Отсрочка в ОБСЕ - победа казахстанской дипломатии? Казахстан в ожидании политических реформ. Новая спецмиссия казахстанских военных в Афганистане. Центр Дж. Маршалла привлечен к работе над новой военной доктриной. Перспективы помощи Всемирного банка Казахстану. Герман Греф заинтересован в опыте казахстанских институтов развития. Астане интересен белорусский опыт внедрения международных стандартов. Парламент дал "добро": игорный бизнес переезжает в спецзоны.

Брюссельские встречи

Руководство Казахстана добилось отсрочки окончательного принятия решения по заявке страны на председательство в ОБСЕ в 2009 году. В Казахстане полученную отсрочку рассматривают как победу казахстанской дипломатии. Так, первый вице-министр иностранных дел Казахстана - спецпредставитель РК по сотрудничеству с ОБСЕ Рахат Алиев заявил, что такое решение стало возможным в результате визитов Нурсултана Назарбаева в Вашингтон, Лондон и Брюссель, а также больших усилий со стороны казахстанского внешнеполитического ведомства. Действительно, за последнее время Нурсултан Назарбаев посетил с визитами Вашингтон и Лондон, а в начале декабря - Брюссель. В эти же дни в Брюсселе состоялось 14-ое заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, на котором было принято решение отложить рассмотрение казахстанской заявки на год - до 15-го заседания Совета министров иностранных дел в 2007 году в Мадриде. Как сообщил действующий председатель ОБСЕ Карел де Гюхт, консенсус по Казахстану не был достигнут, и, поскольку Казахстан не приемлет председательства в организации в 2011 году, то был найден альтернативный вариант. Напомним, ранее ожидалось, что решение будет принято в декабре этого года. Также было известно о позиции США и Великобритании, которые воздержались от поддержки Казахстана в 2009 году, не отрицая такой возможности в будущем. Свою позицию эти страны объясняли недостаточным выполнением страной обязательств по "гуманитарной корзине". О поддержке же кандидатуры Казахстана в 2009 году заявил ряд европейских государств и государства СНГ.

"Казахстанская правда", цитируя бельгийский еженедельник New Europe, пишет: "Вдохновленные успехами развития республики многие политики, эксперты и журналисты говорят сегодня о бренде нового "казахстанского пути" развития. И для этого есть серьезные предпосылки...". Эта цитата, по мнению "Казправды", отражает суть... рабочего визита Нурсултана Назарбаева в Королевство Бельгия, итоги которого "знаменуют собой начало нового этапа развития взаимоотношений в векторе Казахстан - Европа". Газета рассказывает о прошедших в Брюсселе встречах: "...Рабочий график главы государства начался со встречи с премьер-министром Люксембурга Жан-Клодом Юнкером, в ходе которой были обсуждены вопросы развития двустороннего сотрудничества. Затем Нурсултан Назарбаев встретился с Альбертом II - королем бельгийцев, который правит страной с 1993 года, происходит из знатного германского рода Саксен-Кобургов и состоит в родстве с Королевой Великобритании Елизаветой II. Во время переговоров с руководителем кабинета министров был предметно обсужден широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества. Нурсултан Назарбаев и Ги Верховстадт отметили большой потенциал для дальнейшего расширения торгово-экономических, политических связей и достигли договоренности об усилении взаимодействия в рамках ООН, ОБСЕ и других международных структур. Ги Верховстадт выразил поддержку со стороны Бельгии в вопросе скорейшего вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. По итогам встречи в присутствии президента Казахстана и премьер-министра Бельгии были подписаны межправительственные соглашения о международных автомобильных перевозках, а также о сотрудничестве и административной взаимопомощи в таможенных делах".

"Европейское направление - одно из важнейших в казахстанской внешней политике, - считает издание. - И в ходе визита президента в Бельгию этот вектор подкрепился важными документами... В Брюсселе были подписаны Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и Соглашение о сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях. Это - свидетельство того, что наш энергетический диалог с Евросоюзом приобретает стратегический характер. Вместе с тем сегодня мы добились высокого уровня отношений не только по вопросам обеспечения энергетической безопасности, но и регионального развития, международной стабильности, нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркотиками". А в ближайшем будущем Казахстан готовится присоединиться к европейской спутниковой навигационной программе "Галилео", сообщает "Казправда". В целом содержание и суть состоявшихся в ходе визита встреч показали, что Астана и Брюссель стали еще ближе друг к другу благодаря стремлению к переходу наших отношений на качественно новую, более высокую стадию. По мнению издания, это было видно из выступлений комиссара Европейской комиссии по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднера, первого вице-президент Европейского парламента Алехо Видал-Квадраса и заместителя председателя парламентской фракции "Европейская народная партия - Европейские демократы" Струана Стивенсона.

"Экспресс-К" публикует статью пресс-секретаря МИД РК Ильяса Омарова, который информирует о выступлении на 14-м заседании СМИД в Брюсселе главы казахстанской делегации - министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева. Он обозначил видение Казахстана в решении ключевых вопросов текущей повестки ОБСЕ. Подтвердив принципиальную позицию Казахстана о необходимости срочного реформирования организации, Токаев отметил, что на фоне неоспоримости высоких ценностей, принципов и стандартов ОБСЕ, "подходы и стереотипы, оставшиеся со времен холодной войны, все еще существуют". В этой связи казахстанский дипломат призвал сообща трансформировать ОБСЕ в организацию, способную упредить неравенство и создать атмосферу взаимопонимания и доверия. Кроме того, глава внешнеполитического ведомства подчеркнул, что "Казахстан достоин возглавить организацию в 2009 году". Министр иностранных дел заверил все страны - участницы ОБСЕ, что стратегия Казахстана построения демократии и гражданского общества не изменится ни при каких условиях, также рассказывает газета. При этом, как сообщает "Экспресс-К", выступившие представители государств - участников организации высказали различные точки зрения, но сошлись во мнении, что деятельность ОБСЕ необходимо реформировать. К примеру, министр иностранных дел Венгрии Кинга Генц предложила ускорить поиск так называемых замороженных конфликтов с целью их решения. А министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что за последние годы ОБСЕ отошла от своих базовых принципов и фактически стала организацией лишь по наблюдению за выборами.

Также "Экспресс-К" рассказывает о трехдневном визите Нурсултана Назарбаева в Брюссель, где он провел ряд двусторонних встреч: "Во время беседы с председателем Европейской комиссии (ЕК) Жозе Мануэла Баррозу были обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества Казахстана и ЕК. По итогам переговоров, в присутствии лидера Казахстана и председателя Еврокомиссии подписан меморандум о взаимопонимании в области энергетики. Меморандум признает ключевую роль Казахстана как крупного производителя природного газа и нефти в Каспийском регионе и обоюдную заинтересованность ЕС и Казахстана в укреплении сотрудничества в энергетическом секторе. Стороны подчеркнули важную роль Казахстана в содействии политике Европейского Союза по диверсификации поставок энергоносителей. Отмечено, что ЕС приветствует недавнее присоединение Казахстана к нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). По информации издания, глава Еврокомиссии обратился к президенту РК за поддержкой в развитии транскаспийского-трансчерноморского энергетического коридора, через который можно было бы доставлять из Казахстана, Центральной Азии и Кавказа нефтегазовые ресурсы в ЕС посредством мультимодальной транспортной системы, включая газопроводы и другие возможные транспортировочные варианты, связанные со сжиженным природным газом, а также нефтепроводами. Кроме того, казахстанская сторона обсудила новую стратегию ЕС по Центральной Азии, которую планируют принять в 2007 году, и вклад Казахстана в подготовку этого документа.

"Экспресс-К" сообщает и о встрече Назарбаева с генеральным секретарем НАТО Яап де Хооп Схеффером, который подчеркнул, что Казахстан является ключевым партнером Североатлантического альянса в Центральной Азии. Он выразил уверенность в том, что визит президента РК придаст импульс дальнейшему развитию сотрудничества между НАТО и республикой. В свою очередь глава Казахстана заявил, что сотрудничество с НАТО необходимо для становления казахстанской армии, и работа в этом направлении будет продолжена. В ходе переговоров в расширенном составе стороны обсудили вопросы развития военно-технического и политического партнерства между Казахстаном и НАТО, региональной и глобальной безопасности, укрепления международного режима нераспространения и разоружения.

В "Караване" первый вице-министр иностранных дел - спецпредставитель Казахстана в ОБСЕ Рахат Алиев прокомментировал итоги встречи министров иностранных дел стран - членов ОБСЕ в столице Бельгии. Перенос утверждения заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ на год он назвал "большой победой казахстанской дипломатии". Р. Алиев считает, что шансы Казахстана получить председательство "в этой влиятельнейшей международной организации" сильно выросли. "Теперь у нас есть еще один год на то, чтобы довести наши политические реформы до стандартов, которые удовлетворят самых строгих партнеров по ОБСЕ. Надо сказать, что стандарты эти очень высоки, и предстоит еще очень много работы".

"Новое поколение", наоборот, скептически относится к результатам деятельности казахстанской дипломатии: "Четырнадцатое заседание Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, на котором рассматривалась заявка Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году, принесло не торжество, а унылое разочарование, - пишет газета. - Как выяснилось, все дифирамбы развитого Запада о полной демократизации Казахстана - всего лишь дипломатические комплименты. На деле же некоторые страны считают, что Казахстан еще не дорос: председатель ОБСЕ должен быть примером исполнения всех обязательств и стандартов организации". При этом издание указывает: "...Факт, что Казахстан еще не полностью отвечает стандартам этой организации, отмечают не только противники кандидатуры Казахстана - США и Великобритания, но и сторонники Астаны. В их числе такие государства, как Германия, Италия, Нидерланды, Франция. По их мнению, в случае отрицательного решения при рассмотрении заявки нашей страны Казахстан может просто отвернуться от Запада. Из двух сценариев дальнейшего развития страны: самоизоляция или сближение с Россией и Китаем - Европу пугает больше второе". В то же время "НП" отмечает, что принятое решение отложить рассмотрение заявки Казахстана на год можно назвать прецедентом. "Это уникальная ситуация в истории ОБСЕ - впервые по пункту, стоявшему на повестке дня, не было принято решения. Дело в том, что, согласно процедурным правилам этой организации, решение по председательству, как правило, принимаются за два года до принятия председательства. А Казахстан пока единственный кандидат на 2009 год. Делегации Казахстана ничего не оставалось, как выразить надежду, что такое решение не станет прецедентом для организации в будущем, и напомнить, что Хельсинкский акт признает все страны ОБСЕ в качестве суверенных, независимых и равноправных членов. Правда, противники Астаны намекнули, что вполне может появиться и еще одна кандидатура - Греция". Также газета не исключает, что Казахстан сможет возглавить ОБСЕ лишь в 2011 году, как предлагается Англией, США и странами Восточной Европы". (Тогда председательствовать в организации в 2009 году будет Греция, в 2010-м - Литва, а Казахстан - в 2011-м).

Сотрудничество

"Панорама" сообщает о подписанных в Вашингтоне между Казахстаном и Всемирным банком меморандумах о взаимопонимании, целью которых являются "дальнейшая модернизация экономики страны и усиление контроля над доходами от добывающих отраслей". Оба соглашения "фокусируются на улучшении эффективности управления государственными финансами на всех уровнях... правительства", а также на "поддержании усилий страны по увеличению прозрачности выплат и доходов от добывающих отраслей экономики посредством реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI)", рассказывает издание. Согласно подписанным документам, ВБ предоставит правительству РК техническую помощь и консультации в двух упомянутых сферах деятельности. Казахстан же обязуется в течение пяти лет готовить ежегодные обзоры управления госфинансами с целью "предоставления всеобщей диагностики эффективности, действенности и прозрачности государственных расходов в различных секторах экономики, в том числе в здравоохранении и образовании". Кроме того, по информации газеты, правительство взяло обязательства по реализации всех аспектов EITI, включая обеспечение участия компаний добывающих отраслей и достоверности отчетной информации, устойчивого финансирования реализации EITI, выработку всеобъемлющего плана работ, проведение общенациональных и региональных семинаров по подготовке отчетности о реализации инициативы.

Издание приводит слова вице-президента по региону Европы и Центральной Азии Шигео Катсу, подписавшего документы от имени ВБ. Он считает, что соглашения "принесут большую пользу Казахстану, так как ставят своей целью модернизацию экономики и улучшение ее конкурентоспособности". "Соглашения являются продолжением работы Программы совместных экономических исследований (ПСЭИ) РК и ВБ, на основе которой с 2002 года банк оказывает поддержку стране, - пишет "Панорама". - ПСЭИ финансируется на основе соглашения о разделении затрат и, по мнению ВБ, "уже доказала свою эффективность в предоставлении поддержки правительству в процессе мышления и принятия решений в ключевых стратегических областях". Области проводимых экономических исследований определяются на ежегодной основе правительством в процессе консультаций с ВБ. В настоящее время в рамках ПСЭИ ведутся исследования стратегий образования и здравоохранения, процедур государственных расходов и закупок, вступления в ВТО, анализ бедности, уменьшения негативного влияния на окружающую среду, управления нефтяными доходами и способов стимулирования инноваций и развития технологий".

"Панорама" рассказывает и о Казахстанско-Российском форуме институтов развития, прошедшем в расположенном близ Алма-Аты Парке информационных технологий Alatau IT City. В форуме приняли участие министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, представители российского экономического ведомства и ряда компаний, а также руководители институтов развития РК. Как сообщает издание, председатель организовавшего мероприятие Фонда устойчивого развития "Казына" Кайрат Келимбетов рассказал гостям, что на сегодня уставный капитал институтов развития (ИР), находящихся "под зонтом" "Казыны", оценивается в $1,5 млрд, общая сумма реализованных проектов - в $3,5 млрд. По его мнению, этого недостаточно, для того чтобы считать заметной роль указанных институтов в диверсификации экономики. На протяжении трех ближайших лет ИР намерены реализовать проекты на общую сумму более $10 млрд. В недалекой перспективе число субъектов, входящих в "Казыну", увеличится, поскольку фонду будут переданы Национальная ипотечная компания, Национальная аннуитетная компания, Фонд социального страхования, Казахстанское контрактное агентство, Жилстройбербанк, Казавиализинг и ряд компаний.

Руководители институтов развития представили свое мнение относительно того, как должен осуществляться процесс диверсификации экономики, предложили вниманию членов российской делегации ключевые моменты программы развития кластеров, рассказали о ходе реализации Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года. Как пишет газета, гости оценили инициативы казахстанских институтов развития по вложению средств в западные фонды, привлечению технологий из-за рубежа, созданию технопарков с предоставлением специально отведенной территории, налоговых льгот. "По мнению г-на Грефа, Казахстан достиг заметного прогресса в плане коммерциализации управления, Россия оказалась более успешной в развитии инвестиционного фонда. Как он отметил, российские компании заинтересованы в инвестировании в производство и в совместные разработки на территории РК. У институтов развития и компаний двух стран есть хороший опыт и возможности для участия в перекрестных проектах, заметил г-н Греф".

А в Астане состоялось 30-е заседание Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) стран - членов СНГ, в работе которого приняли участие представители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации из всех стран СНГ, а также Исполнительного комитета СНГ и Бюро по стандартам МГС. Участники обсудили и обменялись опытом работы по осуществлению технического регулирования, стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации.

Принимающую сторону больше всего заинтересовал белорусский опыт внедрения европейских стандартов в области энергосбережения, рассказывает "Панорама". Издание приводит высказывание министра индустрии и торговли Владимира Школьника, который сообщил, что Казахстан намерен "уже в середине 2007 года" перейти на международный экологический стандарт Euro-2, предъявляемый к качеству автомобильного топлива и двигателей внутреннего сгорания, устанавливаемых на машинах. При этом министр не исключил, что при внедрении международных стандартов в области энергосбережения будет использоваться белорусский опыт. Эта страна, по информации министра, в ближайшее время примет около 48 стандартов в данной сфере. "Мы пошлем туда делегацию, поскольку энергосбережение - один из основных элементов конкурентоспособности". По словам председателя белорусского Госкомитета по стандартизации Валерия Корешкова, в его стране сейчас пытаются применять евростандарты при изготовлении бытовой техники, так как около 20% от общего объема сбережения энергии Евросоюз обеспечивает за счет постоянной модернизации систем питания холодильников, телевизоров, пылесосов и другой техники.

"Литер" рассказывает о прошедшем в Алма-Аты региональном бизнес-форуме "Стратегическое партнерство 1520: Центральная Азия". Участниками форума стали не только представители железнодорожных администраций и транспортного бизнеса, но также банкиры, инвесторы и промышленники. Как пишет издание, основной задачей мероприятия стала выработка единого стратегического подхода к развитию железных дорог, объединенных колеей 1 520 мм. По мнению газеты, очень важно, что местом его проведения избран именно Казахстан, расположенный на пересечении важнейших международных транспортных коридоров Восток - Запад и Север - Юг. "Сегодня страны, входящие в "Стратегическое партнерство 1 520", проводят политику активной интеграции в мировое экономическое сообщество. Только за последние 5 лет на сети 1 520 обеспечен прирост грузооборота на 30 процентов, а пассажирооборота - почти на 10 процентов. Страны, объединенные широкой колеей, ежегодно перевозят около 2,2 млрд человек (это треть населения земного шара!). Суммарный объем грузовых перевозок - более 2,4 млрд тонн. Локомотивный парк - свыше 29 тыс. локомотивов. При этом в обеспечении перевозок задействовано более 1,6 млн человек". По оценкам газеты, потенциальный объем перевозок контейнеро-пригодных грузов между Китаем и европейскими странами в настоящее время составляет 8-9 млн тонн с перспективой роста до 13-15 млн тонн. При этом промышленность Китая географически тяготеет к трем транспортным маршрутам в Европу: центральная и восточная - к морскому маршруту, северо-восточная - к Транссибирской магистрали, а западная - к маршруту через Казахстан.

Внутренняя политика

Пока за пределами Казахстана решался вопрос о председательстве в ОБСЕ, в Казахстане прогнозируют скорые политические реформы.

"Литер" полагает, что в скором времени президент страны Нурсултан Назарбаев выступит со специальным заявлением или обращением, в котором изложит сценарий политических реформ. Газета ссылается на заявление министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева с трибуны 14-го заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ, где он сообщил о предстоящем выступлении президента Казахстана. Кроме того, выступая перед коллегами, глава казахстанского внешнеполитического ведомства рассказал о том, что уже сделано в республике в рамках реформирования общества. В частности, в одной трети населенных пунктов Казахстана уже проведены выборы руководителей местных администраций. С учетом рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ приняты поправки в избирательное законодательство, исключающие спорные ограничения по свободе собраний. В данное время рассматривается возможность значительного усиления полномочий парламента.

Что касается сценария политических реформ, то его можно предугадать. Как напоминает "Литер", в феврале 2005 года Н. Назарбаев говорил о том, что следует обсудить вопрос о механизмах формирования правительства на основе парламентского большинства и обсуждения кандидатур министров социально-экономического блока в профильных комитетах. По графику реализации инициатив президента сотрудникам его администрации было поручено к декабрю текущего года подготовить конкретные предложения, касающиеся сценария дальнейшего развития. Поэтому, пишет газета, выступление К. Токаева было предсказуемым. Тем более, что в самом Казахстане в ближайшие недели должны состояться знаковые события: "Во-первых, это съезд политической партии "Отан". Кстати, на форумах этой организации Назарбаев, в кругу соратников, традиционно предлагает корректировки внутриполитического курса. Вторым событием является итоговое заседание Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Достаточно вспомнить о том, что руководителем этой структуры является сам президент, для того чтобы понять, что госкомиссия просто не может завершить свою деятельность безрезультатно".

"Литер" предполагает, что в предстоящем выступлении Н.Назарбаева, "скорее всего, речь пойдет или о корректировании отдельных статей Конституции, или о полной реформе Основного закона. В результате чего Казахстан с наибольшей вероятностью станет парламентско-президентской республикой".

"Республика", в противовес мнению Р. Алиева о "победе казахстанской дипломатии" предлагает опрос, проведенный в среде казахстанских правозащитников. Свое мнение по этому поводу высказал директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, который заявил, что не назвал это (отсрочка в рассмотрении заявки Казахстана в ОБСЕ - прим. ИА REGNUM) ни победой, ни поражением, скорее реалистической позицией. "Ведь всем же было понятно, что Казахстан не соответствует стандартам ОБСЕ и его председательство ставит под сомнение принципы этой организации". По мнению правозащитника, в ОБСЕ нашли некий компромиссный вариант. "С одной стороны, не отказали, с другой стороны, и согласия не дали. Вполне разумный шаг, где обе стороны решили временно сохранить лицо. Во всяком случае, отложенное решение создает для Казахстана пространство для выбора вектора. Либо мы двигаемся в одном направлении с цивилизованным миром, то есть в сторону признания общечеловеческих ценностей и международных стандартов в области прав и свобод человека, демократии и политического развития и в течение года это демонстрируем. Либо мы движемся в обратном направлении, что мы, к сожалению, делали в течение этого года, вместо того чтобы делать шаги в сторону ОБСЕ. Если мы будем продолжать идти назад, то отложенное решение будет негативным, что, видимо, действительно ударит по имиджу Казахстана".

Со своей стороны "Республика" рассуждает, "зачем президенту Казахстана ОБСЕ?". "Версий на эту тему ходит множество, - пишет газета. - Одна из них: нашему главе государства не хватает международного признания, вроде Нобелевской премии мира, поэтому, когда его старший зять, долгое время пребывавший послом Казахстана в Австрийской Республике и по совместительству при ОБСЕ, выдвинул идею, "а почему бы нашей стране не возглавить эту международную организацию", в президентской администрации ее тут же взяли на вооружение. Но, думается, казахстанским президентом двигали другие мотивы. Один из них: ОБСЕ в XXI веке стала площадкой, с которой демократии западного типа жестко, точно и болезненно критиковали Казахстан, Россию и прочие постсоветские государства за их сползание в пучину авторитаризма. Противостоять же этой критике, с учетом взятых на себя международных обязательств и жажды занять почетное место в цивилизованном мире, оказалось невозможно в принципе. Очевидно, что избрание Казахстана председателем ОБСЕ в значительной мере обесценивало эту организацию как инструмент продвижения демократии и развития гражданского общества. Государства СНГ, объединившиеся вокруг России в неприятии ОБСЕ и желании ее реформировать, играли в беспроигрышную игру. Если Казахстану удастся возглавить ОБСЕ - хорошо, не удастся - появляется повод оказать давление путем угроз покинуть ее за неконструктивизм и предвзятое отношение к странам восточнее Польши".

Однако, считает издание, и внешнеполитические мотивы были не ведущими: "Дело скорее в другом. Судя по высказываниям самого Нурсултана Абишевича, ему очень хочется войти в историю первостроителем национального казахского государства. Отсюда оговорки, за которые с ним даже пытались судиться оппозиционные политики, что прежде у нас не было своего государства. Отсюда попытка быть главным архитектором Астаны. Отсюда множество собственных сочинений мемуарного и политологического характера".

"Республика" полагает, что в ближайшее время в Казахстане будут проведены частные политические реформы. Одним из показателей газета называет возможную регистрацию оппозиционной партии "Алга!": если это произойдет, значит, есть шансы, что Назарбаев пойдет навстречу требованиям ОБСЕ, если нет - значит, продолжится имитация демократического процесса, делает вывод газета. Регистрация другой партии, которую возглавляет бывший кандидат в президенты от оппозиционного блока Жармахан Туякбай, приостановлена, чтобы затем была возможность отказать "Алга!". А позже партия Туякбая пройдет регистрацию через решение суда, став, таким образом вместе с "Отаном", элементом двухпартийной системы.

По мнению газеты, решение совета министров ОБСЕ отложить рассмотрение заявки Казахстана на следующий год может продлить срок работы действующего кабмина под руководством Даниала Ахметова: "Поскольку Назарбаеву предстоит сформулировать основы своей внутренней и внешней политики на 2007 год с учетом последних поездок, отставка правительства наверняка будет отложена, скорее всего даже до весны следующего года. Потому что если президент решит, что радикальная оппозиция ему не нужна в принципе, то для ее уничтожения понадобится весь государственный аппарат. Опыт предыдущих пяти лет показал, что одних правоохранительных органов, особенно учитывая дезорганизующее воздействие дела Алтынбека Сарсенбаева, уже недостаточно для того, чтобы загнать демократические партии в подполье и потом, признав их террористическими, ликвидировать как силу".

Военная доктрина

Военнослужащие казахстанской армии в скором времени могут отправиться в Афганистан со специальной миссией. Об этом прессе сообщил глава организации воинов-афганцев "Союз "Боевое братство" Сергей Пашевич. По его информации, представитель Минобороны РК уже побывал в нескольких провинциях этой воюющей страны с целью подбора потенциальных мест для размещения нашего ограниченного контингента, передает "Мегаполис". "Определенные предварительные договоренности об отправке в Афганистан, как минимум, двухсот граждан Казахстана, призванных охранять так называемые провинциальные восстановительные команды (ПВК), достигнуты и даже подписаны соответствующие документы, - приводит издание слова президента Союза "Боевое братство" Сергея Пашевича. - Мы только что вернулись из Кабула, где встречались с полевыми командирами, сторонниками и последователями Ахмад Шаха Масуда, работниками официальных структур и дипломатических миссий, которые уже открыто говорят об этом".

Между тем, глава "Боевого братства" считает, что "посылать наших военнослужащих в нынешний Афганистан под каким-либо предлогом - более чем преступно". Тем более, что до сих пор не принят закон о ветеранах. "Обсуждение этого закона опять отложено. Год заканчивается, а принимать его никто не собирается. Казахстан подписал Договор о коллективной безопасности. Подписал ряд других соглашений об участии граждан республики в антитеррористических операциях. Это значит, что наши парни станут рисковать своими жизнями за пределами своей Родины, а гарантий социальной защиты у военнослужащих как не было, так и нет". По мнению воинов-афганцев, Министерство обороны РК не желает выступать инициатором закона о ветеранах, а законопроект, подготовленный общественными организациями и объединениями, депутатским корпусом не берется во внимание.

В то же время "Мегаполису" стало известно, что в Капшагае прошла презентация казахстанской миротворческой бригады (Казбриг), сформированной на базе Казбата. Эта бригада обладает более широкими возможностями по решению боевых задач с учетом уже накопленного в Ираке опыта и означает дальнейшее развитие миротворческого потенциала республики. "Самое главное - в этой бригаде создан орган управления, который и будет непосредственно заниматься миротворческой деятельностью, включая организацию взаимодействия с другими странами", - приводит газета слова первого заместителя председателя Комитета начальников штабов МО РК генерал Алмаза Абдульманова. На вопрос, могут ли наши военнослужащие отправиться на выполнение задания вслед за Ираком в Афганистан, генерал ответил следующее: "Да, мы можем, к примеру, в составе какой-то уже созданной провинциально-восстановительной команды войти в Афганистан для обеспечения ее безопасности. Между тем газета рассказывает: "Как узнал наш представитель, побывав недавно в Афганистане, кроме охранных функций эти подразделения должны по регламенту коалиционной группировки принимать участие в боевых операциях, которые там проводятся, по зачистке местности и прочее, прочее, прочее".

Тем временем, в Казахстане по поручению главы государства идет работа над новой Военной доктриной. "Это уже третий документ такого рода, - подсчитывает "Новое поколение". Как информирует издание, для написания военной доктрины Казахстана привлечены иностранные эксперты из Центра проблем безопасности имени Джорджа Маршалла. Это германо-американская структура, созданная после распада СССР в баварских Альпах. Центр Дж.Маршалла занимается пропагандой западных идей и методов управления среди чиновников стран, ранее входивших в сферу влияния Москвы. По официальной версии, за основу новой доктрины взята ныне действующая, ориентированная на формирование системы обеспечения военной безопасности на этапе становления суверенного государства и трансформации биполярного мира в многополярный, и т.д. и т.п. А роль американцев - чисто консультативная, пишет газета. При этом все нововведения в документе принадлежат американским военным экспертам, где преследуется главный принцип - "открытость и пресловутая транспарентность". Газета задается вопросом, "какая в армии может быть прозрачность" и предполагает, что "следующим шагом, видимо, будет внедрение в войска принципов демократии".

По данным газеты, приказом Министра обороны руководство по разработке проекта военной доктрины было возложено на заместителя министра обороны генерал-лейтенанта Булата Сембинова. "А вот уже он, по каким-то, ему лишь ведомым, причинам пригласил для разработки военной доктрины государства из ОДКБ (Организация договора коллективной безопасности) натовских военных экспертов. В рабочей группе по созданию новой военной доктрины практически не оказалось казахстанских военных ученых. Единственный кандидат военных наук, полковник Дубовцев В.Ф. выведен из ее состава. Зато в группу попал некий полковник Х., исполняющий обязанности начальника департамента МО, который в тридцатилетнем возрасте стал офицером, поскольку был добросовестным прапорщиком на тыловой работе и экстерном, то есть краткосрочно, по сокращенной программе, заочно окончил военное училище".

Помимо этого, "НП" приводит информацию о ситуации в вооруженных силах страны: "каждый день из казахстанской армии увольняются два офицера; кадровая "революция" напоминает ситуацию с Красной Армией в 1937-1940 гг. Казахстан, занимающий одну девятую часть суши, не имеет своих Сухопутных войск (они трижды создавались и заново расформировывались), но зато имеет свой Военно-Морской флот, состоящий из катеров-"подарков", снятых с вооружения в армиях других странах. Как на главную военную силу сделан акцент на Воздушные и Аэромобильные войска, которые почему-то не имеют своей транспортной большегрузной авиации, способной быстро передислоцировать воинские части на длительное расстояние с танками, БМП и БТРами. В центральном аппарате Минобороны существует канцелярия на правах отдельного департамента с огромным количеством работников, в то время как самостоятельное управление по организации боевой подготовки в Вооруженных силах существует только на бумаге!".

Парламент

Казахстанский парламент продолжает демонстрировать оперативность в принятии законопроектов. На минувшей неделе, на пленарном заседании, нижняя палата одобрила в первом чтении проект закона "Об игорном бизнесе" и сопутствующий законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам игорного бизнеса. Оба законопроекта, в случае своевременного принятия парламентом, вступят в силу с 1 апреля 2007 года.

"История с выселением казино в две резервации продолжает набирать обороты, - пишет "Новое поколение". - На этой неделе мажилис в первом чтении одобрил законопроект "Об игорном бизнесе". В случае если парламент проявит чудеса скорости при рассмотрении документа (что этому созыву не привыкать делать) и обе палаты успеют принять его до Нового года, то уже с первого апреля деятельность всех казино и залов игровых автоматов по всей стране (кроме двух пустынных мест) будет запрещена".

Законопроект "Об игорном бизнесе" предполагает, что в Казахстане будет разрешена деятельность букмекерских контор и тотализаторов, а казино и залы игровых автоматов смогут работать только в специально отведенных зонах - на правом берегу Капчагайского водохранилища и в Щучинском районе Акмолинской отрасти, - пишет "Панорама". - На других территориях страны деятельность казино и залов игровых автоматов запрещается. Новый закон должен стать законом прямого действия и вступить в силу с 1 апреля 2007 года. Поэтому правительство прописало в нем все: от места расположения игорных заведений до количества оборудования и правил лицензирования. Так, в казино должно быть установлено не менее 20 игровых столов, в залах игровых автоматов - не менее 50 автоматов, которые должны быть обязательно сертифицированы. Кассы и игровые места должны быть оборудованы видеозаписывающими системами, и видеозаписи нужно хранить не меньше недели. Издание также сообщает, что в законопроекте предлагается ввести и новый порядок для получения лицензии. Для этого организатор игорного бизнеса должен иметь здание на правах собственности (или ином законном основании), игорное оборудование на праве собственности, службу, которая обеспечивает личную безопасность клиентов и работников игорных заведений. Принципиальное новшество - резервный фонд. Кроме того, специально для казино вводится новый вид налога - налог на игорный бизнес. По словам главы Минфина Натальи Коржовой, его уплата будет производиться с единицы оборудования, то есть за каждый стол, автомат, кассу, рассказывает издание. Помимо этого, законопроектом вводится запрет на доступ к азартным играм для граждан моложе 21 года. Владельца казино или зала игровых автоматов, нарушившего запрет, будет ждать штраф - 300 тысяч тенге".

Издание отмечает, что особую дискуссию вызвали территории, где предполагается разместить игорные зоны. Многие депутаты считают, что отдавать курортные зоны "на растерзание" игрокам неверно. "Более правильно, по их мнению, перенести казино в депрессивные регионы - в город Аркалык или к Аральскому морю. Или на остров Барса-Кельмес. Однако правительство с этим не согласно. И министр финансов долго объясняла депутатам, что речь не идет о том, чтобы просто вывести все казино из городов, и неважно куда. На самом же деле это перспективный, далеко идущий туристский проект".

Также дискуссия коснулась и еще одной проблемы - работы он-лайн-казино: "Депутаты точно знают: играть в рулетку можно и в Интернете, и уж его-то точно невозможно запретить. Но оказалось, что правительство подготовилось к решению этой проблемы. В городе Семипалатинске есть центр, который присваивает доменные номера, и по обращению уполномоченного органа все сайты он-лайн-казино будут заблокированы. Опыт такой работы у них есть, они также блокируют сайты по терроризму и все остальные экстремальные сайты, которые есть".

Как уточняет "НП", в ходе обсуждения законопроекта выяснилось, что правительство не просчитывало социально-экономические последствия запрета действия казино с 1 апреля. "Каковы убытки этих владельцев казино? Кто-нибудь просчитал, кто будет возмещать?" - вопрошал Михаил Трошихин. Как прояснила Н.Коржова, "никакого возмещения убытков не предполагается. Если государство что-либо запрещает категорически, тогда речь идет о возмещении убытков. Так как мы ничего никому не запрещаем, а ведем разговор о передислокации, то в данном случае никаких убытков никто возмещать не будет".

Газета отмечает, что во время обсуждения документа в первом чтении депутаты высказывались против закона, предлагали его вернуть в правительство или вообще не принимать. "Тем не менее подковерное единодушие взяло верх - документ одобрен подавляющим большинством голосов. К слову, если парламент не управится с принятием этого закона до Нового года, то запрет на деятельность казино будет введен спецуказом главы государства. Его проект уже подготовлен в недрах Минфина".

"Помимо спорного законопроекта об игорном бизнесе, мажилисмены пытались решить важнейшие вопросы развития казахстанской экономики и достижения страной желаемого результата - вхождение в число 50 самых конкурентоспособных стран мира, - рассказывает "Панорама". - Выяснилось, что успешному вступлению в "великие 50" препятствует национальный оператор связи АО "Казахтелеком". Как сообщает газета, сразу три депутата - Михаил Трошихин, Алихан Байменов и Серик Абдрахманов - обратились к премьер-министру с вопросами о тарифах на услуги связи, предоставляемые "Казахтелекомом". Народные избранники выяснили, что в Казахстане едва ли не самые высокие тарифы на мобильную связь и Интернет. "Из-за этого в ряде населенных пунктов страны до сих пор школьники не могут воспользоваться возможностями всемирной паутины, не говоря уже о сотовой связи, - пишет газета. - И это при том, что "невозможно говорить об устойчивой конкурентоспособности страны без обеспечения доступа населения к дешевым услугам связи".

А "Известия-Казахстан" сообщают, что депутаты нижней палаты отказались принимать в работу законопроект "О госзакупках": "Зачинщиком всего стал Амангельды Таспихов, депутат Комитета по экономической реформе и региональному развитию. Он обвинил мажилис в том, что он подстраивается под правительство и распределяет поступившие от него законопроекты не по профильным комитетам, а с оглядкой на депутатов, которые работают в них. Так, по мнению А. Таспихова, законопроект "О госзакупках" должен был поступить в их комитет, но его "перехватил" Кенжегали Сагадиев. Всех урезонил Михаил Трошихин, который заявил, что "этот закон настолько важен для нашей страны прежде всего в борьбе с коррупцией, что перед его рассмотрением необходимо провести парламентские слушания", а какой комитет будет его рассматривать - совсем неважно, можно даже поручить это дело двум комитетам. В итоге ни Комитету по экономической реформе, ни Финансовому комитету, ни даже вместе взятым законопроект не был отдан. Депутаты приняли предложение своего коллеги Рауана Шаекина, который предложил "снять вопрос с повестки и потом разобраться, откуда такая заинтересованность к нему".