От предстоящего визита в Киев президента России Владимира Путина не стоит ждать прорыва в украинско-российских отношениях. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал украинский политолог, директор Центра прикладных политических исследований "Пента", эксперт организации "Украинский форум" Владимир Фесенко. По его мнению, к прогрессу в отношениях сейчас не готовы ни российская, ни - особенно - украинская сторона.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете перспективы визита президента России Владимира путина на Украину 22 декабря? Каких результатов можно ожидать?

Визит Владимира Путина на Украину состоится на фоне резкого обострения отношений внутри украинской власти, между президентом Украины с одной стороны и правительством и антикризисной коалицией с другой. Речь идет и о "бюджетной войне" и о "шоу Тарасюка". Особенно проблемно отсутствие легитимного министра иностранных дел. Объективно ослабляются позиции Украины и в процессе подготовки визита и на переговорах с российской стороной. А вот у российской стороны напротив появляются хорошие возможности сыграть на противоречиях между президентом и правительством. В переговорах между Путиным и Ющенко общение может строиться по принципу "каждый говорит про свое, не особенно прислушиваясь к мнению партнера по переговорам". И украинскому и российскому президентам гораздо важнее заявить про собственную принципиальную позицию (по Голодомору, по НАТО, по ЧФ флоту, по газу и т.д.), чем договориться по проблемным вопросам.

Договариваться будут в переговорах с премьером. Но с ним можно договариваться только на уровне межправительственных и экономических отношений. Не стоит забывать, что право заключения международных договоров - это прерогатива президента Украины. Поэтому не стоит ждать прорыва в украино-российских отношениях от предстоящего визита в Киев президента РФ. К этому сейчас не готовы ни российская, ни, особенно, украинская сторона.

ИА REGNUM: Как может в дальнейшей перспективе выглядеть политика соседства Украины в России в контексте проблемных вопросов региона?

Совсем недавно появился стратегический документ ЕС об усилении политики соседства по отношению к странам, граничащим с Евросоюзом. Как это ни парадоксально, но и России необходима своя политика соседства как системная, долгосрочная, последовательная политическая линия, а не ситуативные действия, зачастую в форме раздражительной конфликтной реакции на те или иные действия соседей по постсоветскому пространству. Целый набор таких "раздражителей" присутствует в треугольнике отношений Россия-Молдова-Украина. Вот короткий перечень этих проблем - Приднестровье (в частности режим экономической блокады Приднестровья), ГУАМ, Содружество демократического выбора. Жесткий пограничный и таможенный режим на границе с Приднестровьем появился не по инициативе украинской стороны, а как ответ на позицию ЕС. Однако в последнее время проявляется тенденция в ослаблении, смягчении этого режима, как с молдавской, так и с украинской стороны. В частности к этому склоняется и украинское правительство. Эту тенденцию можно продолжить, если только не будут спровоцированы новые конфликтные ситуации в отношениях между Молдовой и Приднестровьем (между Молдовой и Россией). С украинской стороны на данную ситуацию может влиять (прежде всего в политическом и правовом измерении) положение дел вокруг министерства иностранных дел.

В отношении молдавско-приднестровской проблемы и Украине и России желательно исходить из их статуса посредников и гарантов разрешения этого локального конфликта. Экономически Украина не заинтересована в блокаде Приднестровья, а политически наша страна заинтересована в снятии напряжения и стабилизации ситуации в этом регионе.

ИА REGNUM: Ожидаете ли вы дискуссии вокруг проблемы статуса Черноморского флота в Крыму во время визита Путина?

Любая крымская проблема, кроме вопроса о статусе и условиях пребывания в этом регионе Черноморского флота России, является внутриполитической проблемой Украины. С этой точки зрения предложение Россией своих услуг для разрешения крымских конфликтов выглядит не совсем корректным и дипломатичным. Это все равно, что Украине предлагать свои услуги для разрешения конфликта в Чечне. Лучше всего не провоцировать и не усугублять крымские проблемы и конфликты (как реальные, так и потенциальные), в том числе извне. В конечном итоге это не только в украинских, но и в российских интересах.