Таджикистан не готов принять обратно из России своих трудовых мигрантов, заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM эксперт Центра статегических исследований при президенте Республики Таджикистан Фируз Саидов. Он считает, что главная причина заключается в том, что от 25% до 40% общего дохода населения Таджикистана составляют заработки трудовых мигрантов. "Только из России таджикские мигранты ежегодно отправляют в Таджикистан до 2 миллиардов долларов. Поэтому даже в случае усиления миграционной политики в РФ, Таджикистан не в состоянии принять обратно всех своих трудовых мигрантов. В этом случае Таджикистану, мягко говоря, грозит серьезная социальная напряженность и увеличение уровня бедности в стране. Может быть, Азербайджан, Молдавия или Киргизия могут обратно принять своих трудовых мигрантов, но Таджикистан не в состоянии сделать это", - отметил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, готовы ли таджикиские власти в таком случае оказать содействие в легализации своих трудовых мигрантов в России, Саидов отметил, что Таджикистан сам заинтересован в легализации своих трудовых мигрантов, но на это потребуются большие финансовые средства. "Дело в том, что для легализации процессов миграции необходимы финансовые средства для оформления документации. Кроме того, существует и кадровый вопрос. Так как для легализации такого количества мигрантов необходимы квалифицированные кадры, которые могли бы работать уже в правовом поле России. Для этого необходимо создать специальную службу, обучить специалистов. В принципе, Таджикистан мог бы решить эти проблемы с помощью доноров. К примеру, в этом вопросе таджикским властям могла бы помочь Международная организация по миграции. Главное, у Таджикистана есть желание легализовать всех своих мигрантов", - считает Саидов.

Эксперт также отметил, что в настоящее время количество таджикских трудовых мигрантов в России оценивается по-разному. "Официальные власти Таджикистана дают цифру в 350-400 тысяч человек, структуры ООН считают, что таджикских мигрантов в России порядка 1 миллиона 200 тысяч человек. Но я не согласен с этими данными. По моим подсчетам, реальное количество таджикских мигрантов в России колеблется от 700 до 800 тысяч человек. Дело в том, что общее количество трудоспособного населения Таджикистана составляет 1 миллион 400 тысяч человек и страна не может поставлять более 1 миллиона трудовых мигрантов только в Россию", - заявил Саидов.

Комментируя новые правила пребывания мигрантов в России, эксперт отметил, что эти меры вряд ли остановят поток таджиков, желающих работать в Российской Федерации, и количество таджикских трудовых мигрантов в России не уменьшится, а наоброт, увеличится. "Просто, у мигрантов увеличатся расходы на "неофициальные платежи", т.е на взятки милиционерам, пограничникам, таможенникам, различным структурам, занимающимися регистрацией прибывающих в Россию трудовых мигрантов. Кстати, самая больная проблема таджикских гастарбайтеров в РФ связана с взаимоотношениями с правоохранительными органами этой страны и по нашим подсчетам, таджикские мигранты ежемесячно более 25% своих доходов тратят на такие виды платежей. После изменений правил пребывания мигрантов в РФ эти проценты могут увеличаться. Но и это не остановит таджикских мигрантов. Потому что другого выхода у них просто нет", - уверен эксперт.

Фируз Саидов, комментируя решение азербайджанских властей о создании правительственной комиссии по изучению ситуации с внешней миграцией, отметил, что приветствовал бы создание аналогичной комиссии в Таджикистане. По его мнению, такая комиссия могла бы служить инструментом для защиты прав мигрантов в России. "Но, несмотря на существование намерений, вряд ли соответсвующая комиссия будет создана в Таджикистане в ближайшие два года. Хотя такая комиссия могла бы заняться и вопросами регулирования потоков трудовых мигрантов в различные регионы России, и вопросами профессиональной подготовки будущих мигрантов. Но, к сожалению, эти вопросы вряд ли будут решены в ближайшее время. Вообще, вопросы с трудовыми мигрантами в Таджикистане поставлены сами по себе. Трудовая миграция сама по себе регулируется, сама зарабатывает, сама решает свои проблемы. Государство хочет принять активное участие в этом процессе, но не хватает возможностей", - сказал Саидов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.