ИА REGNUM представляет важнейшие события, произошедшие в Грузии в 2006 году.

1. Ввод в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и завершение прокладки газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан был введен в эксплуатацию 25 мая, официальная церемония его открытия состоялась 13 июля 2006 года. Строительство нефтепровода протяженностью 1774 километра заняло около четырех лет. По расчету специалистов, на полную мощность - 1 миллион баррелей в сутки или 50 миллионов тонн в год - БТД выйдет в 2008 году после увеличения добычи на контрактной площади Азери-Чираг-Гюнешли. Ожидается, что после полной загрузки нефтепровода Грузия в качестве платы за транзит ежегодно будет получать около $50 млн. Акционерами БТД являются: BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Hess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), Total (5%). По оценке экспертов, проект БТД имеет не только экономическое, но и важное политическое значение - как для Грузии, так и региона в целом. Президент Грузии Михаил Саакашвили назвал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан "залогом свободы и энергетической независимости страны".

Что касается газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, то с его вводом в строй Грузия надеется обеспечить себе альтернативный источник природного газа, основным поставщиком которого в настоящее время является Россия. Более того, Грузия рассчитывает, что именно Южно-Кавказский газопровод будет для нее основным маршрутом газовых поставок в ближайшие годы. Согласно ранее заключенному договору по проекту Южно-Кавказского газопровода, в счет транзита газа по этому трубопроводу Грузии должно оставаться 5% от общего объема проходящего по нему газа, плюс еще 5% предоставляться по льготным ценам - $55 за 1 тыс. кубометров (ежегодный рост цены должен находиться в пределах 1%-5%). По этому договору в 2006 году Грузия должна была получить по Южно-Кавказскому газопроводу 60 млн. кубометров газа (позже этот объем уже увеличен до 300 млн. кубометров), в 2007-2008 гг. - по 200-250 млн. кубометров ежегодно, затем - 300 млн., а при максимальной загрузке газопровода в 2011 году - 800 млн. кубометров. Между тем, из-за аварии на одной из скважин месторождения Шах-Дениз ввод в эксплуатацию газопровода, запланированный на конец 2006 года, перенесен на несколько недель. Следует отметить, что стороны-участницы проекта газопровода заключили договоренность о перераспределении квоты Турции на 2007 год в этом газопроводе между Азербайджаном и Грузией.

2. Энергокризис в Грузии в результате диверсионных актов 22 января на газопроводах "Северный Кавказ-Закавказье" и "Моздок- Тбилиси", а также на ЛЭП "Кавкасиони"

22 января, почти одновременно, на газопроводах "Северный Кавказ-Закавказье" и "Моздок- Тбилиси" на территории Северной Осетии, а также на ЛЭП "Кавкасиони" на территории Карачаево-Черкесии произошли диверсионные акты, в результате которых поставки газа и электроэнергии из России в Грузию были полностью прекращены. Последствия аварии на газопроводах были полностью ликвидированы 29 января, однако ограничения в газоснабжении в связи с постепенным заполнением газовых сетей длились до середины февраля. В день аварии Азербайджан заявил, что готов поделиться с Грузией газом, и весь период энергокризиса поставлял в страну топливо, которое направлялось для обеспечения "ТбилГРЭС" и АО "Тбилгаз". С 30 января Грузия начала временные поставки газа и из Ирана. Газ, поставлявшийся из Ирана (2,23 млн. кубометров в сутки) и Азербайджана (в первые дни по 4, затем по 2,3 млн. кубометров в сутки), обеспечивал около трети потребности Грузии. ЛЭП "Кавкасиони" была полностью восстановлена в конце марта, однако до этого периода электроэнергия в Грузию подавалась по резервной системе. В Грузии не исключили, что произошедшее является попыткой России вынудить Грузию передать ей магистральный газопровод и другую газовую инфраструктуру.

3. Введение Россией весной 2006 года запрета на ввоз вина и минеральной воды из Грузии

С 27 марта по распоряжению главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, был запрещен ввоз грузинских вин и виноматериалов в Россию. Свое решение главный санитарный врач обосновал низким качеством грузинских вин, а также использованием в Грузии при производстве винограда опасных для здоровья пестицидов. Позже - 4 мая, опять же по причине низкого качества, было объявлено о полном запрете ввоза в Россию из Грузии минеральной воды. Грузинская сторона расценила эти шаги как решения политического характера, указав, что о высоком качестве грузинских вин и минеральной воды свидетельствуют многочисленные заключения международных экспертиз, и начала активные действия по переориентации продукции на другие рынки. Однако решение российской стороны в первые месяцы повлекло многомиллионные убытки грузинских предпринимателей. В последние годы винодельческую продукцию в Россию экспортировали до 80-и грузинских компаний. Грузинская продукция занимала до 10% российского рынка винодельческой продукции.

4. Подписание Россией и Грузией соглашения о сроках вывода российских военных баз с территории Грузии, а также завершение вывода из Грузии Тбилисского гарнизона ГРВЗ.

31 марта в Сочи представителями оборонных ведомств России и Грузии были подписаны два соглашения - "Соглашение между РФ и Грузией о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории Грузии" и "Соглашение об организации транзита российских воинских грузов и персонала через территорию Грузии". В документах, в частности, были закреплены сроки вывода российских военных баз - до конца 2008 года, а также оговорены вопросы транзита военных грузов и персонала через территорию Грузии. Грузинская сторона назвала подписание этих соглашений "историческим актом" и "одной из самых больших побед конструктивной дипломатии".

23 декабря в здании бывшего штаба Группы Российских войск в Закавказье были оформлены документы по передаче Грузии последних 4 объектов тбилисского гарнизона ГРВЗ, а 25 декабря последний российский военнослужащий покинул Тбилиси. Несколькими днями раньше из Тбилиси была выведена вся техника тбилисского гарнизона. В Грузии остались лишь несколько представителей тбилисского гарнизона - оперативная группа, сформированная на базе управления ГРВЗ, которая переехала в Батуми и будет контролировать оттуда процесс вывода из Грузии в соответствии с установленными графиком Батумской и Ахалкалакской военных баз. В соответствии с графиком, вывод российской техники с военной базы в Ахалкалаки (Самцхе-Джавахети) должен быть завершен до 1 октября 2007 года, вывод Батумской военной базы - до конца 2008 года.

5. Операция правоохранительных органов по подавлению формирований Эмзара Квициани в Кодорском ущелье

23 июля бывший уполномоченный президента Грузии в Кодорском ущелье (единственный район Абхазии, подконтрольный Грузии) Эмзар Квициани обвинил Тбилиси в невнимании к проблемам жителей Кодори и объявил о неповиновении центральным властям. Он возглавил расформированный ранее отряд местной самообороны "Монадире" ("Охотник") и заявил, что будет защищать Кодорское ущелье от грузинских властей. Бывший тогда министром обороны Ираклий Окруашвили заявил, что официальный Тбилиси расценивает эти высказывания как мятеж. В конце июля - начале августа 2006 года под руководством Ираклия Окруашвили и главы МВД Вано Мерабишвили в Кодорском ущелье была проведена полицейская операция, в результате которой государственный контроль над Кодори был восстановлен. Часть мятежников была задержана, другим, в том числе и Эмзару Квициани, удалось бежать. "Охотник", укомплектованный местными жителями (сванами, грузинскими горцами), в прошлые годы относился к минобороны Грузии и охранял территорию Кодорского ущелья. В апреле 2005 года министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили принял решение о расформировании отряда, заявив, что его члены являются "обычной бандой бездельников", и что обеспечение безопасности должно осуществляться подразделениями ВС Грузии.

6. Упразднение в Грузии большей части таможенных тарифов и утверждение нового Таможенного Кодекса.

С 1 сентября 2006 года в Грузии вступили в силу новые таможенные тарифы. Они установлены законом Грузии "О таможенном тарифе", утвержденном парламентом Грузии в конце июля. Согласно новому закону, число тарифных ставок налога на импорт сокращено с 16 до 3-х - это 12%-ная, 5%-ная, а также нулевая тарифная ставка, которая распространяется примерно на 90% всего импорта. В Грузии считают, что новый закон будет содействовать притоку в Грузию зарубежных инвестиций, развитию местного производства, и, в то же время, защите прав потребителей. 12%-ная ставка оставлена, в основном, на стройматериалы и те виды сельскохозяйственных продуктов, которые производятся и в самой Грузии - для защиты отечественной промышленности. Нулевые тарифы установлены на импорт практически всего оборудования. Полностью упразднены сезонные таможенные тарифы, а также разница в налогообложении таможенным налогом товаров, произведенных в странах, являющихся и не являющихся членами ВТО. Новым законом оставлены в силе нормы, освобождающие от выплаты таможенных тарифов при экспорте продукции, ее реэкспорте, транзите и т.д.

Еще одним важным шагом в направлении либерализации таможенного законодательства расценивается утверждение парламентом Грузии 25 июля 2006 года нового Таможенного Кодекса, который вступит в силу с 1 января 2007 года. В соответствии с новым Кодексом, а также принятыми на его основе 34 нормативными актами, количество таможенных режимов сократится с 15 до 7, существенно упростятся таможенные процедуры. С другой стороны, Кодекс предусматривает ужесточение контроля за перемещением товаров и их сохранностью. Так, одним из важнейших новшеств Кодекса является задействование в Грузии системы гарантий - предъявление одного из трех видов гарантий (банковской гарантии, полиса страхования финансовых рисков или депозита в госказначействе) является обязательным условием для ввоза и перемещения товаров по территории Грузии (исключение делается только в случае перевозок TIR).

7. Арест сторонников Игоря Гиоргадзе по обвинению в подготовке в Грузии государственного переворота

6 сентября МВД Грузии по итогам спецоперации, проведенной в нескольких городах Грузии одновременно, задержало несколько десятков сторонников партии "Справедливость", возглавляемой бывшим шефом госбезопасности Грузии Игорем Гиоргадзе, подозреваемых в попытке организации государственного переворота. Впоследствии часть задержанных была отпущена, 13-и были предъявлены обвинения по ч. 1, ст. 315 УК Грузии (попытка свержения государственной власти и ее захват), а некоторым, позже, и по статье 307 (измена Родине).

Согласно материалам следствия, сторонники Игоря Гиоргадзе планировали в конкретные сроки мобилизовать в Тбилиси 7 тысяч человек, которые бы выступили против правительства, в том числе и вооруженным путем. 8 сентября тбилисский городской суд в качестве временной меры пресечения избрал для 12 задержанных предварительное заключение сроком на два месяца, в ноябре продлил его еще на 1 месяц. Эти 12 человек категорически отрицают наличие какого-либо заговора. Еще одну задержанную - руководителя общественного движения "АнтиСорос" Майю Николеишвили, которая в ходе процесса дала признательные показания - о существовании заговора и своей к нему причастности - суд освободил под залог в $5,5 тыс. Руководитель благотворительного фонда им. Игоря Гиоргадзе, лидер партии "Надежда" и Антифашистской коалиции Ирина Саришвили-Чантурия, после того, как в офисе благотворительного фонда был произведен обыск, задержана не была. Ирина Саришвили-Чантурия отрицает существование плана по свержению властей и заявляет, что сторонники Игоря Гиоргадзе в действительности были арестованы за критику правящего режима и являются политическими заключенными. Игорь Гиоргадзе уже несколько лет объявлен в международный розыск по линии Интерпола, он обвиняется в организации покушения на главу грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе 29 августа 1995 года.

8. Скандал с арестом и освобождением в Грузии ряда российских офицеров, которые были обвинены в шпионаже, повлекший рост напряженности в грузино-российских отношениях и введение Россией в одностороннем порядке экономической блокады Грузии.

27 сентября в результате спецоперации правоохранительными органами Грузии по обвинению в шпионаже были задержаны четыре офицера Главного разведывательного управления России, а также 12 граждан Грузии. По данным МВД Грузии, шпионажем в пользу России занимались полковник ГРУ Александр Савва, подполковник ГРУ Дмитрий Казанцев, подполковник ГРУ Александр Завгородный и майор ГРУ Александр Баранов; координировал деятельность группы из Еревана, согласно грузинской стороне, полковник ГРУ Анатолий Синицын, который обвиняется в организации произошедшего 1 сентября 2005 года теракта в Гори. Грузинская сторона также требовала выдачи ей подполковника ГРУ Константина Пичугина, который находился на территории ГРВЗ. В МИД Грузии заявили, что вышеуказанная группа планировала серьезную провокацию, и срочное решение об их задержании было принято во избежание такого развития событий. Между тем, российская сторона категорически опровергла все обвинения в адрес своих военнослужащих.

Спустя несколько дней, по итогам переговоров, Грузия приняла решение передать арестованных российских офицеров ОБСЕ, и те вернулись на родину. С 3 октября Россия в одностороннем порядке ввела транспортную блокаду против Грузии. С этого дня были прерваны воздушное, наземное, а позже и морское сообщение между двумя странами, а также почтовые переводы. Официально причиной такого решения российской стороной были названы задолженности грузинских перевозчиков и других компаний, однако в Грузии это расценили, как реакцию на "шпионский скандал". Экономическая блокада Грузии со стороны России, являвшейся одним из ее основных торговых партнеров, не снята до сих пор. Ряд российских политиков высказывались и за ограничение денежных переводов между Россией и Грузией, однако эта идея не была реализована.

9. Переход взаимоотношений НАТО и Грузии в фазу интенсивного диалога

Грузия официально перешла на интенсивный диалог (ID) с НАТО 21 сентября 2006 года, когда этот вопрос был положительно решен на министериале глав МИД стран НАТО в Нью-Йорке. По заявлению грузинских властей, переход отношений в фазу интенсивного диалога означает необратимость процесса вступления Грузии в НАТО. Первая консультация между Грузией и НАТО в рамках ID прошла в Брюсселе 14 декабря. Фаза ID предваряет переход Грузии к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (NATO's Membership Action Plan), который Грузия планирует осуществить во второй половине 2008 года. Следует отметить, что в ноябре 2006 года Сенат США принял "Акт 2006 года о консолидации свободы в НАТО", согласно которому, Соединенные Штаты поддерживают и считают необходимым вступление в НАТО Грузии, а также Албании, Хорватии и Македонии.

10. Утверждение Плана действий Грузии и Евросоюза в рамках европейской соседской политики

План действий Грузии и Евросоюза в рамках европейской соседской политики был формально принят 14 ноября по итогам 7-ого заседания Совета сотрудничества Грузия-ЕС в Брюсселе. Тогда министром иностранных дел Грузии Гелой Бежуашвили и министром иностранных дел председательствующей в ЕС Финляндии Эркки Туомиоя был подписан текст рекомендаций Совета сотрудничества Грузия-Евросоюз по утверждению плана действий Грузия-ЕС. Это событие предваряло подписанное 2 октября 2006 года в Тбилиси совместное заявление "тройки" Евросоюза и грузинской стороны, в котором было отмечено, что "стороны приветствуют успешное завершение переговоров в рамках соседской политики Евросоюза и подтверждают согласованность текста Плана действий". В заявлении было подчеркнуто, что План действий представляет собой важный шаг к более тесным отношениям между Грузией с Евросоюзом и предусматривает проведение конкретных мероприятий по экономической интеграции, а также углубление политического сотрудничества. План действий состоит из 5 глав. Это - вступление, перспективы партнерства, приоритеты и направления сотрудничества, основные цели и задачи плана и мониторинг процесса. Срок выполнения плана - 5 лет, но грузинская сторона надеется, что сможет выполнить его за 3 года.

11. Кадровые изменения в правительстве Грузии, главным из которых явился фактический уход из команды правительства бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили

10 ноября в правительстве страны были произведены крупные кадровые перестановки. Министр обороны Ираклий Окруашвили был переведен на пост министра экономического развития, министр экономического развития Иракли Чоговадзе назначен главой Корпорации нефти и газа, оборонное ведомство возглавил глава финансовой полиции Давид Кезерашвили, министр сельского хозяйства Михаил Свимонишвили был переведен на пост уполномоченного президента в регионе Гуриа, а его место занял уполномоченный президента в регионе Кахети Петре Цискаришвили. Между тем, через неделю после нового назначения - 17 ноября Ираклий Окруашвили ушел в отставку с новой должности, заявив, что решил продолжить свое образование в военно-политической сфере за границей, после чего вернется в министерство обороны, чтобы завершить начатое дело. "Мы вместе сделаем то, что ждет весь грузинский народ", - заявил Окруашвили, заметив, что будет ли он участвовать в этом как министр или как простой солдат - неважно. На следующий день оставил свой пост и Иракли Чоговадзе.

Перевод Ираклия Окруашвили с поста министра обороны на должность министра экономического развития вызвал в стране немало толков. По одной из версий, этот шаг был связан с радикальными политическими заявлениями Ираклия Окруашвили, в частности, с данным им обещанием встретить новый год в Цхинвали. Между тем, президент Грузии Михаил Саакашвили категорически опроверг эту версию, заявив, что "сегодня линия обороны Грузии проходит по экономике", и именно поэтому координатором этой сферы назначен Ираклий Окруашвили. Президент подчеркнул, что всех своих должностях - а Окруашвили в разные годы был уполномоченным президента Грузии в районе Шида Картли, генеральным прокурором, министром внутренних дел, он на высоком уровне выполнял поставленные задачи. Как оказалось, сам Окруашвили с подобной оценкой президента был не совсем согласен.

Решение же Ираклия Окруашвили уйти в отставку стало неожиданностью - как для грузинских властей, так и для оппозиции. В оппозиции выдвигались разные предположения по поводу причин этого решения, однако все сошлись на едином мнении - Ираклий Окруашвили покинул команду грузинского правительства. После отставки Окруашвили министром экономического развития Грузии был назначен глава администрации президента Гиорги Арвеладзе.

12. Повышение "Газпромом" цены на газ для Грузии с 2007 года с $110 до $235 за тысячу кубометров В декабре российский "Газпром" подтвердил свою позицию относительно того, что в 2007 году согласен поставлять газ Грузии по цене вдвое дороже нынешней - $235 за тысячу кубометров. Правительство Грузии неоднократно заявляло, что не намерено покупать у России газ за такую цену, отмечая, что она лишена экономического обоснования и является, практически, "политической ценой". С будущего года Грузия рассчитывала получать основной объем природного газа по альтернативному маршруту - по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум, и вела переговоры по конкретным условиям этих поставок с Азербайджаном и Турцией. Параллельно возможность импорта газа обсуждалась и с Ираном. Однако из-за аварии на скважине месторождения Шах-Дениз ввод в эксплуатацию газопровода был перенесен на несколько недель, и в результате основным поставщиком газа для Грузии, во всяком случае, в первом квартале 2007 года, будет оставаться Россия. Три грузинские компании - поставщики газа в Грузию заключили контракты с "Газпромом" на получение объемов газа из расчета 1,1 млрд. кубометров на год.

Для смягчения эффекта подорожания газа, правительство Грузии приняло решение выделить этим компаниям из госбюджета Грузии 2007 года в качестве ссуд, в совокупности, 120 млн. лари ($69 млн.). По заявлению грузинских властей, сложившаяся ситуация носит временный характер, и "с вводом в строй Южно-Кавказского газопровода Грузия будет получать газ в основном из Азербайджана, а затем, в конечном итоге - только из Азербайджана, причем цена его будет гораздо ниже российского". Параллельно, Грузия заключила контракт с Азербайджаном на поставку на протяжении зимы по 1 млн. кубометров природного газа ежедневно по цене $120 за тысячу кубометров. На первом этапе газ будет поступать по действующему ныне газопроводу.

В настоящее время подходят к завершению грузино-азербайджано-турецкие переговоры относительно объемов газа, которые Грузия будет получать по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум в 2007 году. Ожидается, что совокупный объем импорта в Грузию газа по этому газопроводу составит более 1 млрд. кубометров, из которых 250 млн. кубометров - доля Грузии, 800 млн. кубометров - часть квоты Турции (2,8 млрд. кубометров), уступившей ее Грузии. Ежегодная потребность Грузии в природном газе составляет до 1,8 млрд. кубометров.