Сегодня, 9 января, заместитель председателя комитета по иностранным делам Сейма Литвы, член комитета по делам Европы, депутат от фракции Союза отечества (консерваторы) Аудронюс Ажубалис прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM российско-белорусский нефтяной конфликт и прекращения поставок российской нефти в Европу. По мнению парламентария, "Россия столкнулась с тем, что сама вырастила". "Россия стала заложником собственных льгот", - отметил Ажубалис. "К льготам быстро привыкаешь - как к нефтяной игле. Как только Россия попыталась перейти на рыночные условия, то сразу споткнулась", - сказал депутат.

По мнению политика, показательно и то, как отреагировала Европа на сложившеюся ситуацию. Когда поставки нефти в Литву по трубопроводу "Дружба" прекратились летом прошлого года, то реакция ЕС была "запоздалой". Как только эта проблема коснулась "больших игроков" - Германии и других стран, то реакция была мгновенной, подчеркнул политик.

Тем не менее, парламентарий отметил, что прекращение поставок нефти в Литву летом прошлого года, и сегодняшняя ситуация - это разные вещи. "Тогда (летом 2006 года - прим. ИА REGNUM) Россия продолжала свою старую советскую политику, пыталась укрепить свое энергетическое присутствие в Прибалтике, - подчеркнул Аудронюс Ажубалис. - А сейчас Россия пожинает плоды собственной ценообразовательной политики". По словам заместителя председателя комитета по иностранным делам Сейма Литвы, "Европа должна отреагировать на этот зимний урок". "Если уроки Украины и Грузии не помогли, то сейчас большие игроки очнулись и должны начать строить отношения с Россией не в двухстороннем порядке, а как ЕС-Россия", - отметил Ажубалис. Таким образом, по мнению парламентария, сложившиеся ситуация должна подтолкнуть Европу к созданию единой энергетической политики.

Напомним, "Транснефть" 8 января прекратила экспорт в Белоруссию из-за отборов нефти из трубопровода "Дружба". Белоруссия подготовила уточненный проект соглашения по таможенным пошлинам, заявил 9 января на пресс-конференции в Москве заместитель министра экономики Белоруссии Владимир Найдунов. С 1 января 2007 года российские нефтяные компании должны уплачивать экспортную пошлину при поставках нефти в Белоруссию. В начале декабря глава правительства Российской Федерации Михаил Фрадков подписал постановление, в соответствии с которым поставки нефти в Белоруссию будут облагаться вывозной пошлиной, как и для стран, не входящих в Таможенный союз.

Напомним также, 29 июля из-за аварии на нефтепроводе на территории РФ между Брянском и Новополоцком на нефтеперерабатывающее предприятие Mazeikiu Nafta перестала поступать нефть, а ранее, 25 мая, компания "ЮКОС" достигла договоренности с польским концерном PKN Orlen о продаже принадлежащего ей пакета акций (54%) Mazeikiu nafta за 1 425 млн. долларов. В июне 2006 года PKN Orlen выкупило 30,66% акций, принадлежащих правительству Литвы, за 880 млн. долларов. В течение пяти лет правительство также намерено продать остальные 10% контролируемых им акций за 278 млн. долларов. В Литве известие о поломке нефтепровода назвали "политическим" и связывали с "местью России" за то, что Mazeikiu Nafta был продан не российской компании. 10 сентября поздно вечером в Литве закончилась отгрузка нефти с танкера, который прибыл из Венесуэлы с 70 тысячами тоннами нефти Masa-30. Это первый танкер с нероссийской нефтью, который прибыл в Литву после аварии на нефтепроводе "Дружба". Таким образом, Литва практически стала реализовывать план по альтернативной доставке сырья на нефтеперерабатывающий завод. 7 ноября Европейская Комиссия одобрила покупку Mazeikiu Nafta польским концерном. В свою очередь, по словам главы "Транснефти" Семена Вайнштока, технические органы должны закончить свои проверки состояния нефтепровода в марте 2007 года, после чего представят "Транснефти" рекомендации по использованию нефтепровода. Только тогда, по мнению Вайнштока, можно будет определить сроки начала и завершения ремонтных работ. 15 декабря полностью завершилась процедура по покупке Mazeikiu Nafta польским концерном.