"Красноярский лесопромышленный заповедник".

("РБК daily". 20.12.06. Михаил Фадеев)

Власти региона заявили, что вскоре здесь появятся сразу два целлюлозных комбината

Российские власти давно мечтают о том, чтобы экспортируемая сейчас древесина перерабатывалась внутри страны. Похоже, что ситуация сдвинулась с мертвой точки и сразу несколько регионов заявили о строительстве у себя новых целлюлозно-бумажных комбинатов. Но всех, видимо, решил переплюнуть Красноярский край. Вчера губернатор региона Александр Хлопонин пообещал, что уже в будущем году в крае начнется строительство сразу двух целлюлозных производств общей стоимостью около 3 млрд долл. Крупные отечественные и зарубежные лесопромышленные компании давно присматриваются к богатому лесами Красноярскому краю. Правда, несмотря на громкие заявления, пока ни один из мегапроектов по строительству в регионе новых целлюлозно-бумажных комбинатов реализован не был. Вчера губернатор края г-н Хлопонин пообещал, что уже вскоре ситуация может измениться и в регионе будут построены сразу два предприятия по производству целлюлозы. По его словам, одним из инвесторов выступает крупная шведская компания. Как рассказал РБК daily источник в региональном правительстве, первый комбинат планируется построить в Лесосибирске, а второй в городе Ярки. По его информации, Лесосибирский целлюлозный завод (ЦЗ) будет строить компания "Ангара Пейпа" в сотрудничестве со шведской компанией Sodra.

Мощность этого предприятия составит порядка 700 тыс. т беленой хвойной целлюлозы в год, а объем инвестиций, который необходим для реализации этого проекта, оценивается в 1,1-1,2 млрд долл. Реализовать этот проект компания намерена в 2007-2011 годах. Второй комбинат, по информации собеседника РБК daily, планируется реализовать при участии Внешэкономбанка. Этот комбинат будет производить не только хвойную беленую целлюлозу, но и лиственную целлюлозу. Суммарная мощность этого предприятия должна составить порядка 720 тыс. т в год. Срок сдачи объекта намечен на 2012 года. Оба этих проекта будут реализованы за счет инвесторов без участия региональных и федеральных властей.

Генеральный директор "Ангара Пейпа" Михаил Азанов поясняет РБК daily, что Красноярский край - наилучший регион для размещения здесь нового целлюлозного производства. Однако г-н Азанов отказался подтвердить информацию об участии в этом проекте шведской компании, сославшись на то, что раскрывать информацию об акционерах он не имеет права. Но он оговорился, что среди инвесторов, заинтересованных в строительстве комбината, есть как иностранный, так и российский капитал. Игорь Рывкин из Лесопромышленной конфедерации Северо-Запада сомневается, что Sodra все же решится на участие в этом проекте. Он считает, что акционеры Sodra (это порядка 13 тыс. шведских лесозаготовителей) будут против того, чтобы инвестировать 1,1 млрд долл. в предприятие в России, которое будет ориентировано на закупку российской, а не шведской древесины. Во Внешэкономбанке от комментариев отказались.

Аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков считает, что заявленные объемы инвестиций позволят построить достаточно современные предприятия, которые смогут производить очень конкурентоспособную продукцию. Впрочем, реализация проектов растянута на несколько лет, поэтому пока сложно прогнозировать, какова к тому времени будет ситуация на рынке. В свою очередь директор по продажам и маркетингу Архангельского ЦБК Антон Лойтер отмечает, что в России могут быть успешны проекты по производству только хвойной целлюлозы, поскольку конкурировать с производителями лиственной целлюлозы из Южной Америки очень сложно. По его словам, данный регион выбран не случайно, потому что основные рынки сбыта хвойной целлюлозы находятся в Китае, Японии и Корее.

"Премьерный показ".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 20.12.06, Маргарита Баранова)

Куратор нацпректов убедился: край способен стать экспериментальной лошадкой.

Визит первого зампредседателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Красноярск был стремительным. По полчаса на каждом объекте - и эпизоды сложились в картинку. Край готов к дальнейшей реализации нацпроектов. Однако кое-что осталось за рамками жесткого протокола.

Красноярский научный центр СО РАН с волнением готовился к встрече с VIP. Часа за два площадку перед входом расчистили от случайных людей. На делянку не пускали даже прохожих, не говоря о тех, кто был на колесах. "Проезжай, проезжай!" - отчаянно жестикулировали люди в форме очередному заблудшему. "Я Ваганов!" - кричал им ректор будущего Сибирского федерального университета, подкатывавший на встречу с министром. "Проезжай!" - повторили ректору. Забреди в тот момент в Академгородок сам Господь, его постигла бы та же участь.

"Мы покажем Дмитрию Медведеву то, что наработано в рамках интеграции между Центром и нашими вузами, что может быть эффективно использовано в рамках университета, - прокомментировал прорвавшийся-таки в здание г-н Ваганов. - Мы имеем серьезные разработки в области материаловедения, цветной металлургии, дистанционных методов... И должны показать, что у нас за спиной". За спиной ректора - два пушистых ковра. Вальяжно развалились посреди казенного кабинета; кажутся чужаками в окружении видавшей виды мебели и давно не ремонтированных стен. "Дырки закрывают, - улыбнулись сотрудники, призванные создать рабочую обстановку. - Привезли накануне из института леса. После визита заберут". На стендах и столах в фойе выставлены образцы научных разработок Центра; плодами наших ученых пользуются и за границей. Обидно, что при этом нечем залатать дыры в полу...

С 1 января четыре красноярских вуза станут частями СФУ. Что будет с их ректорами? "Структура не ясна, поскольку устав университета пока не подписан в Москве", - сообщили в КГТУ. "У нас переворот! - воскликнули в КГУ. - Пока без крови, но есть первая жертва: ректор снял с себя полномочия и лег в больницу. А мы сидим на чемоданах". "Ситуация неординарная", - сообщили в КУЦМиЗ и посоветовали не нервировать ректора расспросами о его дальнейшей судьбе. В КрасГАСА послали к... Ваганову.

По словам председателя КНЦ СО РАН Василия Шабанова, бюджет вузов-частей на 2007-й будет больше нынешнего. Но кое-что придется зарабатывать и самим, например, участвуя в конкурсе научных проектов. В конце января Красноярск готовится представить несколько. Если они окажутся сырыми, или узко направленными, средств СФУ не получит... Федерация обещает также оплачивать контракты с привлеченными специалистами. Но ждет от края заявок на конкретных преподавателей.

Создание СФУ - чистый эксперимент. Этим, наверное, и объясняется, что все заявленные сроки по его созданию давно прошли, а вопросы и после визита высокопоставленного лица остались без ответов. Например, будет ли Федерация вкладывать средства в строительство университетского городка? И что станет с Николаевским кладбищем, на месте которого запланирован кампус?.. Осмотр городской поликлиники № 1, нашпигованной медоборудованием, занял у высокого гостя не больше 30 минут. "Чего вы ждете от этого визита?" - спрашиваю у медперсонала лаборатории. "Ничего, - удивляются. - Это первый вице-премьер, наверное, от нас чего-то ждет. Может, хочет посмотреть, где деньги бюджетные зарыты". "На оборудование молиться, что ли? Оно пока не работает", - мимоходом сообщает регулярный пациент - инвалид II группы Петр Михалев. Выходит, не успели подключить к приезду "лица". Но "лицу" сообщили как данность, сколько в день тот или иной аппарат обслуживает пациентов.

И создание принципиально нового университета, и оснащение гослечебниц - вещи, естественно, важные. Но есть проекты, за которые люди цепляются, как за последнюю надежду. Один из них - возведение кардиохирургического центра в Красноярске. Через год, по плану, конвейер операций на сердце должны запустить. Но во время визита Медведева ни гость, ни хозяева о нем даже не вспомнили. В крайздраве "МК" сообщили, что где-то в районе Взлетки вырыт котлован; готовятся "листы ожидания" пациентов; к октябрю будет сдан нулевой цикл здания. Это значит, что собственно на строительство кардиоцентра, аналогов которому в России нет, останется два-три месяца... Это нереально - понимают все. В краевой клинической больнице № 1 (кузнице кадров для будущей лечебницы) не скрыли: даже в кулуарах эта тема уже не обсуждается. Правда, замминистра Минздравсоцразвития не так давно подбодрил персонал: "Даже если Зурабов уйдет в отставку, проект будет реализован". Но пока реально лишь то, что кардиопроект намагнитил 130 из 350 миллионов рублей, выделенных на капстроительство краевых учреждений здравоохранения в 2007-м. Над десятком местных - не столь приметных, но не менее нужных - нависла угроза закрытия. В том виде, в каком они существуют, не получить лицензии. А на другое обличив бюджетных средств нет...

Богучанская ГЭС не фигурирует в списке нацпроектов, и чиновникам нет нужды инспектировать стройку. Целеустремленный частник не зароет капитал в землю, и дела в Нижнем Приангарье, несмотря на активные протесты экологов, продвигаются с хорошей скоростью. На днях Анатолий Чубайс поделился с представителями СМИ видами на сибирские реки. Оказывается, он приметил на Ангаре еще парочку мест, куда можно втюхнуть гидроэлектростанции. Поскольку России столько киловатт не скушать, свет прольется на соседние страны. А вернется к РАО "ЕЭС" - долларами. Очевидно, карта миллионов сибиряков, получающих попутно с этими проектами экологические проблемы, будет бита.

"Пропуск в рай".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 20.12.06, Алексей Зайцев) Редкий депутат долетит до парламента без партийного билета.

Удивительная все-таки партия - "Единая Россия". В выборах нынешнего состава Законодательного собрания она не участвовала, а большинство мест в региональном парламенте имеет. Чем сей феномен объясняется - всем известно. Уже "готовых" депутатов, избранных в ЗС по одномандатным округам или спискам других политических объединений, неудержимо влекло в ряды партии власти. Некоторые дальновидные политики (как, например, спикер Александр Усс) прониклись единороссовской идеологией довольно давно. Другие (в частности, Сергей Натаров) осознали духовное родство с "Единой Россией" совсем недавно, и буквально вскочили на подножку последнего вагона уходящего, а главное, изрядно переполненного состава. В тесноте, да не в обиде!

На выборах нового состава ЗС каждому, глядишь, местечко найдется: не в списке, так в округе. Если, конечно, популярная партия окажет поддержку. Таковой, говорят, хотел заручиться еще один парламентарий-Юрий Абакумов. Дело в том, что на Свердловский округ, по которому неоднократно избирался Юрий Константинович, "прицелился" председатель совета директоров компании "Краском" Анатолий Матюшенко. Соперник серьезный. С финансовым и административным ресурсами. Плюс - с единороссовским партбилетом. Аналитики считают, что, несмотря на всю "экипировку", шансы Матюшенко на победу несколько ниже, чем у Абакумова. Но "страховочный билетик" Юрию Константиновичу не помешал бы.

Впрочем, как знать. Пролетарско-коммунистический электорат очень даже может отвернуться от своего избранника, расценив вступление в партию власти как переход на сторону "антинародного режима" и "предательство интересов трудящихся". Похоже, к аналогичному выводу пришел и сам Абакумов. По крайней мере, корреспонденту "МК" он заявил, что к разговорам о планах его вступления в "Единую Россию" следует относиться как к слухам. Относительно конкурентов Юрий Константинович заметил: они у него всегда были серьезными.

"Особо опасное меньшинство".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 20.12.06, Игорь Дмитриев)

Совсем недавно местный политбомонд, казалось, совсем успокоился по поводу кандидатуры на пост спикера ЗС объединенного края, как "вдруг" из столицы вернули Вячеслава Новикова, поставив его во главе красноярских единороссов. Собственно, этот шаг (и "МК" об этом уже писал) вполне укладывается в укрепление политической составляющей региональной партии власти, тем не менее, ряд высокопоставленных и не очень особ от появления нового назначенца не то чтобы вздрогнул, но явно насторожился. Как уверяют некоторые аналитики, Новиков явился раздражителем, прежде всего, для нынешнего спикера, лишь недавно освободившегося от наваждения в образе губернатора Эвенкии Бориса Золотарева. При этом старожилы политики не преминули вспомнить, как Александр Усе и Валерий Зубов, будучи губернатором, приложили руку к тому, чтобы один из кумиров "романтической демократии" конца 80-х - начала 90-х Новиков был задвинут на задворки общественной жизни. В том смысле, что у сенатора на спикера может быть зуб.

Так это или не так, но возникает ощущение, что в броуновском движении политиков из стаи в стаю начала прослеживаться своя логика. То, что видный "нашист" Олег Пащенко направил стопы в "Справедливую Россию", при этом будто бы прилюдно отмежевавшись от Анатолия Быкова, не должно никого вводить в заблуждение. Их связка кажется вечной, так что якобы разрыв - не более чем тактическая перегруппировка. К этому же ряду можно отнести и ожидаемое вступление в "Единую Россию" Марины Добровольской. Поговаривают, что освящает этот шаг сам Александр Усс. Он, мол, даже округ свой предоставляет Марине Ивановне, где у нее при поддержке правящей партии шансы будут крайне высоки. При чем тут Новиков? Ответ может быть до банальности прост. Уссу в новых обстоятельствах, как минимум, нужна своя фракция в стенах парламента, дабы избежать личного дискомфорта при любом раскладе и любом развитии ситуации. Как показала практика, наиболее надежными сторонниками спикера остаются Быков и его приверженцы. Кем бы они ни назывались: единороссами, справедливистами либо даже коммунистами. Поэтому вполне закономерно, что быковцы, лишившись (после несостоявшейся перерегистрации "Евразийского союза") возможности идти собственной колонной, мимикрировали в иные партийные тоги. Как бы то ни было, выходит, что Быков (а читай и Усс) будет иметь в ЗС объединенного края свою теневую фракцию. А, не мною сказано, для правящего большинства особую опасность представляет меньшинство в собственном лагере.