20 декабря в Тольятти состоялось масштабное совещание вазовских дилеров и дистрибьютеров. В зале учебного центра Волжского автозавода собрались примерно 150-200 представителей дилерских компаний "тольяттинской площадки" и практически все руководители управлений региональных поставок (УРП) ВАЗа. Вице-президент по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию автомобилей АО АВТОВАЗ Владимир Кучай озвучил перед собравшимися основные направления новой идеологии построения дилерской сети.

Одним из ключевых моментов встречи стало оглашение списка закрепленных за тольяттинскими дилерами региональных территорий. Все 74 области и края России АВТОВАЗ поделил между примерно пятьдесятью тольяттинскими дилерскими компаниями. На каждую территорию, в соответствии с ранее определенной емкостью авторынка будет выделяться ежемесячная квота. Представители дилеров "тольяттинской площадки" в ближайшие дни будут назначены заместителями директоров УРП ВАЗа на закрепленных территориях, и им предложено начать организовывать и активизировать торговлю в регионах.

Фактически, этим решением ВАЗ начал создавать альтернативу собственной же сети УРП, базировавшейся на станциях технического обслуживания примерно в пятидесяти региональных центрах России. По мнению руководства завода, дилеры, имеющие богатый опыт работы по продаже автомобилей ВАЗ в Тольятти, сумеют оживить торговлю и на региональных рынках. Ряду наиболее финансово сильных дилеров предложено наладить торговлю сразу в нескольких регионах. Так, например за "Восток-Ладой" закрепили сразу четыре территории - Красноярский край, Тюменскую, Челябинскую и Свердловскую области. Примерно 10-12 областей с наибольшей емкостью авторынка поделили между несколькими тольяттинскими дилерами. Например в Москве, Санкт-Перебурге, Башкирии и Татарии предложено торговать сразу 6-8 тольяттинским дилерам. Как при этом между ними будут распределяться квоты пока не ясно. Вопросов у тольяттинских дилеров после этого совещания осталось больше, чем было дано ответов и разьяснений. Что делать теперь с теми производственными и тороговыми площадями, которые дилеры понастроили в Тольятти за последние 5-7 лет в огромном количестве? Где брать средства на региональную экспансию при том, что местные банки не хотят кредитовать вложения в другие регионы? Что будет с самой "тольяттинской площадкой", при том что ее емкость определена управлением маркетинга ВАЗа в 1,5-2 тысячи в месяц, а продавалось на ней в последние годы примерно по 25-30 тысяч (50-процентного месячного выпуска ВАЗа)? Как будет строится ценовая политика ВАЗа в моменты существенного снижения покупательского спроса? Все эти вопросы, заданные дилерами руководству завода, остались практически без ответов. Многие из тольяттинских дилеров расходились со встречи в подавленном настроении. Налаженный годами бизнес рушится, а перспектива нарисованная вазовским руководством по маркетингу и сбыту достаточно туманна.