Инфраструктура транзита энергоносителей является ключевым стратегическим активом для Украины, обусловленным преимуществами географического расположения страны. Трубопроводы для транзита нефти и газа пополняют как бюджет страны, являясь весомым источником дохода для Украины, так и энергетическую безопасность государства, обеспечивая поставки нефти и газа на внутренний рынок. Геополитически украинский транзит также является неотъемлемой частью энергетической безопасности Европы, в большей степени в снабжении газом и в меньшей степени при экспорте нефти. На сегодняшний день транзит российской нефти через Украину хоть и уменьшается, но всё ещё составляет достаточно весомые 14%-15% от общего потока. Неудивительно, что как реакция на белорусско-российский конфликт, украинские чиновники различного уровня сделали ряд заявлений, в частности о том, что Украина готова подменить Белоруссию и увеличить объём транзита как российской нефти, так и газа в Европу.

На территории Украины распределены приблизительно 37 600 километров газотранспортных трубопроводов диаметром от 500 мм до 1400 мм и рабочим давлением от 5,4 Mпa до 7,5 Mпa. Российский газ поступает в страну из нескольких терминалов вдоль российской границы и из Белоруссии. Большая часть экспортированного газа проходит транзитом через Словакию и потом идет в другие страны Европы. Помимо этого, часть газа транспортируется в Румынию, Венгрию и Польшу (через украинский Дрогобыч). Общий объем транзита газа через Украину, преимущественная доля которого направляется в Западную Европу, со времени обретения независимости в 1991 году возрос со 118 млрд. кубов в 1991 году до 140 млрд. кубов в 2002 году, после чего несколько снизился - 136 млрд. кубов в 2005 г. По информации минтопэнерго Украины, эта цифра составляет около 78% транзитной мощности системы Украины. Отметим, что остаётся неизвестным, насколько плотно эксплуатируются газопроводы в Польше и Словакии, призванные, в случае чрезвычайной ситуации, обеспечить дополнительные поставки газа в Западную Европу. Эти данные минтопэнерго Украины не разглашает. Об этом можно судить лишь косвенно по высказыванию министра топлива и энергетики Юрия Бойко на брифинге 28 декабря. "В случае, если Белоруссия и Россия не договорятся о транспортировке газа в Западную Европу по территории Белоруссии, Украина готова увеличить объем транзита российского природного газа. После анализа возможных вариантов развития событий мы увидели, что в случае каких-либо конфликтных ситуаций Украина в состоянии оказать помощь за счет увеличения транзита европейским потребителям в тех объемах, которые необходимы для функционирования их экономики без ущерба для своих потребителей", - заявил украинский министр. Однако, если его оптимизм относительно краткосрочных транзитных заработков объясним и вполне оправдан, то в долгосрочной перспективе Украина может быть влиятельным транзитёром как российских, так и каспийских нефтегазопродуктов только в случае основательной модернизации своих трубопроводов. Большая часть газотранспортных активов на Украине нуждается в модернизации или замене. Например, около 29% газопроводов и газокомпрессорных блоков уже исчерпали свой срок службы, а больше половины трубопроводов эксплуатируются на протяжении 10-30 лет. Кроме того, стоит отметить, что газотранспортная система Украины чрезвычайно неэффективна - так, турбокомпрессоры на насосных станциях очень старые и, в отличие от своих западноевропейских аналогов, имеют КПД около 25%.

Сеть транспортировки нефти на Украине содержит 19 магистральных нефтопроводов и имеет мощность в 114 млн. тонн на год на входе и 56,3 млн тонн на выходе. Нефтетранспортная система состоит из трех основных трубопроводов: "Дружба", "Приднепровский" и "Одесса-Броды". Ставший печально известным в последние дни нефтепровод "Дружба" разделяется на две ветви в белорусском Мозыре и его южная ветвь пересекает девять областей Украины и идет к границам Венгрии и Словакии. Остальные нефтепроводы не имеют выхода к западной границе страны: система "Приднепровского" трубопровода связывает между собой девять трубопроводов, которые заходят на территорию Украины на северо-востоке и востоке, пересекают 11 областей в центральной, южной и восточной Украине. Этот трубопровод служит для транспортировки сырой нефти к украинским НПЗ на юге страны, а также транспортировки российской и казахской нефти на экспорт через морской терминал в Одессе. Нефтепровод "Одесса-Броды" имеет выход в польский Плоцк только на бумаге и, по сути, врезается в нефтепровод "Дружба".

Поскольку диверсификацией путей поставок нефти в Европу по сравнению с газом Россия занималась в значительно больших объёмах, объемы нефти, транспортируемой по территории Украины, неуклонно снижались, начиная от 92 млн. тонн в 1991 году до 46,7 млн. тонн в 2005 году. Поэтому, для практически простаивающих украинских нефтепроводов дополнительный объём поставок мог бы стать хорошим рождественским подарком, однако непонятно, как реализовать такой план технически. Кроме того, украинские нефтепроводы также нуждаются в серьёзной модернизации - так, по оценкам минтопэнерго, регулярная техническая поддержка и ремонты, необходимые для того, чтобы поддерживать эти устаревшие активы в рабочем состоянии, стоят по меньшей мере $100 млн. в год. Однако, это не мешает Украине надеяться на увеличение объемов транзита российской нефти без привязки "к белорусской ситуации", о чём сообщил 8 января журналистам советник главы правления "Укртранснафты" Александр Дикусаров. Часть украинского политикума оценивает перспективы роста транзита нефти и газа в результате белорусско-российского конфликта весьма сдержанно. Так, экс-премьер-министр Юрий Ехануров считает, что нефтяной конфликт между Россией и Белоруссией существенно не повлияет на экономику Украины. "Данный конфликт почти не затрагивает интересы Украины. Сегодня весь мир заинтересован в том, чтобы Россия и Белоруссия как можно скорее решили свой конфликт, и в целом мировой рынок уже отреагировал на данную ситуацию увеличением цены на 75 центов за 1 баррель нефти", - заявил он в комментарии журналистам 9 января, отметив, что объем транспортировки российской по территории Украины вряд ли может возрасти: "не думаю, что это реально. Белорусы с россиянами скоро договорятся".

В энергетической стратегии Украины до 2030 г. правительство заявляет оптимистические планы увеличения объёмов транспортирования нефти до 65 млн. тонн к 2010 г. и до 70 млн. тонн к 2015 году, однако в свете существующей тенденции к снижению транзита нефти эти намерения выглядят нереалистично. Достичь этих показателей правительство Украины планирует с помощью реализации двух проектов: интеграции трубопроводов "Дружба" и "Адрия" и продолжения нефтепровода Одесса-Броды в Плоцк (Польша). Однако в контексте этих перспектив вопросов об экономической целесообразности данных проектов остаётся слишком много. Так, интеграция "Адрии" не продвинулась с 2002 года из-за неприятия этого плана балканскими странами, а "Одесса-Броды", запланированный как часть Евразийского нефтетранспортного коридора для транспортировки каспийской нефти в Европу, также вызывает сомнения как с точки зрения затрат на транспортировку по сравнению с уже существующими путями, так и с учётом того факта, что большинство заводов Западной Европы построены для переработки российской, а не светлой каспийской нефти.

Материал подготовлен координатором корреспондентской сети ИА REGNUM Алексеем Беляевым на основе статистических данных Кабинета министров Украины, НАК "Нефтегаз Украины", министерства топлива и энергетики Украины, госкомстатистики Украины, а также открытых источников в украинской и западной прессе.