Резолюция ПАСЕ "О выполнении Арменией рекомендаций и обязательств" (полный текст)

Ереван, 24 января 2007, 20:02 — REGNUM  Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) №1532 (2007) "О выполнении Арменией рекомендаций и обязательств"

1. Армения стала членом Совета Европы 25-го января 2001 года и с этого момента в отношении Армении применялась процедура мониторинга Парламентской Ассамблеи, в результате которой были приняты следующие резолюции: 1304 (2002), 1361 (2004), 1374 (2004) и 1405 (2004). В резолюции № 1458 относительно процесса выполнения конституционных реформ Арменией, Ассамблея призвала власти Армении провести референдум по Конституции не позднее ноября 2005 года, поскольку только в результате этого предоставлялась возможность для осуществления ряда основополагающих реформ и обеспечения скорейшего вступления в силу реформированной Конституции.

2. Проведенный 27-го ноября 2005 года референдум по Конституции, предоставил возможность для принятия конституционных изменений. Ассамблея приветствует успешное завершение процесса реформ, в течение которого Армения постоянно получала серьезную поддержку от Совета Европы, в особенности от Венецианской комиссии. В то же время, Ассамблея с сожалением отмечает негативные явления, бросившие тень на проведение референдума, а также безнаказанность случаев фальсификаций, наблюдаемых в ходе референдума, оказавших отрицательное воздействие на достоверность официальных результатов.

3. С целью претворения в жизнь Конституционных изменений, правительство Армении утвердило претенциозную программу мероприятий по принятию или изменению примерно 51 закона в течение трех лет. Это предоставило возможность Армении зарегистрировать прогресс в таких сферах, как демократия, верховенство закона и права человека в Армении, а также в направлении соответствия уставным требованиям Совета Европы, являющимся обязательными для всех государств-членов.

4. Что касается рекомендаций и обязательств Армении в сфере демократии и плюрализма:

4.1. Ассамблея приветствует те изменения, в результате которых наблюдается улучшение в сфере разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и создания равновесия между ними. Тем не менее, Ассамблея подчеркивает, что для эффективного претворения новой системы управления необходимо улучшить политическую обстановку и институт диалога между властвующей коалицией и оппозицией.

4.2. Ассамблея придает особую важность организации и проведению парламентских выборов, намеченных весной 2007 года, и президентских выборов 2008 года. Ассамблея выражает разочарование в связи с тем, что, начиная с момента членства Армении в Совете Европы в 2001 году, ни одни из проведенных в Армении выборов не признавались полностью свободными и справедливыми. Очень важно, чтобы следующие выборы, наконец, соответствовали европейским стандартам свободных и справедливых выборов, в доказательство того, что Армения продвигается вперед на пути демократизации и европейской интеграции.

4.2.1. Ассамблея выражает удовлетворение в связи с улучшением правового поля выборов благодаря изменениям, внесенным в мае 2005 года в Избирательный кодекс. Ассамблея надеется, что разработанные при тесном сотрудничестве с Венецианской комиссией и принятые в декабре 2006 года дальнейшие изменения в Избирательном кодексе, создадут прочную основу для организации предстоящих выборов.

4.2.2. Кроме изменений в Избирательном кодексе, демократические выборы могут быть гарантированы только в случае добросовестного исполнения кодекса и наличия политической воли в самых высших инстанциях. Следует четко заявить, что на следующих выборах фальсификации недопустимы.

4.2.3. Принимая во внимание, что достоверность избирательных списков является безоговорочным предусловием проведения демократических выборов, Ассамблея призывает власти Армении, предпринять все необходимые шаги для своевременного обеспечения обновления избирательных списков до следующих выборов.

4.3. Что касается местного самоуправления:

4.3.1. Ассамблея приветствует тот факт, что изменения в Конституции предусматривают прямые или косвенные выборы мэра Еревана и ограничивают возможность отставки председателей общин, позволяя это только в установленных законом случаях и на основании решения Конституционного суда.

4.3.2. Ассамблея принимает к сведению, что законы о местном самоуправлении, о местных налогах и выплатах, а также о территориальном управлении государства, в настоящее время находятся в стадии пересмотра. Власти Армении должны своевременно консультироваться с Советом Европы по всем вышеупомянутым законопроектам для гарантирования благоприятной роли принимаемых законов в укреплении местного самоуправления, в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления и рекомендациями Конгресса местных и территориальных властей.

5. Что касается рекомендаций и обязательств Армении относительно принципа верховенства закона:

5.1. Для осуществления Конституционных и иных связанных законодательных реформ необходимо ускорить законодательный процесс. Тем не менее, те законопроекты, которые важны как для демократического процесса Армении, так и с точки зрения выполнения обязательств перед Советом Европы, должны стать предметом настоящих дискуссий, и в Национальном Собрании, и среди политических партий и гражданского общества. Однако, просто принятие законодательства недостаточно для реализации демократических преобразований. Ассамблея призывает власти Армении, предпринять необходимые шаги для обеспечения эффективного применения законов, что в настоящее время, по всей вероятности, не всегда происходит.

5.2. Ассамблея приветствует тот факт, что согласно измененной Конституции, обычные граждане, омбудсмен и депутаты НС, а также органы местного самоуправления и суды получили право обращаться в Конституционный суд. Таким образом, Армения смогла выполнить рекомендации в данной сфере. Своим правом воспользовались сотни граждан, оппозиция и омбудсмен, в результате чего Конституционный суд начал выполнять жизненно важную роль для становления государственных институтов и гарантии прав человека. Ассамблея надеется, что Конституционный суд сыграет позитивную и важную роль также в деле принятия решений по жалобам и искам в связи с предстоящими выборами.

5.3. Ассамблея призывает власти Армении с учетом представленных экспертами Совета Европы предложений, в возможно краткие сроки претворить в жизнь реформы судебной системы, в том числе Генеральной прокуратуры. Для укрепления фактической независимости судебной системы и устранения коррупции, необходимо помимо реформирования законов, решить вопросы финансирования судебной системы и заработной платы судей, а также усовершенствования процесса переподготовки кадров.

5.4. Ассамблея с сожалением отмечает тот факт, что все еще продолжаются жалобы относительно бесчеловечного обращения, в частности, в процессе содержания в полиции, а также вымогательств со стороны Службы национальной безопасности. Впечатление о широкомасштабной безнаказанности продолжает укрепляться в связи с тем, что представляется мало жалоб, в результате рассмотрения которых сотрудники полиции признаются виновными в превышении служебных полномочий или злоупотреблении властью. Ассамблея принимает к сведению проведенные в последний период или проводимые в настоящее время при содействии Совета Европы реформы в законодательстве, и выражает надежду, что последние предоставят возможность для улучшения имиджа полиции Армении и укрепления гарантий демократического контроля за их действиями. Ассамблея подчеркивает, что в государствах, руководимых по принципу верховенства закона, применение дисциплинарных штрафов в отношении совершивших уголовные преступления полицейских является недостаточным, против них также должны быть возбуждены уголовные дела.

5.5. Ассамблея с удовлетворением отмечает, что Армения ратифицировала две конвенции Совета Европы в сфере борьбы с коррупцией: Конвенцию по гражданскому праву и Конвенцию по уголовному праву. Ассамблея отмечает, что, несмотря на ряд институциональных мероприятий, предпринятых для более эффективной борьбы, коррупция, которая частично "питается" за счет теневой экономики, а частично от широко распространенного явления - уклонения от налогов и существующей организованной преступности, остается в Армении серьезной проблемой и оказывает негативное воздействие на многие сферы предоставления общественных услуг. Ассамблея призывает власти Армении предпринять шаги для выполнения рекомендаций GRECO и рекомендаций MONEYAVAL относительно отмывания денег.

6. Что касается рекомендаций и обязательств Армении в сфере прав человека:

6.1. Ассамблея приветствует тот факт, что благодаря осуществленным изменениям, в Конституции закреплен Институт защитника по правам человека (омбудсмен), принцип его выбора Национальным Собранием и принцип исключения его отставки. Ассамблея призывает власти Армении внести изменения в закон "О защитнике по правам человека", с тем, чтобы в нем нашли отражение предложения, которые будут представлены в ближайшее время экспертами Совета Европы и Венецианской комиссии.

6.2. Учитывая тот факт, что до парламентских выборов осталось несколько месяцев, Ассамблея придает особую важность обеспечению плюрализма электронных средств массовой информации, так как абсолютно необходимым предусловием проведения свободных и справедливых выборов является равная доступность электронных СМИ для всех политических партий.

6.2.1. Ассамблея упоминает, что изменения в Конституции открыли путь для большей независимости органов по регулированию деятельности электронных СМИ. Вместе с тем, серьезной критики удостоились разработанные правительством законодательные реформы, которые не были предварительно обсуждены не со СМИ, не с представителями Совета Европы. В связи с критикой основных пунктов относительно состава и порядка назначения членов Национальной комиссии по телевидению и радиовещанию, Ассамблея призывает власти Армении до внесения изменений в закон "О телевидении и радиовещании" провести предварительные консультации с экспертами Совета Европы и учесть их предложения.

6.2.2. Кроме этого, Ассамблея призывает Армению, установить открытый и прозрачный порядок назначения членов Совета общественного телевидения и радиовещания, в соответствии с предложением Венецианской комиссии.

6.2.3. Кроме реформирования законодательства, власти Армении должны предпринять шаги для обеспечения свободы и плюрализма в повседневной деятельности общественного телевидения и радиовещания.

6.2.4. Ассамблея полностью одобряет идею мониторинга программ электронных СМИ с целью оценки независимости и объективности последних, что закреплено в Программе действий по содействию парламентским выборам 2007 года в Армении, утвержденной Комитетом министров Совета Европы по просьбе властей Армении.

6.3. Что касается печатных СМИ, отличающихся свободомыслием и плюрализмом, однако играющих небольшую роль в предоставлении информации общественности вследствие малых тиражей, Ассамблея с удовлетворением отмечает, что уже несколько лет, как в отношении журналистов не возбуждались уголовные дела по обвинению в клевете. Ассамблея приветствует этот прогресс и призывает власти Армении полностью деполитизировать статью о клевете, а также признать недействительной статью 318 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за "обвинение представителя государственной власти".

6.4. Принимая во внимание предстоящие выборы, очень важна также свобода шествий и демонстраций. В этой связи:

6.4.1. Ассамблея отмечает, что в изменениях в законе "О проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций", учтена большая часть предложений Венецианской комиссии. Ассамблея приветствует положительные сдвиги, наблюдаемые после принятия этих изменений.

6.4.2. Ассамблея призывает власти Армении, обеспечить применение закона, в том числе, соответствие практики применения закона органами местного самоуправления 11-ой статье Европейской конвенции по правам человека. Произвольные аресты и нарушение допускаемой меры применения силы со стороны полиции должны быть в дальнейшем пресечены, а виновные наказаны.

6.5. Ассамблея с удовлетворением отмечает, что благодаря изменениям в Конституции, наконец, устранена практика административного ареста.

6.6. Ассамблея приветствует то обстоятельство, что 16-го ноября 2006 года был опубликован доклад Европейской комиссии по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство личности обращения или наказания в связи с неплановым визитом в Армению. Ассамблея призывает власти Армении продолжать реформы судебно-исполнительной системы и с одобрением отмечает факт создания наблюдательской группы из представителей гражданского общества с целью осуществления публичного контроля за ситуацией в тюрьмах. Ассамблея призывает власти Армении, серьезно обсудить соответствующие рекомендации Европейской комиссии по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, и принять программу по их реализации.

6.7. Что касается рекомендации Армении относительно принятия соответствующего "европейским стандартам" закона "Об альтернативной службе", и "амнистии всех лиц, осужденных в связи с уклонением от воинской службы по убеждениям", Ассамблея с разочарованием отмечает, что действующий в настоящее время закон, по сей день, не предоставляет лицам, уклонившимся от воинской службы по убеждениям, какой-либо гарантии "настоящей альтернативной службы, носящей очевидно гражданский характер", в соответствии со стандартами Совета Европы. Ассамблея глубоко озабочена тем обстоятельством, что в связи с отсутствием настоящей гражданской службы, десятки лиц, отказывающихся от воинской службы по убеждениям, в основном Свидетели Иеговы, продолжают оставаться в тюрьмах, предпочитая это альтернативной службе, не имеющей реально гражданского характера. Ассамблея призывает власти Армении пересмотреть закон "Об альтернативной службе" на основании предложений экспертов Совета Европы и в течение этого периода провести амнистию для всех молодых людей, осужденных по этой статье.

7. Ассамблея поздравляет власти Армении в связи с подписанием с Европейским Союзом 14-го ноября 2006 года Программы действий в рамках Программы Европейского соседства, которая открывает новую страницу в истории Армении и региона.

8. Ассамблея сожалеет, что, несмотря на организованные в течение 2006 года три встречи президентов Армении и Азербайджана и большие усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, по сей день, не зафиксировано какого-либо серьезного прогресса в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Ассамблея считает необходимым вновь отметить, что возможно быстрое мирное завершение данного конфликта вытекает из интересов двух государств. Перспектива стабильности и процветания всего региона остается неясной до тех пор, пока не будет принято окончательное решение. Ассамблея выражает готовность оказать содействие в формировании благоприятной обстановки для переговоров и установлении диалога на уровне парламентов и народов двух стран, а также с населением Нагорного Карабаха, одновременно избегая вмешательства в переговорный процесс.

9. Ассамблея считает необходимым отметить прогресс в выполнении Арменией рекомендаций и обязательств, особенно после принятия изменений в Конституцию. Ассамблея решает продолжать процедуру мониторинга, пока реформы, проводимые или предлагаемые в отмеченных в данной резолюции сферах, достигнут ощутимых результатов. Ассамблея придает особую важность процессу осуществления реформ в избирательном законодательстве, в сфере СМИ и судебной системе, и надеется, что Армения, с учетом объективности и плюрализма информации, предоставляемой СМИ, докажет свой потенциал по проведению свободных и справедливых выборов 2007 и 2008 гг., в соответствии с международными стандартами.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail