Реформа жилищно-коммунальной сферы в Югре также как и везде по стране проходит достаточно сложно, особенно это касается выбора способов управления домами, не зря окончательные сроки этих выборов переносились несколько раз. Вначале был установлено 1 марта 2006 года, затем перенесено на 1 января 2007 года, а последние изменения перенесли сроки выборов на 1 мая 2008 года. Возможны и еще изменения. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил депутат Думы ХМАО-Югры Алексей Андреев.

"На мой взгляд "тормоза", которые возникли на этапе выборов способов управления, неизбежны при существующем подходе. Отмечу лишь несколько ошибок, которые повлияли на результативность. Во-первых, разъяснительная работа. Во-вторых, организаторская работа. В-третьих, юридическая подготовка", - рассказал депутат.

Как пояснил Алексей Андреев, разъяснительная работа не велась, а это самое главное при реализации таких реформ. "Все прекрасно знают, что активность у наших граждан не очень высокая и большинство попросту отвыкло, а иногда и не считает это нужным, самостоятельно решать подобные вопросы. Я плачу деньги, а все остальное не мои проблемы - такая логика далеко не единичный случай в обществе. Поэтому отсутствие грамотной и продолжительной разъяснительной работы среди граждан привело к следующим последствиям. Многие из сограждан просто не знают, что сейчас происходит. А те, кто знает, не знают, как свои права реализовать. А власти осторожно рассудили, что им проще, да и спокойнее назначить свои управляющие компании, в которые, скорее всего, превратятся все те же ЖЭУ (по Жилищному кодексу если выбор не делает сам дом, то управляющую компанию по конкурсу назначает муниципалитет)", - считает депутат.

Кроме того, по мнению Андреева, организаторская работа тоже не была эффективно выстроена. "Выборы управляющих компаний, там, где они состоялись, по сути - это выборы, на которых люди голосовали за смену названий "Управляющая компания", вместо старого ЖЭУ, или ЖКУ. Частник не пришел в жилищно-коммунальную сферу или точнее пришел, но в столь малом количестве, что его попросту не заметили. Власти первым делом должны были позаботиться о создании условий для прихода частника и появления конкуренции в этой сфере. То же самое и с ТСЖ. Реальных экономических условий для объединения людей никто не создает. Естественно, что конкурировать на рынке ТСЖ с управляющей компанией не сможет, так как находится в заведомо более сложных условиях. Например, на ТСЖ не распространяются городские дотации. И последнее, юридическая сторона вопроса. Сейчас в моей общественной приемной находится вопрос от жителей одного из домов в г. Сургуте. У них проблема, договор с управляющей компанией они заключили, а вот посмотреть, правильно ли он составлен, забыли. И это не единичный случай, а настоящая проблема. Мы сейчас этот договор изучаем и уже есть замечания, например, нигде не прописано количество и размер предоставляемых услуг, я имею виду конкретные показатели предоставляемой услуги. Сколько раз будут вымыты полы в подъезде, сколько раз заменится лампочек и т.д. Проблема не качественных договоров напрямую связана с качеством предоставляемых услуг. Если нет критериев оценки, закрепленных в договоре, следовательно, нет и объективных данных качественно или некачественно сделаны работы. Одним словом, жилищный кодекс новый, а условия, в которых мы живем, старые", - пояснил Алексей Андреев.

Отметим, все вышеперечисленные недостатки и другие проблемы в проведении выборов форм управления в Ханты-Мансийском автономном округе, привели к тому, что на 10563,3 тыс. кв. метров жилищного фонда, на долю управляющих компаний приходится примерно 40%.