В связи с заявлением об угрозе терактов в метро и наземном общественном транспорте, сделанным 16 января главой Национального антитеррористического комитета Николаем Патрушевым, российская милиция на транспорте уже вторые сутки работает в усиленном режиме. Каков опыт обеспечения безопасности общественного транспорта в других странах, знакомых с террористической угрозой не понаслышке? Об этом корреспондент ИА REGNUM решил узнать у главного редактора израильского портала ISRAland Гарри Резниковского.

ИА REGNUM Как известно, система безопасности на транспорте выработана в Израиле в условиях борьбы с террором и доказала свою эффективность. Что предпринимают для этого израильские силовые структуры?

Первое самое дальнее кольцо обороны проходит вдали от автобусных и железнодорожных маршрутов. Израильская служба общей безопасности ШАБАК собирает информацию о готовящихся терактах и передает ее армии, которая производит задержание боевиков. Таким образом, удается предотвратить большую часть готовящихся нападений.

ИА REGNUM А если террористы все-таки смогли проникнуть на территорию Израиля?

Во-первых, ШАБАК действует и на территории Израиля, собирая информацию о людях, которые могут стать пособниками террористов, а без пособников им будет нелегко добраться до израильских городов. А затем, есть и второе кольцо. Оно выставлено перед входом на автовокзалы и железнодорожные станции. Там дежурят сотрудники охранных компаний, проверяющие багаж всех пассажиров. Каждый охранник проходит специальные инструктаж, многие раньше служили в боевых частях и знают, по каким признакам можно отличить террориста.

Сами вокзалы и автостанции также патрулируются. Если там находят бесхозную сумку, на месте событий появляются полицейские саперы, которые проверяют находку, часто с помощью специального робота. Иногда после этого робот получает команду расстрелять сумку из смонтированного на корпусе оружия, напоминающего крупнокалиберный пистолет. И пусть в 99 случаях из 100 в сумках оказываются чьи-то забытые вещи, и лишь в одном - 4-5 кг взрывчатки и поражающие элементы (обычно это гайки, металлические шарики, гвозди и т.д.), эта система все равно оправдывает себя.

Третье кольцо действует непосредственно на транспорте. Когда пассажиры берут билеты и садятся в электричку, по вагонам постоянно курсируют сотрудники службы безопасности, в задачу которых входит поиск подозрительных предметов.

При входе в автобус, который осуществляется только через переднюю дверь, водитель осматривает пассажиров. В данном случае, ему приходится больше полагаться на свою интуицию и сведения, полученные во время инструктажа. Кроме того, каждый маршрут периодически проверяется сотрудниками службы безопасности, которые заходят в салон, осматривают его в поисках подозрительных предметов (заодно бросая взгляд на пассажиров) и выходят на следующей остановке, чтобы тут же сесть на следующий автобус.

Отдельно стоит отметить, что в стране, постоянно борющейся с террором, у граждан вырабатывается привычка сообщать в полицию об оставленных без присмотра сумках, подозрительных людях, которые крутятся возле мест массового скопления израильтян (парки, крупные торговые центры и т.д.)

Фотографии ISRAland

Интервью Алисы Агранат