"Россия вкупе с Грузией решила "давить" и Азербайджан": Нагорный Карабах за неделю

Баку, 24 декабря 2006, 20:56 — REGNUM  

Обзор СМИ за 15-21 декабря 2006 года.

Военный вестник. Москва притормозила переговорный процесс? Евросоюз установит прямые контакты с Карабахом? Послесловие к референдуму.

Военный вестник

Как сообщает бакинская "525-я газета", 18 декабря подразделения Вооруженных сил Армении вновь нарушили режим прекращения огня. Согласно газете, подразделения армянских вооруженных сил с 20:00 до 20:30 подвергали автоматно-пулеметному обстрелу позиции азербайджанских вооруженных сил вблизи села Сейсулан Тертерского района. После ответного огня обстрел прекратился, потерь нет.

По сообщению газеты "Азг", 18 декабря в районе 18 часов на боевых позициях армянской воинской части, дислоцированной на границе с Азербайджаном, от пули, выпущенной с азербайджанской стороны, погиб военнослужащий контрактной службы из Дилижана, младший сержант, 39-летний Рубен Тамразян. Армянский военнослужащий получил ранение в область сердца и скончался на месте.

Миссия Международного Красного Креста (МКК) в Нагорном Карабахе поддерживает контакт с азербайджанским солдатом Вугаром Гарачаевым, попавшим 7 декабря в плен к карабахской стороне на агдамском направлении. Как заявил глава миссии Джордж Дырдански, его проинформировали о пленении солдата 8 декабря. Представитель миссии встретился с солдатом 9 декабря. Представители МКК регулярно встречаются с азербайджанским военнослужащим. В ходе встреч солдату была предоставлена возможность написать письма родным, всего их было переправлено четыре. При этом Гарачаев получил три ответа от родных. Что касается содержания разговоров представителей МККК с солдатом, то они конфиденциальны. До момента освобождения за пленного несет ответственность содержащая его сторона. Если будет достигнуто соглашение об освобождении солдата и он открыто заявит о своем желании вернуться, МККК, как нейтральный посредник, окажет техническую помощь в переправке военнослужащего, сказал Дырдански. Пленение Гарачаева произошло на агдамском направлении. По версии азербайджанской стороны, он заблудился и оказался на армянской стороне. Армянская сторона утверждает, что Гарачаев добровольно перешел на армянскую сторону и отказывается возвращаться из-за дедовщины в азербайджанской армии. ("АрмИнфо").

Бакинская электронная газета Analitika.az публикует одно из писем Вугара Гарачаева. В письме говорится: "Здравствуй, мама! Обо мне не беспокойтесь. Я чувствую себя хорошо. Скажи отцу, чтобы не скучал. Даст Бог, когда-то смогу вернуться домой. Передайте привет родным и соседям. Пусть сестры не скучают. Настанет время, и я вернусь. До свидания, целую. Еще передай привет другу. Не скучайте, у меня все хорошо. Скучаю. Все хорошо, до свидания, целую".

Президент Нагорного Карабаха (НК) Аркадий Гукасян считает, что нет необходимости в расследовании дела о попавшем недавно в плен азербайджанском солдате. "Думаю, что нет необходимости в расследовании этого дела. По словам плененного солдата, он попал к нам в крайне тяжелом состоянии. По его рассказам, что зафиксировано сотрудниками Международного Комитета Красного Креста, в Азербайджане его избивали его же сослуживцы, причем делали это довольно долго. Он сам с оружием в руках сознательно перешел границу с тем, чтобы избавиться от побоев. Буквально на следующий день об этом были проинформированы представители МККК, которые получили доступ к нему. Этот солдат передан в распоряжение МККК, который ведет переговоры с соответствующей структурой в Азербайджане", - сообщил Гукасян. На вопрос, хочет ли азербайджанский солдат вернуться на родину, Гукасян сказал: "По крайней мере, до сих пор он говорил, что не хочет возвращаться, во-первых, к тем людям, которые его избивали, во-вторых, видимо, он боится расправы над ним. Мы передали его МККК, и сейчас решаются сугубо технические вопросы о передаче его Азербайджану. Если солдат будет настаивать на том, что он не хочет возвращаться в Азербайджан, его заставить не могут. Хотя я уверен, что он заявит, что возвращаться не хочет, власти Азербайджана надавят на родителей, родственников, они убедят его вернуться. А в конечном итоге это парень будет очень долго сидеть в тюрьме в Азербайджане". Гукасян подчеркнул, что во всех подобного рода случаях на территории Нагорного Карабаха, независимо от того, переходят ли азербайджанские солдаты границу сознательно или случайно, представители МККК сразу же ставятся в известность. Он с сожалением отметил, что, когда карабахские солдаты попадают на азербайджанскую территорию, их там держат месяцами, ведут расследование и, "скорее всего, пытаются завербовать". "Мы считаем негуманной вербовку людей, которые переходят границу, спасая свою жизнь или потому, что просто заблудились", - подчеркнул президент НК. ("Де-Факто").

"Вопросом освобождения солдата занимается Госкомиссия по делам военнопленных при Министерстве нацбезопасности, они ведут переговоры, - заявил газете "Эхо" в ответ на слова президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна глава пресс-центра Минобороны АР Рамиз Меликов. - А Гукасян несет ложь, это отребье, и нас не интересует его мнение. Когда вопрос решится, расследованием обстоятельств происшедшего займутся органы и все станет ясно. Нам известно, что Гарачаев заблудился на линии фронта и таким образом был перехвачен армянами".

"Истерично-хамской" назвала реакцию главы пресс-центра Минобороны АР Рамиза Меликова на слова президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна газета "Голос Армении", добавив, что "не стоит комментировать Меликова - патологическая ненависть этого верного цепного пса клана Алиевых ко всему армянскому и Армении известна давно". "Можно лишь сообщить, что за последний год в Азербайджане на срок от 11 до 14 лет были осуждены оказавшиеся в армянском плену и затем возвращенные "домой" военнослужащие: Хаял Абдуллаев, Руслан Бакиров, Хикмет Тагиев, Заур Вейисов... Вышеуказанные факты являются наглядным примером того, что слова Аркадия Гукасяна - "если рядовой ВС Азербайджана будет продолжать заявлять о том, что не хочет возвращаться, то карабахская сторона не будет на этом настаивать", - продиктованы исключительно заботой о молодом человеке. Согласно Уставу МККК, оперативно предупрежденного арцахской (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM) стороной о перебежчике, он может быть возвращен только при его выраженном желании вернуться обратно", - пишет "Голос Армении".

"Скажу откровенно, как бы горько ни прозвучало, а слова Гукасяна о том, что наш солдат перешел на армянскую сторону в результате издевательств в войсковой части, соответствуют действительности, - заявил бакинской газете "Эхо" независимый военный эксперт Узеир Джафаров. - Только эта часть его выступления правдива, а то, что Гарачаев якобы изъявляет желание не возвращаться на родину, тут Гукасян перегибает палку. Во-первых, потому что на солдата оказывается сильнейшее психологическое и моральное давление, по последней информации, с ним чуть ли круглосуточно встречаются сотрудники спецслужб Армении и склоняют его к отказу возвращаться. Сам по себе Гарачаев немного слабохарактерный, у него подорвано здоровье, и сейчас армяне убеждают его, что он не выдержит груз наказания, которое его ждет в Азербайджане. Эту информацию я получил по своим каналам. Как бы это странно ни прозвучало, мы, в отличие от Минобороны, поддерживаем связь через наших друзей в Грузии, которые в свою очередь имеют связи в Армении. Пока обстановка такова, что в письме, переданном родным, Гарачаев говорит - "мы когда-нибудь встретимся". Он не сообщает, что это может произойти в скором времени. И это как раз следствие того, что он подвергался психологической обработке. Пока что он колеблется. Меня просто удивляет лживая позиция официальных наших структур и Минобороны, которые заявляют, что якобы они проводят какую-то работу. А работа здесь элементарная - посредством полевых помощников представителя председателя ОБСЕ Минобороны могло бы организовать связь с солдатом, чтобы они убедились сами, хочет он возвращаться, не хочет или у него есть какие-то просьбы, пожелания, условия. Я еще раз повторяю - солдат не мог бы просто так, без причин, элементарно заблудившись, вдруг оказаться в расположении армян. Нельзя забывать, что по всей линии соприкосновения тянутся минные поля. В деталях происшедшего должны разобраться компетентные органы, но, в принципе, проход себе можно сделать, обстреливая определенный участок. После взрыва одной мины можно быть уверенным, что второй на этом участке уже быть не может. То есть говорить, что Гарачаев заблудился, - просто смешно. Ведь если дела обстоят таким образом, то, "заблудившись", армянские разведчики, владеющие азербайджанским языком, могут таким же образом посещать даже Баку. Более похоже на правду то, что Гарачаев преднамеренно перешел на другую сторону".

Госкомиссия Азербайджана по военнопленным, заложникам и лицам, пропавшим без вести, опровергла сообщения местных СМИ о требовании армянской стороны выплатить деньги за освобождение солдата Вугара Гарачаева. Как передает "Туран", по данным тех же СМИ, армяне якобы высказали это требование через представителей Международного Комитета Красного Креста (МККК) в Степанакерте. "Подобные сообщения дискредитируют МККК, который сотрудничает с госкомиссией, и могут нанести вред общему делу", - сказано в сообщении.

В беседе с бакинской газетой "Зеркало" член постоянной комиссии парламента Азербайджана по правовой политике и госстроительству Фазаил Агамалы сказал, что заявление Аркадия Гукасяна - "не более чем надуманная сепаратистами ложь". "Мы же не слышали таких слов от самого солдата. Хотя вполне возможно, что азербайджанского военнослужащего, пытая и причиняя ему издевательства, против его же воли могли заставить пойти на какие-то поступки. Однако, опять же повторяю, это всего лишь заявление Гукасяна. А говорил ли об этом сам азербайджанский военнослужащий - это под большим вопросом", - сказал депутат. "Кто его знает, может быть, он сбился с пути из-за густого тумана? К примеру, когда я недавно вместе с моими коллегами депутатами побывал в прифронтовой зоне, то убедился в том, что азербайджанские и армянские вооруженные силы разъединяет всего каких-то 150 метров", - добавил Агамалы. При этом депутат исключил вероятность того, что азербайджанский пленник "сбежал на ту сторону" из-за того, что его избивали в части. Агамалы скептически отнесся к бытующему в обществе мнению о том, что после возвращения бывшие азербайджанские пленники предстают перед судом по обвинению в шпионаже и без вины отправляются на "отдых" в места лишения свободы. По мнению военного эксперта Алекпера Мамедова, азербайджанский военнослужащий Гарачаев пересек линию соприкосновения вооруженных сил противника, спасаясь от "дедовщины" и беспредела, царящих в азербайджанской армии. "По крайней мере, я так думаю. Если раньше большая часть случаев смертности в армии приходилась на болезни, то ныне наблюдается иная картина: военнослужащие кончают жизнь самоубийством, не выдерживая издевательств со стороны сослуживцев более раннего призыва или со стороны начальства", - сказал эксперт. Мамедов отметил, что факты "дедовщины" уже давно не новость для азербайджанского общества. "Предполагаю, что азербайджанский военнослужащий оказался в плену по своей воле, лишь бы избежать издевательств и побоев у себя в части. И не удивлюсь, если в будущем из-за этого солдаты будут покидать воинские части в массовом порядке. Дабы не быть голословным, хочу привести пример. Так, еще в 2002 году курсанты Высшей военной школы в знак протеста против беспредела в массовом порядке покинули учебное заведение", - сказал Мамедов.

Газета "Голос Армении", касаясь "истерики, поднятой в Азербайджане в связи с заявлением президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна", пишет о специфике ситуации с Вусалом Гарачаевым. Дело в том, пишет газета, что перешедший линию фронта солдат является аварцем по национальности. "Данное обстоятельство имеет огромное значение, ибо, будучи коренным народом, аварцы в Азербайджане находятся на положении изгоев. В большинстве своем они действительно не желают служить в вооруженных силах Азербайджана, ибо испытываемая ими сильнейшая дискриминация со стороны тюрок на "гражданке" во сто крат увеличивается на военной службе".

Москва притормозила переговорный процесс?

"В Армении есть люди, которые с нетерпением ждут того, что переговорный процесс позволит спекулировать проблемой урегулирования карабахского конфликта. Даже есть люди, которые не сдерживаются на различных встречах, интервью и прямо говорят, что президент Кочарян по вопросу Карабаха будет обязан пойти на какие-то уступки, и они это используют в ходе предвыборной кампании. Я разочарую этих людей: до выборов НС (Национальное Собрание Армении, парламент. - прим. ИА REGNUM) активного переговорного процесса по НК не будет", - заявил в интервью трем телеканалам Армении 15 декабря президент Армении Роберт Кочарян. ("Ноян Тапан").

В вопросе продолжения переговорного процесса в 2007 году у сторон и посредников разногласий нет, проблема лишь в том, что обеспечить прорыв за этот промежуток времени (до парламентских выборов. - прим. ИА REGNUM) не представляется возможным, прокомментировала заявление Роберта Кочаряна газета "Айоц Ашхар". "Невозможно в это время также возобновление военных действий, о чем говорят и сами политические лидеры Азербайджана".

Газета "Айкакан жаманак" считает, что своим интервью трем армянским телеканалам Роберт Кочарян "фактически надолго закрыл карабахскую тематику". По мнению газеты, создалась выгодная всем ситуация. "Сопредседатели (Минской группы ОБСЕ. - прим. ИА REGNUM) удовлетворены, поскольку благодаря их усилиям в 2006-м стало возможным зафиксировать в процессе урегулирования прогресс, вплоть до доведения его до последнего этапа. Роберт Кочарян удовлетворен, поскольку за 8 лет своего президентства ему удалось "использовать" карабахский вопрос в своих личных целях, более того, заявил, что не позволит сделать то же самое кому-либо другому в ходе предстоящих парламентских выборов, так как это аморально. Ильхам Алиев (президент Азербайджана. - прим. ИА REGNUM) также удовлетворен, поскольку поставил перед собой большую цель посредством полноценной экономической и региональной изоляции поставить Армению на колени, и пока цель эта не достигнута, ему нечего спешить с решением проблемы Карабаха". И вместе с тем, пишет газета, азербайджанская сторона делает все, чтобы повернуть в свою пользу заявление Кочаряна, обвиняя Армению в неконструктивизме и подчеркивая свой "конструктивизм".

"Переговоры по Карабаху завершились. Кочарян поставил многоточие" - так озаглавила информацию о заявлении Роберта Кочаряна бакинская электронная газета Analitika.az.

Завотделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов обвинил президента Армении Роберта Кочаряна в намеренном затягивании процесса нагорно-карабахского урегулирования. "Заявление президента Армении Роберта Кочаряна о намерении приостановить процесс карабахского урегулирования в связи с предстоящими в стране выборами является очередным доказательством неискренности армянской стороны, заявляющей о своем интересе в скорейшем решении проблемы", - заявил Мамедов. По его словам, подобные заявления перед мировой общественностью не поддаются логическому объяснению, поскольку Ереван после проведения в течение долгого периода переговорного процесса попросил сделать небольшой перерыв, мотивируя это необходимостью анализа своих дальнейших действий. "Но не прошло после этого и одной-двух недель, как президент Армении заявляет такое. Как видно, армянская сторона старается выиграть время, а президент Армении хочет подчинить эти переговоры своим политическим интересам, и в связи с предстоящими в Армении парламентскими и президентскими выборами пытается заработать себе очки", - заявил Мамедов. (Day.Az).

Азербайджан решит все свои основные проблемы в 2007 году. Как сообщил агентству "Тренд" заведующий общественно-политическим отделом аппарата президента Азербайджана Али Гасанов, в следующем году также возможно продвижение в нагорно-карабахской проблеме. Гасанов не исключил, что к разрешению нагорно-карабахского конфликта могут быть привлечены и другие организации, если переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ (МГ) не окажутся плодотворными. Азербайджан намерен объединить ООН с ОБСЕ, а также поднять этот вопрос в СЕ, ЕС и НАТО, а также в ОИК (Организация "Исламская конференция". - прим. ИА REGNUM), мобилизовать усилия стран, на территориях которых существуют замороженные конфликты. Экономика и военный потенциал Азербайджана развиваются. "Если одно время Азербайджан при разрешении нагорно-карабахской проблемы надеялся на влияние международного сообщества, то теперь, если выполнение международно-правовых норм будет продолжаться так же, армия и экономика Азербайджана смогут восстановить территориальную целостность и суверенитет страны",- сказал он. Гасанов полагает, что нагорно-карабахский вопрос в 2007 году станет проблемой номер один для Азербайджана.

В связи с заявлением президента Роберта Кочаряна о спаде активности в переговорном процессе в период парламентских выборов специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби сказал журналистам: "Не хотел бы комментировать заявление президента, но ЕС и международное сообщество в целом надеются, что активность в переговорном процессе, отмеченная в последние несколько недель, не спадет". ("Айоц Ашхар").

Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил в Ереване, что недавнее заявление президента Армении о том, что до парламентских выборов в Армении процесс карабахского урегулирования будет носить более пассивный характер, "не означает прекращения переговоров". Как сообщает агентство "Медиамакс", Осканян подчеркнул, что "процесс будет продолжаться на уровне министров иностранных дел Армении и Азербайджана". Глава МИД не исключил, что периодичность и публичность этих встреч претерпит определенное сокращение, заметив при этом, что содержательные переговоры будут продолжены.

"После встречи президентов Армении и Азербайджана, состоявшейся 28 ноября в Минске, обеим сторонам необходимо проанализировать ситуацию", - сказал министр иностранных дел РА Вардан Осканян 19 декабря на пресс-конференции в клубе "Урбат". По его словам, переговоры по вопросу карабахского урегулирования возобновятся в конце января 2007 г., поскольку сопредседатели Минской группы ОБСЕ предложили министрам иностранных дел двух стран встретиться именно в это время. До этого стороны представят свою уточненную позицию по обсуждаемым вопросам. Министр иностранных дел Армении считает, что "в течение этого года был достигнут значительный прогресс" в переговорном процессе по карабахскому урегулированию. ("Арменпресс").

С просьбой прокомментировать заявление Роберта Кочаряна электронная газета KarabakhOpen обратилась к председателю парламентской комиссии по внешним сношениям Нагорного Карабаха Ваграму Атанесяну. По словам парламентария, заявление президента Армении было неожиданным. "Переговорный процесс не следует связывать с внутриполитическими событиями. Если мы будем обуславливать процесс урегулирования внутриполитическими приоритетами, больших успехов достигнем. Надеюсь, что слова президента Армении о том, что активного переговорного процесса не будет, не будут означать замораживание переговоров. Думаю, до мая 2007 года встреч президентов Армении и Азербайджана не предвидится. По крайней мере, президент Армении дал понять, что вплоть до мая он не будет готов встретиться со своим азербайджанским коллегой и обсудить те вопросы, которые были очерчены в Минске и по которым Ереван и Баку высказали положительные оценки", - сказал Атанесян. Выражая свое личное мнение, Атанесян отметил, что переговорный процесс вступил в настолько ответственный этап, что слова президента могут и не стать действительностью. По его мнению, в будущем году будут происходить встречи на уровне глав МИД и "необходимости в очередной раз начать переговорный процесс с нуля не будет". "Что касается ожидаемых в НКР (Нагорно-Карабахская Республика. - прим. ИА REGNUM) президентских выборов, то я не думаю, что они окажут существенное воздействие на переговорный процесс. Тем более, что Карабах не участвует в переговорах, и я не думаю, что после парламентских выборов в Армении стороны придут к согласию об участии НКР. Но в любом случае нам необходимо быть готовыми и к такому испытанию: если обсуждаемый ныне документ размером в 2,5 страницы станет достоянием политического поля НКР, это действительно станет испытанием для властей, политических сил и народа НКР. Вот это и является самым серьезным и ответственным моментом переговорного процесса - представление общественности деталей обговоренного документа, чего переговаривающиеся стороны, как правило, избегают. Ведь это чревато внутриполитическими противоречиями, политическими спекуляциями. Однако легитимные власти, облеченные доверием народа, должны быть готовы до конца вести переговоры со своим народом. То есть, прежде чем вступать в полемику с оппонирующей страной, властям необходимо обговорить с собственным народом пределы компромиссов", - сказал он.

Итак, если верить словам Роберта Кочаряна, политическим руководством Армении, по сути, уже принято решение о приостановлении мирных переговоров по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха до завершения парламентских выборов в этой стране, которые состоятся весной будущего года, пишет бакинская газета "Зеркало". Что же произошло? - задается вопросом газета. Ведь еще недавно армянские официальные лица в один голос заявляли, что нельзя увязывать переговорный процесс по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха с предстоящими выборами как в Армении, так и в Азербайджане. По их утверждению, переговоры необходимо было продолжать независимо от выборных процессов в двух странах, и в случае, если сторонам удастся выйти на взаимоприемлемый вариант урегулирования конфликта, то и подписать мирное соглашение. Однако вдруг после встречи двух президентов во время Минского саммита официальный Ереван попросил тайм-аут, чтобы "поразмыслить" над последними предложениями сопредседателей, а сейчас на самом высоком уровне заявляет о приостановлении "активной фазы" переговоров до завершения парламентских выборов в Армении. По сути это означает, что если не произойдет каких-либо кардинальных, почти форс-мажорных изменений, то возобновления "активной фазы" мирных переговоров придется ждать, по крайней мере, до завершения президентских выборов в Азербайджане в конце 2008 года. Газета предполагает, что Армения в очередной раз пошла на поводу у России, притом осознавая, что таким образом практически упускает последнюю возможность для вхождения в региональные транспортно-коммуникационные проекты. "Однако отказать Путину Кочарян не мог, помня опыт 1999 года, когда буквально через год после прихода к власти нынешнего президента Армении Россия спокойно могла отправить его в отставку досрочно (по всей видимости, "Зеркало" намекает на теракт в парламенте Армении в октябре 1999 года. - прим. ИА REGNUM)". И сегодня, считает газета, России ничего не стоит дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Армении. "Дело в том, что после отказа официального Баку участвовать в "крестовом походе" России против Грузии даже частичное, но незамедлительное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта потеряло для Кремля свою практическую значимость. В отместку Россия вкупе с Грузией решила "давить" и Азербайджан".

По мнению азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, карабахская проблема находится в большой зависимости от политической конъюнктуры в Азербайджане и Армении. "Я считаю, что заявление президента Армении Роберта Кочаряна о том, что нет никаких конкретных документов по урегулированию карабахского конфликта, вполне искренне", - сказал Ализаде. По словам политолога, и президент Азербайджана Ильхам Алиев был совершенно искренним, говоря о том, что остался нерешенным лишь один вопрос. "Да, действительно, все вопросы решены, и остался лишь один спорный момент: кому будет принадлежать Нагорный Карабах", - отметил Ализаде. Что касается того, что на протяжении всего года стороны делали обнадеживающие заявления, Ализаде заявил, что и президент Азербайджана, и глава армянского государства искусно играли свои роли и для своих народов, и для зарубежных стран. "Они вполне четко понимали, что интересы Запада и России в этом вопросе диаметрально противоположны. Кроме того, лидеры двух стран также прекрасно осознавали, что мнения общественности конфликтующих государств также разнополярны. И в этой ситуации главы двух государств, выступая с подобными обтекаемыми и обнадеживающими заявлениями, тем самым скрывали суть дела - стороны ни на шаг не приблизились к решению проблемы", - подчеркнул политолог. Отвечая на вопрос о наличии российского фактора в словах Кочаряна, Ализаде сказал, что "рука Москвы" всегда присутствовала в этом вопросе, причем она простерта как над Азербайджаном, так и над Арменией. "В то же время не следует упускать из виду и влияние США и Франции, которые также преследуют собственные цели", - заявил политолог. Он также исключил возможность того, что подобный шаг Армении явился чем-то вроде мести России за отказ Азербайджана вступить в "антигрузинскую коалицию". "Данный фактор не имеет особого значения, так как Россия сама понимает, что Азербайджан и Грузия находятся в одной сцепке", - заключил политолог. В свою очередь, политолог Расим Мусабеков заявил, что в заявлении Кочаряна чувствуется скрытое послание Западу. "Суть его сводится к следующему: любое соглашение по карабахскому урегулированию, которое может быть подписано с учетом истечения срока президентства Кочаряна, потребует своей легитимации, поддержки в новом парламенте", - сказал Мусабеков. По его словам, в общем, в скрытой форме это означает, что "если Запад хочет завершения "пражского процесса", то он должен закрыть глаза на то, что Кочарян сформирует новый парламент по своему усмотрению". Говоря о роли Москвы в этом вопросе, он не исключил, что Россия некоторым образом продемонстрировала свое неудовольствие Азербайджану. "Я считаю, что определенная готовность со стороны Армении к компромиссам, наблюдаемая на протяжении всего года, обеспечивалась и давлением со стороны Москвы. Но понятно, что Россия взамен хотела от Азербайджана слишком многого, и главным образом - присоединения официального Баку к энергетическому шантажу Москвой Грузии. По вполне понятным причинам Азербайджан отклонил это предложение. И, таким образом, Москва, помимо того, что грозится выдворить азербайджанцев со своих рынков, повысила цены на газ, решила преподать урок Азербайджану путем заявления Кочаряна", - сказал Мусабеков. Иначе говоря, Россия дала ясно понять, что без учета ее интересов надежда Азербайджана на мирный возврат "оккупированных" территорий является утопией. По словам заместителя председателя Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Фуада Мустафаева, "официальная Москва - как один из основных игроков в регионе, - независимо от формы, вообще не заинтересована в урегулировании карабахского конфликта". "Россию абсолютно не интересует, будет ли предоставлена Нагорному Карабаху независимость или он останется в составе Азербайджана. Основная цель Москвы - сохранение очага напряженности в регионе. В этом смысле я не считаю, что за заявлением Кочаряна стоит позиция Москвы", - сказал Мустафаев. Продолжая развивать свою мысль, Мустафаев отметил, что заявление армянского президента, возможно, является проявлением давления на Азербайджан со стороны сопредседателей МГ ОБСЕ от США и Франции. "Дело в том, что эти страны, в отличие от России, заинтересованы в урегулировании конфликта, правда, при этом они делают акцент на то, что именно Азербайджан должен пойти на уступки", - заключил зампред ПНФА. ("Зеркало").

Мы уверены, что Армения даст согласие на последние предложения Минской группы ОБСЕ. Об этом, пишет газета "Реальный Азербайджан", заявил 21 декабря в Нахичевани президент Азербайджана Ильхам Алиев. "Учитывая сегодняшнюю ситуацию в Армении, последние заявления армянского руководства очень интересны и смешны", - сказал президент Азербайджана и добавил, что иногда они носят провокационный и ложный характер. Карабах, как подчеркнул Алиев, не получит независимости. По его словам, между Азербайджаном и Арменией слишком большая разница в уровне развития, уровень развития экономики Азербайджана в 6 раз выше, чем в Армении, а в будущем превысит его в 10 раз. Алиев также сообщил, что размер государственного бюджета Азербайджана в 7 раз превышает армянский, а военный бюджет Азербайджана равен всему бюджету Армении. По словам Алиева, пока не поздно учесть армянские интересы "в наших предложениях". "Нагорный Карабах может получить автономию, но в будущем и этого может не произойти". Ильхам Алиев подчеркнул, что "незаконный" конституционный референдум в Нагорном Карабахе поставил Армению в плохое положение, так как весь мир осудил его проведение.

В 2007 году нужно продолжить переговоры между Баку и Ереваном по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Как сообщает АПА, об этом на пресс-конференции, посвященной итогам года, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Министр отметил, что Россия в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ считает важным наличие прямых связей на уровне глав государств в процессе урегулирования конфликта. "Существует мнение, что связи между Баку и Ереваном в 2007 году не прервутся. Основным вопросом является формирование ситуации по поводу этапов и сроков проведения переговоров между президентами".

Очередную встречу сопредседателей Минской группы ОБСЕ планируется провести в конце января-начале февраля 2007 года. Об этом АПА сообщил пресс-секретарь американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Майкл Стивенс. По его словам, на встрече будет обсуждаться процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Сопредседатели также определят дату очередного визита в регион. Стивенс отметил, что пока не известно, где именно состоится встреча сопредседателей.

В будущем году ОБСЕ реализует проект по укреплению диалога между Азербайджаном и Арменией. Об этом АПА сообщили в главном офисе ОБСЕ в Вене. Проект предусматривает налаживание интенсивного диалога между различными слоями общества по вопросу конфликта вокруг Нагорного Карабаха. ОБСЕ начнет реализацию этого проекта во втором полугодии будущего года.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта не выполняют своих обязанностей. Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, заявил в Ереване президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. По его словам, сегодняшний переговорный процесс по карабахскому урегулированию немного странен, так как нет процесса в рамках Минской группы ОБСЕ. "Будапештский саммит ОБСЕ 1994 года напрямую поручил сопредседателям организовать переговоры со всеми сторонами конфликта, что сегодня не делается. Фактически, сопредседатели Минской группы ОБСЕ не выполняют свои обязательства, так как им поручено начать активный переговорный процесс в формате Минской группы, где представлены Нагорный Карабах, Армения и Азербайджан. Если бы все зависело от сопредседателей, то эта проблема, возможно, была бы уже урегулирована", - сказал президент НК. "Кроме майских выборов в парламент Армении, в июле-августе пройдут президентские выборы в Нагорном Карабахе, потом выборы президента в Армении, Азербайджане, США, России. Я считаю, что переговорный процесс необходим, контакты между руководителями Армении и Азербайджана важны и их необходимо продолжить. Однако хочу повторить формулу, о которой говорил не раз: без участия Нагорного Карабаха этот вопрос решить невозможно. Какие бы переговоры не велись между Арменией и Азербайджаном, участие Нагорного Карабаха необходимо. Другого пути нет", - подчеркнул Аркадий Гукасян

Евросоюз установит прямые контакты с Карабахом?

Стороны переговорного процесса по карабахскому урегулированию в течение 2006 г. приблизились к решению этой проблемы на базе основополагающих принципов. Об этом в эксклюзивном интервью "Арменпресс" сказал действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт. "Последние основополагающие принципы, обсуждаемые двумя сторонами, являются разумной и хорошей основой для дальнейшего прогресса. Я верю в возможность достижения согласия в будущем году", - отметил он. По мнению де Гухта, в уходящем году наметились положительные сдвиги в деле урегулирования "замороженных" конфликтов, в частности, перспективы урегулирования карабахской проблемы заметно лучше, чем год назад. Переговоры 2006 г., в частности между президентами Армении и Азербайджана 28 ноября в Минске, сблизили позиции сторон по основополагающим принципам урегулирования. Действующий председатель ОБСЕ выразил надежду, что в 2007 г. президенты двух стран удвоят свои усилия, чтобы по возможности ускорить процесс сближения позиций.

Министр иностранных дел Испании, которая с января будет председательствовать в ОБСЕ, Мигель Анхель Моратинос заявил в Москве, что в вопросе урегулирования конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии будет исходить из существующих результатов и инициатив. "Мы будем работать на основе тех результатов, которые уже существуют в данной сфере", - сказал Моратинос. PanARMENIAN.Net отмечает, что на прошлой неделе с главой МИД Испании встретились сопредседатели Минской группы ОБСЕ и ознакомили его с подробностями переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Вечером 17 декабря президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял в постоянном представительстве НК в Армении специального представителя Евросоюза на Южном Кавказе Питера Семнеби. "Мы провели очень основательный разговор по многим вопросам, - сказал Семнеби журналистам по окончании встречи, - в том числе о референдуме по Конституции, который проводился несколько дней назад в НК. Вы знаете, что ЕС, высказывая свою позицию, выразил сожаление, что этот референдум имел место, в связи с тем, что он может в определенной степени предрешить переговорный процесс по урегулированию конфликта. Тем не менее мы хотим укреплять наши прямые контакты с НК. Я думаю, что более активный подход ЕС поможет урегулированию конфликта. И мы обсуждали такие возможности. Для нас очень важно слушать и иметь контакты со всеми сторонами конфликта. Нагорный Карабах, население НК - это ключевой фактор. И я сожалею, что до сих пор у нас нет таких контактов в достаточной степени". Он затруднился ответить на вопрос, какого рода контакты с Нагорным Карабахом намерен установить ЕС. "В общем плане нам нужны контакты с НК. Такие контакты мы хотим развивать и с другими конфликтными регионами на Южном Кавказе. Без содействия международного сообщества, без контактов между конфликтными регионами и международным сообществом, в том числе с ЕС, без контактов с гражданским обществом в этих регионах, я думаю, намного труднее будет решить конфликты. Именно поэтому я считаю важным такие контакты". Семнеби назвал право наций на самоопределение одним из основополагающих принципов международного права. "Это один из принципов, которые должны быть основополагающими для решения нагорно-карабахского и других подобных конфликтов. Но я подчеркиваю, что это не единственный принцип Хельсинкского Заключительного акта 1975 г.", - сказал он. (KarabakhOpen).

В ходе состоявшейся 17 декабря в Ереване встречи президента НК Аркадия Гукасяна со спецпредставителем Евросоюза на Южном Кавказе Питером Семнеби последний заявил, что ЕС намерен установить прямые контакты с Карабахом. Было также отмечено, что в январе Семнеби посетит Степанакерт, где обсудит конкретные программы. Что может дать Карабаху сотрудничество с Евросоюзом и можно ли констатировать, что отношение Европы к Карабаху изменилось? С этими вопросами KarabakhOpen обратился к председателю парламентской комиссии по внешним сношениям НК Ваграму Атанесяну. "По одному высказыванию представителя Евросоюза очень сложно судить о том, будут ли между Евросоюзом и Нагорным Карабахом установлены контакты и в какой области они будут. Тем не менее, то, что Евросоюз, который заинтересован в углублении связей с признанными странами Южного Кавказа, обращает также внимание на непризнанные государства или, как они сами говорят, "конфликтные зоны", можно только приветствовать. Но, думаю, нам не следует обуславливать свою политику отношением Евросоюза и других европейских структур к нам. Более того, не считаю, что следует сильно воодушевляться, когда Европа вносит позитивные или негативные акценты в свои оценки взаимоотношений с Карабахом. По моему мнению, политика, которую ведет Евросоюз, может быть обусловлена углублением геополитической конкуренции на Южном Кавказе. И здесь необходимо просчитать все возможные - позитивные и негативные - последствия для нашей страны, для людей, национальной безопасности и приоритетных целей, которые были провозглашены в Конституции на референдуме 10 декабря. Могу только предполагать, что Евросоюз будет устанавливать связи не с государственными структурами НКР, а с общественными организациями. Судя по всему, Европа будет работать в направлении упразднения атмосферы враждебности и нетерпимости, которая, по досужему мнению, существует между конфликтующими сторонами. Откровенно говоря, более содержательного и политического сотрудничества я не ожидаю".

Визит Питера Семнеби в Армению грозит обернуться для евросоюзовcкой дипломатии нешуточным скандалом. Как сообщают ереванские СМИ, в ходе своего визита Питер Семнеби встретился не только с официальными лицами Армении, но и с "президентом Нагорного Карабаха" Аркадием Гукасяном, пишет бакинская газета "Эхо". "И по следам этой встречи было сделано предостаточно заявлений, которые трудно назвать иначе как скандальными и возмутительными". Сначала после встречи с Гукасяном спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу попытался по возможности дезавуировать заявление ЕС о непризнании конституционного референдума в Карабахе: мол, это заявление не надо воспринимать как негативное отношение к демократическим процессам в Карабахе, здесь, по оценкам международного сообщества, есть высокий уровень демократии, однако референдум содержит и другие принципиальные моменты, предрешающие вопросы, которые должны быть решены в ходе переговоров. "В частности, это касается статуса Нагорного Карабаха", - подчеркнул он. Затем, пишет газета, слово взял Гукасян, который, в частности, предупредил Семнеби, что летом 2007 года в Нагорном Карабахе состоятся президентские выборы, и задал собеседнику вопрос: "Теперь нам проводить выборы или они удостоятся той же реакции?" По словам Гукасяна, Семнеби ответил ему, что проведение выборов очень важно и необходимо. Гукасян передал "личное мнение Семнеби", что президентские выборы "не должны получить такую же (негативную. - прим. ИА REGNUM) оценку". То есть, считает газета, Питер Семнеби в Ереване начал высказывать свое личное мнение, которое не совпадало с официальной позицией страны или международной организации, которую он представляет. Более того, как минимум двусмысленно выглядит его обещание посетить Карабах. "В лучшем случае то, что произошло в Ереване - это очередное проявление неготовности ЕС к реальной дипломатии в конфликтных регионах, пусть и не с такими трагическими последствиями, как в югославской Сребренице. В худшем - продолжение той же политики, на основании которой Евросоюз с весьма зыбкими основаниями "заморозил" переговоры с Турцией, что, скажем так, авторитета евроинститутам не прибавило". "В ЕС готовы, конечно, сотрудничать с Азербайджаном в области поставок энергоносителей, но вот беседовать с "заправщиком" о чем-либо, кроме цен на бензин, а уж тем более интересоваться его мнением по политическим вопросам в Европе, судя по всему, не принято", - заключает бакинское издание.

Послесловие к референдуму

Армения понимает реакцию международных организаций на референдум по Конституции НК, но не согласна с тем, что он помешает переговорному процессу. Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, заявил глава МИД РА Вардан Осканян. Министр считает, что международные организации должны были воздержаться от именно такого толкования референдума. "Мы, конечно, удивлены их позицией, но это их дело. Правда, кажется, сейчас многие международные организации хотят пересмотреть свои заявления по поводу референдума по Конституции НКР", - подчеркнул Осканян. Он также отметил, что "сильное юридическое основание существования НКР поможет переговорному процессу". "Так мы легче придем к соглашению. Должен добавить, что нынешние заявления по Нагорному Карабаху отличаются от предыдущих своей более мягкой трактовкой", - сказал глава МИД РА.

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, комментируя результаты встречи со спецпредставителем Евросоюза на Южном Кавказе Питером Семнеби, сказал: "Прежде всего, хочу сказать, что я доволен встречей. Одной из основных тем, обсужденных с представителем ЕС, были референдум по Конституции и непонятная реакция ЕС на него. Что значит принять или не принять результаты референдума? Полагаю, нужно говорить о сути Конституции, хороша она или нет, соответствует ли европейским критериям? Более того, было бы логично сравнить этот документ с Конституцией Азербайджана. Это было бы полезно и для самого Азербайджана. В конце концов, мы хотим, чтобы Азербайджан стал демократической страной, т.к. с такой страной легче найти общий язык. К сожалению, Азербайджан является тоталитарной страной, в которой власть передается от отца к сыну. В этом аспекте, полагаю, реакция ЕС была нелогичной, и я сказал об этом господину Семнеби. Международное сообщество должно содействовать процессу демократизации Карабаха, более того, принятие Конституции не только не мешает, но и способствует переговорному процессу, потому что очень важно, чтобы международное сообщество знало, что думает и как относится народ Карабаха к тому или иному вопросу. Негативная реакция международного сообщества, по моему глубокому убеждению, угрожает переговорному процессу, т.к. сеет сомнения в НКР. И естественно, что в этих условиях народ Карабаха имеет право сомневаться в правомочности такого рода заявлений".

"Некоторым кажется, что в Карабахе был проведен референдум о независимости, в то время как рассматривался вопрос принятия Основного закона страны", - заметил министр обороны Армении Серж Саркисян на состоявшейся 15 декабря пресс-конференции. По его словам, создается впечатление, что руководство ряда международных структур что-то путает, поскольку их реакция на референдум по Конституции Нагорного Карабаха "по меньшей мере странная". "А если кому-то невыгодно, чтобы у Нагорного Карабаха была Конституция, то это уже совсем другой вопрос", - заявил он. Что касается оценки международных наблюдателей, то, по словам министра обороны, их реакция на проведение референдума по Конституции НК была отличной. По словам Саркисяна, для него наиболее приемлема реакция руководства НАТО, которая сводится к следующему: "Проблема Нагорного Карабаха находится в ведении МГ ОБСЕ, и НАТО не вмешивается в этот вопрос". ("Ноян Тапан").

В связи с высказываниями генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса относительно референдума по принятию Конституции Нагорного Карабаха фракция "Демократия" Национального Собрания НК выступила с заявлением, в котором, в частности, сказано: "Не желая вступать в полемику с генеральным секретарем СЕ, тем не менее вынуждены заметить, что референдум по Конституции не является инициативой по решению нагорно-карабахской проблемы и не предопределил исход переговорного процесса по карабахскому урегулированию, а обобщил 15-летний опыт нашей независимой государственности и наметил новые, более либеральные и демократические цели, которые, уверены, полностью отвечают стремлениям международного сообщества. В своем заявлении генеральный секретарь СЕ отмечает, что любой шаг, основанный на правах человека, справедлив, однако, к удивлению, такую возможность для Нагорного Карабаха видит лишь в будущем, в то время как 150 000 граждан фактически существующей, прошедшей сквозь испытания войны и вставшей на путь демократического развития республики не могут оставить на неопределенное будущее решение вопросов защиты своих прав и свобод, либерализации системы государственного управления, создания рычагов гражданского контроля, так как жизнь настоятельно требует идти в ногу с современным миром. К сожалению, господин Дэвис, кажется, желает толкнуть народ НКР к тоталитаризму или хаосу беспредела, что не только не вписывается в систему ценностей СЕ, но и может нарушить стабильность в регионе. Мы хотим верить, что господин Дэвис не взял на себя столь неблагодарную миссию на высоком посту генерального секретаря СЕ. Что касается высказывания генерального секретаря СЕ о том, что ответственность за решение нагорно-карабахского конфликта возложена на политические власти Армении и Азербайджана, то считаем необходимым заметить, что ранее он лично призывал Азербайджан установить контакты с карабахской стороной, что так и не удостоилось внимания со стороны официального Баку. Не желаем утверждать, что чиновник номер 1 столь авторитетной структуры из политической конъюнктуры корректирует свои же подходы, но, к несчастью, игнорирование роли народа НКР и его избранных представителей ничего, кроме сожаления, не вызывает". ("Де-Факто").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.