В редакцию ИА REGNUM поступило письмо главы подкомитета по вопросам процессуального законодательства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия, народного депутата Украины Владимира Толстенко. Ниже публикуем письмо украинского парламентария без изменений.

Меня заставил обратиться в газету локализованный тихий конфликт, с которым я столкнулся последние 2-3 недели.

Он заключается в следующем. Мною подано и зарегистрировано два законопроекта. Один из них это проект закона о внесении изменений в закон Украины "О судоустройстве Украины" (касательно передачи полномочий по назначению судей на административные должности в судах общей юрисдикции от Президента к пленумам и советам судей соответствующих судов), регистрационный номер 2659 от 04.12.2006; второй - о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства (касательно передачи компетенции по рассмотрению дел по обжалованию индивидуальных актов по кадровым вопросам Президента, Верховного Совета, Кабинета Министров Украины Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции), регистрационный номер 2715 от 11.12.2006.

Я далёк от мысли, что они совершенны, но главную, принципиальную задачу они на сегодняшний день решают. Кроме того, я уверен, что при рассмотрении в профильном Комитете, а также на пленарном заседании Верховного Совета Украины, они могут быть улучшены, что в конечном итоге станет еще одним шагом для повышения качества судопроизводства.

В этой статье я хотел бы остановиться, на мой взгляд, на очень важном проекте, который сможет сделать судей более независимыми, защищёнными от власти в любых её проявлениях, а власть - от коррупции, которая гуляет по их коридорам в гораздо больших размерах, чем это было ещё 2-3 года назад, на проекте № 2659 (касательно назначения на административные должности судей).

Повторюсь, переход права назначения на руководящие должности от Президента Украины, по сути, от руководителей его канцелярии, к пленумам и советам судьей соответствующих судов - очень важный момент для судебной системы для утверждения её независимости.

На сегодняшний день власть имущие, и, прежде всего, государственные должностные лица, которым отдана большая часть теле- радио- эфира, вещают народу о том, что суды у нас плохие, их решения не соответствуют закону, справедливости, что в системе судов процветает мздоимство, и что они составляют угрозу для страны. Каждодневно сообщая народу, что одна из самых главных задач - это судебная реформа, суды делают козлами отпущения, пытаются отвлечь общество и простых людей от главного - от экономических проблем, от их нищенского положения, которые уже шестнадцатый год власти не могут исправить.

Вышеупомянутые "борцы-демократы" считают, что одним из главных задач реформы является достижение независимости судов, их финансово-материальное обеспечение, организация подготовки судей, усовершенствование судопроизводства и системы судов, в конечном счёте, обеспечение объективного, законного, своевременного разрешения споров в судах и многое другое, и в то же время, как в данном случае, препятствуют прохождению законопроекта № 2659.

Все перечисленные составляющие судебной реформы далеко неполны, но они в той или иной степени отражены в концепции усовершенствования судопроизводства, утвержденной Указом Президента от 10.05.2006 г. № 361/2006. Хочу отметить, что чаще всего о данной концепции говорят те люди, которые "сверху" и насаждают в судах коррупцию.

И вот итог их заверений о необходимости и важности судебной реформы. Проект закона № 2659, который направлен на укрепление независимости и самостоятельности судов, на уменьшение или снятие давления, прежде всего, представителей власти всех уровней на судей при вынесении ими судебных решений, уже сейчас серьёзно тормозится. Этому проекту не дают дальнейшему рассмотрению определённые властно-политические группы.

Ради справедливости, к большому моему сожалению, должен отметить и тот факт, что практически всё высшее судебное руководство также отмалчивается. На мой взгляд, по двум причинам. Прежде всего, по команде, которая исходит из властных структур. Кроме того, боясь уменьшить свои властные полномочия по отношению к нижестоящим судам или внутри судов.

Это касается руководства Верховного суда Украины, Высшего хозяйственного суда Украины, Высшего административного суда Украины. Также сохраняют глубокое молчание советы судей соответствующих судов. Здесь ещё проще, это не советы судей, это советы председателей судов.

Все в сговоре. Рука руку моет. Проще говоря, "все довольны, все смеются".

Почему так происходит? Самый простой ответ, который лежит на поверхности, что такое состояние судов власти выгодно как политически, так и материально. Проще говоря, в чьих руках суды, тем крепче им удерживать власть или завоёвывать её и материальные ценности.

Такая ситуация вокруг судебной реформы вообще, и в частности, вокруг этого проекта закона № 2659, сложилась также по той причине, что в 2007 году у очень многих руководителей судов заканчивается их пребывание на должностях, а следовательно, они могут быть переназначены или сменены. Тогда и начнётся величайшая торговля должностями, не всегда даже связанная с деньгами, а со служением особам и, что ещё страшнее, политико-финансовым группам. Кому это выгодно - думайте сами. Кроме того, навязывается мнение, что этот проект имеет неплохие шансы быть рассмотренным и утвержденным в Верховном Совете, но Президент на этот закон наложит "вето". Так стоит ли шкурка вычинки, поскольку преодолеть его в парламенте будет невозможно? Интересно, господа "демократы", вы всё время говорите о том, что нужно реформировать суды, так почему изначально нельзя верить "демократическим силам" во главе с Президентом Украины? В противном случае декларации о судебной реформе останутся только декларациями.

Зачем же тогда много шума из ничего?

А затем, что в действительности, на мой взгляд, ни "демократы", ни вообще вся власть, не заинтересованы в судебной реформе. Всё это разговоры для запада, которые точно также так много говорят о судебной реформе благодаря тем же "демократам-посредникам" от нашей страны. При этом часто упоминают и о коррупции. А ведь этот законодательный акт помимо всего может значительно снизить коррупцию в органах власти. Думайте, в каких органах власти. Ту главную коррупцию, которая поедает всю страну, а людей делает нищими.

Есть ли у меня уверенность, что этому проекту дадут возможность пройти слушание в соответствии с Регламентом в Верховном Совете Украины? Нет. И тогда я буду ещё с большим упорством бороться против тех, кто на словах особенно красиво говорит о демократии, благоденствии народа, а на деле ничего для этого не делает.