Следствие по делу об убийстве в Москве 16 апреля 2006 года 19-летнего антифашиста Александра Рюхина, по которому в качестве обвиняемых проходят члены ряда московских неофашистских объединений, закончено; в ближайшее время дело может быть передано в суд, однако потерпевшая - мать погибшего юноши, обратилась в Генеральную прокуратуру с жалобой, требя продолжения следствия. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом Татьяна Рюхина и представляющий ее интересы адвокат Станислав Маркелов заявили на пресс-конференции в Москве 14 декабря.

19-летний антифашист Александр Рюхин был убит точным ударом ножа в людном месте перед началом концерта популярной среди "антифа" музыкальной группы. Это не было случайное убийство в массовой драке; убийцы пропустили толпу, ожидая появления именно Рюхина, и напали на него совершенно целенаправленно, подчеркнул Станислав Маркелов. Как пояснила мать погибшего Татьяна Петровна Рюхина, ранее ее сын попал на заметку к членам фашистских группировок как активный участник антифашистских акций. По словам адвоката, обстоятельства убийства позволяют говорить о том, что его совершил хладнокровный, хорошо подготовленный человек. Об этом свидетельствует то, что убийца был в перчатках и оставил нож в ране, чтобы не забрызгать кровью свою одежду.

Трое из шести подозреваемых по данному делу были задержаны летом текущего года. По прошествии нескольких месяцев расследования уголовное дело об убийстве, которое находится на контроле заместителя прокурора Южного административного округа Москвы, неожиданно было разделено на два самостоятельных дела. По одному из них фигурируют трое задержанных - члены "Славянского союза" (СС) Василий Реутский и Андрей Анциферов (Цифер), а также член группировки "Формат 18" Александр Шитов по кличке Шульц. Всем им предъявлены обвинения по Ст. 213 Ч. 2 УК РФ (Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), Ст. 115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью) и Ст. 116 УК РФ (Побои).

Как подчеркнул Станислав Маркелов, учитывая нетяжкий характер обвинений и то, что для всех троих эта судимость является первой, можно ожидать, что, скорее всего, обвиняемые будут осуждены к условному наказанию.

Переквалификация обвинений в отношении Реутского, Анциферова и Шитова произошла практически вслед за тем, как Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил о необходимости активизации борьбы с экстремизмом и усиления защиты потерпевших, отметил адвокат.

Что касается обвинения по Ст. 105 УК РФ (Убийство), то оно сохранилось лишь по второму уголовному делу, ни один из фигурантов которого пока не задержан. В розыске находятся члены группировки "Объединенная бригада-88" Александр Паринов по кличке Румын и Никита Тихонов, а также одно неустановленное лицо.

Разделение единого уголовного дела, возбужденного по факту умышленного убийства, на два самостоятельных дела вместо обычного выделения в отдельное производства дела тех обвиняемых, которых на данный момент удалось задержать, по словам Станислава Маркелова, является беспрецедентным решением. Попытки обвиняемых свалить всю вину на тех подельников, кто еще не задержан, "это обычная бандитская "отмазка", на которую правоохранительные органы никогда не ведутся, - отметил он. - Но здесь я увидел эту "отмазку" со стороны прокуратуры".

В связи с этим мать убитого юноши и ее адвокат заявили о своей глубокой неудовлетворенности действиями следствия и прокуратуры, которые, по их мнению, не только не предприняли всех необходимых действий для изобличения виновных, но и своими действиями способствуют уходу некоторых из них от ответственности.

Напомнив о произошедшем ранее в Санкт-Петербурге убийстве другого активиста антифашистского движения - Тимура Кочаравы, Станислав Маркелов отметил тревожную тенденцию к возникновению в молодежной среде насилия на политической почве. "Убивают уже не на национальной почве. Убивают по политическим соображениям, из-за того, что эти ребята были "антифа" и принимали участие в антифашистских акциях", - констатировал он. По его мнению, правоохранительные органы оказались не готовы к такому развитию событий. Более того, заметил Маркелов, действующее законодательство не предусматривает возможность того, что политические мотивы при совершении преступлений могут рассматриваться как отягчающее обстоятельство - так, как это происходит с мотивами национальной или религиозной вражды.

В данном случае, отметил адвокат, несмотря на то, что у всех задержанных было изъято огромное количество неонацистской литературы и символики, факт их принадлежности к неонацистским группировкам также несложно доказать, следствие предпочло принять версию защиты, согласно которой Реутский, Анциферов и Шитов интересовались неонацизмом с точки зрения его изучения, а не в качестве активных участников этого движения.

"Я знаю, что моего сына убили за его убеждения", - подчеркнула мать Александра Рюхина. По ее словам, сын глубоко переживал фильмы о Великой Отечественной войне и помнил о том, что дед вернулся с войны инвалидом, а два его брата погибли. "Тогда они стали жертвами фашизма на войне, а сейчас мы из страны, победившей фашизм, превратились в страну победившего фашизма. Безнаказанность будет рождать новые преступления", - с горечью резюмировала Татьяна Рюхина.

"Пока на уровне власти идут разговоры о цивилизованном национализме и об угрозе фашизма, на улицах начинается реальная война", - предупредил в связи с этим Станислав Маркелов.