"Вектор нашей надежды".

("Красноярский рабочий", 26.12.06, Александр Михайлов)

Председатель Законодательного Собрания края Александр УСС размышляет об итогах уходящего года и о перспективах развития Красноярья.

ГЛАВНОЕ - СТАБИЛЬНОСТЬ

- Александр Викторович, как вы оцениваете экономическое и социально-политическое положение нашего края на финише уходящего года? Какие надежды связываете с ближайшим будущим?

- Положение оцениваю как устойчивое, стабильное. По всем направлениям развития, по всем показателям жизни. И считаю, что в этом - главное наше достижение за последние годы. Есть ощутимый рост промышленного производства, особенно в строительстве, топливно-энергетическом комплексе, некоторых других отраслях. В определённой мере окрепла финансовая система, хотя экономика наша по-прежнему сохраняет моноотраслевой характер и в значительной степени зависит от состояния дел на предприятиях цветной металлургии. Тем не менее сегодняшний край - совсем не тот лежащий на боку больной великан, каким он был в недалёком прошлом. Он поднимается во весь свой могучий рост, чтобы вернуть себе былую мощь и славу, вернуть звание региона-лидера и прежнее уважение соседей. Поэтому с ближайшим будущим связываю самые оптимистичные и самые светлые надежды.

- В течение последних десяти лет обязанности спикера краевого парламента вам довелось исполнять дважды. Какой период был для вас наиболее интересным и продуктивным, а для края наиболее значимым? В чём характерные различия между депутатами второго и третьего созыва?

- У нас, к сожалению, нет такого инструмента, который помог бы определить плотность того или иного отрезка времени. Бывает, месяц событиями богаче года. Пять лет - это же целая эпоха и для края, и для страны. А две пятилетки - тем более. Думаю, что в пору второго созыва обстановка в крае оказалась более сложной в силу своей неопределённости и неустойчивости. Она была, откровенно говоря, в какой-то мере даже тревожной и опасной - не только последствиями крупных просчётов в управлении краем и кадровой политике, не только провалами в экономике, падением производства, но и падением нравов в исполнительной власти. Второй созыв Законодательного Собрания немало сил потратил на защиту краевой собственности, продолжая при этом формирование нормативно-правовой базы, которая сегодня во многом регламентирует социально-экономическую и общественно-политическую сферы жизни нашего края. Особенностью законотворчества действующего краевого парламента я бы назвал социальную направленность. Забота о людях становится основным содержанием стратегии краевой власти. Можно сказать вполне определённо, что интенсивность работы третьего созыва оказалась гораздо выше. Это не означает, что нынешние депутаты - какие-то необыкновенные люди. Пришло другое время, другим стал уровень сложности задач, которые ставились перед законодателями. В исполнительную власть пришла новая команда с абсолютно новым мировоззрением и видением перспективы. И как-то сами по себе затихли разговоры о природной и неискоренимой конфликтности депутатского корпуса. Две ветви власти наконец-то стали слышать и понимать друг друга.

Это было время перехода от политики фрагментарных преобразований и антикризисного управления к созданию масштабных стратегических проектов развития экономики края. Мы стали чётче видеть перспективу и смогли выработать программу совместных действий. Обозначились приоритеты государственной внутренней политики: доступное жильё, качественное образование и здравоохранение, эффективное сельскохозяйственное производство. Такая стратегия близка и понятна людям. Законотворчество третьего созыва было чрезвычайно разнообразным и многогранным. В общей массе законов и других нормативных актов преобладают темы жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной защиты граждан, экономического развития края, реформы местного самоуправления; законодательного обеспечения комплексных программ и процесса объединения края. В течение этого времени продолжалось совершенствование всей системы управления краем. На разных уровнях было принято очень много жизненно важных, судьбоносных законов. Большое значение для всех красноярцев имело принятие законов "О защите прав ребёнка", "О ветеранах Красноярского края", "О социальной защите инвалидов в Красноярском крае", "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", ряд других социально значимых законов. Сейчас в крае действует тридцать целевых комплексных программ.

- В конце девяностых годов да и в первые два-три года нового столетия краевые депутаты, случалось, попадали в неловкое положение перед своими избирателями: хорошие программы принимались, а потом приходилось их приостанавливать - не хватало денег. Насколько надёжно они обеспечены финансированием сегодня?

- Гарантом этой надёжности является стомиллиардный объединённый бюджет края на будущий год. Денег почти в два раза больше, чем в прошлом году, но и расходы другие - край стал больше. Выделены средства на строительство дорог, развитие агропромышленного комплекса, укрепление материально-технической базы здравоохранения, образования, учреждений культуры, улучшение жилищных условий, защиту материнства и детства, профессиональное обучение, создание рабочих мест и на всё прочее, что мы привыкли называть системой жизнеобеспечения человека. В том числе и 30 целевых программ обеспечены бюджетным финансированием в пределах семи с половиной миллиардов рублей.

СЕЛЬСКИЙ ПРИОРИТЕТ

- Сейчас краевые власти ставят задачу достигнуть новых, более высоких стандартов жизни. Все национальные проекты в равной степени важны - и жильё, и образование, и здравоохранение, но... Согласитесь, нам чрезвычайно сложно будет их продвигать, если на первое место мы не поставим проблемы деревни.

- Для депутатов Законодательного Собрания проблемы села всегда были главной головной болью. А сегодня создание надёжной правовой базы для устойчивого развития агропромышленного комплекса становится особенно актуальным. Из всех приоритетных национальных проектов этот для меня самый приоритетный. Наверное, потому, что корни мои в деревне и я с особой остротой и душевной болью переживаю за каждое заброшенное поле, рухнувшие и опустевшие фермы, кошары... Что мы видели в российских сёлах в последнее десятилетие? За исключением немногих регионов - Орловской, Белгородской, Тюменской и ещё двух-трёх областей - стабильное падение производства, снижение технической оснащённости, разрушение социальной сферы. Деревня спивалась и дичала. Из 150 миллионов гектаров пахотных земель утрачено более 30 миллионов - это пятая часть! И в нашем крае выведены из оборота десятки тысяч гектаров пашни, сократилось поголовье скота. Ввоз в край продовольственных товаров в разы превышает вывоз. За последнее десятилетие значительное число сельскохозяйственных предприятий прекратило существование. Задавил диспаритет цен - сегодня за тонну солярки крестьянин должен отдавать несколько тонн зерна.

- А вот "Российская газета" пишет, что нынче по эффективности сельскохозяйственного производства мы с пятнадцатого места в Сибирском федеральном округе передвинулись на четвёртое. По сбору зерновых наш регион назван лучшим в Сибири. - Вот есть в Назаровском районе акционерное общество "Назаровское", а в Ужурском - "Искра". Это современные мощные предприятия с хорошо отлаженной технологией, системой переработки продукции, высокой рентабельностью и соответственно высоким уровнем заработной платы. Кроме них, в крае ещё десяток жизнеспособных предприятий наберётся - и всё. Если остальные уже не в счёт, то средние показатели действительно должны быть неплохими.

Бесспорно, в чём-то подвижки есть. Но в целом сельскохозяйственный сектор края ещё очень далек от того состояния, которое можно было бы назвать удовлетворительным. Из всех национальных проектов, из всех целевых программ это самый тяжёлый воз, который мы общими усилиями только-только начинаем вытаскивать из ямы. Хотя объём субсидий краевому сельскохозяйственному сектору довольно весомый, если сравнить с другими регионами РФ, - в нынешнем году он составил больше миллиарда рублей. Найти более эффективные варианты использования денежных средств - это, пожалуй, главное, что требуется от обеих ветвей краевой власти. Надо развивать систему кредитования, создавать такие условия, чтобы кредиты были более доступны. В реализации этого проекта сегодня мы ориентируемся на кооперацию как на приоритетное направление. Специалисты утверждают, что краевая программа позволит не только разрешить застарелые проблемы закупа и переработки продукции, выращенной на частных подворьях, но и в значительной мере стимулировать увеличение её производства таким способом, и самое главное - наладить сбыт продукции по приемлемым ценам. На уровне сельских поселений будут создаваться кооперативы, объединяющие личные подсобные хозяйства, а на уровне районов - агрохолдинги, объединяющие кооперативы нескольких муниципальных образований. С этой целевой программой переплетается другая - "Обеспечение доступным жильём молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2006-2008 годы. Краевыми законами также предусмотрена помощь фермерским хозяйствам в приобретении удобрений, кормов, семян, техники, обновлении племенного стада и так далее. Это верный путь к многократному увеличению производства сельхозпродукции и достижению главной цели - вернуть крестьянину утраченное звание хозяина земли.

ДЕРЖИМ УХО ВОСТРО

- Наверное, успех этого проекта зависит и от того, как продвигается реформа МСУ?

- В какой-то степени да. Главы муниципальных образований и поселений могут оказать большую помощь в решении сельских проблем, только вот у них ещё нет возможности в полном объёме применять свои полномочия. По реформе местного самоуправления в крае сделано много - всё, что надо было сделать на нашем уровне. Приведены в соответствие с федеральным законом местные нормативные акты. Приняты сотни законов об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований. Значительную поддержку в проведении реформы оказал принятый ЗС закон "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". Им были определены совместно финансируемые расходные полномочия и закреплены единые для всех территорий нормативы отчислений от регулируемых доходных источников. Это явилось важным инструментом для органов МСУ в работе с налогоплательщиками по наращиванию доходной базы местных бюджетов.

Но пока пройдена лишь часть пути. Складывается впечатление, что в целом по стране реформа замедляет ход. По всей вероятности, причиной тому стало продление срока ввода в действие федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления до 2009 года. С трудом идёт создание нормативной базы межбюджетных отношений между районами и поселениями. До сих пор правительством не определён порядок перераспределения имущества по принадлежности - между Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

- Александр Викторович, вот правительство утвердило программу освоения Нижнего Приангарья. Территория громадная, а работать аккуратно мы не привыкли, живём по пословицам "где пьют, там и льют", "лес рубят - щепки летят". Байкал вроде бы защитили - с помощью президента. Какие экологические программы защитят нашу тундру, наши леса и реки?

- У нас есть и федеральные, и краевые законы, которые в комплексе должны стать надёжной экологической защитой при таком масштабном освоении ресурсов. Однако наши депутаты, принимавшие участие во всероссийских экономических форумах типа Байкальского, не раз обращали внимание на то, что творцы большинства крупных инвестиционных проектов, мягко говоря, мало озабочены интересами регионов. Нам следует, что называется, держать ухо востро, тем более что теперь придётся отвечать и за трубу на Ванкоре, и за трубу в Эвенкии, и за всё Нижнее Приангарье с новыми гидроэлектростанциями и алюминиевыми заводами. Это тема чрезвычайной важности. Увязывая интересы коренного населения с целями и задачами всех задействованных проектов, я вижу огромный объём работы для обеих ветвей власти. И по внедрению более современной схемы управления краем, ставшей сверхактуальной после завершения процесса объединения. И по корректировке действующего федерального законодательства и существенному дополнению соответствующей региональной нормативно-правовой базы.

Но дело не только в этом. Есть ряд других проблем, которые всегда идут рядом с большими проектами или вырастают из них. В том числе и экологические, и демографические. Если заглянуть дальше в будущее, край не должен становиться инфраструктурным каналом для содействия экспорту природных ресурсов России в азиатские страны. Нужны свои предприятия по глубокой переработке. Нам необходима комплексная национальная программа подъёма экономики Сибири и Дальнего Востока. Эта тема, к слову, очень беспокоит и полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Васильевича Квашнина. Нужны не отдельные проекты, а всеобъемлющая комплексная программа. Тогда и все проблемы можно будет решать комплексно.

ВЫБОРЫ ВМЕСТО БАРРИКАД

- Что из сделанного краевым парламентом третьего созыва оставило в душе чувство радости и удовлетворения?

- Именно то, что значительная часть правовых документов, законов принята в целях обеспечения благоприятных условий для реализации долговременной стратегии социально-экономического развития Красноярского края. Образно говоря, вектору наших надежд обеспечена надёжная законодательная база.

Радость в душе и гордость вызвало открытие в Красноярске федерального университета. Перед нашей молодёжью, перед всеми последующими поколениями сибиряков - не только красноярцев - открываются совершенно новые возможности в области науки, образования, общественно-политической и культурной жизни. Нам проще будет решать одну из важнейших государственных задач по кадровому обеспечению национальных проектов.

Добрый след в памяти оставили третий и четвёртый краевые съезды депутатов. На третьем съезде определились основные направления социально-экономического развития края. Принятая на форуме резолюция легла в основу многих законов и краевых инвестиционных программ, которые были разработаны в последующие два года. А четвёртый съезд предложил комплекс законодательных, организационно-политических и экономических решений, необходимых для объединения и дальнейшего развития края. Для меня каждый очередной съезд был ярким подтверждением того, что во всех добрых начинаниях народ всегда поддерживает краевые власти - так же единодушно, как поддержал идею объединения края.

- И последний вопрос, Александр Викторович: каковы ваши прогнозы по поводу предстоящих выборов в краевой парламент?

- Я думаю, что сохранится разумное равновесие политических сил и ничего неожиданного не произойдёт. Вполне вероятно, что значительная часть депутатов третьего созыва выставит свои кандидатуры. И это было бы совсем неплохо. Многие проявили завидную работоспособность, высокий уровень компетентности и профессионализма. По моим предположениям, четвёртый созыв Законодательного Собрания может обновиться процентов на 30-40 с учётом дополнительного числа депутатов, избранных от Таймыра и Эвенкии. Но это лишь предположения и не более того. Надеюсь, явка избирателей будет хорошей. У нас в крае народ никогда не был равнодушным к своей судьбе и сердцем всегда чувствовал известную истину: лучше постоянно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады.

В завершение нашей беседы разрешите от души поздравить всех читателей "Красноярского рабочего" с Новым годом, пожелать им добра, здоровья и счастья.

- Спасибо, и вам того же.

"Депутатский календарь".

("Красноярский рабочий", 26.12.06)

Законодательное Собрание края в 2006 году.

Январь

В краевом парламенте начата работа над законопроектом, направленным на социальную поддержку семей, имеющих детей. Его инициатором выступила председатель постоянной комиссии по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодёжи Светлана Андронова. По её словам, цель законопроекта - создать условия для повышения рождаемости в крае, формирования здорового, воспитанного и трудолюбивого поколения.

- В 2006 году мы должны выработать чёткую позицию органов государственной власти по поддержке семей, имеющих детей, - сказала Светлана Михайловна. - Изучив опыт других российских регионов, мы пришли к выводу, что наш законопроект будет направлен на социальную поддержку не только многодетных, но и всех красноярских семей, в первую очередь тех, уровень жизни которых не позволяет нормально растить и воспитывать детей.

Февраль

На внеочередном заседании сессии ЗС в первом чтении принят проект закона "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края". Законопроект призван установить правовые основы государственной агропродовольственной политики и определить направления поддержки краевого АПК.

* * *

Исполнилось 10 лет Уставу Красноярского края. 29 февраля 1996 года Законодательное Собрание в соответствии с Конституцией РФ приняло устав в качестве Основного закона Красноярского края. Практика десяти лет показала: документ подготовлен на высоком профессиональном уровне. За эти годы в текст вносилось минимальное число изменений, да и то в основном из-за новаций в федеральном законодательстве. Между тем идёт разработка устава объединённого края. Депутаты ЗС работают в постоянном контакте со своими коллегами из Суглана Эвенкии и Думы Таймыра. Устав Большого Красноярья будет утверждён вновь избранным краевым парламентом весной 2007 года.

Март

Депутаты приняли первую в этом году корректировку краевого бюджета-2006. По словам заместителя председателя постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Илая Ахметова, изменения, внесённые в документ, вызваны особой важностью и срочностью затрагиваемых вопросов. В частности, откорректирован закон о защите прав ребёнка. Дополнительно увеличено до 117 миллионов 363 тысяч рублей субсидирование опекунов (попечителей) на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Апрель

Принята краевая целевая программа "Обеспечение жильём молодых семей" на 2006-2008 годы. Она направлена на оказание господдержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и на помощь им в приобретении или строительстве жилья. Всего из краевого бюджета на эти цели планируется выделить 350 миллионов рублей, в том числе в 2006 году - 50 миллионов, в 2007-м - 100 миллионов, в 2008-м - 200 миллионов рублей. В результате реализации программы предполагается обеспечить жильём 1749 молодых семей.

* * *

18 апреля начал работу IV съезд депутатов края. Для участия в нём прибыли более 1300 делегатов представительных органов муниципальных образований, 42 краевых парламентария, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, главы муниципальных районов, городских округов и сельских поселений, многочисленные гости и приглашённые - всего около 1500 человек. С основным докладом "Красноярский край на пороге объединения: задачи государственной власти края и органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого развития региона" выступил председатель ЗС Александр Усс. Он отметил, что застарелой болезнью экономики края является её моноотраслевая ориентация на цветную металлургию. Александр Викторович подчеркнул, что необходимо добиться справедливого законодательного распределения налоговых доходов. Большие надежды он возложил на реализацию общероссийских национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Развитию этой отрасли спикер краевого парламента уделил особое внимание.

После пленарного заседания делегаты продолжили работу в 16 тематических секциях. По итогам была утверждена резолюция IV съезда депутатов. Александр Усс охарактеризовал представительный форум как "главную народную трибуну края".

Май

В качестве срочного сразу в двух чтениях принят законопроект с изменениями в закон "Об оплате труда работников краевых государственных учреждений". Он предусматривает повышение размера тарифной ставки (оклада) первого разряда с 1 мая 2006 года до 1100 рублей и утверждение новых межразрядных тарифных коэффициентов, что позволит увеличить ставки с 1 мая в среднем на 8,5 процента по сравнению с январём 2006 года. На 1 сентября запланировано повышение ещё на 6,3 процента. А к концу года общее увеличение зарплаты работников краевых госучреждений составит не менее 23,4 процента к уровню 2005 года.

Июнь

В ЗС прошли публичные слушания. Обсуждались состояние и перспективы развития рынка труда и занятости населения края. По официальным данным, 42 тысячи жителей Красноярья являются безработными. Ежегодно в региональную службу занятости за содействием в трудоустройстве обращается более 140 тысяч человек. Какие меры помогут властям справиться с наболевшей проблемой? Ответ на этот вопрос содержится в резолюции публичных слушаний.

* * *

- В государственном строительстве нет более важной цели, чем доверие людей к власти, - заявил Александр Усс на пресс-конференции по итогам прошедшего политического сезона. - За осень прошлого и весну нынешнего года ЗС приняло более 300 законов и свыше 400 постановлений. Это в разы больше, чем в среднестатистическом году. Краевые законодатели всегда были на острие злободневных проблем и событий, которые волновали население.

Июль

На заключительном в этом политическом сезоне заседании сессии ЗС краевые парламентарии рассмотрели более 40 вопросов. В частности, они вновь откорректировали краевой бюджет на 2006 год. Председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Валерий Семёнов отметил, что меняются основные параметры бюджета: доходы увеличиваются на 2,39 миллиарда рублей, расходы - на 1 миллиард, а дефицит уменьшается на 1,39 миллиарда. Сессия согласовала предоставление бюджетных кредитов сельхозпроизводителям на приобретение ГСМ.

Острая дискуссия возникла в ходе обсуждения во втором чтении законопроекта о внесении изменений в программу приватизации краевого имущества на 2006 год. Самым спорным вопросом являлось предложение администрации края продать пакеты акций птицефабрик "Бархатовская" и "Заря". За поправку о продаже "Зари" на условиях конкурса проголосовали 32 депутата, а за продажу "Бархатовской" - только 20 (решение не принято).

Август

Состоялось первое после парламентских каникул совещание председателей постоянных комиссий Законодательного Собрания. Александр Усс выделил наиболее актуальные направления, по которым депутатам предстоит работать в ближайшее время. Главное - формирование бюджета на 2007 год. Его впервые будут одновременно принимать три субъекта Федерации, которые с 1 января 2007 года войдут в состав объединённого Красноярского края. Процедуру обсуждения, внесения поправок и принятия закона о бюджете детально прописывает соглашение между тремя субъектами РФ.

Сентябрь

Депутаты отметили случаи неэффективного расходования бюджетных средств на проведение ремонтных работ и некачественного их исполнения во время подготовки школ к новому учебному году. В 809 из 1027 общеобразовательных учреждений края были выявлены нарушения санитарных правил. Парламентарии приняли постановление, в котором предложили губернатору определить персональную ответственность лиц, допустивших неудовлетворительную подготовку и сдачу в эксплуатацию объектов образования в 2005-2006 годах.

* * *

На сессии депутаты сразу в двух чтениях внесли изменения в закон о краевом бюджете на 2006 год. Сельхозпроизводителям выделено 150 миллионов рублей для компенсации части затрат на приобретение дизельного топлива.

Октябрь

Проект краевого бюджета на 2007 год опубликован на сайте Законодательного Собрания в разделе "Экспертный совет". Собран пакет документов, касающихся субсидий, субвенций, дотаций районам и муниципальным образованиям. Здесь же размещена информация о краевых целевых программах, запланированных на следующий год.

* * *

Депутаты ЗС обратились к премьер-министру и председателю Госдумы с просьбой увеличить финансирование дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения края. Право на бесплатное получение медикаментов имеют около 190 тысяч жителей Красноярья. Установленный Федерацией лимит бюджетных средств на 2006 год равен 820 миллионам рублей, тогда как фактическая потребность составляет не менее полутора миллиардов.

* * *

Закон "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае" единодушно принят во втором чтении. Он предусматривает целый ряд конкретных мер, в частности единовременную выплату при рождении одновременно двух и более детей в размере 35 тысяч рублей на каждого ребёнка. Общие расходы краевого бюджета превысят 170 миллионов рублей.

Ноябрь

15 ноября в большом зале краевой администрации состоялись публичные слушания, посвящённые краевому бюджету на 2007 год. Около трёхсот участников обсудили основной финансовый документ края, который затем был принят в первом чтении на сессии 20 ноября. Тогда же бюджет одобрили депутаты эвенкийского Суглана и таймырской Думы. Этот день Александр Усс назвал историческим. С учётом поправок и безвозмездных поступлений от Федерации ранее определённые параметры краевого бюджета были изменены. Доходы увеличились с 71 до 74 миллиардов рублей, расходы - с 76,5 до 79,5 миллиарда. Планируемый дефицит остался прежним - 5,5 миллиарда рублей.

Декабрь

8 декабря на пятом заседании XX сессии ЗС народные избранники единогласно утвердили краевой бюджет на 2007 год. Несколькими часами раньше аналогичные решения приняли депутаты Эвенкии и Таймыра. Проделана колоссальная работа. В согласованном до мелочей документе учтена большая часть многочисленных замечаний, предложений и поправок. В частности, на 47 миллионов рублей увеличено финансирование целевой программы "Дети". Парламентарии заверили, что в краевом бюджете удалось полностью соблюсти гарантии для жителей края, Таймыра и Эвенкии.

- Работа была согласованной, - подчеркнул Александр Усс. - Никаких принципиальных противоречий в подходе к бюджетному процессу в течение всего периода - короткого, но напряжённого - между тремя субъектами РФ не было. Это даёт основания полагать, что так же дружно мы будем жить в объединённом крае. Мы решили, что закон о бюджете получит номер 1 и так войдёт в историю Красноярского края.

НА СНИМКАХ: 18 апреля начал работу IV съезд депутатов края. В конце мая свыше двухсот человек приняли участие в публичных слушаниях, посвящённых безопасности дорожного движения в крае. Перед началом слушаний шестеро народных избранников встретились с руководством ГИБДД ГУВД края и посетили строящийся корпус полка ДПС. В сентябре председатель ЗС Александр Усс совершил рабочую поездку по восточной группе районов. В частности, он побывал в ОАО "Разрез Бородинский". "Несмотря на различные проблемы, разрез стабильно работает, есть реальные результаты, - отметил он. - От работы угольщиков зависит, будет ли тепло в квартирах красноярцев".

"Лайма Вайкуле в Шушенском".

("Красноярский рабочий", 26.12.06)

В этом году губернаторская ёлка прошла в посёлке Шушенском.

В посёлок приехало около 400 детей из Ермаковского, Минусинского, Курагинского, Каратузского, Идринского, Краснотуранского, Шушенского районов и из Минусинска - это дети из малообеспеченных семей, воспитанники детских домов, одарённые школьники. В Шушенском их встретили любимые герои мультфильмов и новогодних утренников, а также символы уходящего и грядущего годов - обаятельная собака и поросёнок Пятачок. Вместе с ними дети водили хоровод. В историко-этнографическом музее-заповеднике для детей приготовили традиционные сибирские блюда. Неожиданным, а поэтому самым приятным сюрпризом стал приезд в Шушенское Лаймы Вайкуле. Известную певицу пригласил заехать на детский новогодний праздник губернатор. В завершение праздника все дети получили специальные новогодние подарки от Александра Хлопонина.

"Сначала деревня, потом - заводы".

("Сегодняшняя газета", 26.12.06, Олеся Бородина)

О наиболее интересных для общественности телодвижениях губернатора Красноярского края Александра Хлопонина заблаговременно сообщает пресс-служба администрации. Так случилось и с экскурсией Александра Геннадиевича на автотехцентр "Тойота Крепость". Журналисты, собравшиеся здесь 22 декабря, в ожидании первого лица строили догадки. Многие склонялись к версии, что Хлопонин замыслил какой-нибудь новый национальный проект. Какую-нибудь пятую "Д". Например, "Дешевые машины для социально незащищенных".

К великому удивлению представителей прессы, губернатор не дал никаких комментариев. Он появился на пороге неожиданно и вместе с представителями фирмы стремительно направился к ближайшей машине. Немного пошептавшись о чем-то, они двинулись дальше в том же темпе. Оббежав (иначе сказать нельзя) холл, техзал и пункт выдачи новых автомобилей, губернатор со свитой поднялся на второй этаж. Окинул взглядом зимнюю террасу - миленькое местечко (а, может, и еще что), и присел попить чайку с генеральным директором "Тойоты Крепость" Александром Кангуном.

Позднее гендиректор пролил свет на суть переговоров. По словам Александра Самуиловича, в Красноярске построят "автомобильную деревню". К трем дилерским центрам - "Тойота", "Форд" и "Ауди" на улице Партизана Железняка - в ближайшее время добавятся еще два: "Лексус" и "Ниссан". Для расширения территории автомаркета будет использована часть площадей одной из бывших воинских частей. А главное - то, что создание "автомобильной деревни" в перспективе может привести к организации на территории края заводов по производству автомобилей ведущих мировых брендов. Странно, почему эту сенсацию не обнародовал сам губернатор? Видимо, сомневается...