Дело казахстанского журналиста Казиса Тогузбаева, приговоренного к двум годам лишения свободы условно, имеет политический оттенок. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявила Тамара Калеева - президент Международного общественного фонда защиты свободы слова "Адил соз".

Оглашение приговора по обвинению журналиста Казиса Тогузбаева в покушении на честь и достоинство Президента Казахстана состоялось 22 января в Бостандыкском районном суде Алма-аты, отмечает корреспондент ИА REGNUM. Журналист был признан виновным и осужден на два года лишения свободы условно с испытательным сроком в два года. Поводом для возбуждения уголовного дела стали статьи "Мафиозный режим покрывает убийц Алтынбека Сарсенбаева" и "Папа Римский и Папа Астанинский - почувствуйте разницу!", который были опубликованы сайтом www.кub.kz в начале прошлого года.

"Приговор чрезвычайно удручает и наводит конечно на грустные мысли о нашем правосудии, о его объективности, о его независимости... Обвинение в посягательстве на честь и достоинство президента - статья уголовная, но дело, безусловно, политическое. Это уже политика даже по самой формулировке, и никуда от этого не уйдешь. И то, что преследование по этой статье разрешено, обязано заниматься КНБ - это уже политический сыск. Изначально это дело политическое", - сказала Тамара Калеева.

Фонд "Адил Соз", по словам Калеевой, выступал в качестве общественного защитника. "Назначались экспертизы до тех пор, пока не получили, наконец, обвинительное заключение. Всего их (экспертиз - прим. ИА REGNUM) было три. Первая была туманная, в двух других вcе-таки нашли выражения и фразы. По ходатайству защиты было проведено обследование специалистом. У двух экспертов, которые проводили экспертизы, стаж работы не более двух лет, а мы обратились к специалисту, у которого стаж 30 лет и который занимается экспертизами и преподает в академии переподготовки судей. Она сделала исследование, которое полностью отвергает выводы официальных экспертиз, и оно было настолько убедительным, что "разбить" его было невозможно, поэтому судья сделала чрезвычайно оригинальных ход, я считаю. Она заключение специалиста со стороны защиты "выбросила" из доказательств, отвергла, как доказательство, видите ли, потому что адвокат обратилась за помощью в фонд "Адил соз" с просьбой рекомендовать специалиста. Мы порекомендовали, а на этом основании выводы специалиста не учли", - отметила Калеева.

Отвечая на вопрос, почему данный судебный процесс не вызывает никакой реакции в политических кругах, не следует никаких комментариев депутатов парламента, президент фонда сказала: "А вы когда видели, чтобы политики на уровне того же парламента как-либо отзывались по судебным делам, по преследованию журналистов при покушении на честь и достоинство президента? Я, например, такого не припомню, хотя такие дела идут из года в год. Единственное исключение - это 2003 и 2004 годы, когда ранее в 2002 году устами МВД президент запретил возбуждать подобные дела".

Приговор журналисту, по словам правозащитника, еще не вступил в законную силу, сторона защиты намерена его обжаловать в вышестоящей инстанции. Комментируя в целом ситуацию, говоря о фактах преследований журналистов властями, Калеева отметила: "Это наталкивает на мысль о проблемах, которые есть в нашем законодательстве. Все международные стандарты и заключения международных экспертов по нашему законодательству говорят, что недопустимо в демократическом государстве предоставлять каким бы то ни было должностным лицам повышенную защиту своих личных прав. Есть общие стандарты для всех, и в нашем законодательстве есть запись, "все равны перед законом и судом", но отдельные статьи, которые защищают президента, депутатов, показывают, что все равны, а некоторые равнее. И вот эта коллизия так и остается, не сдвигается, о ней никто не хочет слышать и не желает вносить изменения", - заявила Тамара Калеева корреспонденту ИА REGNUM.