В манеже Орловского центра "Олимп" прошли ХI Всероссийские соревнования по легкой атлетике на призы заслуженного мастера спорта, участницы двух Олимпийских игр Валентины Тихомировой. В соревнованиях принимали участие спортсмены Орловской, Брянской, Тульской, Курской, Белгородской, Липецкой областей. Всего борьбу за награды вели около 250 легкоатлетов. По окончании соревнований виновница спортивного торжества дала интервью корреспондентам газеты "Пас" и ИА REGNUM.

ИА REGNUM. Валентина Николаевна, всякий раз после соревнований вашего имени мы говорим об этой проблеме - отсутствии легкоатлетического покрытия на орловском Центральном стадионе. А положение, увы, с годами не меняется...

Валентина Тихомирова. Понимаете, я уже и надежду потеряла. Ведь еще четыре года назад задала этот вопрос нашему губернатору на одном крупном мероприятии с его участием. На самом высоком уровне нам обещали сделать все, чтобы было уложено легкоатлетическое покрытие на орловском Центральном стадионе. Но прошло уже четыре года - и ничего. Вот пообещали мне сейчас опять помочь с организацией сбора на стадионе в одной из соседних областей. И так всякий раз - всю летнюю подготовку приходится вести за пределами нашей области, всякий раз изыскивать для этих поездок средства.

Вот поэтому и настроение, сами понимаете, не праздничное. А тут еще у меня Санкт-Петербург "украл" талантливого парня, Сашу Мягченкова. Вывела его на хороший уровень, стал победителем первенства России, показал в возрасте старших юношей очень достойный результат в прыжках в высоту - 211 см. Но "запудрили" ему мозги петербуржцы. И как я ему ни объясняла, как только ни отговаривала от этого ошибочного решения, все-таки воспрепятствовать его уходу не удалось. Плюс еще и родители Саши были уверены, что только в Санкт-Петербурге он сможет прогрессировать. Говорила им, что не буду я держать талантливого спортсмена, если увижу, что пора его передать в более крупный легкоатлетический центр, к мэтрам тренерского дела. Но в случае с Сашей Мягченковым была уверена, что не надо ему было никуда от меня уходить, время тогда еще не пришло. Уверена была, что загубят парня в Питере. Так и вышло - попал он в группу, где члены сборной страны тренировались, кто за 230 прыгал. И кому он там был нужен? Здесь-то я была ему не только тренер, но и как наседка за цыпленком следила. У него проблема со щитовидкой была, так я главного эндокринолога подключила. То с учебой помогала... То есть для меня он не только как спортсмен, но и как личность был важен. Видела, что могу сделать из него хорошего прыгуна.

Два года у меня Саша тренировался, а до этого - во Мценске, тоже у хорошего тренера. Но попал в Санкт-Петербург, в этот жернов. Сейчас ему 24-й год, он был бы у нас в самом соку. А так - оказался в большом городе со всеми его соблазнами. И нет уже мальчика в спорте, пропал как спортсмен.

ИА REGNUM. Единичный случай в вашей практике?

Валентина Тихомирова. Нет, к сожалению. Сейчас вот еще и Жуков уехал. Парень 1985 г.р., на 218 его подготовила. Но... Тоже уехал к великому тренеру. Ну-ну, говорю, посмотрим, что выйдет. Уверена: в состоянии я сама подготовить спортсмена уровня мастера спорта международного класса. Это я уже доказала с Денисовой. Стараюсь следить за всеми современными тенденциями в тренерском деле, сейчас ведь возможностей для повышения собственной квалификации гораздо больше, тут и Интернет... Только работай! А тут наступила прямо депрессия. Условий для работы летом нет, два самых талантливых ученика уехали... Хотела бросить все, честное слово. Юрий Михайлович Шаруненко, генеральный директор нашего центра "Олимп", отговорил. Только благодаря ему решила остаться, продолжать тренировать.

ИА REGNUM. Почему же они все-таки уезжают? Валентина Тихомирова. Конечно, современные ребята не такие, какие были мы. Жизнь другая. Деньги сейчас играют очень большую роль. Надо воспитывать, я пытаюсь это делать. Но... Сборы ведь нужны, деньги на питание нужны. С весны и до поздней осени приходится постоянно быть там, где есть стадионы, где есть условия для тренировок. Приехал в Орел на несколько дней, и снова надо уезжать, чтобы продолжать. Иначе как попасть на летнее первенство или чемпионат России? На все нужны деньги.

Вот и получается, что многие наши беды от одного - нет своего стадиона в Орле. Как-то надо расширять базу. Если у нас не будет условий, о большом спорте придется забыть.

Здорово, что мы открыли в Орле центр по подготовке прыгунов. К нам едут спортсмены, мы проводим здесь зимой большие всероссийские сборы. Параллельно мы, орловские тренеры, консультируемся здесь по всем интересующим нас вопросам с ведущими российскими тренерами, работаем вместе с ними в секторах. Все правильно. Но это зимой. А летом - проблемы.

ИА REGNUM. На тренировке вы работали с парнем, который и толкание ядра выполнял, и прыжки в длину. У вас появился многоборец?

Валентина Тихомирова. Рано говорить об этом парне как о состоявшемся многоборце. Но так получилось, что созрел у нас один спортсмен, чтобы попробовать его в десятиборье. Это Саша Моторин, ему 20 лет будет только в сентябре, сам он из Кинешмы. Специализировался в прыжках в высоту. А в сентябре, когда приехал после каникул на учебу в Орел, на занятии по баскетболу травмировал голеностоп. Беда - начало сезона, начало базовой тренировочной работы, а тут травма. У него был такой психологический надрыв, что когда мы эту ногу ему вылечили, он просто не хотел идти в сектор для прыжков. Смотрела я на него и не верила: как такое прекрасное тело, да еще в таком возрасте, и ни на что не годно? Решила попробовать. Давай, говорю, попробуем прыжки в длину, тройной... А он отвечает - с удовольствием! Стали прыгать. Перешли в группу, где у меня занимаются прыгуны в длину. На втором своем старте Саша прыгнул за 7 метров, был такой счастливый! Ну, думаю, значит, не ошиблись мы. Барьеры он 60 метров гладким бежит...

Решили попробовать шест. Известный московский тренер Чернобай спрашивает у меня: "Чего же вы хотите от этого парня?". Говорю, мне важно ваше мнение - получится или нет? Чтобы Саша хотя бы начальную высоту - 260 - брал. Чернобай рассмеялся и говорит: "Да я, Валентина Николаевна, за три занятия и вас научу прыгать на три метра!". Нет, говорю, меня готовить уже не надо, разломаете. А с парнем - давайте попробуем. И когда Чернобай из Орла уехал, Саша за три метра уже прыгал с шестом.

Теперь самостоятельно тренировки проводим. Сейчас вот коллега из Липецка - Борис Клюжев - движение в толканиях смотрел, консультировал. Короче говоря, пробуем.

Очень хочется, чтобы у нас что-то получилось. Вы же прекрасно знаете, я сама многоборка. И хотя мне самой уже много лет, я по-прежнему этим живу. И мысль у меня такая: если мы пройдем сейчас, на региональных соревнованиях, семиборье, если выйдем на уровень кандидата в мастера, то повезу Сашу в Краснодар, "на Россию", 30 и 31 января. Ну а многоборцем он станет после первых своих летних соревнований - после десятиборья. Вот тогда можно будет что-то о нем говорить.

Многоборье - это многоборье. Я же выступала за сборную СССР отдельно в высоте, в длине, в барьерном беге. Но в многоборье очень важно все эти виды "собрать". Тут "завалов" в отдельных видах быть не должно, вот в чем дело. Вот и я сейчас буду наблюдать за своим кандидатом в многоборцы. Еще очень и очень многое нужно с ним прорабатывать, о многом говорить, многое объяснять.

У меня в группе еще один талантливый парень есть, 1990 г.р. Перед ним поставила задачу прорваться в юношескую сборную по прыжкам в высоту. Выйти на уровень 210 см к лету. Мягченков в этом возрасте прыгал 211 см. А еще одного способного парня из Брянска мне хотят передать. И Паша Сидорин, надеюсь, продолжит работать. Он у нас мастер спорта в длине, зону недавно выиграл. Есть у парня тоже метания - то бросит заниматься, то вернется. Ему надо выходить на уровень мастера спорта международного класса, на 780 см. А как сложится - трудно сказать. Загадывать не люблю.

ИА REGNUM. На прошедших соревнованиях вашего имени что вас лично порадовало?

Валентина Тихомирова. Не хочу грешить на предыдущие десять соревнований, но в этом году мне очень понравилось. Конечно, так и должно быть, ведь год от года и должна улучшаться организация, ведь все мы набираемся опыта, учимся на ошибках предыдущих лет. Соревнования прошли очень мобильно, все было организовано отлично. Не устаю благодарить всех, кто непосредственно за организацию отвечал. Всем очень признательна. Команда у нас в "Олимпе" одна.

ИА REGNUM. В вашей жизни в прошлом году были события, о которых вспоминаете с удовольствием?

Валентина Тихомирова. 2006 год запомнится, и не только, конечно, мне одной, достижением Филиппа Егорова, который принес Орловской области медаль Олимпийских игр. Серебро Игр он завоевал в бобслее, но ведь туда он пришел из легкой атлетики сложившимся мастером. Было очень приятно, что Филипп сумел добиться такого успеха. Приятно за парня, который всегда отличался своей работоспособностью. Думаю, он тоже не забыл слова, которые сказал когда-то мне: "Валентина Николаевна, запомните, я обязательно выступлю на Олимпиаде, даже на двух Олимпийских играх". Наверное, я тоже была для Филиппа примером в этом плане. И мне очень приятно, что он свою мечту осуществил. Ну а теперь у него наступает не менее сложный период. Это так трудно, так тяжело - удержаться теперь на этой высоте, на этом уровне, и каждый раз доказывать, что ты - призер Олимпиады.

ИА REGNUM. И невольно возникает не очень веселый вывод: не имея в Орле достойной летней легкоатлетической базы, наши тренеры по легкой атлетике почти обречены готовить спортсменов высокого класса в другие виды спорта, базовой в которых легкая атлетика является...

Валентина Тихомирова. Да-да-да. Почему легкую атлетику называют королевой спорта? А потому, что в любом виде спорта присутствуют элементы легкой атлетики. Без нее никуда не деться. Так что летняя легкоатлетическая база нужна в Орле далеко не только легкоатлетам. Сейчас вот со сборов приеду, и у меня выбор: зайти опять в манеж или искать возможность тут же снова уехать в другой город. Буду делать все возможное, чтобы опять поехать со своими воспитанниками в Брянск. Там три стадиона с легкоатлетической дорожкой. Вот ведь что обидно - почему я должна ехать в Брянск, а не брянские легкоатлеты к нам? В какой город ни поедешь, все спрашивают: когда же у вас в Орле свой-то стадион появится? Обидно это слышать, не знаешь, что и отвечать...