Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, направленных на обеспечение доступа к информации органов государственной власти, государственных органов и органов местного самоуправления. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, несколько лет шла работа над проектом ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Он мог быть внесен еще в осеннюю сессию, однако в сентябре стало известно о том, что Минэкономразвития не удалось согласовать текст законопроекта с Мининформсвязи, в частности, из-за несоответствия ряда терминов закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации".

Согласно документу, информация о деятельности государственных и местных органов власти является открытой и доступной. В то же время, доступ к этой информации может быть ограничен, если она отнесена к сведениям, составляющим государственную или служебную тайну, однако закона, устанавливающего критерии отнесения информации к служебной тайне пока нет. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны размещать информацию о своей деятельности, используя 6 способов, указанных в законопроекте: обнародование (опубликование) официальных решений, нормативных актов, законов, указов через СМИ; размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете; размещение в местах общего пользования (на стендах и досках объявления); ознакомление пользователей информации с документами; присутствие граждан, представителей организаций на заседаниях органов власти; предоставление информации по запросу.

Вместе с тем, закон не требует перечня обязательных сведений, которые должны быть размещены на сайтах государственных органов или органов местного самоуправления. Говорится, что их информация может состоять из общих сведений об органе, его нормотворческой деятельности, сведений о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению безопасности, содержать сведения о результатах проверок, проведенных в пределах компетенции, статистическую информацию, сведения о судебных актах арбитражных судов. При этом, срок вступления в силу данного пункта в отличие от самого закона установлен отдельно: 1 января 2008 г., в то время как закон должен начать действовать с 1 июля 2007 г. Отмечается, что данная информация должна размещаться в срок, "обеспечивающий своевременность реализации и защиты пользователями своих прав, свобод и законных интересов".

Пользователь информации не обязан обосновывать необходимость в получении запрашиваемой информации. Госорганы и органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан, представителей организаций на своих заседаниях, в случае рассмотрения вопросов, затрагивающих их законные интересы. Порядок их присутствия определяется самим органом. Если информация, которая требуется по запросу, не размещена на сайте, и она подлежит опубликованию, то орган, в который поступил запрос, обязан ее разместить. Срок рассмотрения запроса - 30 дней, вместе с отсрочкой он не может превышать 45 дней. Ответ на запрос, в том числе, не предоставляется, если требуемые сведения не относятся к деятельности органа, в который поступил запрос. Расходы граждан на получение информации от органов власти будут считаться доходами от предпринимательской деятельности. Речь идет о расходах на изготовление копий документа, почтовых расходах, связанных с ответом на запрос, которые оплачиваются пользователем информации и зачисляются в соответствующий бюджет под видом доходов от предпринимательской деятельности.

Контроль за исполнением закона должны обеспечивать руководители соответствующих государственных и муниципальных органов, надзор за соблюдением этих требований указанными органами возложен на прокуратуру.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устанавливают ответственность за нарушение сроков предоставления информации, незаконный или необоснованный отказ, предоставление недостоверной информации, нарушение сроков размещения сведений в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе, в Интернете (от 2 тыс. до 3 тыс. руб.); за незаконное или необоснованное отнесение (неотнесение) информации к информации ограниченного доступа (от 1 тыс. до 2 тыс. руб.); за незаконное или необоснованное отнесение (неотнесение) информации к государственной тайне (от 2 тыс. до 3 тыс. руб.).

Поправки в закон "О средствах массовой информации" предусматривают предоставление информации, связанной с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, общественных организаций по запросу редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных, статистических материалов и в иных формах".

По данным министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, два года назад 40% министерств и ведомств имели свои сайты, из них 85% не содержали необходимой информации и обновлялись не систематически и не регулярно.