Нурсултан Назарбаев в Пекине: о "перекосе" в китайском участии при освоении нефтегазовых ресурсов РК. Иран настаивает на строительстве нефтепровода с участием Казахстана и Туркмении. Воины-"афганцы" протестуют. Смертная казнь за наркопреступления? Самый долгоиграющий кабмин. 600 поправок в Трудовой кодекс. Новый экологический кодекс - "убить двух зайцев".

Внешние связи

Несмотря на праздничную суету - 16-17 Казахстан отметил пятнадцатилетие независимости и начал подготовку к Новому году - внешнеполитическая активность Нурсултана Назарбаева не прерывается. 2006 год Нурсултан Назарбаев начал со встречи с президентом России Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге, где состоялось внеочередное заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, а затем в Москве, где прошел официальный визит. Осенью президент Казахстана посетил Испанию, Вашингтон, затем последовали визиты в Лондон, Брюссель. Завершился текущий внешнеполитический год государственным визитом в Китай - по приглашению председателя КНР Ху Цзиньтао.

Как отмечает "Караван", этот визит вполне закономерно заканчивает весьма насыщенную поездками программу президента на этот год. Освещая итоги китайской поездки, издание перечисляет "точки соприкосновения" двух государств: "Поговорить двум лидерам государств было о чем. У Казахстана и Китая немало точек соприкосновения - начиная с общей границы. Соседство с одной из самых крупных по территории и самой большой по численности населения державой обязывает ко многому. Исторически так сложилось, что Китай является одним из важнейших приоритетов казахстанской внешней политики". Также Китай является одним из самых крупных инвесторов, вложивших в экономику Казахстана около двух миллиардов долларов. По данным газеты, торговый оборот между странами к концу этого года предположительно достигнет 8 миллиардов долларов. "Правда, президент, называя эти огромные цифры, отметил не совсем сбалансированную структуру товарооборота. Но это вполне решаемые вопросы. Особенно после того, как Казахстан войдет во Всемирную торговую организацию...".

"Приземлившись во вторник в Пекине, глава нашего государства провел неформальную встречу с председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, - рассказывает с места событий "Казахстанская правда". - Государственный визит в КНР взял сразу большую привычную скорость. Генплан развития современного Пекина и макеты строящихся объектов летних Олимпийских игр 2008 года, нового аэропорта и экспозицию транспортной инфраструктуры Нурсултану Абишевичу показал директор Выставочного центра Чжао Ли... Президент Казахстана с особым вниманием осматривал уникальную карту Пекина. На 90 квадратных метрах чистой бронзы представлена столица в 1949-м. Это точная копия в миниатюре, в масштабе 1:1 000. На карте показаны 118 тысяч домов, 60 тысяч деревьев!... Да, все меньше и меньше в Пекине велосипедистов. И кортеж президента Республики Казахстан по ровным и чистым, буквально по "шелковым" трассам летал без помех - от резиденции "Дяоюйтай" к подъезду гигантского Дома народных собраний. Где, собственно, и состоялась официальная встреча двух лидеров соседних государств, соединяемых сейчас не только географией и глобусом, но самим новым временем, темпом его и амбициями".

Относительно сотрудничества Казахстана с Китаем, продолжает газета, практически прошло 15 лет с того январского дня в 1992-м, когда были установлены дипломатические отношения между РК и КНР. "Любой казахстанец со знанием дела расскажет сегодня, как в нашей жизни "участвует" восточный сосед. И все больше таких земляков, кто может сказать и о том, как мы, казахстанцы, "участвуем" в жизни китайцев". Издание вспоминает о достижениях политического сотрудничества: "Китай предоставил Казахстану гарантии безопасности. В совместном коммюнике от 23 ноября 1999 года констатировано полное урегулирование пограничного вопроса... Наша республика - единственная страна, с которой Китай подписал Соглашение о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек... Казахстан и Китай активно взаимодействуют в рамках Шанхайской организации сотрудничества... Деликатный вопрос сохранения национальной культуры, языка и традиций казахов, живущих в Китае, обсуждается практически при всех переговорах на высшем уровне. При этом никто не ставит задачу переселить в Казахстан из Китая "все сто процентов" казахов. Напротив, предпринимаются меры для формирования в КНР активной казахской диаспоры. И, разумеется, цементирует наши двусторонние отношения торгово-экономическое сотрудничество. Показательно, что именно Китай стал первым из мировых торговых "тяжеловесов", с которым Казахстан завершил двусторонние переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию, подписал соответствующий протокол".

По данным "Казправды", "по объему товарооборота Казахстан прочно держит второе место среди государств Центральной Азии и Восточной Европы (после России) - во внешней торговле КНР, занимает 30-е место среди всех стран - торговых партнеров Китая (оборот 6,8 миллиарда долларов в 2005 году). Есть намерение достичь через три года рубежа в десять миллиардов долларов - проблемы, которые следует решить во имя этого, вполне понятны".

Газета обращает внимание и на цели поездки Назарбаева в Поднебесную: "...В кулуарах визита, "внутри" делегации Казахстана было только одно убеждение: главная цель нынешней поездки главы нашего государства в Китай - укрепление концептуальных основ дальнейшего развития двусторонних отношений. А направление переговоров "подсказывал" и сам состав официальной делегации РК, в которую вместе с президентом вошли заместитель премьер-министра К. Масимов, помощник президента - секретарь Совета безопасности РК М. Тажин, председатель КНБ А. Шабдарбаев, министры К-Ж. Токаев, А. Есимов, В. Школьник, С. Ахметов, Т. Досмухамбетов, Б. Измухамбетов. В составе делегации наш посол в Китае Ж. Карибжанов".

Как сообщает "Панорама", лидеры государств подписали стратегию сотрудничества между Казахстаном и Китаем в ХХI веке и концепцию развития двустороннего экономического сотрудничества. "Всего же... были подписаны десять двусторонних документов. Это соглашение о режиме казахстанско-китайской государственной границы, межправительственные соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых (научных) степенях и ученых званиях, о таможенном контроле энергоресурсов, перемещаемых через казахстанско-китайскую границу трубопроводным транспортом; соглашения о сотрудничестве в области архивного дела, о взаимном обмене гидрологической информацией (данными) пограничных гидропостов основных трансграничных рек, о развитии научно-исследовательского сотрудничества на трансграничных реках. Были также подписаны протокол о внесении изменений и дополнений в межправительственное соглашение о регулировании деятельности международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" и меморандум о намерении интегрировать железные дороги Казахстана и Китая на базе таможенного терминала Коргас (Казахстан) - Хоргос (Китай)".

При этом президент Казахстана отметил: "Нельзя утверждать, что казахстанско-китайское сотрудничество развивается исключительно в положительном русле. Есть конкретные вопросы, по которым уже сейчас нужно находить решение и добиваться компромисса". В частности, по словам Нурсултана Назарбаева, нерешенными остаются вопросы "вокруг не совсем сбалансированной структуры товарооборота, расширения транспортной инфраструктуры между двумя странами". Президент РК констатировал также, что "в последние месяцы в печати появились критические публикации относительно "перекоса" в китайском участии по освоению нефтегазовых ресурсов Казахстана". Тем не менее, он однозначно заявил, что, учитывая возрастающие потребности стремительно развивающегося Китая в энергоресурсах, Астана намерена "активно и плодотворно сотрудничать с великим соседом в данной сфере".

"Литер" добавляет, что по завершении церемонии подписания двусторонних документов состоялся официальный прием от имени председателя КНР в честь президента Казахстана.

"Внешнеполитический год Казахстана завершается государственным визитом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китай, где был подписан целый ряд двусторонних документов с китайской стороной", - подводит итоги "Новое поколение". Говоря о результатах экономического сотрудничества, это издание также отмечает, что сегодня Китай является вторым после России торговым партнером, с которым у Казахстана растет объем взаимного товарооборота. А "пущенный недавно в эксплуатацию нефтепровод Атасу - Алашанькоу, кроме всего прочего, является прекрасной возможностью и дальше развивать отношения между странами, как в стратегическом, так и экономическом направлении".

По окончании визита в Китай "Боинг" Нурсултана Назарбаева взял курс на юго-восток, на Гонконг и Макао. "Комсомольская правда-Казахстан" сообщает, что там к подписанию подготовлен документ об открытии прямого авиасообщения между Казахстаном и Гонконгом.

СМИ рассказывают и о других межгосударственных проектах с участием Казахстана. В частности, "Панорама" - о том, что на минувшей неделе международные контакты официальной Астаны были сосредоточены на персидском направлении. Астану посетил министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. В ходе визита было предложено продолжить работу по строительству нефтепровода с участием Казахстана и Туркмении. Кроме того, совместно с министром транспорта и коммуникаций РК Сериком Ахметовым гость провел трехдневные переговоры в рамках VIII заседания казахстанско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. "На нем участники заседания решили наращивать контейнерные перевозки между Китаем, Казахстаном и Ираном по железнодорожному маршруту Урумчи - Достык - Актау и далее в северные порты Ирана. Кроме того, стороны "выразили готовность" к дальнейшему сотрудничеству в сфере гражданской авиации, автомобильного и морского транспорта". Стороны также договорились продолжить поставки казахстанской продовольственной мягкой пшеницы 3-го класса в Иран в объеме до 1 млн тонн и животноводческой продукции "на взаимовыгодных условиях". А министерствам и ведомствам было поручено рассмотреть возможность совместного строительства зернового терминала в порту Амирабад (Иран) в 2008 году.

После официальных встреч глава внешнеполитического ведомства Ирана дал пресс-конференцию, которая, отмечает "Панорама", в основном была посвящена вопросам иранской ядерной программы. "Г-н Моттаки вновь подтвердил намерение его страны продолжить работу над своей ядерной программой, "конечно, под контролем МАГАТЭ". Освещая пресс-конференцию министра, издание акцентирует внимание на следующем его высказывании: "Вы знаете, на наших объектах представители МАГАТЭ регулярно проводят инспекции, там находятся их камеры, они ведут постоянное наблюдение. Так что мы продолжаем свою деятельность в этой сфере. То, что подали наше досье в Совет безопасности ООН - это является нелегальным политическим поступком. Иран был намерен в рамках ДНЯО достичь мирной ядерной технологии, и нам удалось это сделать", - заявил он, добавив, что Тегеран "в годовщину Исламской революции в этом году проведет большой ядерный праздник".

Актуальная тема

Организация ветеранов Афганистана пытается привлечь внимание общественности и политических сил к возможной отправке казахстанского воинского контингента в Афганистан. Вторую неделю подряд Союз "Боевое братство" проводит соответствующие пресс-конференции. На этот раз руководство союза обратилось с открытым письмом к политическим партиям и парламенту с призывом не допустить отправки военнослужащих Казахстана в Афганистан. Между тем, пока реакции на обеспокоенность воинов-интернационалистов от государственных структур не последовало.

На пресс-конференции, которую организовал Союз "Боевое братство", его руководитель - ветеран-"афганец", полковник Сергей Пашевич представил текст открытого письма к депутатам парламента и политическим партиям республики, сообщает Central Asia Monitor. В нем говорится: "По имеющейся у нас информации, Казахстану настойчиво и под различными предлогами предлагают отправить свой воинский контингент в Афганистан. Уважаемые депутаты! Просим разъяснить общественности сложившуюся ситуацию по вопросу подготовки к предполагаемому вводу воинского контингента из Казахстана под завуалированным названием Провинциальная восстановительная команда (ПВК) и не допустить отправки наших граждан с оружием в руках в Афганистан".

"По словам президента республиканского союза воинов-интернационалистов, существует ряд косвенных подтверждений того, что наш контингент готовится к вводу в Афганистан, - поясняет "Панорама". - В частности, г-н Пашевич указал на визит одного из офицеров Министерства обороны РК в северную провинцию Афганистана с целью осмотра мест размещения гарнизона, преобразование "Казбата" (казахстанского миротворческого батальона) в "Казбриг". Между тем, цитирует издание С.Пашевича, "провинциальная восстановительная команда предполагает создание группы специалистов, которую отправят в одну из провинций Афганистана для ее восстановления, но безопасность этим людям гарантировать никто не сможет, и поэтому нам необходимо будет прислать своих вооруженных людей". Он также добавил, что по прибытии в Афганистан все люди с оружием в руках попадают под единое командование. "И это не значит, что они будут охранять только тех специалистов, которые приедут восстанавливать экономику страны. Они будут втягиваться в проческу местности и, естественно, в боевые действия", - полагает г-н Пашевич".

Central Asia Monitor отмечает: "Официальные органы пока всячески замалчивают факт переговоров с НАТО, однако наше издание получило такую информацию от источника в Астане еще в начале этого месяца. Кроме того, 2 декабря Министерство обороны Казахстана торжественно объявило о преобразовании миротворческого батальона "Казбат" в бригаду. Миротворческая бригада "Казбриг" готова к выполнению любой поставленной задачи, в том числе в Афганистане, заявил журналистам начальник департамента оперативного планирования Вооруженных сил Казахстана генерал-майор Алмас Абдульманов". Протестуя против возможного ввода казахстанского контингента в Афганистан, "...ветераны-"афганцы" уверены, что увеличение численности миротворческого подразделения втрое абсолютно не говорит о росте уровня подготовки его личного состава", передает газета.

Кроме того, отмечает "Панорама", президент "Боевого братства" напомнил, что 25 декабря исполнится 27 лет со дня ввода ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана. "Десять лет войны принесли горе в более чем 700 семей казахстанцев. 22 тыс. наших земляков прошли огненными дорогами афганской войны, два десятка солдат из Казахстана считаются пропавшими без вести. Ежегодно та далекая война продолжает убивать наших боевых товарищей, многие из ветеранов становятся инвалидами уже после войны, преждевременно сиротеют молодые семьи, за чертой бедности живет большинство родителей погибших. Помогать Афганистану надо, но не ценой жизней наших ребят", - резюмировал г-н Пашевич.

В то же время в Казахстане до сих пор не принят закон "О ветеранах". Документ уже не один год пылится в стенах парламента. "До сих пор не имеют статуса и те, кто с оружием в руках выполнял боевые задачи по приказу родины на таджико-афганском участке границы и сегодня выполняет боевые задачи в Ираке", - также цитирует обращение воинов-"афганцев" к парламенту и партиям "Деловая неделя". На вопрос издания, кому выгодно вовлечение казахстанских военнослужащих в Афганистане, глава союза "Боевое братство" ответил: "По-моему ясно. Америке выгодно. "Отметиться" нужно". Как пишет автор публикации, имена и должности тех, кто в Казахстане лоббирует создание казбрига, воины-"афганцы" назвали полушепотом: "Назвать их на страницах газеты не могу, потому что не имею документальных доказательств. Вполне могут привлечь за клевету. Тем не менее хочется услышать конкретные ответы на конкретные вопросы", - заключает автор "ДН".

Правительство

Кабинет министров Казахстана намерен ужесточить наказание за преступления, связанные с наркобизнесом. "Литер" вводит в историю вопроса. Как поясняет газета, в июле этого года президент страны подписал Указ о присоединении Казахстана к соглашению между Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном о создании центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и прекурсоров. "Кабинет министров пошел в этом направлении еще дальше, предложив в начале 2007 года внести в парламент поправки в законодательство, ужесточающие наказание за наркопреступления вплоть до смертной казни. Об этом стало известно в ходе "круглого стола", посвященного вопросам ответственности и наказания за незаконный оборот наркотиков", - отмечает издание.

Как сообщил председатель комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД Анатолий Выборов, по поручению главы государства комитет представил в правительство законопроект, предусматривающий усиление уголовной и административной ответственности за ряд преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Таким образом, говорится в заметке, "...в статью 250 Уголовного кодекса (УК) законопроектом "О внесении изменений и дополнений в УК и Кодекс об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков" вносится поправка, которая предусматривает ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размере". "А также наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет, пожизненного лишения свободы либо смертной казни. Кроме того, статью 259 УК предполагается дополнить таким квалификационным признаком, как "незаконное распространение наркотиков должностным лицом с использованием служебного положения". В частности, за сбыт наркотиков в крупном размере данной статьей предусматривается увеличение срока лишения свободы до десяти лет", - пишет "Литер".

В свою очередь, "Новое поколение" подытоживает законотворческую деятельность кабмина за уходящий год. Издание подсчитало, что в 2006 году правительство Даниала Ахметова впервые за последние годы выполнило свой план по законам (по показателям на 12 декабря). По словам министра юстиции Загипы Балиевой, "это лучший показатель за последние годы". Так, за 2004 год правительство написало лишь 81 процент запланированных законов, в прошлом году - 98.

Между тем, отмечает газета, изначально планировалось, что кабмин внесет в мажилис 57 законопроектов. "Правда, в течение года из этого плана были исключены два проекта: по вопросам нотариата и внесения изменений в закон о профсоюзах. Еще два - о госзакупках и о туристической деятельности - перенесены на более поздние сроки. Кстати, был в плане работ и еще один пунктик - закон о лоббировании. Но он был исключен. "Не потому, что он не нужен обществу. Он нужен. Но вопрос очень сложный, - прокомментировала Балиева решение правительства. - Возрождение в нашей стране института лобби - этот вопрос предстоит обсудить еще со всеми членами общества, с госорганами, с депутатами, представителями политических партий и неправительственных организаций, чтобы не получилось так, когда законопроекты лоббируются финансовыми группировками".

Были в этом году, как, впрочем, и раньше, и внеплановые законопроекты, пишет издание. "Их у нас, как известно, всегда вносят вскоре после либо Послания главы государства народу страны, либо после расширенного заседания правительства с участием президента. Особый наплыв таких экстренных документов, как показала практика, случается или на окончание сессии парламента (конец весны - начало лета) или перед Новым годом. В нынешнем году вне плана шли 38 законов. И это кроме законопроектов по вопросам ратификации международных договоров. В текущем году их было 30, в прошлом - 38". По подсчетам "НП", для поддержания "идеальной картины" к концу года правительству требуется ускорить прохождение еще 7 законопроектов, разработчиками которых являются Министерство индустрии и торговли (три закона), МЧС (один закон), Министерство образования и науки (один), Минтуризма (один), Генпрокуратура (один). Но в любом случае получается, что "главным двигателем законотворчества у нас является, как это ни странно, не уполномоченный по этому вопросу орган - парламент, а правительство. 99,9 процента всех законов исходит именно от него".

Проанализировав законотворческие инициативы исполнительной власти, издание перешло к рассуждению собственно о кабмине. По подсчетам "НП", кабинет Даниала Ахметова, "который как минимум пять раз народная молва отправляла в отставку", отметил 3,5 года своего существования. "Это самый "долгоиграющий" Кабмин в истории суверенного Казахстана. И это пока единственное правительство, успевшее не только разработать программы, но и увидеть их первые результаты". Газета отмечает, что "...именно в последние годы в Казахстане правительство во главе с этим премьер-министром успешно реализует задачи, поставленные президентом, а наиболее популярным приложением к экономике стали термины: "инновация", "стратегия", "кластер" и "прорыв". Если говорить об Индустриально-инновационной программе, пишет газета, многие отмечают планы по использованию мирного атома. "25 января 2006 года главы Казахстана и России в совместном заявлении объявили о планах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Уже в октябре этого года состоялось подписание учредительных документов трех крупных проектов по созданию российско-казахстанских совместных предприятий. Ведется совместно с российской стороной работа по созданию Международного центра по обогащению урана. Кстати, на созданном в 2001 году российско-казахстанско-киргизском совместном предприятии по добыче урана "Заречное" 7 декабря 2006 года состоялся выпуск первой партии урана. У нашей страны появилась реальная перспектива войти в Клуб (кстати, очень немногочисленный) держав "мирного атома".

Издание отмечает еще одно новшество - вступление Казахстана в ряды космических держав. "Эта давняя президентская идея осуществилась 18 июня этого года, когда с Байконура был запущен национальный геостационарный спутник связи и вещания KazSat...". В целом, по мнению "Нового поколения", за время работы правительства Ахметова "...даже заядлые скептики были вынуждены признать, что именно этот Кабинет наиболее удачно реализует президентские поручения. Да и правительственные программы хотя и называются долго- и среднесрочными, но ощутимые результаты приносят быстро".

Парламент

В то же время, законотворческая работа отдельных ведомств, в частности, Министерства труда и социальной защиты по отдельным законопроектам оставляет желать лучшего. Один из самых долгожданных проектов - Трудовой кодекс - вызвал недовольство депутатов и общественности, что в очередной раз застопорило принятие кодекса. Этот документ обсуждается уже вторым созывом парламента, но дальше законодательного органа не продвигается, хотя в президентском послании в марте 2006 года Нурсултан Назарбаев напоминал о необходимости принятия кодекса. Так, в начале ноября Мажилис (нижняя палата) одобрил во втором, окончательном, чтении проект Трудового кодекса, а когда в конце того же месяца он поступил в Сенат (верхняя палата), депутаты верхней палаты высказали массу претензий. А представители политических партий вообще настаивают на отзыве проекта из парламента.

"Самый многострадальный законопроект страны - Трудовой кодекс, не успев выйти из стен мажилиса, где находился два года, снова "осел" в сенате", - пишет "Новое поколение". Издание поясняет, что как только документ попал к сенаторам, "...как они внесли в него более 600 поправок": "Нареканий у депутатов к своим коллегам-мажилисменам и к правительству много. Законодатели, ознакомившись с монументальным трудом, заметили, что он как две капли воды похож на Трудовой кодекс России. Правда, в слегка модифицированном виде: поменяли некоторые параграфы местами, что-то опустили, кое-что дописали, подогнав под казахстанские стандарты".

"Так, намеренно или нет - это уже останется тайной - разработчики заложили в кодекс провокационную норму, записав, что "работодатель не вправе расторгать договор с работником предпенсионного возраста, которому осталось работать три года, в случае если не имел места факт нарушения трудового законодательства". Любому шефу не составит труда спровоцировать такой факт и избавиться от "почти" пенсионера. Кстати, подобное положение уже имело место в казахстанском трудовом законодательстве. И хотя разработчики рекламировали, что им удалось найти баланс между интересами работника и работодателя, они, мягко говоря, лукавили. Именно к такому выводу пришли все, кому небезразлична судьба Трудового кодекса. Между строк читается принцип: заплатить поменьше, а взять побольше. Нечетко расписано все, что касается ненормированного труда. Сегодня целые армии госслужащих придерживаются правила - сидеть в кабинете, пока не уйдет начальник".

Проект Трудового кодекса вызвал недовольство не только депутатов сената, но и экспертов. "Для всеобщего обсуждения проекта кодекса сенаторы организовали круглый стол, на который были приглашены эксперты-правоведы, представители профсоюзных организаций и объединений работодателей, - рассказывает "Панорама". - Обмен мнениями показал, что единой точки зрения на законопроект до сих пор нет". С одной стороны, министр труда и социальной защиты населения Гульжана Карагусова - руководитель ведомства - разработчика документа, заверяла, что его положения позволят привести трудовые отношения в Казахстане в соответствие с международными стандартами и рекомендациями Международной организации труда (МОТ). По ее мнению, проект учитывает интересы всех сторон, участвующих в трудовых отношениях, и позволит перевести все вопросы труда на четкую законодательную основу". Со своей стороны эксперты согласились, что в концептуальном плане проект кодекса отвечает всем общепринятым мировым стандартам, отражает рекомендации МОТ. Тем не менее, у них возникают сомнения в дальнейшей правоприменительной практике". Участники дискуссии отметили: чтобы разобраться в положениях кодекса, людям придется привлекать специалиста. "И, кстати, не факт, что поймет и эксперт". В итоге эксперты предложили свою помощь депутатам сената при работе над законопроектом, а сенаторы, в свою очередь, ее приняли.

"Два с половиной года страна находится в ожидании нового трудового законодательства, отвечающего всем канонам современных рыночных отношений, - констатируют "Известия-Казахстан". - Однако сегодня выясняется, что рассматриваемый законопроект требует значительных корректировок. А некоторые специалисты и вовсе настаивают на отзыве кодекса из парламента". Рассказывая о критических замечаниях экспертов, газета акцентирует внимание на следующем: "Мало того, что законопроект пестрит недочетами, так он еще и отчетливо напоминает Трудовой кодекс Российской Федерации". Поэтому, отмечает издание, "прежде чем принимать закон, ученые рекомендовали законотворцам внимательно изучить документ и непременно устранить ляпы коллег, поскольку Казахстану нужен революционный прорыв в регламентации трудовых отношений, а не банальный уход от ответственности". Между тем, демократическая партия "Адилет" вынесла суровый вердикт: документ подлежит отзыву из парламента и устранению противоречий, ошибок, несоответствий Конституции РК и международным актам.

"Республика" в материале с того же круглого стола, заметила: "...Критики в адрес кодекса и в адрес Минтруда было высказано достаточно. Впрочем, министра Карагусову критика не смущает: за три года, пока законопроект разрабатывался и обсуждался, таких "круглых столов" прошло более двух десятков. И на каждом из них ученые, предприниматели, работники, профсоюзные деятели высказывали свое личное мнение о проекте. Нынешний вариант - это компромисс, который устраивает три стороны трудовых отношений - работника, работодателя и государство, подчеркнула в кулуарах Гульжана Карагусова. Поэтому нигде, даже в самых развитых странах, вы не найдете такого, чтобы все были довольны Трудовым кодексом. На замечания об излишне подробном глоссарии министр заметила: перед нами стояла задача сделать так, чтобы закон был понятен всем и во всех аспектах. А исключать глоссарий из закона нельзя, считает она. Отвечая на обвинения в том, что многие статьи "списаны" с российского кодекса, министр улыбнулась: есть отдельные положения, которые есть во всех мировых кодексах, потому что суть трудовых отношений одинакова и в Европе, и в Африке. Говоря о правах казахстанских работников в компаниях с иностранным участием, Гульжана Карагусова была категорична: кем бы ни был инвестор, если он работает на территории Казахстана, он обязан исполнять законы республики. Это международная практика, так почему мы должны устанавливать для них какие-то отдельные правила? Вообще же критика - это стимул для совершенствования, поэтому, даже не соглашаясь с какими-то доводами экспертов, министерство вместе с парламентом будут искать способы решения поставленных проблем, отмечали в кулуарах "круглого стола".

Издание отмечает, что проект Трудового кодекса прошел половину "законодательной" дистанции - он в двух чтениях был одобрен Мажилисом и передан на рассмотрение в Сенат. Палата пока не рассматривала проект на пленарном заседании. Впрочем, до конца года еще есть время. "У сенаторов есть в запасе законных 60 календарных дней, чтобы сделать работу над ошибками, - точно подсчитывает "НП". - Учитывая все недостатки, депутаты тешат себя мыслью, что идеальных законопроектов нет. И обещают, что если Трудовой кодекс не заработает, то "через пять-семь лет его можно переработать с учетом улучшения экономической ситуации в стране".

Между тем, вопрос по другому законопроекту - Экологическому кодексу - фактически решен парламентом. На минувшем пленарном заседании сенаторы приняли документ сразу в двух чтениях. "Это означает, что работа над документом уже полностью завершена, закон принят парламентом, и до его вступления в силу остался лишь один, последний этап - подпись президента", - резюмирует "Панорама". Издание рассказывает, что обсуждение "зеленой конституции" заняло меньше часа. Сенаторы в своих выступлениях отмечали, что закон проработан, детально обсужден. Как будут работать его нормы на практике, покажет только реализация закона. Но уже сейчас на кодекс возлагаются очень большие надежды.

Экологи верят, что закон позволит сберечь окружающую среду и при этом не ухудшить отношения с природопользователями. Министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков, представляя депутатам проект кодекса, подчеркивал: в документе нашли отражение все международные стандарты, принятые в сфере охраны окружающей среды, учитывались все соглашения в экологической сфере, к которым Казахстан присоединился. Проектом кодекса впервые на законодательном уровне утверждены основы устойчивого развития, "что исключает различные толкования данного понятия в нашем обществе". По словам министра, "впервые экологические требования вынесены на законодательный уровень, тем самым выполняется требование Конституции, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами. Это позволит нам существенно улучшить судебную практику". Также впервые, подчеркнул глава ведомства, расписан порядок проведения государственного и общественного контроля и при этом значительно повышена роль производственного контроля. Впервые вводится комплексное экологическое разрешение, выдаваемое на основании наилучших доступных технологий, а сроки действия разрешений увеличены до 3-5 лет.