Молдавия - Россия: "Много шума... и ничего?" Виноделие: "Новая винная проба". Молдавия - Приднестровье: "Приднестровцев заставляли голосовать за Смирнова". Молдавия - ЕС: "$1,2 млрд - это ощутимая поддержка курса, которым идет Молдавия". Проблемы СМИ: "Воронин наступает на грабли истории".

Молдавия - Россия: "Много шума... и ничего?"

В Молдавии в последние две недели заметно изменилась риторика. Россия - опять стратегический партнер, готовый возобновить импортные поставки вина и мяса, пишет "Коммерсант Plus". Торговая война, по мнению кишиневского официального пиара, завершилась после того, как два президента поговорили по душам. Столь стремительное разрешение проблемы - красноречивое свидетельство того, что конфликт этот носил откровенно политический характер, резюмирует официозный пиар, отмечает издание. В умилении пребывают все, пишет газета. Министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Андрей Стратан на саммите ОБСЕ в Брюсселе заявил, что Россия должна выполнить решения, принятые в Стамбуле семь лет тому назад, и очистить от своего военного присутствия восточные районы Молдавии. А в целом министр доволен, как развиваются в последние дни молдавско-российские отношения. Слушая его, можно предположить, что Москва пошла на попятную, опять принялась взахлеб пить молдавское вино, отмечает издание. Значит (делается пространный вывод), не за горами тот день, когда она согласится и с выводом своей оперативной группировки из Левобережья. Это тем более реально (чувствуете иронию?), что заседание комитета министров иностранных дел стран ОБСЕ в столице Бельгии вновь, в четвертый раз подряд, завершилось безрезультатно, без принятия итогового документа, а в следующем году в этой организации председательствует Россия, пишет газета. Процесс оперативного течения приднестровского кризиса будет координировать российский МИД. И Сергей Лавров, совершая ритуальный для каждого руководителя внешнеполитического ведомства, председательствующего в ОБСЕ, визит в Кишинев, конечно же, будет говорить о необходимости неукоснительного выполнения решений Стамбульского саммита и безоговорочного вывода российских войск из Приднестровья. Нет, нынешним молдавским властям категорически нельзя заниматься высокой международной политикой, продолжает газета. Они явно к ней не предрасположены, воспринимают многое неадекватно, с чужой подачи, выдают желаемое за действительное и делают много шума... и ничего.

Бурная радость по поводу того, что Россия вновь основной потребитель молдавской винодельческой и аграрной продукции - самообман, продолжает "Коммерсант Plus". За дипломатическим пиететом Путина, продемонстрированным в Минске, скрывался настоящий леденящий холод, полагает газета. Ни о каком восстановлении статус-кво в торговых связях в общении двух президентов, уединившихся почти на час, речи не было. Визит Воронина в белорусскую столицу его "карманные" журналисты впервые не приравняли к эпохальному. Итоги встречи все же назвали позитивными, потому что размораживание отношений между двумя странами, наконец, началось. Это было очередной выдумкой молдавской верховной власти, способной во имя сохранения своего авторитета в глазах народа всякий раз выдавать желаемое за действительное, пишет газета. Если, к примеру, в вопросах "мнимой евроинтеграции" еще можно хоть как-то делать хорошую мину при плохой игре (брюссельские чиновники, они ведь нам ничего реального не предлагают, а лишь подбадривают: правильной дорогой, мол, идете, товарищи!), то с Москвой такие варианты уже не проходят. Поскольку в ход идут не эмоции, а реальные показатели. А цифры - вещь упрямая. Прежде удручающую картину состояния внешней торговли хоть как-то скрашивала все та же Россия, приобретала у нас товары в куда больших объемах, чем продавала, отмечает издание. Но теперь, на фоне резкого снижения импортных операций на российско-молдавском рынке, она увеличила свои экспортные операции почти в два раза. И ситуация для Молдавии стала прямо-таки бедовой. Общий объем промышленного производства снизился почти на 6,5 процента, хотя заумники в правительстве и администрации главы государства и в таком плачевном состоянии продолжают говорить о неуклонном экономическом росте примерно на таком же уровне, пишет газета. Что ж, Молдавии в предлагаемых обстоятельствах остается лишь ждать погодного похолодания, чтобы убедиться в том, какой вред народному хозяйству страны нанесли холода политические, установившиеся в отношениях с крупнейшим торгово-экономическим контрагентом, отмечает издание.

Накануне Нового года в Молдавии уже традиционно начинается энергетическая лихорадка, пишет "Экономическое обозрение". Так как своими энергоресурсами Молдавия в состоянии обеспечить себя на минимальном уровне, очень многое зависит от поставщиков, отмечает издание. Которые непременно хотят в качестве новогоднего подарка преподнести Молдавии новые цены или условия. А Молдавия всеми фибрами души старается от таких "даров" откреститься или хотя бы свести их к минимуму. С поставками газа в следующем году более или менее все ясно, пишет газета. Контракта с "Газпромом" Молдавия еще не подписала, но прошлогодняя ситуация практически исключена. После встречи в Минске на саммите СНГ с Президентом России Владимиром Путиным глава молдавского государства Владимир Воронин сообщил, что среди прочих животрепещущих вопросов двустороннего характера они обсудили и рыночные механизмы стабилизации цены на газ для Молдавии. "Цифры мы не обсуждали. Мы обсуждали сами подходы, и признали их единственно приемлемыми", - подчеркнул Владимир Воронин. Это означает, что политическое "добро" на подписание молдавско-российского газового соглашения получено и оно до конца года будет в любом случае подписано, пишет газета. На каких условиях - об этом и идет сейчас торг между представителями сторон, отмечает издание. Молдавия не раз заявляла, что она хотела бы сохранить нынешнюю цену в $160 за тысячу кубометров. Но по последним скудным сообщениям переговорщиков можно судить, что платить за "голубое топливо" нам придется больше. "Молдавия должна привыкнуть к идее, что цена будет выше нынешней, но эта цена должна быть приемлемой для потребителей", - заявила на этой неделе в интервью радиостанции ВВС первый вице-премьер Зинаида Гречаная. И тут же отметила, что если бы Молдавия согласилась на европейскую цену на газ, которую предлагает "Газпром", вопрос подписания контракта с ним был бы решен немедленно. Но Молдавия хочет добиться более приемлемых условий, поэтому переговоры и затягиваются. Ранее стороны намеревались прийти к окончательному согласию в ноябре, сейчас же крайний срок подписания договора с поставщиком определен до 25 декабря. В некоторой степени цена газа для Молдавии будет зависеть от того, как пройдут переговоры между Молдавией и Россией по другим направлениям сотрудничества в энергосфере, пишет газета. А здесь интересы и расклады могут быть разные. С одной стороны, на встрече президентов было заявлено о готовности "Газпрома" реализовать в Молдавии ряд совместных инвестиционных проектов в энергосфере. По неофициальной информации, Кишинев вроде бы согласен передать российскому газовому монополисту контрольные пакеты акций в кишиневских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, а также в магистральных электролиниях, отмечает издание. Эксперты "Газпрома" оценили стоимость предлагаемых активов в $800 млн. В то же время, общая задолженность Молдавии за газ вместе с Приднестровьем составляет порядка $1,4 млрд. Если подобное соглашение действительно будет достигнуто, это поможет сторонам решить целый комплекс взаимоувязанных проблем, пишет газета. Во-первых, Молдавия таким образом погасит свои исторические долги (или их значительную часть) перед "Газпромом". Во-вторых, надеется за счет этого снизить цену на газ. Ведь значительный объем импортируемого газа используется для производства электроэнергии двумя этими теплоэлектроцентралями. В-третьих, российские инвестиции наверняка будут направлены на значительное увеличение генерирующих мощностей ТЭЦ. Следовательно, Молдавия сможет повысить удельный вес обеспечения страны собственной электроэнергией и уменьшить зависимость от импорта. В-четвертых, по переданным "Газпрому" высоковольтным линиям концерн собирается экспортировать электроэнергию на Балканы и в Румынию. Как производимую на ТЭЦ, так и с Молдавской ГРЭС.

Одновременно на заседании молдавско-российской комиссии были достигнуты и другие договоренности в энергетической сфере, продолжает "Экономическое обозрение". В частности, Кишинев согласился до конца этого года выдать лицензии на экспорт и транзит электроэнергии Молдавской ГРЭС. Как известно, ранее РАО ЕЭС, дочерней компании которой принадлежит станция в Кучурганах, достиг соглашения с украинскими энергетиками о поставках электроэнергии с МГРЭС в Россию через Украину. Но для этого станция должна получить лицензии Молдавии на экспорт и транзит. В то же время, через Молдавию российская электроэнергия будет поставляться в Румынию. Кишинев обязался обеспечить ее беспрепятственный транзит. Все это в значительной мере меняет энергетический пасьянс в Молдавии, отмечает издание. И меняет очень вовремя. После отказа от услуг Молдавской ГРЭС в поставках электроэнергии из-за ее высокой цены (4,08 цента за киловатт), дефицит собственных мощностей Молдавия покрывала за счет импорта из Украины. Благо, цена была вполне приемлемой - 2,5 цента за киловатт. Но в середине ноября министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что его страна инициирует пересмотр тарифов на экспорт электроэнергии в Польшу, Белоруссию и Молдавию. "С нового года не будет ни одного контракта с ценой дешевле, чем на внутреннем рынке. Это ненормально, когда электроэнергия в западном направлении, в Белоруссию и Молдавию, экспортируется по цене ниже, чем на внутреннем рынке", - отметил Бойко. И тут же добавил, что сегодня украинским потребителям 1 кВт/час обходится в 4 цента. Правда, министр промышленности и инфраструктуры Молдавии Владимир Антосий надеется, что удастся сохранить нынешний тариф как минимум до мая 2007 года. Именно тогда истекает срок действующего в данный момент двустороннего соглашения. Но пока ясности в поставках украинской энергии нет, пишет газета. Зато предельно ясно другое: рано или поздно любые поставщики станут применять мировые цены на экспортируемые энергоресурсы. Поэтому у Молдавии два варианта: быть готовой платить такую цену или развивать свои генерирующие мощности, отмечает издание. На второй вариант необходимы серьезные инвестиции, обеспечить которые страна не в состоянии за счет собственных финансов, пишет газета. Поэтому вся надежда - на частные капиталовложения. В этом направлении тоже вырисовываются определенные перспективы, отмечает издание. На этой неделе состоялась встреча премьер-министра Василия Тарлева с вице-председателем американской компании AES Corporation Стивом Уолшом. На ней было заявлено о возможных инвестициях последней в энергосектор Молдавии. В частности, в строительство генерирующих мощностей традиционной и нетрадиционной энергетики. Если эти намерения американской корпорации обретут реальные очертания (а мы помним, сколько громких заявлений в сфере энергетики так и остались пустым звуком), то в Молдавии сложится очень интересная ситуация, пишет газета. С одной стороны, потепление отношений с Россией и инвестиционные планы "Газпрома" открывают новые перспективы использования имеющихся генерирующих мощностей - двух кишиневских ТЭЦ и МГРЭС. Если они заработают на полную мощь (а мощность ТЭЦ к тому же предполагается увеличить), то этого вполне будет достаточно и для покрытия собственных нужд Молдавии, и для значительного экспорта энергии. В то же время AES Corporation рассматривается российским РАО ЕЭС, как один из наиболее серьезных конкурентов на постсоветском пространстве. Американской корпорации принадлежит порядка 160 генерирующих компаний в 27 странах. Она также взяла под свой контроль, полностью или частично энергосистемы Грузии, Казахстана и Украины. Поэтому в случае прихода AES в Молдавию она станет ареной противостоянии двух энергогигантов, да еще при активном интересе третьего "монстра" - "Газпрома", который все больше проявляет интерес и к элекроэнергетике, подводит итог издание. Минские договоренности Воронина и Путина вроде вселяет определенные надежды, пишет "Коммерсант Plus". Но в ожидании окончательного решения вопросов надо все-таки учитывать некоторые личностные особенности характера Владимира Воронина, отмечает издание. Как это бывало не раз и прежде, он вновь может попытаться сыграть в плохой политический футбол, ведя себя так, будто на поле его и вовсе нет. Есть, значит, только молдавские интересы в сфере двусторонней торговли и в вопросах приднестровского урегулирования - и они должны неукоснительно соблюдаться, пишет газета. А как же быть с интересами России? Или Приднестровья, большинство жителей которого считают себя россиянами, и это сегодня подтверждено документально? Их, как ошибочно думает президент, не существует. И это является главенствующей причиной того, что с ним никто из официальных представителей Москвы долгое время не хотел общаться, пишет газета. В последнее время Владимиру Воронину пришлось несколько изменить тактику. Перед визитом в Минск молдавский президент на какое-то время отказался от антироссийской риторики и строго-настрого наказал своим пиарщикам также поумерить свой пыл. Более недели создавалось навязчивое впечатление, что Молдавия вступила, наконец, в Союз Белоруссии и России, пишет газета. Участвуя в предвыборной кампании в Гагаузии в качестве агитатора одного из кандидатов, глава государства даже позволил себе такой пассаж. Оказывается, он всегда с пониманием относился к реакции представителей "народа турецкого происхождения", имеющих свою "автономную республику на юге Молдавии", когда те болезненно воспринимали любой шаг, который официальный Кишинев предпринимал в сторону, противоположную от России. Таким образом он как бы подал знак того, что русофобские времена для Молдавии - это уже далекое прошлое. Путин, правда, Воронину особо не поверил, пишет газета. Да и как можно верить человеку, постоянно предлагающему своим собеседникам в переговорах какие-то сомнительные сделки. Например, он попросил своего российского коллегу, чтобы тот санкционировал вывод российских миротворцев из Приднестровья в обмен на то, что руководство Молдавии тут же признает их присутствие в мятежном регионе успешным и раструбит об этом на весь мир, отмечает издание. Надо помнить и то, что совсем недавно ультимативные требования вновь приступить к распитию молдавского вина и потреблению молдавских помидоров сдабривались элементами самого обычного шантажа, в частности, отказом ставить свою подпись под протоколом относительно согласия Молдавии на принятие России в ВТО. Решение последней проблемы, стоит заметить, зависит вовсе не от Молдавии, и не от Грузии, а от США, которые эту проблему для себя решили на недавнем саммите глав государств Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества в Ханое, пишет газета. Вашингтон, пошедший на этот шаг скрепя сердце, имеет к Москве множественные претензии, а та, в свою очередь, не собирается поступаться собственными национальными интересами. Америку бесит ее собственное бессилие в решении этого вопроса, и она вряд ли в ближайшее время откажется от услуг своих "мосек", натравливая их на Россию в период пока запущенная процедура вступления России во Всемирную торговую организацию не завершится. Таковы реалии сегодняшней жизни и скорбное место Молдавии в ней, определенное по причине глупости и недальновидности ее коммунистических поводырей, отмечает издание.

Виноделие: "Новая винная проба"

На саммите стран СНГ российский и молдавский президенты договорились о снятии "винного эмбарго". Но теперь поставлять в Россию вина из Молдавии смогут лишь их производители, пишет "Коммерсант Plus". По принципу "одного окна" - через госпредприятие "Молдова-Вин" при более жестком контроле качества. Это решение комментирует экс-глава холдинга "Бояна-групп", некогда крупнейшего экспортера в Россию молдавских вин, Григорий Карамалак, ныне возглавляющий российский Международный фонд помощи ветеранам и инвалидам спорта: "Во-первых, я должен сказать, что лично очень рад отмене этого запрета. Как патриот Молдавии и человек, симпатизирующий России. Последствия этого шага нельзя оценивать сугубо экономически - речь идет о возобновлении понимания между исторически братскими народами. Во-вторых, что бы ни говорилось после прекращения экспорта молдавских вин в Россию, от этого страдали именно молдавские виноделы. В Европе довольно и своих производителей-экспортеров: от аутсайдеров вроде Румынии и Болгарии до таких лидеров рынка, как Франция и Германия. Найти свою нишу в общеевропейском "винном потоке", наверное, можно. Но она будет слишком узка, несопоставима с прежними объемами экспорта молдавских вин в Россию, определявшими развитие экономики республики в целом. Вероятно, восстановить прежние объемы поставок вин в Россию удастся Молдавии (при наилучших обстоятельствах!) очень нескоро, а то и вообще никогда - ошибка уже сделана. Тем более цены на них теперь повысятся. Понятно и то, что вынужденная пауза во внешней торговле с Россией уже вызвала разорение небольших производителей и торговцев. Повышение критериев качества - прежде всего требование отказа от устаревшего оборудования советского периода - вызовет тот же эффект. Если, конечно, молдавское правительство не предпримет соответствующих мер по поддержке винодельческой отрасли. Однако крупным компаниям эта встряска пойдет скорее на пользу, заставит реинвестировать, совершенствовать свое производство. Конечный потребитель от этого только выиграет, как и репутация действительно хороших молдавских вин, подорванная прежней контрабандой суррогата. Меры по контролю качества, заявленные Молдавией, достаточно эффективны, если будет принят запрет на экспорт небутилированной винной продукции. Ведь суррогаты поступали в Россию цистернами (и не всегда из Молдавии), а уже здесь разливались по бутылкам с этикетками каких-то мифических молдавских сортов. Хорошо, что теперь четко обозначены зоны ответственности - государственная торговая марка закреплена за "Молдова-Вин", сертификация - за Национальным центром контроля качества виноградарско-винодельческой продукции РМ. Собственно, это попытка утвердить международные стандарты качества, уже существующие в Европе. Наконец, молдавские власти поняли, что развитие экономики требует не гнать в Россию объемы дешевого вина сомнительного происхождения, а создавать национальные бренды, пусть такая продукция и будет стоить дороже. А это дает основание надеяться на меньшую коррупцию при внедрении новых правил экспорта".

C 1 января 2007 года на подакцизную молдавскую алкогольную продукцию будет наклеиваться новая государственная торговая марка, пишет "Комсомольская правда в Молдове". "По маркировке на бутылке потребители смогут узнать всю информацию о производителе, об использованных технологиях и сортах винограда, - сообщил гендиректор агро-промышленного агентства "Молдова-вин" Валерий Миронеску. - Это поможет покупателям не приобретать сомнительные, контрафактные напитки. Кроме того, марка станет средством защиты имиджа производителя и молдавской алкогольной продукции". Распределением новой марки займется Главная государственная налоговая инспекция (ГГНИ) за соответствующую плату, размер которой пока не определен, пишет газета. На "Молдова-вин" возложены обязанности продажи марки экспортерам через Центр учета оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Не будут маркироваться вина и коньяки в сувенирных бутылках 0,2 л, 1,5 л, 3 л и 6 л, алкогольные напитки с содержанием этилового спирта до 7 процентов, а также алкогольные напитки в режиме транзитной таможни, таможенного склада и магазина duty-free.

Молдавия - Приднестровье: "Приднестровцев заставляли голосовать за Смирнова"

На прошедших выборах президента Приднестровской Молдавской Республики победу одержал действующий глава республики Игорь Смирнов. Центральная избирательная комиссия Приднестровья утвердила окончательные итоги президент-ских выборов 10 декабря, пишет "Коммерсант Plus". После подсчета всех бюллетеней Игорь Смирнов набрал 82,4%. У представителя Партии коммунистов Надежды Бондаренко - 8,1%, у оппозиционного журналиста Андрея Сафонова - 3,9%. Бендерский предприниматель Петр Томайлы набрал 2,1%. В выборах приняли участие 257.810 избирателей (66,1%). На территории Приднестровья были открыты 263 избирательных участка. На всех участках выборы признаны действительными. Председатель ЦИК Петр Денисенко отметил, что выборы проходили в спокойной обстановке. 10 декабря на территории республики не было никаких чрезвычайных происшествий. Международные наблюдатели - как российские, так и европейские - подтвердили, что голосование соответствовало законодательству Приднестровья и международным требованиям. 17 сентября в ПМР состоялся референдум о статусе государства, который закончился практически стопроцентной (порядка 93 %) победой сторонников независимости и установления тесных союзнических отношений с Россией, напоминает газета. В этом отношении выборы президента ПМР являются, по сути, закреплением ранее достигнутого результата, отмечает издание. И референдум, и выборы призваны решить комплекс задач, направленных на повышение международного статуса непризнанных государств, пишет газета. В частности, продемонстрировать западному сообществу укорененность принципов и институтов демократии. Общенациональные или региональные референдумы, как известно, являются институтами прямой демократии, которые по неформальной демократической табели о рангах стоят выше парламентских и президентских выборов, на которых действуют принципы непрямой, то есть представительной демократии, а волеизъявление народа в значительной степени подменяется политтехнологиями, отмечает издание. На пресс-конференции в Тирасполе член общественной палаты РФ, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев заявил: "Более демократических способов, чем прямое волеизъявление граждан в процессе голосования на референдуме еще не придумано. Поэтому я хочу выразить твердую уверенность, что Приднестровье обязательно станет признанной миром республикой". Что бы ни говорили представители ОБСЕ и других атлантических надгосударственных органов, демократии в том же Приднестровье гораздо больше, чем, по крайней мере, в соседней Молдавии, пишет газета. Так называемые непризнанные государства, возникшие на обломках СССР, приближаются к чистым демократиям, в которых осуществляется непосредственное участие народа в управлении государством, продолжает издание. Золотой сон дряхлеющей европейской демократии... Но вместе с тем, осознавая враждебное геополитическое окружение, власти республики основательно подготовились к выборам, дабы избежать обвинений в нарушении формальных процедур, пишет газета. В республику (как и на референдум 17 сентября) прибыла многочисленная группа наблюдателей, в том числе и из России. Выборы президента ПМР проводятся на основе мажоритарной избирательной системы. Срок полномочий президента - пять лет. Одновременно с президентом на тот же срок избирается и вице-президент. Это уже четвертые президентские выборы в истории Приднестровья. В трех предыдущих убедительную победу одерживал действующий президент Игорь Смирнов. Мало кто сомневался, что и на сей раз главой республики на следующее пятилетие вновь станет этот харизматичный лидер, отмечает издание.

Объективно выборы президента ПМР подтверждают статус независимости непризнанной республики и укрепляют влияние России на постсоветском пространстве, продолжает "Коммерсант Plus". В то время как проведение референдумов демонстрировало демократичность политических режимов непризнанных государств, выборы глав республик служат доказательством внутриполитической стабильности и внешнеполитической независимости от вчерашних "метрополий", в данном случае Молдавии.

Термин "непризнанные государства" давно устарел, пишет газета. Как справедливо заметил Константин Затулин, за 15 лет фактической независимости эти республики (особенно Нагорный Карабах и Приднестровье) превратились в полноценные государственные образования. Последнее обстоятельство трудно переоценить. Обвинения и упреки в адрес российского руководства, медлящего признать итоги референдума в том же Приднестровье, справедливы, отмечает газета. Москва при Путине ведет принципиально иную политику, чем при Ельцине. Не торопясь с признанием "непризнанных", она немало способствует становлению их государственных институтов, что является шагом в сторону их признания - если не де-юре, то де-факто. По образцу Турецкой Республики Северного Кипра. Соединенные Штаты и ЕС - главные лоббисты независимости Косова и Метохии - заранее отказались признать универсальный характер косовского прецедента, что предопределило непризнание референдумов в ПМР, Абхазии и Южной Осетии. О самом же референдуме в Косово говорится как о деле фактически решенном. Не исключено, что США, чья внешнеполитическая активность в последнее время дает постоянные сбои, пойдут по более осторожному пути предоставления для Косова максимально широкой автономии. Поэтому Россия должна использовать официальные заявления американских дипломатов и политиков (не дожидаясь референдума в Косове) как прецедент для адекватных действий, пишет газета. Или же в одностороннем порядке признать аналогичный статус для "непризнанных". Не дожидаясь результатов президентских выборов в Приднестровье, США и ОБСЕ заявили об их непризнании. Это вызвало в их адрес обвинения в двойных стандартах. В самом деле, реакция Запада была бы совершенно иной, если бы у их ставленника (таковым считается один из четырех кандидатов Андрей Сафонов) были хотя бы минимальные шансы на победу, полагает газета. Но как бы то ни было процесс юридического или фактического признания независимости Приднестровья (а следом и других "непризнанных") уже не остановить, отмечает издание. Интересно отметить, что Запад и его сателлиты (Кишинев и "оранжевый" Киев) предоставили дополнительные козыри приднестровским и российским сторонникам независимости. Толчком к проведению референдума в Приднестровье послужила начатая Кишиневом 3 марта и поддержанная Киевом (ранее выступавшим с иных позиций) экономическая блокада ПМР, напоминает газета. Уже в марте власти России заявили, что со временем приднестровские власти могут по примеру Южной Осетии обратиться к России с запросом о признании республики частью Российской Федерации. Тем самым события, происходящие в Приднестровье, имеют выходящий далеко за локальные рамки подтекст. С одной стороны, приднестровский референдум может послужить примером для "мятежных" территорий Южной Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха. С другой стороны, он сам в значительной мере опирается на косовский прецедент. В любом случае Москва должна отнестись к нему со всей серьезностью, пишет издание. К тому же сегодня сложилась крайне благоприятная ситуация для решительных действий Москвы на внешнеполитической арене. США слишком глубоко увязли в решении иракской и иранской проблем, Европа же зависит от российского газа. Лидеры "старой Европы" - Франция и даже Германия - испытывают серьезное недовольство диктатом американского "старшего брата".

Еще один благоприятный для России и ПМР фактор - по "оранжевой" власти на Украине с приходом Януковича нанесен сильный удар, продолжает "Коммерсант Plus". Правительство Януковича - правительство прагматиков-профессионалов, а не "оранжевых" революционных дилетантов, пишет газета. Сама Украина понесла в ходе блокады ПМР ощутимые потери в размере свыше $ 22 млн. Правительство Януковича уже пошло на частичную отмену блокады. Вообще позиция Украины в отношении приднестровской проблемы является определяющей. Россия, не имея границы и даже коридора, связующего ее с Приднестровьем, остро нуждается в украинском союзнике, отмечает издание. Последние события в Киеве позволяют надеяться на благополучный исход. Отставка главного "натовца" Бориса Тарасюка, предпринятая Януковичем в обход Ющенко, ряд других шагов и заявлений премьера позволяют с надеждой смотреть на перспективы российско-украинского сотрудничества при сохранении правительства антикризисного большинства в Верховной раде, в том числе и в направлении Левобережья Днестра. Ни для кого не секрет, что блокада ПМР, экономически невыгодная Украине и бьющая по ее авторитету в Приднестровье, была навязана президенту Ющенко американским Госдепом, пишет газета. Поэтому после изменения конфигурации сил в руководстве Украины последовали определенные изменения политики в отношении Приднестровья, тем более что об этом было заявлено в предвыборной кампании Партии регионов. Эти изменения носили половинчатый характер. Но столь же половинчатый характер носят и меры, предпринятые Москвой, отмечает издание. Россия сегодня может надеяться, по крайней мере, на нейтралитет Украины в отношении ПМР, полагает газета. Сложнее обстоят дела с признанием независимости непризнанной республики. Если Россия признает итоги референдума, это сделают и союзники Москвы в СНГ (Белоруссия, Армения, Казахстан и др.), возможно, даже Украина, общественное мнение которой целиком на стороне ПМР. Прошедшие выборы президента Приднестровья - важный шаг на пути постепенного и неизбежного признания независимости республики, пишет газета. Надеемся, они подтолкнут официальную Россию к проведению более активной внешней политики на постсоветском пространстве, продолжает издание. Признав итоги выборов, Россия даст возможность другим непризнанным государствам юридически закрепить положение, существующее де-факто. Фактически это будет означать начало конца гегемонии США на постсоветском пространстве, пишет газета.

Свое отношение к выборам в Приднестровье успели высказать США и Евросоюз, пишет "Время". А также страны, которые к ведущим игрокам явно не относятся: Украина и, конечно же, Молдавия. Исключение пока составляет Россия, МИД которой не спешит озвучивать своего отношения к этим выборам, пишет газета. Депутаты российской Думы, приезжавшие в воскресенье в Тирасполь, говорили, что Москва скорее всего просто признает "факт волеизъявления граждан", но и такого признания пока не последовало, отмечает издание. Позицию Европейского Союза озвучила во вторник еврокомиссар по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер. "Как известно, - заявила она, Европейский Союз не признает независимость Приднестровья. Мы не признаем также это голосование или его результаты". Такое же отношение ЕС высказал относительно прошедшего 17 сентября в Приднестровье референдума по определению дальнейшего внешнего курса непризнанной республики. В свою очередь представитель верховного комиссара ЕС по внешней политике Эмма Удвин дала для российских СМИ более развернутое объяснение позиции Евросоюза в данном вопросе. Она напомнила, что "ЕС придерживается принципов международного права и не признает независимость Приднестровья, Южной Осетии, Нагорного Карабаха или Абхазии". "Мы выступаем только за процессы мирного урегулирования: переговоры по Приднестровью, Минская группа по Нагорному Карабаху, комиссия совместного контроля по Южной Осетии. Евросоюз не поддерживает односторонние действия, поэтому мы хотим, чтобы проблема каждого из регионов находилась в рамках переговорного урегулирования. Другими словами, во всех перечисленных случаях только один выход - переговоры", - заявила Удвин. Она добавила: "В Европе существует свобода слова, и все люди могут свободно выражать свое мнение. Наша точка зрения (и все 25 стран-членов ЕС тут единодушны) заключается в том, что в этих регионах решение, которое устроило бы все стороны, можно найти только с помощью переговоров". В администрация Джорджа Буша приднестровские выборы назвали "попыткой дестабилизации Молдавии", пишет газета. Там также сообщили, беря на себя смелость высказываться за все мировое сообщество, что "эти выборы не признаны ни одним государством в мире". "США и международное сообщество считают Приднестровье частью Молдавии, и в проведенных приднестровским режимом так называемых выборах мы видим усилия по дестабилизации Молдавии", - заявил во вторник официальный представитель Госдепартамента США Терри Дэвидсон. Он констатировал, что США, ЕС и ОБСЕ постоянно призывают все стороны к переговорам по поиску решения, которое будет уважать суверенитет и территориальную целостность РМ.

В Хельсинкском комитете по правам человека в Молдавии утверждают, что жителей Приднестровья "заставили проголосовать за действующего президента непризнанной республики Игоря Смирнова", продолжает "Время". Однако многие кишиневские журналисты, которые находились в Тирасполе в день голосования, не разделяют эту точку зрения, пишет газета. Большинство (но далеко не абсолютное) жителей Приднестровья осознанно сделали свой выбор, хотя бы потому, что они могли вообще не ходить на избирательные участки, но предпочли это сделать, отмечает издание. Явка составила чуть более 66%. С другой стороны, на фоне тех усилий, которые прилагала приднестровская власть в рамках избирательной кампании, эта явка не кажется очень высокой, пишет газета. Она говорит, по мнению ряда экспертов, о кризисе власти в Приднестровье, когда свои кандидатуры на выборах выдвигают заранее бесперспективные в плане возможного президентства люди и явно делают это для создания фона. Единственным реально оппозиционным кандидатом был главный редактор "Новой газеты" Андрей Сафонов, но и его в ходе кампании всячески пытались задавить, хоть и понятно было, что Сафонов не представляет реальной конкуренции Смирнову, пишет газета. Теперь оппозиционный кандидат выражает сомнение в результатах, объявленных ЦИКом: "Считаем, что это очень странные цифры, а столь большая разница между результатами, полученными действующим "президентом" приднестровского региона, заставляют думать, что нельзя исключить вариант фальсификации результатов".

Молдавия - ЕС: "$1,2 млрд - это ощутимая поддержка курса, которым идет Молдавия"

На состоявшейся 12 декабря в Брюсселе встрече консультативной группы финансовых доноров, организованной Европейской комиссией (ЕК) и Всемирным банком (ВБ), принято решение предоставить Молдавии в следующие три года 1,2 млрд долларов, пишет "Экономическое обозрение". Средства в виде кредитов и грантов будут направлены на осуществление программы реформ и задач развития страны в рамках европейской политики добрососедства и Стратегии экономического роста и сокращения уровня бедности, а также нового Национального плана развития на период 2007-2010 годов (правда, его еще предстоит разработать), отмечает издание. Глава молдавской делегации премьер-министр Василий Тарлев назвал решение доноров "историческим": "Объявленная сумма финансовой поддержки на ближайшие три года больше всей помощи, предоставленной международными донорами Молдавии за 15 лет ее независимости". Значение обещанной финансовой подпитки действительно трудно переоценить, пишет газета. Если в текущем году за 11 месяцев Правительство и НБМ получили из-за рубежа кредиты и гранты на общую сумму около $60 млн, то уже в следующем их объем вырастет, по расчетам, как минимум в шесть раз. Но важна не только сумма предстоящих финансовых вливаний, но и их структура, отмечает издание. Доноры пообещали Молдавии, что половина из $1,2 миллиарда будет предоставлена в форме грантов, то есть безвозвратной помощи. А другую половину составят кредиты на льготных условиях: под мизерные проценты и на сроки от 20 до 40 лет. Существенно изменится и структура распределения финансовой помощи, пишет газета. Значительная ее часть должна быть направлена на реконструкцию и развитие инфраструктуры - дорог, энергетики, водоснабжения и другие цели, связанные не только с обеспечением лучших условий для жизнедеятельности населения, но и для развития бизнеса, в том числе в малых городах и сельской местности. Предполагается, что это станет одним из существенных стимулов для роста прямых иностранных инвестиций в экономику Молдавии, отмечает издание.

Щедрая финансовая и, если хотите, идейная поддержка, обещанная донорами в Брюсселе - это не рождественский подарок, продолжает "Экономическое обозрение". Властям Молдавии его надо было заслужить, пишет газета. И, что немаловажно, реализации оговоренных с донорами проектов потребует от властей РМ не меньшей работы и усилий в будущем. Грэм Уилер, операционный директор (второе лицо в иерархии Группы Всемирного банка), побывавший с визитом в Молдавии накануне встречи доноров, недвусмысленно дал это понять во время встреч с высшим руководством страны, лидерами парламентских фракций, представителями гражданского общества и бизнеса, и повторил на пресс-конференции в постоянном представительстве ВБ в Молдавии. "Государственные органы осуществили важные реформы в области управления публичными финансами, добились сокращения бремени внешнего долга, начали реформы местного управления и судебной системы. В молдавской экономике произошли значительные изменения. Экономический рост в 7% снизил количество бедных людей с 73% в 1999 году до 28% в 2003 году. Однако необходимы дальнейшие усилия по совершенствованию государственного управления, для того чтобы положительные тенденции в экономике и социальной сфере приобрели устойчивую, долговременную основу". В этой связи Грэм Уилер приветствовал усилия властей, направленные на сокращение административных и регуляторных барьеров, мешающих развитию частного сектора. Он сказал, что "хотя благодаря целенаправленным действиям Молдавия выглядит сегодня более достойно, чем в прошлом, и по показателю коррупции, однако не следует останавливаться на достигнутом". Оценивая как "благоприятные" и "обнадеживающие" изменения в сельском хозяйстве, он выразил убеждение, что необходимы дополнительные усилия для повышения эффективности труда в аграрном секторе. Кроме того, высокопоставленный представитель ВБ специально подчеркнул: "В значительной степени будущее Молдавии зависит от ее способности обеспечить благоприятную деловую среду для привлечения иностранных и внутренних инвестиций". Эти и другие пожелания особенно актуальны, так как в текущем году, согласно исследованиям ВБ, уровень бедности в Молдавии стал вновь расти, особенно, в сельской местности, пишет газета. Грэм Уилер считает, что на это повлияли не только неблагоприятные внешние факторы (приостановление экспорта вина в Россию, повышение цен на газ и другие энергоносители), но и трудности внутреннего порядка, которые кратко можно определить как "недостаточно быстрый темп необходимых реформ" и "недостаточность инвестиций, прежде всего в сфере инфраструктуры". Принявший участие в пресс-конференции региональный директор ВБ по Молдавии, Белоруссии и Украине Пол Бирмингем так прокомментировал эти выводы: "Мир не стоит на месте. Вашими конкурентами в привлечении иностранных инвестиций, являются Турция, Румыния, страны Прибалтики, которые добились больших успехов. Необходимо двигаться быстрее, быть более конкурентоспособными. Надо придать больше динамизма и глубины процессу реформ". Объясняя причины пролонгации СЭРСУБ на один год сверх намеченного, глава представительства ВБ в Молдавии Эдвард Браун сказал, что хотя многие меры, предусмотренные Стратегией, выполняются и достигают своих целей, однако необходима политическая воля для ускорения темпов. В то же время он признал, что внешняя финансовая поддержка в предшествующий период для реализации СЭРСУБ была недостаточной, а внутренние возможности Молдавии, в силу ряда причин, оказались ограниченными. Говоря о необходимости "политической воли и последовательности действий для ускорения реформ", представители ВБ отмечали, что в ходе консультаций в Кишиневе высокие должностные лица РМ еще раз заявили о решимости придать дополнительную динамику и глубину взаимодействию с международными донорами на всех направлениях. Эти заявления были отражены и в "Заключительных замечаниях сопредседателей" - официальном документе, подытожившим выступления сторон на состоявшейся в Брюсселе встрече, пишет газета. В нем, в частности говорится: "Партеры отметили необходимость дальнейшего усиления независимости судебных органов и подчеркнули значимость полного внедрения недавно принятых законов о судебной системе, Высшем совете магистратуры, коллегии адвокатов. Партнеры подчеркнули необходимость полного выполнения Стратегии и Плана действий по борьбе с коррупцией. Партнеры призвали Молдавию привести деятельность Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией в соответствие с его задачами. Партнеры также отметили необходимость пресечения злоупотреблений со стороны правоохранительных органов и плохое обращение с арестованными, и необходимость дальнейшей борьбы с организованной преступностью. Партнеры приветствовали сотрудничество между молдавскими пограничными и таможенными органами и Миссией Европейского Союза по оказанию приграничной помощи Республике Молдова и Украине и призвали Молдавию к полному выполнению рекомендаций EUBAM". В целях рационального использования скудных средств публичных финансов и недопущения избыточного бремени на частное предпринимательство, доноры предостерегли власти РМ "от увеличения уже достаточно большого" госаппарата, продолжает "Экономическое обозрение". Отметив достижения в рамках "амбиционных усилий", направленных на реформирование госуправления, партнеры указали на оставшиеся нерешенными проблемы, такие как недооценка важности развития технических возможностей для целей координации политики и управления госаппаратом. Кроме того, в документе подчеркивается важность более четкого определения приоритетов статей расходов бюджета, с целью повышения эффективности действующих и планируемых государственных программ. В разделе "Макроэкономические политики и финансовые потребности" доноры отметили несомненные успехи, которые способствовали значительному сокращению уровня бедности в течение последних семи лет. Однако внешние шоки стали факторами, обусловившими замедление экономического роста, повышение уровня инфляции, снижение уровня международных резервов относительно объемов критического импорта. Стороны сошлись во мнении, что для Молдавии было бы целесообразно снизить уровень инфляции до однозначной величины; в то же время было отмечено, что дальнейшее повышение цен на природный газ может затруднить достижение этой задачи. Представители РМ убедили доноров в том, что внешние шоки приводят к сложностям с исполнением бюджета, и решение этой проблемы возможно только за счет увеличения финансирования. При этом партнеры признали определенные успехи в решении проблем, вызванных внешними шоками, и по большей части поддержали те меры корректировок и источников финансирования, которые были положены в основу стратегии Правительства. Партнеры особо подчеркнули, что гибкость валютного курса будет способствовать адаптации сектора внешней торговли к новым ценам. Они также отметили, что более высокие цены на импортируемые энергоресурсы следует включить в расчет тарифов для потребителей, поскольку только таким образом можно обеспечить их сбережение (то есть избежать высоких темпов инфляции). При этом выражено опасение, что неразвитость программы социальной помощи в Молдавии может затормозить повышение тарифов на коммунальные услуги до уровня окупаемости. Это, кажется, единственная нерешенная в Брюсселе проблема, пишет газета. Что не помешало донорам пообещать Молдавии в общей сложности 1,2 млрд долларов (Правительство подавало заявку-обоснование на сумму в $1,5 млрд, но, по сведениям газеты, готово было удовлетвориться и $1 млрд). После чего, обе стороны заявили о своей убежденность в том, что такой уровень поддержки позволит покрыть финансовые потребности Молдавии. И выразили уверенность, что ускорение намеченных властями и согласованных с донорами реформ позволит Молдавии достигнуть целей, предусмотренных на среднесрочную перспективу.

1,2 млрд. долларов - такова сумма, которую Евросоюз совместно с международными финансовыми организациями и внешними донорами решил выделить Молдавии, пишет "Комсомольская правда в Молдове". Эта весьма существенная сумма, эквивалентная двум госбюджетам страны, попадет в Молдавию в следующие три года, отмечает газета. Директор Европейского института политических исследований Виорел Чиботару заявил в интервью изданию: "Я еще не видел этого решения, оформленного документально и подробно, поэтому о деталях вам сейчас вряд ли могу что-либо сказать. Но в любом случае, выделение столь крупной суммы очень важно для Молдавии. Это означает, что международные организации нашли общий язык с Молдавией. Выделенная, подчеркну, в будущем сумма является еще одним доказательством того, что Молдавию рассматривают в Европе в качестве серьезного партнера, способного выполнять взятые на себя обязательства. Молдавия заявляет, что она является демократическим государством. Парижский клуб, Международный валютный фонд, Международный банк, Европейский союз все это видят и оценивают деятельность руководства страны. Поймите: Запад помогает прежде всего тем, кто хочет себе помочь. Наше государство как раз из таких. Возможно, это больше, чем мы ожидали. Но для имиджа Молдавии это сыграет положительную роль".

Почти полтора миллиарда долларов, собранные для Молдавии в Брюсселе, на заседании стран-доноров - это ощутимая поддержка курса, которым идет Молдавия, пишет "Независимая Молдова". Уже можно уверенно сказать, что эта поддержка носит не единичный, а постоянный и принципиальный характер, отмечает издание. Помогать готовы именно такой Молдавии, какой она стала сейчас - страной, в которой достигнуто политическое равновесие, в которой слово "развитие" стало ключевым, пишет газета. Президентская инициатива о разработке Национального плана развития, которым правительству поручено заняться с первых же дней нового года - это результат многолетней работы по упрочению государства и экономики страны, по налаживанию сотрудничества в рамках европейской интеграции. Говорят: не уверен - не обгоняй. Теперь Молдавия уверена в себе, и смело идет на обгон: путь впереди свободен, отмечает издание.

"В первую очередь мы признательны всем странам и организациям, решившим оказать столь значительную поддержку Республике Молдова, - отмечает в интервью газете "Независимая Молдова" президент Молдавии Владимир Воронин. - Очень важно, что это содействие пришло вовремя. Мы получили отличную возможность инвестировать значительные средства в инфраструктуру, в том числе в дорожное строительство, в социальные проекты, в структурное реформирование экономики. Но я все-таки уверен, что столь искренняя и масштабная помощь Молдавии - это скорее не столько признание каких-то итогов, это больше аванс в отношении заявленных нами целей будущего развития. Наши западные партнеры приветствуют именно этот вектор, нежели прочные и однозначные результаты такого развития. Нам верят, что мы целенаправленно двигаемся в сторону европейских стандартов демократии, что мы искренни в своем стремлении добиться экономических и социальных свобод, что мы действительно способны решить проблему объединения страны цивилизованным, мирным путем. Это, конечно же, определенный успех. Но не основание для победных реляций и самоуспокоения. По крайне мере, с моей точки зрения. Все как раз, наоборот. Для Республики Молдова это некий новый уровень ответственности. Предложенная сейчас внешняя финансовая помощь для Молдавии многократно превышает все те средства, которые страна получила за последние пятнадцать лет. Условия получения помощи, в отличие от прошлых лет, более чем льготные. Но самое важное состоит в том, чтобы все эти средства дали максимальную отдачу. Чтобы никто не посмел обвинить власти в том, что опять кто-то и что-то разворовал, что вновь бюрократия набила карманы, настроила себе дворцов, а люди так и не почувствовали перемен к лучшему. Каждый этап развития нашей страны порождает новые проблемы, новый уровень задач. Извините, но сегодня наши граждане уже не могут быть удовлетворены только тем, что зарплату и пенсии вовремя выдают, что строятся школы и больницы, новые объекты культуры, что в села проводят газ и воду. Сегодня это становится нормой. Слава Богу, что нам, вопреки всем противоречиям и проблемам, удалось достичь этой нормальности. Но, тем не менее, уровень дохода наших граждан все еще низкий, судебная система далека от справедливости и прозрачности, темпы роста занятости из рук вон плохие, а коррупция не собирается сдаваться. Мы, как страна, как общество пока еще далеки от настоящей конкурентоспособности - и восприятии граждан нашей страны и восприятии международного сообщества. Мы не должны себя сравнивать с прошлым, мы должны себя оценивать, так сказать по "гамбургскому счету", то есть с уровнем развития соседних с нами государств. Люди в Молдавии не могут и не должны быть беднее людей в Румынии или в Украине, иначе мы останемся без людей. Инвестиционный климат в Молдавии не может быть хуже украинского или европейского, иначе мы не восстановим и не разовьем экономику. А потому нужно действовать решительнее, активнее особенно на стратегических направлениях. Любое замешательство, любая временная заминка либо отступление может оказаться остановкой навсегда".

"Молдавия обязана успешно пройти трансформацию своей правовой системы на основе общепринятых европейских лекал, - продолжает Воронин. - Это своеобразное высшее образование для страны. Политика социального инвестирования также не имеет альтернатив. Люди - наш единственный ресурс развития, и наши люди должны быть образованны, здоровы и обеспеченны. Нейтралитет - это не просто статья в Конституции, это выбор бесконфликтного и долговременного развития, одинаково комфортного для людей самых различных ценностей. Но я бы добавил вот еще что. Сегодня мы стоим на пороге совершенно новых преобразований в экономической сфере. Моя недавняя инициатива, высказанная на заключительном заседании в Парламенте летом этого года, уже нашла выражение в целом пакете законопроектов. Речь идет о формировании принципиально-нового инвестиционного климата в Молдавии. Сегодня этот пакет законов проходит серьезную экспертную проверку и всестороннюю шлифовку. И в самое ближайшее время я выступлю с законодательной инициативой, направленной на изменение места Молдавии в международной финансово-экономической системе. Поэтому к указанным Вами элементам нашей государственной идеологии я бы добавил еще один, не менее важный - экономическую свободу. Это то, что принципиально должно отличать Молдавию, как страну, как общество на самую долгую перспективу. Это, кстати говоря, не просто принципы какой-то там идеологии, это все элементы той самой конкурентоспособности, без которой Молдавии не выжить в современную эпоху". ("Независимая Молдова")

Проблемы СМИ: "Воронин наступает на грабли истории"

Решение о реорганизации путем отчуждения муниципальных общественных электронных СМИ "Antena C" и "Euro TV Chisinau" является, вероятно, самым мощным наступлением на прессу и журналистов, неудобных власти, с 2004 года и до сих пор, пишет Info-Prim-Neo. Агентство напоминает, что весной того года, деятельность этих вещателей была приостановлена Координационным советом по телевидению и радиовещанию (КСТР) по причине якобы имеющихся нарушений юридического порядка. А в августе 2004 года журналисты компании "Teleradio-Moldova" (TRM), которые еще позволяли себе критиковать власть, "провалились" на отборочном конкурсе для продолжения деятельности в компании, которая затем стала называться общественной. Тот же припев зазвучал вновь и 29 марта этого года, когда спикер Мариан Лупу на пресс-конференции заявил о наличии проекта Кодекса телевидения и радио, чтобы уже через неделю, без ознакомления общественности и обсуждения гражданским обществом, Кодекс был принят парламентом в первом чтении, пишет агентство. В течение последовавших за этим трех месяцев, до его принятия в окончательном чтении, гражданское общество организовало многочисленные семинары и круглые столы, на которых обсуждался проект будущего закона, были сформулированы предложения, альтернативные варианты и т.д., чтобы в конечном итоге стало ясно, что, по большому счету, труд этот был напрасным. Проект был принят в конце прошлой сессии парламента и во втором чтении, вступив в силу 18 августа. Одним из самых обсуждаемых аспектов Кодекса было положение, согласно которому новый закон не предусматривает существования других общественных вещателей кроме TRM, а местные общественные учреждения, действующие на данный момент, должны быть реорганизованы. Эти новые положения расценены многими экспертами как явная попытка ликвидации неудобных власти органов СМИ, пишет агентство. Несмотря на все дискуссии, несмотря на дебаты на пленарных заседаниях парламента, 30 ноября Муниципальный совет Кишинева принял (голосами советников-коммунистов и христианских демократов) решение о реорганизации путем отчуждения этих двух муниципальных учреждений. Реорганизация была представлена как решение, необходимое для приведения деятельности этих двух вещателей в соответствие с положениями Кодекса. Проблема, однако, в том, что официально никто не знает, как это будет происходить. Ни Кодекс, ни другие законодательные акты специально не предусматривают решений в таком случае, даже нормы, существующие в других законах, вступают в противоречие друг с другом. Как в любой ситуации, когда нет ответов на вопросы, возникают слухи, пишет агентство. Согласно некоторым, эти два вещателя будут "поделены" между партнерами коммунистами и христианскими демократами. Наиболее информированные знают даже и то, что коммунистам достанется "Euro TV Chisinau", а христианским демократам "Antena C". По мнению других, и исполняющий обязанности мэра Василий Урсу может "прибрать к рукам" одно из СМИ. Есть и такие, кто "знает" о существовании покупателя из Турции для "Euro TV" и из Германии - для "Antena C", пишет агентство. Ясно, что как коллективы муниципальных электронных СМИ, так и представители гражданского общества, политики, радиослушатели и телезрители не согласны с этим решением.

У Муниципального совета было несколько вариантов реорганизации этих двух вещателей, которые также внесли в МСК собственные предложения, продолжает Info-Prim Neo. И некоторые советники предложили альтернативные проекты. По словам одного из народных избранников, должна была быть образована комиссия, которая проанализировала бы ситуацию и предложила Муниципальному совету несколько возможностей реорганизации. Предлагалось также преобразовать "Antena C" и "Euro TV Chisinau" в неправительственные организации. В конце концов, после продолжительных дискуссий было проголосовано то, что было проголосовано, что, по всей вероятности, приведет к приватизации "Antena C" и "Euro TV Chisinau" и, фактически к их ликвидации, отмечает агентство. Это решение не на пользу ни развитию отечественного аудиовизуала, ни коллективам, и что важней всего - ни потребителю информации, полагает агентство. И тогда возникает вопрос: кто же в выигрыше? Неужели становящиеся все более упорными слухи - правда? Вице-спикер, председатель Христианской демократической народной партии (ХДНП) Юрий Рошка знал еще с апреля, что "Antena C" и "Euro TV Chisinau" будут приватизированы, пишет агентство. Вопрос в том, знал ли он, кто их приватизирует. Рошка ясно заявил тогда, на одном из международных семинаров, что "муниципальные общественные вещатели "Antena C" и "Euro TV" будут ликвидированы как общественные учреждения и приватизированы после вступления в силу Кодекса о телевидении и радио". На просьбу ответить, спросят ли мнение жителей столицы по этому вопросу, Рошка сказал: "Мы никого не спрашиваем, мы законодатели, спрашивать будем в 2009 году". С другой стороны, в конце июня депутат-коммунист Виктор Степанюк, председатель парламентской Комиссии по культуре, науке, образованию, молодежи, спорту и массмедиа, на совместной с сопредседателем Комитета парламентского сотрудничества РМ-ЕМ Марианне Микко пресс-конференции заявил, что европейские эксперты подтвердили: так-называемые общественные вещатели "возможно, должны действовать". Эксперты подчеркнули, что под этими общественными вещателями подразумеваются радиостанции и телеканалы, находящиеся в общественной собственности, не обязательно с национальным покрытием. "Такие каналы будут", - пообещал депутат-коммунист. На поверку выходит, что "таких каналов не будет". И на этот раз мы задаемся вопросом: знает ли Рошка больше Степанюка или же последний сделал свои заявления лишь для отвода глаз (ушей) официального европейского представителя, как это часто делается в РМ?

Независимый муниципальный советник Михаил Рошкован заявил недавно, что когда был лидером фракции христианских демократов в Муниципальном Совете Кишинева, инициатива о прекращении деятельности "Antena C" и "Euro TV Chisinau" напрямую исходила от Юрия Рошки, продолжает Info-Prim Neo. Рошкован заявил, что перед выборами 2005 года фракции ХДНП в Муниципальном совете удалось убедить Рошку в необходимости этих муниципальных СМИ, в том, что они непредвзято и беспристрастно освещают события. По всей видимости, именно эти аргументы - непредвзятость и беспристрастность - не понравились лидеру ХДНП после установления "политического консенсуса от 4 апреля", пишет агентство. Те, кто хочет реорганизации этих учреждений, мечтает о том, чтобы они больше не действовали в нынешнем формате в избирательной кампании по всеобщим местным выборам 2007 года. Но выборы приближаются. До начала избирательной кампании осталось не больше 4 месяцев - время, за которое "реформаторы" должны успеть ликвидировать данные учреждения, приватизировать их, разработать новую издательскую политику, "отсеять" журналистов, которые не захотят работать по заказу и подобрать новых, которые будут слушаться "хозяина", пишет агентство. Работы много, а времени мало, однако поспешность, с которой развиваются события, говорит о серьезности намерений авторов этого сценария. Все прекрасно отдают себе отчет в том, что ликвидация и преобразование нынешних общественных вещателей создаст новый вакуум в отечественном аудиовизуале, продолжает агентство. Кроме того, события возвращают на первый план дискуссии о цеховой солидарности, пишет агентство. Недавно Мария Диминец, один из лидеров Либеральной партии, обвиняла журналистов, утверждая, что именно их вина в том, что происходит сейчас с "Antena C" и "Euro TV Chisinau", а именно в отсутствии позиции с их стороны. "Единственное решение -всем нам объединить усилия и потребовать власть, которая нам принадлежит", - заявила она. Молдавские журналисты должны учиться у своих коллег из России, которые солидарно бойкотировали пресс-конференции в Минске в ходе саммита глав государств СНГ, в знак протеста против отказа белорусских властей аккредитовать троих их коллег, пишет Info-Prim Neo. Тогда, вернувшись с саммита, президент Владимир Воронин также организовал брифинг, на который выборочно пригласил прессу. И эти журналисты пошли! Не впервые президент грубо игнорирует обязанность информировать ВСЮ общественность о государственных делах, строго подходя к отбору "рупоров", которые будут писать "как надо" и не задавать неудобных вопросов, пишет агентство. Но не об этом сегодня речь. Отсутствие единства среди журналистов, разделение их на лагеря, зачастую враждующие, может сыграть злую шутку с любым органом прессы. Вспомним недавнее "дело Брагиша" с Pro TV Chisinau. В отличие от неминуемой ликвидации "Antenа C" и "Euro TV Chisinau", "проблема Pro TV" была малой, если малым можно назвать лишение человека свободы, пишет агентство. Однако тогда массмедиа выработали позицию и заявили о ней, что принесло результаты. Почему и сейчас не поступить так же? История массмедиа Республики Молдова знает, к сожалению, и другие случаи "политкорректной" ликвидации органов прессы. Казалось бы, ничего особенного не происходит и сейчас, пишет агентство. Но не будем забывать о том, что сотрудники этих двух муниципальных учреждений уже пережили подобные события. Вспомним голодовку, объявленную ими в 2004 году, о протестах перед зданием КСТР, пишет агентство. Тогда журналистам дважды за два месяца удалось вывести людей на массовые протесты. И если говорить об истории, не стоит забывать и о том, что "бархатная революция" в ноябре 1989 года в Праге началась также из-за попытки власти закрыть одно из учреждений массмедиа, подводит итог агентство.