Владимир Путин: "Во главу приоритетов всегда должен быть поставлен человек"

Казань, 20 января 2007, 10:31 — REGNUM  19 января в Казани поздно ночью под председательством Президента России Владимира Путина прошло заседание Президиума Госсовета РФ по проблемам работы органов госвласти субъектов России по реформированию ЖКХ и строительству доступного жилья с учетом интересов малодоходных групп населения.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, открывая заседание, Президент России сказал: "Хочу поблагодарить Минтимера Шариповича за возможность встретиться здесь, в Казанском Кремле. Красиво у вас здесь. Сейчас город посмотрели. Развивается быстро Казань. Развивается хорошими темпами, что очень приятно. Я надеюсь, что коллеги тоже познакомились с технологиями, которые используются для обслуживания населения - эффективные технологии и простые на самом деле, ничего здесь нового нет, то есть все новое, но давно уже известное новое. Ведь несложно сделать такие центры по обслуживанию населения. Как я сказал, мы, наконец, добрались до жилконтор и было приятно посмотреть - и уверен, что вам тоже, - ведь ничего особенного там нет: обыкновенное типовое здание, подвели световой кабель, человек может прийти в любое место города, быстро обслуживается, причем один человек обслуживается сразу по всем вопросам, по всем проблемам. Неплохо. Очень хотелось бы, чтобы такой опыт внедрялся в других регионах Российской Федерации, других городах. Вместе с тем, вопросы, по которым мы собрались, мы не раз уже обсуждали - вопросы жилищной политики и реформирования коммунального хозяйства. И уверен, что с учетом всей значимости и сложности накопившихся проблем мы еще не раз вернемся к этим вопросам. Сегодня мы рассмотрим целый комплекс актуальных вопросов жилищной стратегии. Обсудим механизмы решения проблемы ветхого жилья и модернизации жилого фонда, а также пути повышения эффективности социальной поддержки граждан в сфере ЖКХ. В частности, хотел бы услышать и ваше мнение, насколько оправдывает себя переход от натуральных льгот к адресным жилищно-коммунальным субсидиям. Вот здесь, в Татарстане, перешли к этому практически в полном объеме и здесь работает этот механизм. Мы с вами уже говорили, и я публично высказывался на этот счет, одна из главных проблем России сегодня - это большая разница в доходах различных групп населения. Это одна из самых острых социально-экономических проблем сегодняшней России. И в этой связи применительно к той теме, которую мы сегодня обсуждаем, очень важным вопросом является обеспечение жильем населения с малыми доходами. Вот только что мы говорили, что многое меняется, меняется к лучшему, но есть большая категория граждан, которая этих перемен пока не чувствует и главным образом проблемы лежат в жилищной сфере. Мы изначально ориентировались на то, чтобы жилье и качественные коммунальные услуги стали реально доступными для людей. Причем для людей с очень разным уровнем дохода. И уже предпринятые в рамках национального проекта "Жилище" шаги позволили нарастить объемы жилищного строительства и снизить ставки по ипотечным кредитам. Число таких кредитов в прошлом году заметно выросло. Но будем откровенны: ипотека по-прежнему доступна далеко не всем. По экспертным оценкам, только 10% населения имеет возможность в стране в среднем пользоваться ипотечным кредитом для покупки квартиры или дома. Больше того - доступность жилья для так называемых малодоходных групп населения снижается. В том числе из-за "вымывания" с рынка недорого жилья. При этом около 2 миллионов семей живет в ветхом и аварийном фонде. И для многих из них практическая перспектива решения жилищной проблемы, хочу подчеркнуть - практическая, почти полностью отсутствует сегодня. Объемы ввода нового жилья не компенсируют общее старение жилищного фонда. Резко обострилась и ситуация с его капитальным ремонтом. Только что мы об этом говорили, и министр Владимир Анатольевич Яковлев обращал на это внимание и тоже высказывал озабоченность по этому поводу. Копившиеся здесь годами долги и проблемы фактически легли на плечи муниципалитетов, которые так и не получили достаточных ресурсов для поддержания жилого фонда и инфраструктуры. Однако ответственность за его содержание на них уже переложена. При этом реальные преобразования в самой системе ЖКХ практически не идут или идут очень медленно. Несмотря на рост тарифов, почти 60% коммунальных предприятий по-прежнему убыточны. А уровень услуг, которые они оказывают, далёк от современных требований. Не завершено формирование государственной системы по контролю и надзору за зданиями и сооружениями. А значит, фактически отсутствуют преграды для недобросовестных управляющих компаний в жилищной сфере. Много проблем и в деле полноценного становления такого нового для нас института как товарищества собственников жилья. Там, где они развиваются, в целом функционируют они успешно. Очевидно, что развязать этот тугой жилищно-коммунальный "узел" можно только на основе рыночных механизмов. Только опираясь на действенную работу всей власти и оказывая поддержку различным формам самоуправления граждан. Подчеркну: все наши решения должны быть здесь как экономически эффективны, так и - это хочу подчеркнуть особо - социально ответственны. Государство не может себе позволить самоустраниться из жилищной сферы несмотря на рыночные приоритеты. А это значит, оно должно активно формировать здесь цивилизованную рыночную среду. Правительство, руководители субъектов и органов местного самоуправления должны отвечать за своевременность проведения необходимых реформ. Финансово и морально поощрять тех, кто успешно продвигается по этому пути. В целях же решения жилищной проблемы мы должны в первую очередь думать о наращивании объемов строительства и существенном увеличении предложения на рынке жилья. Во-вторых, мы обязаны сбалансировать его структуру. Ведь не секрет, что застройщикам пока интереснее иметь дело с дорогой или, как у нас сейчас модно говорить, элитной недвижимостью, и умело играть на ценах. Нам нужны действенные механизмы, способные стимулировать строительные компании к работе с массовым, недорогим жильем. И у рабочей группы Госсовета, насколько я знаю, есть конкретные предложения - включая создание специального финансового института и корректировку Федеральной целевой программы "Жилище". Прошу на этих вопросах сегодня подробнее остановиться. Кроме того, важно продолжить линию на демонополизацию строительных рынков. А также на снятие административных барьеров и издержек, прямо способствующих созданию нездоровой конкурентной среды. А по-другому - просто отсутствие всякой среды часто мешает развитию этой сферы. Повторю: надо проанализировать все возможности по снижению себестоимости жилья. Очевидно, что в цене квадратного метра, конечно, "сидят" серьезные расходы застройщика на инфраструктуру и согласования по участку и документации. Но, если сказать по-честному, здесь также "сидят" и всякого рода непрозрачные расходы, включая криминальные доплаты и коррупционные поборы. Что же касается инфраструктуры, важнейшего вопроса, мы с каждым из вас или в таком составе, либо с глазу на глаз, либо с другими коллегами из регионов часто говорим об этих проблемах. И очень часто говорим об одном и том же: инфраструктура, дорого, нет денег. Но в некоторых регионах решаются эти вопросы. Вот здесь: 16 тысяч был метр квадратный в позапрошлом году, по-моему, так и в этом году остался 16. За счет чего? Механизмы придумали соответствующие. Далее. К снижению стоимости жилья должно также привести и грамотное субсидирование процентных ставок, и софинансирование инфраструктуры, и предоставление гарантий по кредитам для застройщиков. Еще один серьезный резерв - это расширение малоэтажного строительства. Такое жилье для многих более удобно, чем в высотных, многоквартирных домах. Больше того - по данным экспертов, массовая малоэтажная застройка существенно снижает себестоимость жилья, что делает его доступным для малодоходных групп населения, как это не покажется странным. Отдельный дом, его себестоимость, стоимость квадратного метра там оказывается дешевле, чем в многоквартирном доме. Знаю, что в этой сфере уже ведется необходимая законодательная работа. И, наконец, на ситуацию с ценами должно повлиять технологическое развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов. И здесь также должны быть в первую очередь задействованы региональные и местные возможности. Как сегодня мы говорили - глину возить, если кирпичей не хватает - это себе дороже, но и глупо. Практически в каждом регионе есть такие возможности, практически в каждом. Наряду с расширением строительства надо развивать и классическую ипотеку, и другие формы кредитования, ориентированные на граждан с невысокими доходами. Причем подобный опыт в регионах России уже есть. В том числе здесь, в Татарстане, где широко распространены социальные формы ипотеки. Такие программы, например для молодых семей, могут предоставлять серьезные преференции - включая субсидирование первоначального взноса, гибкую процентную шкалу, "длинные" сроки по кредитам. Вот Николай Васильевич мне много на этот счет рассказывал: у них в республике все эти формы развиваются успешно. Во многих странах хорошо зарекомендовала себя и накопительная система приобретения жилья - через так называемые стройсберкассы. И в некоторых европейских государствах через эти накопительные механизмы покупается до двух третей жилья. В отличие от обычных ипотечных банков, в таких кассах нет требований по ликвидной залоговой недвижимости. При этом вкладчикам оказывается солидное государственное субсидирование. Конечно, без этого в данном случае не обойтись. Думаю, что мы могли бы в сжатые сроки обеспечить соответствующую законодательную базу для работы подобных механизмов в России. И это будет эффективнее и дешевле, чем просто социальное жилье. И, конечно же, помимо решения всего комплекса отраслевых, организационных и правовых вопросов крайне важна последовательная государственная линия на общее повышение доходов граждан и снижение уровня бедности в стране и, не скажу ничего нового, - борьба с инфляцией, конечно, потому что иначе доходы будут обесцениваться. В заключение отмечу: представленный рабочей группой анализ убедительно доказывает - прогресс в жилищной политике, в модернизации ЖКХ есть именно в тех территориях, где власти активно ищут местные ресурсы, грамотно взаимодействуют с бизнесом, инвесторами. И в целом проявляют инициативу и настойчивость. Я просил бы присутствующих членов президиума Госсовета предметно остановиться именно на таком опыте. И по итогам - выработать конкретные решения".

Затем Президент России предоставил слово Президенту РТ Минтимер Шаймиеву, который выступил на заседании Президиума Государственного Совета с основным докладом, который подготовила возглавляемая им рабочая группа. Минтимер Шаймиев отметил, что в рабочую группу поступили конструктивные предложения из 22 субъектов РФ. Он остановился на трех ключевых вопросах: доступность жилья, реформирование ЖКХ и капитальный ремонт жилого фонда. Как отметил Шаймиев, благодаря инициативам Президента России в последнее время заметно активизировалась деятельность как по вводу жилья, так и по росту ипотечного рынка. Вместе с тем, от этого выиграли в первую очередь граждане с высокими доходами. "К сожалению, с начала реализации приоритетного национального проекта ситуация с малодоходными группами не стала лучше", - подчеркнул он. В среднем по России порядка 29% населения имеют среднемесячный доход в размере 4500 рублей. Они не могут улучшить жилищные условия за счет собственных средств, более того, им весьма сложно оплатить текущие коммунальные расходы. Для решения этой проблемы более 20 субъектов РФ апробировали различные модели (создание потребительских кооперативов, выпуск муниципальных жилищных облигаций и другие). Здесь, в частности, по словам главы республики, весьма успешен опыт Белгородской и Омской областей и других регионов.

Он также подробно остановился на татарстанской Программе социальной ипотеки, ознакомив участников заседания с ее условиями. Ежегодно в рамках данной программы жилищные условия улучшают около 7 тысяч семей в республике. "К 2009 году мы планируем выйти на показатель - 10 тысяч семей", - отметил Минтимер Шаймиев. По первому вопросу в качестве одной из мер, которые необходимо принять на федеральном уровне, Президент Татарстана назвал внесение изменений в федеральную целевую программу "Жилище", предусматривающих разработку подпрограммы "Обеспечение жильем малодоходных групп населения с использованием инвестиционных и кредитных механизмов социальной ипотеки".

Касаясь второго вопроса, Президент РТ подчеркнул, что потенциал ЖКХ почувствовал крупный капитал. Сегодня в эту отрасль пришли такие крупные компании как РАО "ЕЭС", "Росводоканал", ряд других. В Татарстане ОАО "Татэнерго" за один год вложило в развитие инфрастуктуры около 1,8 миллиарда рублей. "Деньги идут в эту отрасль, нам надо лишь направить их в правильное русло", - считает Президент РТ. Он также отметил, что без 100-процентной монетизации жилищно-коммунальных услуг говорить о проведении реформы ЖКХ невозможно. Вопрос капитального ремонта, по словам главы республики, сегодня является самым болезненным. В нашей стране около 10 миллионов квадратных метров - это ветхое и аварийное жилье, то есть 3,2% всего жилого фонда. В основе комплекса мер по решению проблемы капремонта, как отметил Шаймиев, должны лежать принципы государственного и частного партнерства. Кроме того, сегодня необходимо утвердить специальные государственные стандарты проведения капитального ремонта. Не последней здесь остается проблема борьбы с бюрократизмом.

После выступления главы республики эту тему развил глава Минрегионразвития РФ Владимир Яковлев. Он сказал, что "рабочая группа, возглавляемая Минтимером Шаймиевым, проделала колоссальную работу, изучив и проанализировав опыт практически всех регионов страны". Министр заострил внимание на том, что сегодня в России приватизировано 77% жилья. Оплачиваемость коммунальных услуг достаточно высока и составляет примерно 93%. Однако, в среднем по России только 7% жилого фонда охвачено товариществами собственников жилья. "Основным условием, позволившим сделать жилье действительно доступным для населения, является увеличение объемов строительства, а также снижение затрат на строительство и опережающие действия по инженерной подготовке территорий", - такое мнение высказал Владимир Яковлев.

Свою позицию федеральный министр аргументировал следующими цифрами: "Если в 2005 году в целом по стране было введено 42,6 млн. квадратных метров жилья, то в году минувшем - уже около 50 млн. кв. м. Вместе с тем 13 субъектов РФ не выполнили плана по вводу жилья, а в 30 субъектах обеспеченность введенного жилья на душу населения составила от 0,02 до 0,2 кв. метров. А к 2010 году планируется довести объемы вводимого жилья до 80 млн. квадратных метров". Вместе с тем Владимир Яковлев отметил увеличение объемов ипотечного кредитования. "Если в 2005 году ипотечными кредитами могли воспользоваться 9% населения, то на сегодняшний день - 17,7% - это очень хороший показатель", - считает федеральный министр. Наряду с увеличением объемов строительства важным пунктом в решении жилищной проблемы, по его мнению, должно стать решение ряда вопросов, связанных с ускорением процедуры оформления проектно-сметной документации, ликвидации бюрократических препон. С принятием градостроительного кодекса и принятыми в конце прошлого года дополнений к нему, по мнению Владимира Яковлева, значительно снизятся пресловутые административные барьеры, в том числе касающиеся единой государственной экспертизы проектно-сметной документации. В январе текущего года, по его словам, планируется завершить оформление самого порядка проведения такой экспертизы.

Что касается изменений Федеральной целевой программы "Жилище", то, по словам Яковлева, в этом вопросе был учтен как положительный, так и отрицательный опыт регионов, особенно в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой, что будет существенным вкладом в увеличение объемов строительства и ускорения самого процесса строительства. "Мы также поддерживаем, - отметил Яковлев, - предложения рабочей группы, подготовившей материалы к этому выездному заседанию Президиума, по внесению изменений в программу "Жилище" в части создания подпрограмм по ликвидации аварийного и ветхого жилого фонда".

Выступившая затем губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подчеркнула, что, по ее мнению, при приватизации жилья была сделана серьезная ошибка: вместе с передачей в собственность квартир, жильцам не была передана в собственность их доля в доме. Рассказывая об опыте реформы ЖК в Санкт-Петербурге, Валентина Матвиенко высказала мнение, что только в России мэры занимаются вопросами чистоты и ремонта подъездов. Говоря в целом о вопросах капитального ремонта, губернатор подчеркнула, что регионы без помощи федерального центра с этой задачей не справятся. "Нельзя Минфину сидеть на мешках с деньгами сильно профицитного федерального бюджета и не помогать регионам в этом деле", - сказал она.

По мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, "реформа ЖКХ - самая массовая, самая сложная, самая эффективная и, одновременно, самая опасная, потому что она касается всех". "Успех реформы ЖКХ будет достигнут лишь в том случае, если люди не будут все время больше и больше платить за жилье", - считает мэр Москвы. Он подчеркнул, что капитальный ремонт касается в основном тех домов, где живут малообеспеченные группы населения. "Я убежден - все проблемы капремонта до приведения жилья в нормальное состояние не должны оплачиваться населением. Это дело государства", - заявил Юрий Лужков.

На заседании Президиума Государственного Совета РФ выступили также Президент Чувашии Николай Федоров, Президент Башкирии Муртаза Рахимов, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф и другие участники заседания.

"Мы занимались сегодня жилищным вопросом, который как и рассмотренный нами ранее дорожный вопрос, является застарелой темой, - сказал, подводя итог заседанию Государственного Совета РФ, Президент России Владимир Путин. - Этот вопрос относится к проблеме повышения уровня жизни людей. Мы никогда не должны забывать, что во главу приоритетов всегда должен быть поставлен человек". Владимир Путин подчеркнул, что дискуссия, возникшая в ходе заседания, ему понравилась. "Я удовлетворен и характером и глубиной и заинтересованностью подходов. Многое можно будет изменить", - сказал Президент России. "Сегодня в одном из выступления прозвучало: можно ли представить, чтобы мэры крупных зарубежных городов отвечали за чистоту в подъездах. Можно. И у нас мы будем делать эту работу, пока не исправим ситуацию", - заключил глава государства.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.