На пленарном заседании парламента Нагорного Карабаха принято предварительное заключение Национального Собрания по парламентским слушаниям на тему: "Карабахская проблема: перспективы урегулирования", которые состоялись 21 апреля сего года. ИА REGNUM приводит полный текст:

"21 апреля 2006 года Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики организовало парламентские слушания по теме: "Карабахская проблема: перспективы урегулирования". На слушания были приглашены и выступили министр иностранных дел республики Георгий Петросян, который представил официальную позицию, внепарламентские политические силы, общественные организации НКР, независимые эксперты из НКР и Армении, депутаты НС Армении. Свою политическую позицию выразили фракции "Демократия" и "Родина", депутатская группа "АРФД - Движение-88", которые по завершении слушаний выступили с совместным заявлением.

Обобщая парламентские слушания, Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики заключает:

1. Неурегулированный пока конфликт между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджанской Республикой отличается от других конфликтов на постсоветском пространстве совершенной реализацией права народа Нагорного Карабаха на самоопределение.

В 1918-20-х годах Нагорный Карабах на равных правах с Азербайджанской Демократической Республикой имел де-факто независимый статус, насильно был присоединен к Азербайджанской Советской Республике после завоевания Восточного Закавказья со стороны 11-й армии вооруженных сил России, решением Кавказского Бюро РКП(б) - органа, который не имел полномочий по решению государственно-территориальных вопросов, а в 1923 году была провозглашена Автономная область Нагорного Карабаха, государственный статус которой впоследствии, согласно союзному договору, был зафиксирован в Конституции СССР. На момент юридической ликвидации Советского Союза осуществление права народа Нагорного Карабаха на самоопределение опиралось на два существенных аргумента.

Первый: согласно статье 3 закона "О порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из Советского Союза" от 1990 года, в случае выхода Союзной Республики из состава Союза автономные образования и компактно проживающие национальные меньшинства имели право самостоятельно решать свой дальнейший статус на отдельном референдуме.

30 августа 1991 года Азербайджан провозгласил свою независимость. 2 сентября того же года Нагорно-Карабахская автономная область вместе с Шаумянским районом провозгласила Республику, а 10 декабря был проведен референдум о независимости под контролем международных наблюдателей.

Второй: 18 октября 1991 года конституционным законом о независимости Азербайджан объявил недействительными союзный договор и верховенство Конституции СССР в той части, которая касается Азерб. ССР, объявив себя правопреемницей Азербайджанской Демократической Республики 1918-20-х г.г., в составе которой Нагорный Карабах ни фактически, ни юридически не был. Тем самым присоединение Нагорного Карабаха к Азербайджану было признано недействительным.

В последние дни 1991 года произошла ликвидация Советского Союза. Таким образом на момент юридической ликвидации Советского Союза на территории бывшей Азербайджанской Советской Республики, в соответствии с нормами международного права и законодательства СССР, сформировались два независимых и равноправных государства - Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Подчиненность народа, территории и властей Нагорного Карабаха Азербайджану была прекращена законным путем. Тем самым народ Нагорного Карабаха преодолел принцип территориальной целостности, который, согласно Конституции СССР, был применим исключительно в отношении Азербайджанской Советской Республики.

В январе 1992 года парламент Нагорного Карабаха сформировал правительство и обратился ко всем странам мира с предложением признать его независимость. Следовательно, акт провозглашения Нагорно-Карабахская Республики, также, как и вытекающие из него все дальнейшие правовые акты, не входят в противоречие с провозглашением Азербайджана как независимого государства, не ограничивают независимость и самостоятельность этого государства, не нарушают его территориальную целостность.

2. Законным шагам народа Нагорного Карабаха Азербайджан изначально противопоставил не вариант мирного урегулирования посредством переговоров, а силовой вариант, что привело к кровавому противостоянию, тысячам жертв и сотням тысяч беженцев. Начиная с февраля 1988 года, были осуществлены армянские погромы в Сумгаите и других городах Азербайджана, а в 1990 году - в Баку. Этнической чистке подверглись примыкающие к Нагорному Карабаху армянские населенные пункты, а по положению на начало 1993 года - около 40% территории НКР. С целью уничтожения народа НКР Азербайджан прибегнул к помощи наемников, в том числе более 1000 моджахедов Талибана.

Убедившись в том, что военными действиями не достичь своих целей, азербайджанское руководство 12 мая 1994 года вынуждено было заключить договор о перемирии, одной из подписавших сторон которого является Нагорно-Карабахская Республика.

Таким образом, карабахо-азербайджанский конфликт является столкновением действий, вытекающих из вооруженной агрессии Азербайджана и неотъемлемого права НКР на самозащиту, а нынешние реалии в зоне конфликта - следствие этого.

Азербайджан, как нападающая страна, несет полную ответственность за понесенные населением НКР и его гражданами человеческие страдания, материальный ущерб.

3. Нагорно-Карабахская Республика состоялась как независимое государство со всеми своими атрибутами, включая разделение властей, сформировавшие посредством регулярно проводимых справедливых выборов государственные органы и органы местного самоуправления, боеспособную армию, находящуюся под гражданским контролем, и демократическую Конституцию, принятую на референдуме.

Нагорно-Карабахская Республика полна решимости продолжить дальнейшее углубление процессов, направленных на укрепление демократии в стране, и готова к сотрудничеству с заинтересованными международными структурами по вопросам защиты прав человека и свободы слова, установления верховентсва демократии и закона.

4. Нагорно-Карабахская Республика, преследуя цель достижения всеобъемлющего урегулирования имеющихся с Азербайджаном проблем на основе тех принципов, которые исключили бы возможность изменений достигнутых соглашений путем применения силы или угрозы применения силы, готова принять участие в процессе мирного урегулирования. Успех данного процесса возможен, если Азербайджан будет уважать право народа Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение, откажется от враждебных действий против Нагорно-Карабахской Республики и политики примения их в будущем, приняв соответствующие обязательства перед международным сообществом.

5. Нагорно-Карабахская Республика высоко ценит усилия организаций и стран-посредников, направленные на всеобъемлющее урегулирование конфликта, и считает, что процесс урегулирования не может игнорировать фактически состоявшуюся в результате реализации права народа Нагорного Карабаха на самоопределение независимую Нагорно-Карабахскую Республику.

Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики считает настоящее заключение официальной позицией и уполномачивает министерство иностранных дел представить его соответствующими средствами Генеральному секретарю Организации объединенных наций, Действующему председателю ОБСЕ, Председателю Парламентской ассамблеи ОБСЕ, правительствам и парламентам стран-членов Минской группы ОБСЕ, Генеральному секретарю Совета Европы и председателю Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Евросоюзу: Председателю Еврокомиссии, Председателю Европарламента и Представителю Евросоюза на Южном Кавказе.