12 декабря правительство Астраханской области приняло постановление об увеличении стоимости проезда с 6 до 8 рублей в автобусах большой вместимости, работающих на маршрутах Астрахани, принадлежащих государственному предприятию АПАП-3 и ОАО "Астраханьпассажиртранс", сообщает газета "Коммерсантъ-Волгоград".

По словам руководителя службы по тарифам Астраханской области Владимира Мовчана, два предприятия, работающие на этом рынке, подали различные заявки на повышение тарифа. Так государственное АПАП-3, обслуживающее правобережную сторону Астрахани, заявило о том, что его автобусы смогут и дальше выходить на маршруты, если одна поездка будет оценена в 24 рубля. ОАО "Астраханьпассажиртранс", 49% акций которого принадлежат московской компании "Русские автобусы", 51% - областному правительству, подало заявку на 11,75 рубля.

Однако оценка ситуации специалистами службы по тарифам показала, что экономически обосновано будет считать, что для АПАП-3 рентабельным является поездка примерно за 9,5 рубля, а для "Астраханьпассажиртранса" - 10,8 рубля.

В итоге служба по тарифам решила предложить областному правительству проект постановления, согласно которому стоимость поездки в городском автобусе для пассажира вырастет с 6 до 8 рублей, а разницу в стоимости проезда - 1,5 рубля для АПАП-3 и 2,8 рубля для "Астраханьпассажиртранса" - доплатит областной бюджет. Таким образом, на эти цели требуется заложить в региональную казну около 44 млн рублей. Однако из-за возражений представителей других областных министерств, ссылавшихся на то, что бюджет уже принят облдумой, а кроме того, есть более важные статьи расходов, оставшиеся на 2007 год не обеспеченными, вопрос с бюджетными средствами остался открытым.

В "Астраханьпассажиртранс" пояснили, что повышение тарифов для компании необходимо, в первую очередь, для организации выплат по трехлетнему договору лизинга за купленные в 2005 году у компании "Русские автобусы" 77 ЛиАЗов и ПАЗов "Аврора". В 2007 году компании следует заплатить 59 млн рублей, из них сам "Астраханьпассажиртранс" даже при повышенном до 8 рублей тарифе сможет выплатить лишь около 10-15 млн рублей. По словам гендиректора "Астраханьпассажиртранса" Игоря Каляткина, если областное правительство не примет решение о компенсации компании хотя бы 2,8 рубля с каждой поездки, долг по лизинговому договору компания погашать не сможет.

В свою очередь начальник горуправления пассажирского транспорта Сергей Нетипанов считает: чтобы "Астраханьпассажиртранс" смог расплатиться с "Русскими автобусами", правительству придется отказаться от льготного проездного билета, которым пользуются 40% пассажиров автобусных маршрутов.

Участники местного рынка пассажирских перевозок уверены, что это решение правительства области о повышении тарифов приведет к оттоку пассажиров в сторону маршруток. При этом частные перевозчики предполагают, что ситуация может закончиться поглощением "Астраханьпассажиртранса" "Русскими автобусами", контрольным пакетом акций которого сейчас владеют региональные власти.