"Красноярский край: "Вместе и лучше, и теплее".

(Парламентская газета 19.12.02)

Геннадий Дружинин, депутат Госдумы от Эвенкийского автономного округа: Пытаясь решить проблемы сегодняшней жизни, мы вновь и вновь возвращаемся к нынешней российской Конституции. Известно, что она принималась в условиях острейшего политического кризиса. Тем не менее в целом Конституция стала позитивным документом, по-настоящему Основным Законом страны, отвечающим требованиям времени. Хотя ряд конституционных положений - и это ни для кого не секрет - отражают политическую конъюнктуру осени 1993 года.

В первую очередь это относится к федеративному устройству страны. И тогда - девять лет назад - многим было понятно, что делается серьезная государственная ошибка. По прошествии времени это стало не только очевидным, но и требующим безотлагательного решения. Недаром первые шаги Владимира Путина как Президента были предприняты именно в направлении административно-территориальной реформы. В частности, образованы федеральные округа. Полпреды президента в округах сделали многое: местное законодательство приведено в соответствие с федеральным, ликвидированы необоснованные привилегии, позволявшие некоторым субъектам Федерации отчислять в федеральную казну меньше налогов, чем соседние территории.

Сделаны шаги и в законодательном плане: почти год назад по инициативе Президента принят чрезвычайно важный документ - Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Но основной вопрос - об административно-территориальном устройстве - пока не решен.

В нашем Красноярском крае сегодня сложилась уникальная ситуация, когда появилось множество предпосылок сделать в этом направлении своеобразный прорыв. Исторически бывшая Енисейская губерния существовала в границах нынешних четырех субъектов Федерации. Это не было случайностью - несмотря на разные климатические условия, даже в те времена это был хозяйственный регион, связанный воедино великой российской рекой. В советский период наш край тоже был единым в экономическом и культурном отношениях.

В 30-е годы на Севере создаются национальные округа. Совершенно очевидно, что главным в реализации этой идеи было создание национальной государственности, развитие культуры и языка, преодоление вековой отсталости коренных народов. Но со временем национальная составляющая, особенно на Таймыре, отошла на задний план. Экономическое освоение территорий, строительство Норильского комбината по существу превратили округа в обычные административно-территориальные единицы края, хоть и со специфическим статусом.

Однако когда наступило время распада Советского Союза, эпоха государственной безответственности, сформулированной в известном тезисе "берите суверенитета, сколько хотите", чиновничьи группы, контролирующие власть на территориях, подняли, как знамя, особый статус своих округов. Они стали равноправными с краем субъектами Федерации. Потом власть в округах закономерно перешла к крупнейшим финансово-промышленным группам. Об аборигенах же, коренных народах Севера, ради которых, собственно, и создавались округа, по большей части стали вспоминать, лишь чтобы подчеркнуть особый статус отдельного субъекта Федерации, да и то разве что в ходе избирательных кампаний.

Между тем всем, в том числе и представителям финансово-промышленных групп, хозяйствующим в крае, очевидна абсурдность такого устройства. Край построен, как уродливая матрешка, - на его территории два равных с ним по статусу субъекта Федерации, а на Таймыре есть еще и норильский промышленный район, находящийся под юрисдикцией края, а не округа.

Первые серьезные политические декларации о создании единого субъекта Федерации были провозглашены год назад, в том числе и тогдашним таймырским губернатором Александром Хлопониным. После поездки в Красноярск Президента РФ появилась инициатива по проведению референдума об объединения края и автономных округов. Сейчас, после того как Александр Хлопонин избран губернатором края, сформирована фактически единая позиция в понимании проблемы со стороны краевых, таймырских и норильских властей, а также, что немаловажно, со стороны ГМК "Норильский никель". Все видят и экономическую, и политическую целесообразность объединения. Есть поддержка и со стороны федерального Центра.

Конечно, Александру Хлопонину досталось в наследство много проблем, есть первоочередные - бюджет, долги, многочисленные предприятия-банкроты и так далее. Но, мне кажется, одна из основных его задач - объединение красноярских земель. И, кажется, он к этому стремится. Свидетельством этого стало его заявление о необходимости возобновить работу совета трех губернаторов. Думаю, что одновременно согласованную работу надо вести не только с окружными властями, но и с "ЮКОСом", которому, по сути, и принадлежит власть в Эвенкийском округе. Тем более, еще в марте его глава Михаил Ходорковский говорил, что он сторонник объединения бюджетов Эвенкии и Красноярского края. А ведь это самый главный шаг на пути создания единого субъекта.

В мае Законодательное собрание Красноярского края признало целесообразным создать консультационный совет по образованию нового субъекта Федерации и направило для работы в нем группу своих депутатов. Но органы законодательной и исполнительной власти округов своих представителей еще не определили. Считаю, что принять участие в работе консультационного совета должны также депутаты Госдумы от округов, члены Совета Федерации, представители общественности, и, вероятно, финансово-промышленных групп.

Необходимо сделать первые шаги и в правовой сфере. В округах и в крае в целом следует принять такие законы, как о защите традиционного природопользования коренных народов Севера; о механизмах создания "культурно-национальной автономии" для этих народов (кстати, проекты таких актов есть); о поэтапном объединении бюджетов; о реформе управленческого аппарата, о единой финансовой политике; о кооперации в вопросах северного завоза.

Нужно создать постоянно действующую парламентскую ассамблею, а при совете губернаторов сформировать рабочие группы из специалистов органов управления. В крае есть так называемое губернское телевидение, которое может охватывать территорию Севера, а значит, нужна единая информационная программа. От слов пора переходить к делу. В избирательном списке "Северной партии" на выборах в Законодательное собрание края были руководители Таймырского и Эвенкийского округов, а лозунгом стали замечательные слова -"Вместе лучше". Вместе на самом деле лучше, Можно, конечно, быть озябшим и разутым, начиная при этом заседание Суглана с исполнения собственного гимна. Но лучше не иметь пресловутого суверенитета, а быть сытыми и богатыми. Только вместе мы такими и будем.

"Хлопонин стал "нашим".

(Время_МН 19.12.02. А.Уриханян)

Красноярские депутаты поддержали своего губернатора.

На фоне баталий вокруг доходов и расходов федеральной казны споры, связанные с бюджетом Красноярского края, кажутся куда менее громкими. И все же утверждение его депутатами местного законодательного собрания - пусть даже в первом чтении - во многом копирует проблемы и находки "большого" бюджета. Те же жесткие цифры реформы ЖКХ, тот же "богатый" север и "бедный" юг, те же долги, по которым пора платить, те же социальные программы, которые необходимо урезать.

Репутацию "модели России" Красноярский край заработал не сегодня, если иметь в виду размеры, разнообразие секторов экономики и потенциал этого региона. Но только с приходом к власти Александра Хлопонина стали говорить о том, что на основе новых отношений между краевой властью и местным бизнесом, а также между краевым руководством и Москвой появилась возможность выработать систему отношений, которая и для других регионов может быть моделью эффективного взаимодействия. Естественно, все это возможно лишь при условии, если новый губернатор добьется в Красноярском крае ощутимых результатов.

У него для этого есть как минимум собственный потенциал, - Хлопонин не впервые начинает работать в критической ситуации. "Вывод из кризиса" - его давняя специализация. И что Красноярский край "на грани", он, естественно, знал, еще только замахиваясь на губернаторство. Так что выяснив истинное положение вещей (сумму краевого долга, превышающую 13 млрд рублей), вынужден был лишь скорректировать стратегию, заменив "выход из плохого положения" на "выход из очень плохого положения". А как максимум у нового красноярского губернатора есть законное право на осуществление программы - он легитимно избранный руководитель и может не только предлагать варианты выхода из кризиса, но и действовать с помощью реальных рычагов власти.

Получив право на руководство регионом, Хлопонин уже больше двух месяцев шаг за шагом превращает слова в реальность. Делом чести стала выплата долгов по зарплате, хотя в разоренном крае сделать это было, мягко выражаясь, непросто. Тем не менее в первых числах декабря краевое правительство отрапортовало о последних выплатах 851-миллионного долга, пообещав, что впредь будет постоянно отслеживать все случаи злоупотребления чиновников и поддерживать механизм перевода денег "в рабочем состоянии".

То, что федеральное руководство все чаще вступает в диалог со всеми ветвями власти, можно считать скорее не модным веянием, а единственно возможной стратегией. Тем более, что речь идет о жестких и в определенной степени непопулярных шагах. На первом заседании координационного совета с участием глав городов и районов края, который планируется сделать традиционным, Хлопонину пришлось говорить об одном из главных вопросов - реформе ЖКХ, пообещав, что администрация края приложит все усилия, чтобы смягчить нагрузку в виде коммунальных платежей на людей и со средним достатком. Учитывая, что о малоимущих должна позаботиться строка в бюджете, которая предполагает 4 млрд субсидий, это один из тех редких случаев, когда власть намерена поддержать и средний класс. Зная, насколько красноярский губернатор дорожит своим словом, можно предположить, что средний класс не перейдет в разряд малоимущего. А такая печальная перспектива, между прочим, является проблемой всей российской социальной политики. Важно, что Хлопонину все же удалось не только найти общий язык и понимание с целым рядом депутатских объединений, но и убедить все законодательное собрание принять тот самый "жесткий, но реальный" бюджет, от которого зависит успешная реализация экономических реформ Красноярского края. Естественно, что Хлопонин в преддверии заседания сделал все возможное, чтобы убедить депутатов, встретившись со всеми объединениями законодательного собрания и еще раз напомнив, что новые задолженности автоматически приведут к финансовому банкротству территории в целом.

Очевидно, что когда был преодолен первый барьер в виде закона "Об основных принципах социальной защиты населения края в связи с реформированием ЖКХ", напряжение в зале заседаний несколько спало - депутаты, несмотря на все существующие противоречия, скорее согласны работать с Хлопониным, чем стать вместе со всеми жителями края банкротами. И в определенной степени принятие хлопонинского бюджета можно рассматривать не только на экономическом, но и на политическом уровне в виде конструктивного сотрудничества законодательной и исполнительной власти. К тому же в крае не осталось руководителей высшего звена с приставкой и.о., депутаты с легкостью согласились со всеми предложенными кандидатурами в команду Хлопонина, среди которых накануне заседания появились новые лица.

Появление в команде "таймырского" Анатолия Новака и бывшего руководителя управления экономики администрации Красноярска Эдхама Акбулатова свидетельствует о том, что трудные времена способствуют консолидации элит. И то, что вопрос о лишении депутатских полномочий Анатолия Быкова был отложен, тоже является весьма симптоматичным явлением - сейчас просто не до этого. Теперь дело за администрацией - краевым чиновникам поставлена задача на 100 процентов профинансировать все проекты, заложенные в бюджет, выполнив при этом все социальные гарантии для населения с учетом того, что почти три четверти расходов приходятся как раз на социальную сферу.

Можно только предположить, с каким интересом будут восприниматься действия молодого красноярского губернатора. Ведь в отличие от целого ряда регионов, которые возглавляют одиозные политики, здесь исполнительную власть возглавил профессионал, способный строить реальные деловые отношения, которые принесут пользу не только краю, но и могут служить примером для других субъектов Федерации.

Что же касается демократических институтов, то их-то как раз должен радовать тот факт, что Хлопонин получил свои полномочия именно на выборах. И это как раз тогда, когда все чаще озвучивается идея назначения губернаторов, которые еще успеют исправить все то, что "ломают" иные действующие руководители исполнительной власти. И если "легитимному" Хлопонину удастся реформировать огромный край, он в определенной степени поможет вернуть выборам популярность. Только тогда население других регионов поймет, что на смену харизматическим фигурам могут прийти не только случайные люди, но и профессионалы.

"Владимир Горлов: "Втемную голосовать не буду".

("Красноярский рабочий", 19.12.02, Эрих Пырх)

В крае есть резервы для экономического рывка, и это отнюдь не карманы избирателей.

Депутат Законодательного собрания края Владимир Горлов был одним из немногих, кто проголосовал против закона о социальной защите населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства. Высказался он и против принятия в первом чтении законопроекта о краевом бюджете на 2003 год. Но не спешите обвинять его в огульном охаивании благих инициатив краевой администрации. Горлов не понаслышке знаком с хозяйственными проблемами - в свое время он был первым секретарем Канского горкома партии, четыре года отработал на "коммуналке". Чем обусловлена его нынешняя жесткая позиция? Пусть об этом в преддверии второго чтения бюджета расскажет сам депутат.

- Владимир Васильевич, "коммунальный" законопроект был серьезно переработан, депутаты предусмотрели дополнительные льготы для некоторых категорий жильцов. Что же вас не устроило?

- Все говорят о реформировании отрасли, но никто толком не отвечает на вопрос, что под этим подразумевается. Любая реформа предполагает прежде всего улучшение чего-либо. Думаю, квартиросъемщики вряд ли верят в то, что в ближайшее время качество жилищно-коммунальных услуг значительно улучшится. Скажем честно - здесь мы имеем дело с банальным повышением тарифов. Поэтому я принципиально против такого подхода. Что же касается мер по соцзащите, то все это филькина грамота. У одних взяли, другим дали - какая же это социальная защита? Это, извините меня, топор под лавкой...

Самое главное, нам не дают ясных и четких расчетов. В самом деле, почему я обязан платить за услуги ЖКХ больше, чем сейчас? Мы с вами и так выкладываем из своего кармана деньги за то, что парит теплотрасса, за то, что по нормативам каждый день за окном сорокаградусный мороз, за то, что велик диаметр водопроводной трубы, и ежедневно мы якобы потребляем по 300 литров холодной воды на человека. Между тем практика показывает - если вы у себя в квартире поставите счетчики, то за воду будете платить в 4-5 раз меньше.

- То, что нормативы потребления завышены, широко известно. Было время, городские власти в Красноярске твердили - надо, мол, в каждую квартиру поставить счетчик, и все будет замечательно. Пока дальше разговоров дело не пошло. Более того, некоторым людям, купившим счетчики, не позволяют по ним платить. Боятся, видимо, что денег с нас меньше соберут?

- Да конечно! Счетчики для коммунальников попросту невыгодны. Нормативы они устанавливают по своему усмотрению. У нас вообще подобного рода расчеты - тайна за семью печатями. До сих пор, например, никто мне так и не ответил на простой вопрос, какова себестоимость и стоимость одной гигакалории тепла. Что, это секретные данные? В постановлении, приложенном к законопроекту о бюджете, даже не проставлены тарифы на тепло- и электроэнергию. Так за что я должен голосовать?

- Хотя бы за поддержание на плаву такой важнейшей отрасли, как жилкоммунхоз.

- В том-то и дело, что деньги есть, только ищут их не там, где нужно, а в карманах жителей края. Я спрашивал у замгубернатора Анатолия Матюшенко: "Скажите, как расходуются 46 копеек, которые мы сейчас платим за киловатт-час?" Молчит. А потом говорит, дескать, так живет весь мир, и нам надо привыкать к суровым реалиям. Это он о так называемом вторичном рынке жилья. У многих сейчас одна только квартира и осталась, так и этого богатства хотят лишить "цивилизованным" способом. Схема проста: не можешь платить за жилье по повышенным тарифам - выметайся в какую-нибудь хибару или в общежитие, ну а большие квартиры скупят толстосумы. Анатолий Иванович лукавит - мир живет немного не так. Если бы наши люди получали в месяц минимум тысячу долларов, как в развитых западных странах, тогда можно было бы проводить такие параллели и повышать уровень оплаты жилья хоть до ста процентов.

Матюшенко как участник лицедейской кампании по "реформированию" ЖКХ умалчивает о главном. Возьмем соседнюю Иркутскую область, где еще этим летом с населения брали всего 11 копеек за киловатт-час, и такой тариф был вполне достаточен. Почему им там хватает средств, а нам - нет? Потому что большая часть денег, собираемых с жителей края, уходит транзитом господину Чубайсу. К слову, со мной согласен Валерий Сергиенко, и он привел такие интересные цифры. В нынешнем году "Красэнерго" запланировало по смете 1,8 миллиарда рублей на содержание теплоэнергетического хозяйства, а освоило за 11 месяцев лишь 728 миллионов. Куда, скажите на милость, делся миллиард? И ведь при этом энергетики кричат, что им катастрофически не хватает средств на содержание отрасли.

А сколько денег разворовывается в том же жилкоммунхозе! Скажем, согласно акту документальной ревизии канского "Водоканала", там за год с небольшим с помощью фиктивных договоров "увели" пятнадцать с лишним миллионов рублей. Или попробуйте зайти в здание красноярского "Водоканала". Отделка помещений - будь здоров, для простых посетителей все закрыто, охрана сидит - тоже небось немало стоит. Вот где наши деньги, вот где резервы для содержания и развития отрасли!

В общем, так: я категорически против реформы, которая предлагается нам "втемную". Вы расскажите без утайки, что и как, приведите обоснованные расчеты, убедите меня, что нужно проголосовать "за". Тогда я стану сторонником краевой администрации, буду помогать проведению реформы ЖКХ, приду в трудовые коллективы и объясню людям, почему и во имя чего они должны платить больше.

- А чем вам не угодил проект краевого бюджета на 2003 год?

- Меня в законопроекте о бюджете прежде всего не устраивает то, что совершенно непонятно, как мы будем работать с доходной частью. Единственное направление - это приватизация: будет составлен перечень предприятий, госпакеты акций которых предполагается продать в 2003 году. Но если бы их продавали по рыночной цене! А то от 22 предприятий собираются получить всего 43 миллиона рублей - это ж капля в море. И опять тот скандальный список объектов нам подсунули, только теперь краевая администрация уверяет, что продаст прибыльные гостиницы подороже.

В бюджете нет ничего конкретного по восстановлению производства, "реанимации" сельского хозяйства. Никаких тебе программ развития отраслей, ни-чего. Это мне очень не нравится. Село опять в загоне - будто вовсе нет отрасли. Разве нельзя было запланировать создание агрофирм, развитие потребкооперации? Для стабилизации сельского хозяйства края нужно 2,5 миллиарда, а ему дают всего 400 миллионов.

На дороги краевая администрация предусматривает только 1,7 миллиарда рублей при потребности 3-4 миллиарда. При таком финансировании отрасль придет в упадок, особенно плохо будет в Абанском, Дзержинском, Тасеевском, Ирбейском, Каратузском районах, где дорожное хозяйство в структуре промышленности занимает солидную часть.

Наука тоже брошена на произвол судьбы. Словом, куда ни кинь - всюду клин. Как я могу с учетом всего этого голосовать "за", как могу поддерживать краевую администрацию?

- Это все понятно. Но нас убеждают в том, что реалии-де таковы, бюджет жесткий, но сбалансированный, надо протягивать ножки по одежке и так далее. Есть ли у вас конкретные предложения, как наполнить бюджет?

- То-то и оно, что резервы есть, но их либо не хотят, либо не могут найти. Начну с крупных производств. С начала года от трех угольных разрезов в краевой бюджет поступило 11 миллионов 659 тысяч рублей, а должно бы, по моим прикидкам, примерно 2,5 миллиарда (с учетом повысившейся цены на уголь). Разница, понятно, оседает в оффшорных зонах. "Лучшие менеджеры", забрав Красноярскую угольную компанию, оставили нас с носом, а теперь тысячами вышвыривают людей на улицу. Это, видимо, и есть те самые правила игры, о которых сейчас так любят говорить сильные мира сего. Здесь "всего лишь" нужна политическая воля власти - тогда можно и с Мисеврой разобраться, потому что 44 процента акций КУК были изъяты из краевой собственности незаконно.

Пойдем дальше. Я никак не могу получить ответ на вопрос, сколько Норильск перечисляет в краевой бюджет и сколько оттуда забирает. По данным Счетной палаты края, в прошлом году краевой бюджет на 70 процентов формировался за счет норильских денег. За 10 месяцев 2002 года этот показатель снизился до 45 процентов. Почему так резко "срезали" платежи? И это притом, что "Норникель" купил золотопромышленную артель "Полюс", которая за год способна давать 2,5 миллиарда рублей налогов. И потом, в честь чего край отдает Таймыру полмиллиарда рублей прибыли предприятий НПР? Добыча-то идет на территории края. Значит, надо разобраться в расчете платы за добычу полезных ископаемых.

Или взять КрАЗ, который потребляет в крае львиную долю электроэнергии. Сейчас заводу киловатт-час обходится, говорят, в 25 копеек. Если "накинуть" хотя бы одну копейку, то теоретически для сельхозпредприятий можно было бы отпускать электроэнергию бесплатно. А пресловутый толлинг? Помнится, кандидат в губернаторы Александр Хлопонин обещал, придя к власти, первым делом порушить толлинговую систему. А недавно съездил на КрАЗ и говорит, мол, надо еще посмотреть. Чего тут смотреть, когда почти вся прибыль уходит в оффшорные зоны? Нет, ворон ворону глаз не выклюет - это я к вопросу о политической воле. Зачем Хлопонину ссориться с Мисеврой или Дерипаской? Господа олигархи всегда договорятся друг с другом, защитят свои прибыли.

Хотите еще конкретное предложение? Пожалуйста. Я предлагал губернатору хотя бы в течение года подумать над вопросом о создании на территории края альтернативной Чубайсу энергетической компании. Это обойдется приблизительно в полтора миллиарда рублей, но затраты окупятся. Сейчас себестоимость электроэнергии Красноярской ГЭС - две с половиной копейки за киловатт-час, сама ГЭС продает ее по 5 копеек. Но можно построить подстанции, протянуть коммуникации и продавать населению и тем же селянам киловатт-час, допустим, по 10 копеек. Увы, такой расклад не прельщает нынешнюю краевую власть. Нам говорят, что сегодня другие правила игры. А они известно какие - взять у населения побольше и при этом экономить на социальных программах.

- Стало быть, с принципами формирования нового краевого бюджета вы тоже в корне не согласны.

- Да, за такой темный безвольный бюджет я голосовать не буду - избиратели не поймут. Как потом им в глаза смотреть?

- Упреков в популизме не опасаетесь? Коммунистов часто "склоняют" по этому поводу.

Какой там популизм! Я же говорю - сам бы агитировал за повышение тарифов, если бы был уверен, что по-иному действительно нельзя, что все другие возможности использованы. Но когда я вижу, как уводят из края деньги, как разворовывают бюджетные средства, как жируют за счет народа, то как могу убеждать людей затянуть пояса?

"Новое лицо станции Красноярск".

("Сегодняшняя газета", 19.12.02, Юлия Шленко)

Как уже сообщала "СГ", в краевом центре с двухдневным визитом побывал министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Он встречался с губернатором, руководством Красноярской железной дорогой, железнодорожниками, журналистами. Итогом поездки главного железнодорожника страны стало подписание соглашения между краевой администрацией, КЖД и МПС о взаимодействии и сотрудничестве в период реформирования федерального железнодорожного транспорта. За сухими формулировками документа - радостная весть для жителей и гостей Красноярска: наконец-то начнется реконструкция старого здания вокзала.

Историческое событие произошло не в малом зале краевой администрации, где участники знаменательной встречи поставили подписи под документом. Геннадий Фадеев и Александр Хлопонин договорились еще в первый день визита, во время экскурсии по Железнодорожному вокзалу. Остановившись возле цветных фотографий проекта обновленного вокзала, министр и губернатор до того залюбовались на красивые картинки, что тут же ударили по рукам. "Ну что, пополам?" - спросил Геннадий Фадеев. Губернатор на секунду опешил от такого предложения. Известно, что в программном варианте финансовое участие федерального центра местных инициатив составляет всего 25 процентов. А министр предложил взять на себя аж половину средств, необходимых для реконструкции (по сути - полной перестройки) здания вокзала. Таких щедрот не ожидал никто. Видимо, сыграла роль бывшая должность министра - начальник КЖД. В общем, после пламенного рукопожатия новых партнеров грянули овации и раздались восторженные крики железнодорожников. Есть чему порадоваться: стоимость проекта реконструкции составляет порядка 250 миллионов рублей. Без подарка Министерства станция Красноярск ждала бы своего звездного часа еще лет десять.

Планируется, что строительные работы начнутся уже в следующем году. О необходимости реконструкции не стоит и говорить. Вокзал устарел и морально, и физически. Пассажирам зачастую негде присесть в ожидании поезда. Как нам рассказала начальник дирекции по обслуживанию вокзального хозяйства Людмила Паремская, Железнодорожный вокзал станции Красноярск принят в эксплуатацию в 1961 году. Здание имеет статус "Памятника архитектуры и искусства местного значения". Тем не менее вокзал нужно приводить в соответствие с техническими требованиями. "Старое здание сильно изношено. Новый вокзал позволит повысить качество обслуживания, разместить все сервисные службы, оборудовать большее количество билетных касс. Будет построен и новый павильон для пригородных пассажиров", - отметила Людмила Ильинична. Во время визита министра Людмила Паремская смогла провести важную встречу с проектировщиками нового здания, которая еще на шаг приблизила начало строительства.

Визит министра путей сообщения оказался настолько плодотворным, что в рамках соглашения были отработаны все актуальные вопросы. На пресс-конференции губернатор края подчеркнул, что за 2 дня были обсуждены проблемы реструктуризации долгов, направления будущих финансовых вложений в КЖД, в том числе на строительство железнодорожных мостов. Участники встречи с министром не забыли обсудить и поддержку здравоохранительной базы железной дороги. Отвечая на вопросы журналистов, Геннадий Фадеев сообщил, что Министерство путей сообщения в настоящее время беспокоит общее уменьшение грузоперевозок на Красноярской железной дороге. Загруженность дороги в 2002 году уменьшилась примерно на 20-25%. "Это очень много, и отрицательная динамика настораживает", - сказал министр. Глава отрасли высоко оценил потенциал Красноярской железной дороги: "Дорога мобильна, кадры хорошие, ремонтная база прекрасная. Локомотивы в Красноярске в целом помоложе, чем локомотивный парк в целом по стране". По словам Фадеева, в настоящее время тарифная политика государства стимулирует перевозку грузов из Сибири в порты Дальнего Востока. Дело за увеличением количества грузов. Касаясь реформы российских железных дорог, Геннадий Фадеев сообщил, что железным дорогам нужны инвестиции, которые планируется получить благодаря единству системы российских железных дорог. Важно, что реформа сохранит централизованное управление отраслью. Министр МПС подчеркнул свою позицию: железные дороги не могут быть распроданы.

"Что нам стоит вокзал построить".

("Красноярский рабочий", 19.12.02, Татьяна Макогонова)

В краевом центре побывал министр путей сообщения Геннадий Фадеев.

- К нам приехал не просто федеральный министр, а красноярец, - сказал на митинге, посвященном встрече Геннадия Матвеевича, губернатор края. - К нам приехал наш красноярец, лучшие годы которого, годы учебы и становления, прошли здесь, на красноярской земле. И эту школу я почувствовал сразу. Не успел ступить Фадеев на родную землю, как тут же "построил" вокзал.

И Александр Хлопонин не лукавил. Сама была свидетелем, как строго главный железнодорожник спрашивал своих земляков, кто и как проектировал вокзал, почему новосибирцы, а не хорошо ему знакомый "Красноярск-гражданпроект", и будет ли наш вокзал иметь свое лицо. А ему говорят:

- Да что вы, Геннадий Матвеевич, будет, будет. Станет таким красивым... - тут начальник дороги осторожно вставил магические слова - если денег добавите.

Министр продолжал обсуждать будущие красоты и удобства вокзала, будто и не слышал того, что шепнул ему Петр Григорьевич. Спросил, где будет вход в метро на площади. И когда получил ответ, что это проблема завтрашнего дня, тут же возразил. Мол, "завтра - это сегодня". И красноярцы, которых уже около миллиона, достойны того, чтобы им построили метрополитен. А потом повернулся к губернатору края и предложил:

- Ну так как, Александр Геннадиевич, пополам осилим вокзал?, - и протянул руку.

Короткая пауза. Глава края раздумывал не более минуты. В это время на него было устремлено не меньше сотни глаз. И все ждали одного решительного ответа. Губернатор не обманул ожидания. Он протянул руку и сразу в уме сложил и поделил цифру 180 миллионов рублей. Кто-то из толпы попросил накинуть еще 60 миллионов. Александр Геннадиевич указал на рядом стоящего мэра Петра Пимашкова. Глава Красноярска не ответил. Однако на митинге Фадеев все-таки вытянул от Петра Григорьевича: "Добавлю".

Поводом для визита руководителя МПС явилась покупка краевой администрацией новой электрички и передача ее МПС, а точнее, Красноярской железной дороге. За последние два года это второй новенький электропоезд, переданный в пользование дороги, а всего 42-й за всю историю дороги. После развала Союза производство электричек перешло из Латвии в Подмосковье. Есть очень современные модели, но до Сибири они пока не доехали.

Не особо надеясь на помощь министерства, КЖД успешно восстанавливает на Красноярском электровагоноремонтном заводе "бывшие в употреблении" электропоезда, продлевая их срок службы на 12-15 лет. Таким образом уже более десятка "голубых вагончиков" поставлено снова на рельсы, чтобы выполнять важнейшую из социальных задач дороги - организацию пригородных перевозок.

Вчера завершился визит министра. И главным его итогом стало подписание долгосрочного трехстороннего соглашения о сотрудничестве краевой администрации, МПС и дороги.

"Алексей Клешко: "Если все так плохо с бюджетом, то откуда у нас деньги на покупку акций банка?".

(РИА "Пресс-Лайн", 18.12.02)

Заседание очередной сессии Законодательного собрания края назначено на 20 декабря. В предполагаемую повестку дня сессии включено 13 вопросов, в том числе принятие во втором чтении бюджета на 2003 год. Хотя в первом чтении разработанный командой Александра Хлопонина бюджет был принят еще неделю назад, далеко не все парламентарии удовлетворены программой жизни края на следующий год. Особенно это касается статей, внесенных администрацией в результате корректировки бюджета буквально за несколько часов до последней сессии. Так, бюджетом предусмотрено выделение 47 миллионов рублей для покупки акций Енисейского объединенного банка. По словам депутата краевого парламента Алексея Клешко, остается только удивляться, каким образом администрации удалось изыскать такую сумму, учитывая, что денег в бюджете не хватило на осуществление более 80% социальных программ: "Если у нас все так плохо, если под окнами стоят транспортники, то откуда у нас деньги на покупку акций. Программа социальной поддержки населения будет исполнена на 16%, а в банк деньги уйдут полностью. При этом поясняется, что банк в таком случае сможет более активно привлекать средства населения. Но если уж говорить об интересах населения, то, в первую очередь, нужно подумать о других потребностях жителей края".

"Реальная бюджетная потребность Норильска - 8,5 миллиарда рублей".

("Труд-Енисей", 19.12.02)

Об этом сообщил начальник главного финансового управления администрации Красноярского края Александр Новак. Сейчас же ЕМО Норильск имеет только 5,45 миллиарда рублей. В связи с этими заявлениями некоторые наблюдатели сделали вывод о том, что с приходом к власти "северного" губернатора "начинается подготовка к перетягиванию финансового одеяла на Таймыр и в Норильск". "Северная столица" - хозяйка "Арктики".

(Заполярный вестник. 19.12.2002г.)

Завтра в Дудинке, столице Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, открывается культурно-досуговый центр "Арктика". Символично, что первыми посетителями "Арктики" станут делегаты V Съезда Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра, который в этот день начнет свою работу.

ОТКРЫТИЕ "Арктики" завершает реализацию еще одного пункта социально-экономической программы бывшего губернатора Таймыра А.Г. Хлопонина, в сентябре избранного губернатором Красноярского края.

Культурно-досуговый центр такого уровня в Заполярье начинает функционировать впервые. Учтены пожелания и интересы различных групп и слоев населения. Планируется, что все три этажа "Арктики" будут работать с полной загрузкой. Основной зал на 260 мест отвечает всем современным требованиям, оснащен киноконцертным оборудованием системы Dolby Surround, профессиональным освещением сцены. Отныне здесь будут проходить все значимые для округа мероприятия, в том числе главная новогодняя елка Таймыра. Есть и бильярдная, и безалкогольный бар, где болельщики смогут наслаждаться трансляцией спортивных программ спутникового телевидения.

В вестибюле второго этажа разместится постоянно действующий выставочный зал, где окружной краеведческий музей и Центр народного творчества обретут новые площади под экспозиции и выставки. Под крышей "Арктики" заработают также ресторан на 80 мест, салон видеопроката, детский кинозал, Интернет-кафе, студия хореографии, детский игровой зал.

Эксплуатировать КДЦ на правах аренды будет 000 "Северная столица", которое уже хорошо зарекомендовало себя на Таймыре реализацией ряда успешных проектов. "Северная столица" обещает максимально учитывать интересы горожан. По мнению исполняющего обязанности губернатора округа Сергея Наумана, открытие культурно-досугового центра "Арктика" значительно обогатит культурную жизнь округа, позволит северянам более интересно и содержательно проводить свое свободное время.

Пресс-служба администрации ТАО.