденная мера: они, "как пожарники, гасят социальную напряженность". Экономическая обоснованность нового расчета тарифа вызывает сомнения. "Как перевозчик, я могу нарисовать любую цифру, что в общем-то и делается", - заявил директор "Поликора". Он предложил пересмотреть порядок финансирования. По его мнению, средства должны поступать в комитет по транспорту и связи, а не в областной бюджет. Кроме того, механизмов для реализации нового проекта облправительства - социальной карты - нет.

Начальник облдепартамента соцзащиты населения Ирина Эрмиш сообщила, что компенсация на транспорт является одной из самых востребованных населением форм соцподдержки. В регионе за год продано 377 тыс. льготных книжек на 65,7 млн. рублей. Книжка состоит из 100 талонов, обходится льготникам в 220 рублей. Если исходить из условного расчета в 12 книжек на человека, то ими в 2006 г. воспользовалось 12% условных льготополучателей региона. По данным персонифицированного учета, книжки с разной периодичностью приобретали почти 40% льготников. Популярнее всего книжки были в Вичуге и Кинешме, там их приобрели 72% жителей. Льготными проездными воспользовалось около 50% льготников областного центра. Транспортными организациями предъявлено к реализации около 62% проданных отрывных талонов. Со 2 квартала прошлого года льготные книжки печатает московское предприятие "Знак", выпускающее деньги. Стоимость изготовления одной книжки равна 10,5 рублей (раньше она составляла 19,5 рублей). На талонах есть цветная сетка, при специальном рассмотрении виден символ "И", который не просматривается при обычном рассмотрении и не копируется. "И что, не подделывают?", - полюбопытствовал губернатор. Ирина Эрмиш ответила, что их в принципе невозможно подделать. "Деньги подделывают", - усомнился Михаил Мень.

Глава Гаврилово-Посадского муниципального района Евгений Астафьев сообщил, что маршрутов и рейсов в районе очень мало. Утром в село никто не ездит, вечером в район никто не возвращается, то есть в районах есть заведомо порожние маршруты. Социально значимые маршруты финансируются недостаточно, в район "не идет крупный перевозчик". Через несколько лет утверждение тарифов для сельских районов потеряет смысл - не будет маршрутов. Многие серьезные социальные проекты, особенно в сфере здравоохранения, обесцениваются - у селян нет возможности добраться, к примеру, до врача. Из 16 маршрутов в районе прибыльны лишь 2, остальные убыточны, несмотря на дотацию и даже ее существенное увеличение. Району необходима дополнительная помощь облправительства. В частности, глава района предложил пересмотреть налог по заведомо убыточным маршрутам. По его мнению, перевозки на селе - фактически форма соцподдержки и подразумевает дотирование. Дотация должна быть дифференцированной. В противном случае вызывается недовольство населения.

Ивановский мэр Александр Фомин заявил, что проблема гораздо шире, чем звучит название проекта постановления. Непонятно, как быть с гражданами, не имеющими права на поддержку. Как раз от них и идут жалобы: тариф у ивановских частных перевозчиков равен 8 рублей днем и 10-12 рублей вечером. Муниципалитеты регулируют тарифы не совсем законно, но именно они по логике должны регулировать: на местах условия лучше известны. Непонятно, кто будет регулировать тарифы до предельного уровня. По мнению ивановского мэра, надо, как в соседних областях, регулировать все тарифы, а не только льготные. Пока же власть оставляет граждан "один на один с произволом транспортников", что рассматриваемым постановлением не устраняется.

Глава Ильинского района Евгений Смолин заметил, что тарифы должны быть доступны для населения, а в регионе "выпадает самая необеспеченная часть населения - студенты". Потому в Ильинском районе они предпочитают учиться и оставаться в Ярославле: в соседней области они могут ездить за 50%. Вопрос рассматривался неоднократно, "но потом он как-то растворился" и не был решен.

"Подводя черту", губернатор вновь заметил, что вопрос крайне важный. Как сказал Михаил Мень, в регионе существует "массовая неудовлетворенность людей, они начинали сбрасывать" неиспользованные льготные билеты. Облправительство пообещала их пролонгацию на текущий год и "только что" подтвердило свое решение.

Начальнику региональной службы по тарифам Анатолию Головкову губернатор заметил: "Не все задачи службы исполняете. Что же вы за служба по тарифам? У вас никакого авторитета в области не будет". При подключении к решению вопроса он обещал рассмотреть кадровый вопрос, существующий в службе.

По мнению Михаила Меня, в регионе, "безусловно, нужно переходить на пластиковую карту". Инвесторы предлагали даже оснастить все транспортные средства считывающими устройствами. Губернатор дал областному комитету по транспорту поручение подготовить развернутое постановления по работе отрасли. "Тариф для льготников - малая часть проблем. Посмотрите по частичной передаче полномочий на уровень муниципальный. Надо переходить на тендерную основу", - заявил Михаил Мень. Губернатор дал облправительству 2 месяца на подготовку постановления по предельному уровню тарифов.