"В основе нефтегазового конфликта России и Белоруссии лежит фундаментальное противоречие - субсидирование Россией белорусской экономики продолжалось, несмотря на то, что движение к Союзному государству было приостановлено по инициативе Лукашенко", - заявил 10 января 2007 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков.

"Лукашенко перестал стремиться к объединению, потому что не видел своего места в будущем Союзном государстве - быть чиновником, которого уволили бы кремлевские яппи, он, конечно же, не хотел, а участвовать в выборах президента Союзного государства (у него были бы не плохие шансы, по популярности он уступает только Путину) ему бы не позволили", - считает Марков.

По мнению политолога, "Россия готова и дальше субсидировать белорусскую экономику, в случае если процесс интеграции будет возобновлен, и этим конфликт с Белоруссией принципиально отличается от конфликтов России с Грузией, Украиной и Молдавией".

"Дело здесь не только и не столько в личных амбициях Лукашенко, белорусская элита и общество так же опасаются, что в случае объединения крупная собственность Белоруссии окажется в руках российских олигархов, которые принесут с собой нравы "дикого капитализма", существующего в России, и продадут эту собственность американцам и европейцам. Кроме того, население Белоруссии боится, что в результате объединения будет разрушена система социального обеспечения, существующая в этой стране. Гарантий того, что этого не произойдет, российские власти не дали. И такой гарантией могла бы стать модель "одна страна - две системы", как это было сделано при объединении Китая и Гонконга", - отметил Марков.

"Это большая политическая ошибка думать, что Белоруссия никуда от нас не денется и приползет к нам на коленях. Не приползет", - считает политолог.

"Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации сейчас рано - разрешение конфликта, прежде всего, зависит от российской политики. Россия как более сильная, мудрая и опытная несет большую ответственность за эту ситуацию, - заявил Марков. - Вариантов развития конфликта несколько. Возможно начало крупномасштабной торговой войны и обострение отношений до уровня российско-грузинского конфликта. Также возможен альянс Лукашенко с Ющенко, Ландсбергисом и прочими. Ющенко уже готов протянуть Лукашенко руку помощи. Ведь многие соседи Белоруссии не любят Лукашенко не за его антидемократическую политику, а за пророссийскую позицию, которую он занимал раньше. Если он будет проводить последовательную антироссийскую политику, то ему простят его авторитаризм, пока он будет президентом, хотя потом все равно обманут - камера Милошевича в Гааге давно уже для Лукашенко приготовлена. Также не исключен вариант холодного компромисса и перехода к той модели отношений, которая существует на сегодняшний день между Россией и Украиной, то есть отношения, построенные исключительно на экономическом прагматизме. В случае если Россия сможет решить вопрос с будущим личным статусом Лукашенко и сохранением существующей в Белоруссии системы, то возможно и возобновление строительства Союзного государства. И этот вариант мне представляется наиболее приемлемым".

"Ответственность за выход из кризиса лежит на России и инициатива должна исходить от нее. И здесь необходимо вести переговоры не только с Лукашенко, но проводить системную работу с белорусской политической, интеллектуальной и бизнес-элитой", - заключил Сергей Марков.