Чехия: цыганский геноцид по "бархатному сценарию"

Весь мир, 18 декабря 2006, 23:35 — REGNUM  

В конце ноября 2006 г. Европейский Центр Мониторинга расизма и ксенофобии (EUMC) опубликовал свой ежегодный отчет с жесткой критикой в адрес Чехии, Словакии и Венгрии, обвинив эти страны в сегрегации и дискриминации цыганского населения в сфере образования, в трудоустройстве и в предоставлении жилья. По словам председателя Европейского Центра Мониторинга расизма и ксенофобии А. Крикли, в Чехии, Словакии и Венгрии цыгане подвергаются дискриминации на расовой почве со стороны общественности и общественных деятелей данных стран (Metropolitní Expres. 29.11.2006).

Столь нелицеприятная критика в адрес Чехии, имеющей стойкую репутацию благоухающего оазиса демократии, терпимости и соблюдения прав человека, была почти полностью проигнорирована чешской общественностью и средствами массовой информации, которые предпочитают бороться за "права человека" где угодно, но только не у себя дома. Между тем, положение цыганского меньшинства в Чехии представляет собой значительно более глубокую и серьезную проблему, чем это было обозначено в докладе Европейского Центра Мониторинга расизма и ксенофобии. Однако эта проблема почему-то ускользает от цепкого внимания профессиональных борцов за права человека.

Цыгане вообще имеют крайне неутешительный исторический опыт пребывания в составе Чехии. В межвоенной Чехословакии, считающейся самым демократическим государством Центральной Европы в 1920-1930-е годы, действовал дискриминационный закон № 117/27 "О бродячих цыганах", принятый чехословацким парламентом 15 июля 1927 года. В соответствии с этим законом, все проживавшие в Чехословакии цыгане вместо паспортов получали так называемое "удостоверение цыгана", содержавшее данные о личности владельца, включая отпечатки пальцев. Закон содержал ряд дискриминационных положений в отношении цыганского населения, включая запрет на доступ и проживание в крупных городах и в курортных местах Чехословакии. После окончательной оккупации чешских земель гитлеровской Германией в марте 1939 г. и образования протектората Богемия и Моравия, созданного по указу Гитлера, чешские силовые структуры приняли самое деятельное участие в проведении нацистской политики геноцида "неарийских" народов. На территории протектората Богемия и Моравия было истреблено почти все цыганское население, насчитывавшее около 35 тысяч человек; причем, уничтожение цыган осуществлялось преимущественно чехами. Проживавшие в Чехии цыгане были собраны в двух концлагерях на территории протектората - в Лети в южной Чехии и в г. Годонин в Моравии.

Примечательно, что концлагерь в Лети был создан по распоряжению чехословацкого руководства еще 2 марта 1939 г., т.е. за две недели до оккупации Чехии Германией (Кретинин С.В. Судетские немцы: народ без родины. 1918-1945. Воронеж, 2000. С.181). Охрана и администрация этих концлагерей, цыганские узники которых находились в ужасающих условиях, комплектовались из числа сотрудников чешской протекторатной полиции. Эти неприглядные факты чешской истории остаются в значительной мере табу в современной Чехии, общественное мнение которой, привыкнув к восприятию собственной истории как непрерывной череды насилия со стороны злых и агрессивных соседей над беззащитными чехами, не готово взять на себя ответственность за собственные преступления по отношению к другим народам.

Элементы "бархатного геноцида" в отношении цыганского населения чешские власти допускали как в период социализма, так и после "бархатной революции" 1989 г. Так, власти социалистической Чехословакии активно критиковались на Западе за случаи насильственной стерилизации цыганских женщин. Однако подобная позорная практика продолжилась и в условиях победившей в 1989 г. в Чехии демократии. 17 августа 2006 г. в столице северной Моравии г. Острава состоялась демонстрация протеста нескольких десятков цыганских женщин, ставших жертвами насильственной стерилизации. Несколько пострадавших обратились в суд и проинформировали о подобной практике специальный комитет ООН, однако доказать факт насильственной стерилизации оказалась сложно, поскольку чешским врачам удавалось получать у цыганских женщин подпись с согласием на проведение стерилизации. Впрочем, по словам некоторых пострадавших, они подписывали либо чистую бумагу, не догадываясь о том, какой текст может быть помещен над их подписью, либо не были проинформированы о всех последствиях стерилизации, которая подавалась им как необходимая с медицинской точки зрения мера сразу после родов (Metro. 18.08.2006). О том, что насильственная стерилизация в Чехии стала массовым явлением, свидетельствует тот факт, что к лету 2006 г. около сотни цыганских женщин обратились к представителю чешского правительства по правам человека в Остраве с официальной просьбой расследовать операции по стерилизации, которым они ранее подверглись. Однако чешская бюрократическая машина затягивает решение этой проблемы. По мнению Европейского Центра по правам цыган, нежелание восстановить справедливость в отношении жертв насильственной стерилизации остается одним из грубейших нарушений прав человека в Чехии.

Если насильственная стерилизация является крайним проявлением дискриминации цыганского населения, по сути граничащим с геноцидом, то примеров более "мягких" форм дискриминации гораздо больше. В середине 1990-х гг. в Праге и в других городах Чехии не редкостью были рестораны, кафе и дискотеки с надписями "цыганам вход запрещен". Примерно в это же время городские власти г. Усти над Лабем в северной Чехии затеяли строительство стены, призванной отделить жителей местного цыганского гетто от благополучных кварталов города. После того, как шокированная Европа мягко пожурила своих чешских любимцев, на всех парусах мчавшихся в то время в НАТО и в ЕС, столь вопиющих примеров нарушения прав цыганского населения стало меньше, однако дискриминация продолжилась в более скрытых и изощренных формах. Вместо оскорбляющих взор просвещенной Европы надписей "цыганам вход запрещен", хозяева ресторанов и дискотек используют теперь различные благовидные предлоги для того, чтобы не пускать цыган в свои заведения. Ярким индикатором неблагополучного положения цыганского меньшинства в Чехии стал массовый исход чешских цыган в Великобританию и Бельгию в конце 1990-х годов, который прекратился лишь после резкого ужесточения пограничного контроля, предпринятого английскими и бельгийскими властями.

Не редкость в тихой Чехии и крайние проявления антицыганских настроений. Так, в июле 2006 г. в микрорайоне "Май" г. Ческе Будейовицы в южной Чехии неизвестный преступник в течение нескольких недель регулярно открывал стрельбу по местным цыганам из пневматического ружья, опасно ранив четырех человек, в том числе двоих детей, что вызвало ужас жителей микрорайона (MF DNES. 28.07.2006).

Конфликты между чехами и цыганами - особенно частое явление в чешской провинции, страдающей от высокой безработицы, низких зарплат и отсутствия жизненных перспектив, что служит дополнительным фактором, обостряющим межэтническое противостояние. Цыганские гетто с полуразрушенной инфраструктурой, обшарпанными домами и поголовной безработицей, обитатели которых живут за счет скудных пособий по безработице, воровства и проституции, стали непременным атрибутом крупных чешских городов. Впрочем, многочисленные иностранные туристы, знакомство которых с Чехией ограничивается лишь средневековыми замками, курортами и историческом центром Праги, о существовании цыганских гетто даже не подозревают. По мнению экспертов, чешские власти не предпринимают необходимых усилий для интеграции цыганского меньшинства в чешское общество. В результате взаимное отчуждение нарастает, что чревато новыми периодическими эксцессами в будущем.

По словам выходящей в Праге на английском языке газеты "Праг Пост", в последние годы чешская дипломатия активно критиковала нарушения прав человека на Кубе и в Белоруссии. "Однако вызывает сожаление то обстоятельство, - замечает "Праг Пост", - что право Чехии критиковать другие страны серьезно подорвано ее неспособностью принять меры в отношении насилия, совершенного на ее собственной территории" (The Prague Post. 30.08.2006).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.02.17
Савченко на Донбассе: почему это так пугает Киев
NB!
26.02.17
Великий пост дарует великие возможности
NB!
26.02.17
Неизвестный облил Касьянова зеленкой на «Марше памяти» Немцова
NB!
26.02.17
«Крысиное царство» губернатора Анатолия Артамонова
NB!
26.02.17
Басурин: Украинские нацбатальоны освободили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
26.02.17
Из акронима ИГИЛ / ИГИС* пора убрать определение «исламское»
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: В 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов
NB!
26.02.17
На Украине определили своего участника конкурса «Евровидение»
NB!
26.02.17
Бесцензурная и религиозная страсть
NB!
26.02.17
Поэма Санкт-Петербурга: Небо
NB!
26.02.17
Вандалы из группировки «Азов» разрисовали российский банк в Одессе
NB!
26.02.17
Трамп саркастически прокомментировал назначение Тома Переса
NB!
26.02.17
Арестован глава киргизской партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев
NB!
26.02.17
Борьба за пост президента США продолжается: теперь — при живом Трампе
NB!
26.02.17
Выборы в Эквадоре: удастся ли Корреа «добежать до бельгийской границы»?
NB!
26.02.17
«Народный автомобиль»: сильнее Гитлера и «дизельгейта»
NB!
25.02.17
Фильм о Клинтон завоевал антипремию «Золотая малина»
NB!
25.02.17
The Daily Express: «Печально известная победа Красной армии над нацистами»
NB!
25.02.17
Украинские нацбатальоны захватили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
25.02.17
1917: Кто же отступил от Бога – страна или Церковь?
NB!
25.02.17
Варшава вспомнила о роли Германии в создании «Большой Украины»