Сапармурат Ниязов, безусловно, был диктатором, который сделал свой режим почти теократическим. Культ личности Туркменбаши далеко превзошел то, что имело место в других государствах Центральной Азии. Это была классика жанра, доведенная, как ей и положено, до полного абсурда. Об этом 22 декабря корреспонденту ИА REGNUM заявил профессор, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов.

"Сияющая золотом 12-метровая статуя, голова которой поворачивается вслед за солнцем, переименованный в Туркменбаши город Красноводск, месяц январь, переименованный в "турменбаши", месяц апрель, переименованный в честь "бабушки всех туркмен" и т.д. Все это очень напоминает приемы организации культа, применявшиеся самыми дурными римскими императорами, восхвалявшими свое правление как наступление "счастливейшего золотого века". Теневой стороной этого "золотого века" был полный произвол властей - самодурство чиновников, тотальная слежка, доносы, репрессии против оппозиции, - отметил Чернышов. - Несмотря на явную одиозность этого диктатора, несмотря на его отказ от постоянного членства в СНГ, нынешняя российская власть всячески оберегала его от критики. Постоянно упрекая, например, страны Прибалтики за нарушение прав русскоязычного населения, наши официозные СМИ почти полностью замалчивали то, что происходило с русскими в Туркмении. А там имела место гораздо более откровенная политика "выдавливания". За время правления Ниязова страну были вынуждены покинуть более двух третей из проживавших там русских. Двойное гражданство было запрещено. В каждой государственной организации там проводят теперь аттестации сотрудников на знание нетленного произведения президента "Рухнама". Преподавание в вузах ведется почти исключительно на туркменском, русско-туркменские школы преобразованы в туркменские, распространение российских газет на территории страны запрещено, российское телевидение не транслируется".

"Тем не менее, - говорит Юрий Чернышов, - все это было прощено Ниязову в обмен на очень выгодную политику по добыче и транспортировке туркменского газа. Кроме того, в образе Туркменбаши, видимо, кое-кому виделось нечто "социально близкое". Туркменбаши казался намного понятнее и роднее, чем пришедшие к власти с помощью "избирательных революций" Саакашвили и Ющенко. Именно он, наряду с еще одним "феноменом" - Александром Лукашенко - являл миру наглядный пример того, как постсоветский президент может бессменно находиться у власти".

Директор Алтайской школы политических исследований считает, что уход Ниязова - это еще один сигнал о том, что нам пора уже расставаться с представлениями о едином "постсоветском пространстве". "Уходят последние вожди советской эпохи, - говорит он. - Одни - теряя власть в результате "цветных революций", другие - так, как превративший сам себя в мессию и тоже отрекшийся уже от советского прошлого Ниязов. Им на смену приходят новые политики - более прагматичные, более современные, менее идеологизированные и менее связанные с Россией какими-то "постсоветскими" обязательствами. Это объективный процесс, и не стоит по этому поводу периодически "закатывать скандалы". У России и Туркменистана есть много объективных предпосылок для развития интеграции. Это и общие интересы, и общие угрозы. Однако необходимо более умно и гибко выстраивать внешнюю политику - с учетом интересов соседей, с адекватной оценкой тех тенденций, которые развиваются сейчас в странах "ближнего зарубежья".

Как уже сообщало ИА REGNUM, утром 21 декабря, в Ашхабаде было объявлено о кончине от сердечного приступа 66-летнего Ниязова, который руководил Туркменией 21 год. В стране объявлен семидневный траур. Похороны Ниязова назначены на 24 декабря в его родовом селении Кипчак.