Депутат Думы Югры предлагает разделить должность менеджера и главного врача

Ханты-Мансийск, 28 декабря 2006, 14:16 — REGNUM  Ханты-Мансийский округ включен в новый "пилотный" проект в сфере системы здравоохранения. Как уже сообщало ИА REGNUM, 25 декабря о решении Правительства России об участии ХМАО-Югры в "пилотном" проекте в сфере системы здравоохранения, заявил губернатор Югры Александр Филиппенко. Новый проект и реализацию национального проекта "Здоровье" в округе корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал депутат Думы ХМАО-Югры Алексей Андреев.

По его словам, ХМАО-Югра - один из 17 субъектов Российской Федерации, которые участвуют в проекте. "Пилотный" проект связан с изменением условий в целом труда и работы системы здравоохранения. "Прежде всего, речь пойдет о формировании так называемой одноканальной системы финансирования здравоохранения, когда все источники финансирования сливаются в единую систему: это и бюджетные источники, и бюджеты государственных фондов страхования, - с тем чтобы обеспечить единый стандарт оказания медицинских услуг, обеспечить более понятную единую систему оплаты труда медицинского персонала. А также, за счет внутренних резервов, достичь новых условий оплаты труда медицинских работников", - рассказал депутат.

"Считаю, что идея данного "пилотного" проекта может быть эффективной, - заявил Андреев. - Как вы думаете, что можно ожидать от организации, которая финансируется из десятка карманов? На первый взгляд, это хорошо, но хорошо тогда, когда достоверно известно - сколько, за что и когда она получит, что и сколько стоит. Однако ЛПУ сегодня поставлены не в столь замечательные условия, когда финансирование от Минздрава РФ, ФФОМСа, ведомств, СМО, субъекта Федерации, местных органов власти, предприятий и частных лиц является залогом процветания. Напротив, различные методики подсчета необходимого финансирования, смета, различные установки в виде нормативных актов, различные формы отношений, начиная с приказных и до договорных, задержки с выплатами и кивание головы одного ведомства на другую приводят к тому, что подлинная стоимость медицинских услуг неизвестна, и деятельность некоторых ЛПУ фактически парализуется. Поэтому я считаю, что внедрение одноканальной системы финансирования скажется положительно на развитии всей сферы здравоохранения. Но также не стоит забывать, что любая идея требует эффективно разработанных методов, а их пока нет".

Отметим, что национальный проект "Здоровье" на территории Ханты-Мансийского округа реализуется с начала 2006 года. Предварительные итоги реализации нацпроекта показывают, что Правительство Югры достаточно эффективно справляется с поставленными перед ним задачами по реализации проекта, особенно в части выделения и распределения бюджетных денег. Так на реализацию национального проекта "Здоровье" на территории ХМАО-Югры потрачено 752 млн. рублей из федерального бюджета, более 1,61 млрд. рублей - из бюджета ХМАО-Югры и 350 млн. - из бюджетов муниципальных образований. Увеличение вдвое расходов на эту сферу положительно сказалось на повышении уровня развития здравоохранения в округе.

Алексей Андреев обратил внимание на то, что как и в любом другом проекте отладить все процессы на 100%, уже в первый год, не получается, поэтому ошибки вполне допустимы, это рабочая ситуация. При этом депутат уверен, что правительство справится с этим.

"Однако есть вопросы, которые, на мой взгляд, не решаются в рамках национального проекта. Возможно, они найдут отражение в дальнейшей реализации развития сферы здравоохранения. Например, такой важный вопрос как кадровая политика и управление лечебными учреждениями. Большая часть руководителей в здравоохранении по образованию - врачи, в связи, с чем возникает очень острый вопрос об эффективности управления ЛПУ людьми без специального управленческого образования. Есть клиники, насчитывающие в своем составе более пяти тысяч персонала и более сорока тысяч квадратных метров площадей, что сродни средних размеров заводу, которым управляет врач. Понятно, что эффективность такого управления, как правило, оставляет желать лучшего, а государство не должно зависеть только лишь от талантов того или иного человека, необходима комплексная система профессиональных мер. Кроме того, переход отрасли в условия правовых отношений требует соответствующих (экономико-правовых) знаний от того, кто предоставляет населению услуги тем более в столь деликатной сфере, как здравоохранение", - подчеркнул Алексей Андреев.

По его словам, на должности главных врачей попадают высококлассные (часто лучшие!) специалисты от медицины. "В результате медицина и пациенты теряют лучших врачей, а система управления здравоохранением квалифицированных менеджеров не приобретает. Это уже банальность, но, в конце концов, эту проблему надо просто взять и решить. Необходимо разделить в ЛПУ должность менеджера и главного врача. Менеджер должен заниматься вопросами хозяйствования: экономикой, правовыми проблемами, стратегией ЛПУ, управлением персоналом. Главный врач должен заниматься улучшением медицинских технологий, качеством медицинской помощи и контролем над ним внутри учреждения. При этом менеджером может оставаться и нынешний главный врач, но при условии получения им соответствующего дополнительного образования. Без указанных мер невозможно будет эффективно реформировать наше здравоохранение, поскольку, если государство даже и предпримет все необходимые шаги в нужном направлении, то любая реформа будет заторможена из-за неумения главными врачами управлять своими учреждениями с учетом их перспективного развития в условиях гражданско-правовых отношений", - подытожил Андреев.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.