Парламент Нагорного Карабаха принял заявление по слушаниям: "Карабахская проблема: перспективы урегулирования"

Баку, 28 Декабря 2006, 12:51 — REGNUM  На пленарном заседании парламента Нагорного Карабаха принято предварительное заключение Национального Собрания по парламентским слушаниям на тему: "Карабахская проблема: перспективы урегулирования", которые состоялись 21 апреля сего года. ИА REGNUM приводит полный текст:

"21 апреля 2006 года Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики организовало парламентские слушания по теме: "Карабахская проблема: перспективы урегулирования". На слушания были приглашены и выступили министр иностранных дел республики Георгий Петросян, который представил официальную позицию, внепарламентские политические силы, общественные организации НКР, независимые эксперты из НКР и Армении, депутаты НС Армении. Свою политическую позицию выразили фракции "Демократия" и "Родина", депутатская группа "АРФД - Движение-88", которые по завершении слушаний выступили с совместным заявлением.

Обобщая парламентские слушания, Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики заключает:

1. Неурегулированный пока конфликт между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджанской Республикой отличается от других конфликтов на постсоветском пространстве совершенной реализацией права народа Нагорного Карабаха на самоопределение.

В 1918-20-х годах Нагорный Карабах на равных правах с Азербайджанской Демократической Республикой имел де-факто независимый статус, насильно был присоединен к Азербайджанской Советской Республике после завоевания Восточного Закавказья со стороны 11-й армии вооруженных сил России, решением Кавказского Бюро РКП(б) - органа, который не имел полномочий по решению государственно-территориальных вопросов, а в 1923 году была провозглашена Автономная область Нагорного Карабаха, государственный статус которой впоследствии, согласно союзному договору, был зафиксирован в Конституции СССР. На момент юридической ликвидации Советского Союза осуществление права народа Нагорного Карабаха на самоопределение опиралось на два существенных аргумента.

Первый: согласно статье 3 закона "О порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из Советского Союза" от 1990 года, в случае выхода Союзной Республики из состава Союза автономные образования и компактно проживающие национальные меньшинства имели право самостоятельно решать свой дальнейший статус на отдельном референдуме.

30 августа 1991 года Азербайджан провозгласил свою независимость. 2 сентября того же года Нагорно-Карабахская автономная область вместе с Шаумянским районом провозгласила Республику, а 10 декабря был проведен референдум о независимости под контролем международных наблюдателей.

Второй: 18 октября 1991 года конституционным законом о независимости Азербайджан объявил недействительными союзный договор и верховенство Конституции СССР в той части, которая касается Азерб. ССР, объявив себя правопреемницей Азербайджанской Демократической Республики 1918-20-х г.г., в составе которой Нагорный Карабах ни фактически, ни юридически не был. Тем самым присоединение Нагорного Карабаха к Азербайджану было признано недействительным.

В последние дни 1991 года произошла ликвидация Советского Союза. Таким образом на момент юридической ликвидации Советского Союза на территории бывшей Азербайджанской Советской Республики, в соответствии с нормами международного права и законодательства СССР, сформировались два независимых и равноправных государства - Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Подчиненность народа, территории и властей Нагорного Карабаха Азербайджану была прекращена законным путем. Тем самым народ Нагорного Карабаха преодолел принцип территориальной целостности, который, согласно Конституции СССР, был применим исключительно в отношении Азербайджанской Советской Республики.

В январе 1992 года парламент Нагорного Карабаха сформировал правительство и обратился ко всем странам мира с предложением признать его независимость. Следовательно, акт провозглашения Нагорно-Карабахская Республики, также, как и вытекающие из него все дальнейшие правовые акты, не входят в противоречие с провозглашением Азербайджана как независимого государства, не ограничивают независимость и самостоятельность этого государства, не нарушают его территориальную целостность.

2. Законным шагам народа Нагорного Карабаха Азербайджан изначально противопоставил не вариант мирного урегулирования посредством переговоров, а силовой вариант, что привело к кровавому противостоянию, тысячам жертв и сотням тысяч беженцев. Начиная с февраля 1988 года, были осуществлены армянские погромы в Сумгаите и других городах Азербайджана, а в 1990 году - в Баку. Этнической чистке подверглись примыкающие к Нагорному Карабаху армянские населенные пункты, а по положению на начало 1993 года - около 40% территории НКР. С целью уничтожения народа НКР Азербайджан прибегнул к помощи наемников, в том числе более 1000 моджахедов Талибана.

Убедившись в том, что военными действиями не достичь своих целей, азербайджанское руководство 12 мая 1994 года вынуждено было заключить договор о перемирии, одной из подписавших сторон которого является Нагорно-Карабахская Республика.

Таким образом, карабахо-азербайджанский конфликт является столкновением действий, вытекающих из вооруженной агрессии Азербайджана и неотъемлемого права НКР на самозащиту, а нынешние реалии в зоне конфликта - следствие этого.

Азербайджан, как нападающая страна, несет полную ответственность за понесенные населением НКР и его гражданами человеческие страдания, материальный ущерб.

3. Нагорно-Карабахская Республика состоялась как независимое государство со всеми своими атрибутами, включая разделение властей, сформировавшие посредством регулярно проводимых справедливых выборов государственные органы и органы местного самоуправления, боеспособную армию, находящуюся под гражданским контролем, и демократическую Конституцию, принятую на референдуме.

Нагорно-Карабахская Республика полна решимости продолжить дальнейшее углубление процессов, направленных на укрепление демократии в стране, и готова к сотрудничеству с заинтересованными международными структурами по вопросам защиты прав человека и свободы слова, установления верховентсва демократии и закона.

4. Нагорно-Карабахская Республика, преследуя цель достижения всеобъемлющего урегулирования имеющихся с Азербайджаном проблем на основе тех принципов, которые исключили бы возможность изменений достигнутых соглашений путем применения силы или угрозы применения силы, готова принять участие в процессе мирного урегулирования. Успех данного процесса возможен, если Азербайджан будет уважать право народа Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение, откажется от враждебных действий против Нагорно-Карабахской Республики и политики примения их в будущем, приняв соответствующие обязательства перед международным сообществом.

5. Нагорно-Карабахская Республика высоко ценит усилия организаций и стран-посредников, направленные на всеобъемлющее урегулирование конфликта, и считает, что процесс урегулирования не может игнорировать фактически состоявшуюся в результате реализации права народа Нагорного Карабаха на самоопределение независимую Нагорно-Карабахскую Республику.

Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики считает настоящее заключение официальной позицией и уполномачивает министерство иностранных дел представить его соответствующими средствами Генеральному секретарю Организации объединенных наций, Действующему председателю ОБСЕ, Председателю Парламентской ассамблеи ОБСЕ, правительствам и парламентам стран-членов Минской группы ОБСЕ, Генеральному секретарю Совета Европы и председателю Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Евросоюзу: Председателю Еврокомиссии, Председателю Европарламента и Представителю Евросоюза на Южном Кавказе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
04.12.16
Горькое вино мудрости Омара Хайяма
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
NB!
03.12.16
Реставрация: вот как надо работать!
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Калужские следователи раскрыли тайну разбившегося бомбардировщика
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
Из Белоруссии депортировали гражданина РФ – директора минского «Торпедо»
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
СМИ: после президентства Обама хочет уйти в медиабизнес