17 января Мещанский районный суд г. Москвы принял решение по иску Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. Суд обязал станцию скорой помощи выплатить компенсацию морального вреда мужу женщины, которой врач "скорой" отказался оказывать помощь, мотивируя это ее безнадежным состоянием.

По инициативе Уполномоченного вопрос об оказании помощи со стороны врача скорой помощи умирающему больному, находящемуся в безнадежном состоянии, был разрешен с учетом Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

По информации пресс-службы Уполномоченного, все экспертизы, проведенные по делу, показали неэффективность тех реанимационных мероприятий, на проведении которых настаивал супруг умирающей. Их проведение не могло обеспечить спасение жизни больной, которая умерла бы независимо от принятых мер. В этой связи врач проигнорировал требования супруга и отказался проводить реанимационные мероприятия. Повторно вызванная бригада скорой помощи констатировала уже смерть больной.

Действующее российское законодательство не предусматривает ответственности врача за неоказание помощи, если между его действиями (бездействием) и наступившими последствиями отсутствует причинная связь. В связи с этим попытки супруга привлечь врача к уголовной ответственности не увенчались успехом именно в силу отсутствия причинной связи между действиями врача и наступившей смертью.

Супруг умершей обратился к Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину с просьбой об оказании содействия в разрешении сложившейся ситуации, связанной с безответственностью врачей.

Приняв обращение к рассмотрению, Уполномоченный также обратил внимание на пробел в российском законодательстве, касающийся ответственности врачей. В связи с чем было подготовлено исковое заявление в суд о компенсации морального вреда заявителю, целиком основанное на положениях Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В качестве нарушенного права в иске обозначено уважение семейной жизни, предусмотренное статьей 8 Конвенции. Толкование по данной статье опиралось на решение Европейского Суда по правам человека в деле Гласе против Великобритании, в котором Суд констатировал, что непризнание органами здравоохранения волеизъявления одного из членов семьи об оказании медицинской помощи другому члену этой семьи, следует расценивать, как нарушение права на уважение семейной жизни.

Первоначально в иске было отказано. Кассация также не удовлетворила жалобу федерального Уполномоченного. При этом, как отмечают в аппарате Уполномоченного, и в решении, и в кассационном определении были разрешены совершенно иные вопросы, не ставившиеся Владимиром Лукиным перед судом.

Тем не менее в надзорном порядке удалось добиться возвращения дела в суд первой инстанции. Спустя практически два года дело слушалось в ином составе суда и, наконец, исковые требования Уполномоченного по правам человека в РФ удовлетворены.