Сбивать цены на жилье административными способами - бесполезно: Интервью Дмитрия Катаева

Москва, 19 декабря 2006, 00:11 — REGNUM  

ИА DAILYSTROY опубликовало интервью Председателя Общественного экспертного совета по жилищному самоуправлению при фракции "ЯБЛОКО" в Мосгордуме Дмитрия Катаева.

ИА DAILYSTROY: Почему, на ваш взгляд, граждане России не готовы выбирать управляющие компании и не готовы к реформе ЖКХ в целом?

По трем причинам. Во-первых, мешает советский менталитет, который не приучил беспокоиться в городе о своём жилье. Вот на дачу приеду, сразу полезу крышу чинить, а в городе не сниму даже трубку, чтобы исправить домофон. Во-вторых, власть саботирует информационную кампанию или ведет её сугубо формально, официально, без прямого обсуждения проблем. И в-третьих, есть объективные трудности, например, в создании ТСЖ, есть налоговые глупости и некоторые другие. Сейчас изменили закон о некоммерческих организациях, и мне жаловался один председатель ТСЖ, избранный недавно, что на каждого члена ТСЖ нужно чуть ли не 50 страниц документов. Представляете, какая это работа и кто будет её делать?

ИА DAILYSTROY: Кто должен заниматься информированием граждан?

Я думаю, что власть должна распределить гранты по конкурсу между некоммерческими организациями, которых довольно много в этой сфере. Они не всегда оформлены, но при желании это можно сделать. Профинансировать и заключить договора со СМИ. Вот в Москве ТВЦ огромные деньги получает из бюджета, а информирует очень слабо на эту тему и чисто формально а уж о прямом эфире нечего и мечтать.

ИА DAILYSTROY: Что нужно делать с ЖКХ сегодня? И как его изменить в лучшую сторону? Есть какие-нибудь системные ошибки?

Есть системные ошибки. Например, сам Жилищный кодекс принят грубо, протащен. Было 1 000 поправок, но они почти не учтены. Всё было принято в спешке, очень не продуман переходный период. Руководство страны, в лице правительства, должно вести более детальный мониторинг происходящего, чтобы отслеживать, как принимаются региональные нормативные акты. А они не принимаются или принимаются не достаточно. В Москве до сих пор нет полного комплекта нормативных актов, которые обеспечивали бы всё, что требует Жилищный кодекс. Например, проведение собраний.

Другая системная сложность - отсутствие рынка управляющих организаций. Это как раз фактор абсолютно объективный, им просто неоткуда взяться, так как не было поля деятельности, сейчас они будут появляться. Власть действует очень грубо и в своих интересах. Я недавно был в Краснодаре, миллионный город, там власти создали одну на весь город муниципальную управляющую компанию. О каком рынке и конкуренции здесь можно говорить? В Москве чуть лучше ситуация в этом плане. Тут практически в каждом районе тащат районный ДЕЗ в качестве управляющей компании. Но людям никто не объяснил, что между соседними ДЕЗами тоже можно выбирать. Тоже монополия получается, меньшего масштаба, чем в Краснодаре.

ИА DAILYSTROY: В целом в какую сторону нужно менять ЖКХ?

В целом стратегическое направление правильное, но в законодательстве и ближе к земле масса грубых ошибок, которые упорно не исправляются. А только что принятые изменения Градостроительного кодекса и пакет других законопроектов, которые еще рассматриваются, просто убивают все лучшее в реформе ЖКХ и заводят в тупик программу строительства жилья.

ИА DAILYSTROY: Как привлечь бизнес в ЖКХ, и согласны ли вы с тем, что управляющим компаниям не дают развиваться на рынке?

Согласен, конечно. Чтобы привлечь бизнес, надо дать им развиваться. Сейчас мы обращаемся, и уже не первый раз, к Правительству Москвы с требованием признать недействительными те порядка 15 тыс. голосований, которые считаются состоявшимися, по выбору управляющей компании. Потому что они были с грубейшими нарушениями. Может, надо не огульно признавать их недействительными, но надо провести объективный анализ. А к управляющим компаниям применить известные алгоритмы поддержки бизнеса - налоговые льготы, помощь в предоставлении помещений, техники. Ничего этого не делается, а нужно делать.

ИА DAILYSTROY: Комиссия Мосгордумы рассмотрела на своем заседании поправки в Жилищный кодекс. В них предлагается не допускать управляющие компании, которые не имеют финансовых гарантий (10 млн. рублей). Не считаете ли Вы, что это приведет к монополизму?

Нет, я не считаю, что монополизм - это плохо, но пока неизбежно, поскольку требование финансовых и других гарантий - абсолютно правильное. Уже есть много случаев, когда создавались липовые управляющие компании. Просто объявляется какой-то счет, в доме разбрасываются листовки, в ящик опускаются счета с фальшивым номером. И на этот счет начинают поступать деньги. Потом эти ребята исчезают.

ИА DAILYSTROY: То есть страхуют рынок?

Конечно! Хочется сказать, что не надо допускать бюрократов к лицензированию. Они начнут брать взятки. Вместе с тем, я думаю, что 10 миллионов - это мало, это цена одной квартиры.

ИА DAILYSTROY: Как вы думаете, соответствует нынешняя цена новостроек их качеству?

Не соответствует. В Москве, по крайней мере.

ИА DAILYSTROY: И как с этим бороться?

Нынешнее качество более или менее соответствует себестоимости, которая в свою очередь раз в 5 ниже цены. И то не соответствует, потому что себестоимость завышенная, а цена от нее отрывается, как небо от земли.

ИА DAILYSTROY: На рынке проявляются интересы продавца, а не покупателя?

Естественно, потому что спрос явно превышает предложение, отсюда колоссальные сверхприбыли, и, конечно, диктат продавца.

ИА DAILYSTROY: И как бороться с этим, чтобы были выдвинуты условия не только продавца, но и покупателя?

Мы говорим о качестве строительства. Как правило, квартиры продаются без отделки, в этом случае у покупателей особых проблем не возникает, потому что они потом делают евроремонт. Очень низкое качество тех квартир, которые распределяются. Но здесь я кроме как административными методами не вижу других способов воздействовать, поскольку вся эта сфера регулируется именно административными методами. А качество коммерческого строительства не такое низкое, потому что качеству негде проявляться.

Что касается того, как сбить цену, её сбивать совершенно бесполезно. Это приведет только к злоупотреблению, спекуляции и т.д. Во-первых, необходимо установить высокий налог на элитную недвижимость. Скажем, ты сможешь ничего не платить за 100 кв.м., а сверх этого, будь добр, на полную катушку. Во-вторых, нужно отдать людям придомовые земельные участки и развязать их инициативу в реконструкции и строительстве для себя и для города, а не ради сверхприбылей монополистов. В третьих, конечно, необходимо строительство загородного жилья. Для этого необходимо создание инфрастуктуры: пригородных дорог и не только пригородных, в городе тоже. Провести туда линии коммуникаций. Например, я сейчас сижу дома, работаю, у меня есть Интернет, есть электронная почта. Мне не нужно ехать в центр. Так оно и должно быть, по европейскому типу. Тогда спрос на городское жилье резко упадет. Это фактор уже всероссийский. Когда будут привлекательны места в других городах, упадет цена на жилье в Москве. Пока же нужно не занижать цену административными способами, а изымать сверхприбыли в городской бюджет и направлять эти миллиарды долларов на строительство социального жилья или на социальные нужды.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.