Багапш: Вопрос независимости Республики Абхазия не может быть предметом переговоров

Гагра, 15 декабря 2006, 13:58 — REGNUM  В столице Абхазии проходит V-ый Всемирный Конгресс абхазо-абазинского (абаза) народа. На мероприятии выступил президент Абхазии Сергей Багапш. ИА REGNUM приводит полный текст выступления:

Трагически сложившиеся исторические обстоятельства стали причиной депортации основной части абхазо-адыгского народа за пределы своей исторической родины. Последовавшие за этим события принесли нашему народу много новых испытаний, который он переносил с присущим ему достоинством и честью. Где бы ни жили представители нашего народа, они всегда с чувством ответственности и преданности честно служили своей Родине. Многие представители абхазов, абазин, адыгов стали видными государственными деятелями, прославились в области науки, культуры, литературы.

Сегодня перед нами стоит задача: общими усилиями преодолеть негативные последствия прошлого и, взяв все лучшее из того, что создано нашим народом, самим создавать свое будущее. В этом принципиально важном деле серьезная роль принадлежит Международной ассоциации абхазо-абазинского (абаза) народа.

История абхазской государственности насчитывает 12 веков. С момента зарождения в VIII в. Абхазского царства и на протяжении столетий наше государство играло видную роль в политико-экономической и культурной жизни Кавказа. Пережив многие империи, оно возрождается к новой жизни.

Современные проблемы Абхазского государства связаны с взаимоотношениями с соседним государством - Грузией, которая на протяжении длительного времени предпринимает попытки, в отдельные периоды успешные, по аннексии территории нашей страны.

С 1918 по 1921 годы Абхазия была оккупирована войсками Грузинской республики. Это был тяжелейший период - в государстве был установлен режим военной диктатуры. Как свидетельствует об этом периоде один из политических лидеров тогдашней Грузии, "за все время существования правительства грузинских меньшевиков мы имели систематическое попрание всяких прав абхазского народа и стремление Правительства "демократической" Грузии превратить Абхазию в объект эксплуатации, управлять непосредственно, распоряжаться всеми фондами республики, землей, лесом, ценным имением для своей переселенческой политики..."

Целенаправленная последовательная политика грузинского руководства по осуществлению ассимиляции абхазов должна была привести к полной утрате нашего этнического самосознания. Но несломленный народ освободил свою землю от оккупации и восстановил государственный суверенитет и независимость Абхазии. Таким же тяжелым наследием достались современному поколению взаимоотношения Абхазии и Грузии советского периода. Политические акты, принятые Грузией во время коммунистического периода, носили крайне дискриминационный характер. Они преследовали целью искусственное сокращение абхазского населения, изменяли абхазскую топонимику и гидронимику, трансформировали абхазскую государственность. Неопровержимые факты свидетельствуют о целенаправленной политике ассимиляции абхазского народа.

Стремясь установить цивилизованные отношения с Грузией, Абхазия в 1992 году предлагала установить горизонтальные взаимоотношения, основанные на принципах равенства и демократии. Такие государственно-правовые формы, которые позволили бы в тот период гарантировать сохранение суверенитета республики, социально-экономическое и культурное развитие народа. Но вместо политических дискуссий нам была объявлена война. Война на полное уничтожение абхазского этноса, его исторического и культурного наследия.

Материалы, собранные Прокуратурой Республики Абхазия по фактам массовых убийств, геноцида и других тяжких преступлений, совершенных грузинскими властями и его вооруженными формированиями в период оккупации Абхазии в 1992-1993гг., неопровержимо свидетельствуют, что политика Грузии была направлена на создание мононационального государства.

Мы пережили колоссальную трагедию, потеряли тысячи своих сыновей и дочерей, но выполнили свой священный долг перед Родиной - защитили ее от врага! Наши братья с Северного Кавказа, наша зарубежная диаспора, добровольцы со всей России встали рядом с абхазским народом. И мы освободили наше государство от оккупантов! Неоднократно подтверждая свою приверженность цивилизованному полномасштабному урегулированию грузино-абхазских отношений, политике добрососедства, сохранению стабильности в Кавказском регионе, строгому выполнению всех достигнутых при посредничестве международного сообщества соглашений, Абхазия сталкивается с систематическим нарушением Грузией основ переговорного процесса. Против нас регулярно совершаются военные провокации, население пограничного Гальского района страдает от диверсий и террористических актов грузинских военизированных группировок.

Политика Грузии была направлена на срыв переговорного процесса. И она этого добилась, введя вооруженные войска в верхнюю часть Кодорского ущелья. Сегодня по вине Тбилиси мирный процесс зашел в тупик.

Вполне очевидно, что процесс урегулирования конфликта необходимо вывести на абсолютно новый и продуктивный этап. Точкой отсчета в этом станет безусловное выполнение Грузией специальной резолюции Совета безопасности ООН по ситуации в Абхазии. В верхней части Кодорского ущелья должен быть восстановлен предусмотренный соглашениями сторон демилитаризованный статус.

При наличии международных гарантий необходимо подписать мирный договор, в котором Грузия и Абхазия откажутся от угрозы применения силы или каких либо методов политического и экономического давления. По нашему убеждению, международное сообщество, в частности Совет Безопасности ООН и Российская Федерация как содействующая сторона, должны стать гарантами невозобновления конфликта между Грузией и Абхазией.

Мы считаем, что условия и ответственность грузинской и абхазской сторон за сохранение мира должны быть четко закреплены в документах ООН, и являться механизмом, который будет сдерживать от вооруженной конфронтации.

При этом мы четко заявляем, что вопрос независимости Республики Абхазия не может быть предметом переговоров! Международное сообщество рано или поздно, но признает итоги референдума 1999г., на котором более 90% населения Абхазии подтвердили свое желание строить независимое демократическое государство! Наша страна находится в достаточно сложной ситуации. Ни для кого не секрет, каков вектор развития абхазской дипломатии. Приоритетными направлениями нашей внешней политики остаются традиционные связи с ближайшим соседом - Российской федерацией. Я хочу обратить особое внимание на вопрос отношений Абхазии и России. Нас часто спрашивают об этом, и потому мы хотим, чтобы диаспора знала о приоритетах и основе такой политики.

Новое правительство Республики Абхазия продолжает внешнеполитический курс страны, который был определен первым Президентом, Героем Абхазии Владиславом Ардзинба, выдающимся политиком, посвятившим себя служению интересам Отечества. Мы абсолютно убеждены в правильности этого выбора, поскольку он отражает коренные интересы народа Абхазии.

Российское государство выступает надежным гарантом сохранения мира в Абхазии. Вот уже 13 лет миротворческие силы, состоящие из российского контингента, добросовестно выполняют свои обязанности по поддержанию мира в регионе, создавая условия для переговорного процесса.

Мы понимаем, что страны, которые стали для вас второй родиной, ведут свою политику в отношении Грузии и России. Но мы хотим, чтобы и вы знали - у Абхазии, у вашей этнической родины, также своя политика. Она продиктована интересами абхазского народа, интересами безопасности абхазского государства. Наши связи носят не только гуманитарный характер. Россия является важнейшим экономическим партнером Абхазии. Подавляющее большинство населения Абхазии вступило в российское гражданство, что влечет за собой совершенно определенные взаимные обязательства между двумя странами, как в социальных вопросах, так и в вопросах безопасности.

Несомненно, что это результат последовательного внешнеполитического курса, исходящего из объективной реальности. Такая стратегия дает возможность сохранить и развивать экономические и культурные связи, в том числе с родственными нам всем народами Северного Кавказа. Наша диаспора разбросана по всему миру, иногда слишком далеко от Абхазии. Но рядом с нами, на Северном Кавказе проживают наши кровные братья, которые по первому зову становятся на защиту абхазского народа и его государства.

В недавнем прошлом контакты между нашими народами были затруднены. Но новая демократическая Россия сняла эти ограничения. Именно поэтому и стало возможным, в том числе, и проведение конгрессов Абхазо-абазинского (абаза) народа в нашей республике и в столице Карачаево-Черкессии.

Абхазия возрождается. Наше общество определилось с выбором - мы строим независимое, основанное на принципах демократии государство. В 1999 году народ на референдуме избрал курс для своей страны. Он был подтвержден и на состоявшемся 6 декабря этого года в столице Абхазии общенародном сходе. Демократические реформы, проводимые в Абхазии, способствуют развитию гражданского общества, наиболее активную часть которого составляют неправительственные, общественно-политические организации. Они служат посредником между государством и обществом, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, утверждая активную гражданскую позицию и ответственность людей за собственные судьбы и за судьбу Абхазии в целом.

Зрелость гражданского общества Абхазии была продемонстрирована в период прошедших президентских выборов, во многом благодаря участию и взвешенным, прагматичным действиям которого удалось избежать эскалации внутриполитического кризиса.

Необходимо четко заявить, что если государство выбирает демократический путь развития, то общество и власть в своих взаимоотношениях должны придерживаться декларированных Конституцией принципов. И, как это бывало ни раз в новейшей истории Абхазии, выступать партнерами в решении ключевых вопросов жизни страны. Я должен подчеркнуть, что основы построения демократического государства включают в себя, прежде всего, конструктивное сотрудничество представителей всего политического спектра страны и общественных организаций. Различность взглядов и подходов к решению многих проблем свидетельствует лишь о зрелости общества, развитии политической культуры народа.

В нашей ситуации это имеет особое значение, учитывая необходимость совместного решения важнейшей задачи - международного признания нашего государства, надежного обеспечения его безопасности. Несмотря на наличие некоторых межпартийных противоречий, наше общество по-прежнему монолитно в принципиальных для нации вопросах. Уже более 13 лет Абхазия самостоятельно развивает демократическую политическую систему, рыночную экономику, законодательную базу, независимые суды, гражданское общество, защищает права человека в соответствии с международными стандартами. Сегодняшняя Абхазия - это государство с устойчивыми показателями развития.

Уважаемые соотечественники!

Одним из главнейших условий обеспечения безопасности абхазского государства является ускоренное развитие национальной экономики. Оно невозможно без грамотного государственного участия в этом процессе. Поэтому государство будет и впредь способствовать повышению эффективности экономической системы в целом. Прогресс в экономическом развитии Республики Абхазия будет также во многом зависеть от мер, направленных на активизацию инвестиционного процесса. В первую очередь, это создание благоприятного инвестиционного климата путем совершенствования законодательной базы, направленной на защиту прав и интересов инвесторов. Сегодня активно разрабатывается ряд законопроектов, принятие которых позволит ускорить процессы развития и поставить экономическую политику страны на более высокий уровень. В Абхазии должны быть созданы наиболее благоприятные условия для оживления деловой активности и стимулирования деловой инициативы хозяйствующих субъектов и граждан как важного фактора экономического развития вцелом.

Мы ведем работу над реформированием структуры и формы собственности абхазской экономики. Планируется акционирование государственных предприятий и реорганизацию их в акционерные общества с государственным участием в управлении. Это станет основой развития в стране финансового рынка и фактором, стимулирующим приток иностранного капитала.

Мир стремительно меняется, происходят важнейшие интеграционные процессы в региональной экономике. Абхазия не может оставаться в стороне от этих процессов. Развитие европейских моделей экономического сотрудничества будет способствовать укреплению и наращиванию взаимовыгодных, партнерских и взаимозависимых связей, что в дальнейшем станет прочной основой долгосрочного и стабильного мира.

Абхазия находится на перекрестке важнейших международных транспортных коридоров. Разрабатываются различные проекты в рамках регионального сотрудничества, как например, Европейская Стратегия Широкого Соседства. Участие Абхазии в этих процессах желательно. Однако для эффективного функционирования проектов по развитию транспортных и энергетических инфраструктур необходимо отказаться от политизации многих, сугубо экономических, вопросов.

Прежде всего, Грузия должна четко определить степень ответственности за свои действия, которые ограничивают ресурс экономической интеграции в регионе в результате экономической блокады Абхазии.

Учитывая значимость вопросов укрепления стратегического партнерства в области энергетики и борьбы с внешними угрозами, стабильность всего кавказского региона, игнорирование роли Абхазии как неотъемлемого элемента сотрудничества Европейского Союза со странами Кавказского региона способствует большей стагнации и отсутствию прогресса в деле урегулирования конфликта.

Абхазия способна нести обязательства и играть полноценную связующую роль в отношениях между всеми государствами региона. Отсутствие политического признания независимости страны лишь препятствует стабильности и развитию благоприятного климата сотрудничества и восстановления коммуникаций между Северным и Южным Кавказом, а также более глубокому развитию мирных взаимоотношений.

Именно поэтому мы стремимся вовлечь в национальную экономику иностранные инвестиции. В то же время следует констатировать отсутствие достаточной деловой активности в этом процессе субъектов экономической деятельности, представляющих дальнее зарубежье.

Нашу обеспокоенность вызывает и тот факт, что зарубежная диаспора не проявляет необходимой активности в экономическом сотрудничестве. Мы много говорим о патриотизме, о любви к Родине. Но Отечество испытывает нужду не только в период реальной угрозы безопасности. Ему также необходима ваша деловая активность, если мы серьезно говорим о процветании абхазского государства.

Наши соотечественники, достигшие существенных результатов в бизнесе в странах проживания, должны серьезно задуматься над тем, как помочь этнической Родине в развитии ее экономики. Медлительность в этих вопросах играет негативную роль. Мы не стоим на месте. И даже если темпы развития страны не слишком ускоренны, через некоторое время может случиться так, что доля участия в национальной экономике наших соотечественников будет мизерна. Каковы могут быть последствия такого пути развития вам объяснять не надо. В современных условиях безопасность абхазского государства могут обеспечить крепкие экономические основы.

Уважаемые делегаты и гости Конгресса!

Хорошо известно, что главной проблемой развития страны является блокада, объявленная нам Грузией. Непродуктивность и антигуманность экономической блокады подтверждена временем. Последствия блокады отразились, в первую очередь, на мирном населении Абхазии, поставили его на грань выживания. Мы убеждены в том, что доля ответственности за результаты этих санкций должна быть разделена всеми странами-участницами решения о блокаде Абхазии.

Но Грузия, непосредственно несущая ответственность за развязывание войны против народа Абхазии, является главной виновницей и послевоенных страданий гражданского населения страны. По предварительным подсчетам сумма материального ущерба, нанесенного Грузией, составляет 13 млрд. долларов США. Если учесть ущерб, причиненный блокадой экономике Абхазии, то данная сумма значительно возрастет.

Изоляция ограничивает участие Абхазии в глобальных процессах экономической интеграции, что сказывается на благосостоянии не только народа Абхазии, но и всех соседей. Блокада лишает народ и государство значительной доли доходов, которые могли бы быть направлены на выполнение более важных и обширных социально-гуманитарных программ. Права народа Абхазии на развитие и свободную экономическую деятельность косвенно нарушаются.

Вместе с тем, абхазское государство не прекратило своего существования. Мы активно используем внутренние ресурсы. Для успешного экономического развития есть скрытые огромные резервы, использование которых позволит заметно повысить доходную часть государственного бюджета Абхазии уже в ближайшие годы. В этом контексте такими же актуальными остаются и проблемы репатриации наших соотечественников. В ряду приоритетных направлений внешней политики Абхазии вопрос репатриации является одним из главных. "Республика Абхазия признает право и поощряет возвращение на историческую Родину проживающей за пределами Республики Абхазия абхазской (абаза) диаспоры" - говорится в преамбуле недавно принятого Закона "О гражданстве Республики Абхазия".

Решение этого вопроса, прежде всего, отвечает жизненно важным интересам нашей страны. Вместе с тем, он несет в себе великую морально-этическую нагрузку. Современное состояние экономики Абхазии не позволяет стране самостоятельно решить проблему репатриации соотечественников. Мы должны разработать и начать реализацию международного проекта по репатриации потомков абхазских беженцев.

Реализация проекта послужит восстановлению исторической справедливости, выведет страну на совершенно иной уровень развития. Мы настаиваем на том, чтобы участники и посредники грузино-абхазского переговорного процесса, исходящие из права грузинских беженцев на возвращение в Абхазию, учитывали это обстоятельство. Дорогие соотечественники!

Республика Абхазия - многонациональная страна. Гражданин Абхазии любой национальности, любого вероисповедания является равным в своей возможности пользоваться благами абхазской земли и абхазского государства. В той же мере все мы равны и в обязанностях по защите нашей земли, усилению нашего государства. Испытав на себе вековое ущемление национальной самобытности, национального самовыражения и неоднократные попытки физического уничтожения, абхазский народ ценит и уважает здоровое многонациональное, межкультурное общение. Абхазы, русские, армяне, грузины, греки, украинцы, турки, эстонцы, евреи и представители многих других национальностей совместно возрождают свое абхазское государство и свою общую родину.

Поэтому государство противостоит любым попыткам внести раздор в отношения национальных общин, проживающих в Республике Абхазия. Мы создали условия, которые в дальнейшем будут расширяться, для работы организаций, призванных объединять национальные общины и совместно решать возникающие вопросы. Многоликость, многогранность общества - это богатство, которым дорожит абхазское государство.

Наряду с этим сохранение и развитие национальной самобытности абхазов, культурных ценностей абхазского народа, создание условий для его самореализации как нации были и остаются важнейшими задачами государства. Повышенное внимание развитию абхазского языка как основному и единственному носителю абхазской культуры есть и будет приоритетной задачей.

Большие надежды мы в этом возлагаем на Закон "О государственном языке Республики Абхазия", находящемся на стадии обсуждения в парламенте, в среде лингвистов, историков, юристов, политиков, широкой общественности. Нам необходим такой закон, который раскроет неограниченные возможности развития и защиты абхазского языка, сделав его равноправным в сообществе мирового многоязычия.

Также необходимо предвидеть возможные проблемы в языковой адаптации репатриантов, оказания всесторонней помощи в овладении письменности на абхазском языке. Нам известно, что молодое поколение диаспоры испытывает трудности во владении родным языком. Подобная проблема, к сожалению, существует и здесь. С учетом задач, которые поставила перед собой независимая Абхазия, такое положение не может поощряться государством и обществом. Возможно, необходимо также подумать над выработкой общих норм абхазского и абазинского языков. Это вопросы, над которыми должны работать ученые и дать свое квалифицированное заключение.

Не вызывает сомнения то, что существенную работу в этом направлении должен проводить специальный, Государственный фонд развития абхазского языка. Я уверен, что в ходе работы Конгресса эти и другие важные вопросы нашего будущего вы будете активно обсуждать и, что самое главное, продвинетесь на пути к их решению.

Дорогие соотечественники!

Твердый и последовательный внешнеполитический курс Абхазского государства опирается на непреклонную волю народа, не сломленного постоянным политическим давлением, блокадой и непрекращающимися угрозами применения силы.

13 лет независимого существования Республики Абхазия, даже в этих тяжелых условиях, демонстрируют духовную силу нашего общества, жизнеспособность нашего государства. Преодолевая эти испытания, Абхазия убедительно доказывает, что у нее есть все возможности стать государством, которое своей миролюбивой внешней политикой, демократическими принципами, развивающейся экономикой, уважением прав человека, бережным отношением к окружающей среде заслужит уважение мирового сообщества и тем самым приблизит международное признание Республики Абхазия.

Где бы вы ни находились, неустанно следует работать для достижения главной цели! Пришло время осуществить вековую мечту нашего народа - совместными усилиями сделать родную Абхазию независимым, процветающим государством. Абхазия - наш общий дом. Мы должны вместе развивать и укреплять свое государство! Так завещали нам наши великие предки, так велит нам священный долг перед ними и перед будущими поколениями!

Где бы они не устраивали свою судьбу, Отечество у них одно - Республика Абхазия! Да поможет нам в этом святом деле Всевышний!

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail