23 января в Московской городской думе состоялось заседание комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике, на котором были рассмотрены результаты обследования Контрольно-счетной палатой (КСП) Москвы эффективности тарифной политики по перевозке пассажиров городским общественным транспортом. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы Сергей Корнюхин отметил, что ходе обследования было установлено: в 2005 году из бюджета города Москвы на покрытие убытков, связанных с перевозкой пассажиров общественным транспортом, Московскому метрополитену было направлено более 3,6 млрд. рублей, Мосгортрансу - свыше 8,6 млрд. рублей и около 220 млн. рублей - Зеленоградскому автокомбинату. В 2006 году объем бюджетного финансирования на покрытие убытков, связанных с перевозкой пассажиров, составил уже более 4,5 млрд. рублей для Московского метрополитена, свыше 11,5 млрд. рублей для Мосгортранса и 337,5 млн. рублей для Зеленоградского автокомбината. В ходе обследования обоснованность бюджетных субсидий не подтверждена и их зависимость от утвержденных тарифов не установлена, констатировал Корнюхин.

Аудиторы КСП сделали вывод, что в 2005-2006 годах объемы субсидий устанавливались исходя из принципа минимизации бюджетных расходов и не покрывали себестоимость перевозки пассажиров, которым федеральным и городским законодательством предоставлено право бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Убытки от перевозки этой категории граждан частично покрывались за счет доходов от перевозки платных пассажиров. Как заметил аудитор, в 2005 и 2006 годах проект городского бюджета вносился на рассмотрение Мосгордумы без утвержденных тарифов. По его мнению, тарифы должны быть установлены и утверждены постановлением правительства Москвы до внесения проекта бюджета в Думу. По мнению аудитора КСП, для создания конкуренции на рынке транспортных услуг, оказываемых городским наземным транспортом, было бы целесообразно привлечь коммерческих перевозчиков к предоставлению услуг отдельным категориям граждан с использованием "Социальной карты москвича" при условии оборудования подвижного состава приборами учета и предоставления услуг по утвержденным тарифам. По словам Корнюхина, отсутствие на сегодняшний день четкой концепции развития транспортной системы московского региона, недостаточно определенные необходимые объемы транспортной работы в градостроительной политике города, недостаток сведений о развитии коммерческих перевозок не позволяет оценить достаточность транспортной работы в столице.

В ходе обсуждения результатов проверки депутат Сергей Никитин поинтересовался, какими нормами определяется стоимость проездных билетов, продаваемых водителями, которая сегодня равна 25 рублям. По словам генерального директора ГУП "Мосгортранс" Петра Иванова, разница между ценой билета, купленного у водителя и в пунктах реализации на остановках общественного транспорта существовала многие годы. В 2006 году при разнице стоимости билетов в 2 рубля (13 и 15) количество билетов, купленных у водителя, выросло почти в два раза и составило 4,5% от общего количества проданных билетов. По статистике количество билетов, проданных водителями с 1 января текущего года, сократилось на 20%, что обусловлено, видимо, значительной разницей в стоимости билетов (в киосках билет стоит 15 рублей), пояснил Иванов. По словам председателя комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степана Орлова, необходимо более четкое нормативное регулирование вопросов утверждения тарифов. В связи с этим надо внести изменения в действующее законодательство города Москвы. Члены комиссии приняли решение направить свои рекомендации в комплекс городского хозяйства и комплекс экономической политики и развития города Москвы. Степан Орлов отметил необходимость изменения формы финансирования пассажирских перевозок из городского бюджета, при которой можно было бы учитывать количество реально перевезенных льготников.