Как уже сообщило ИА REGNUM, 8 декабря заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков пригласил на встречу в Кремль ряд молодых депутатов региональных парламентов. От Орловской области во встрече принял участие депутат Орловского областного Совета народных депутатов, член ЦК КПРФ Сергей Быков. Он рассказал об этой встрече корреспонденту ИА REGNUM:

"Прежде всего, необходимо отметить следующий факт: на встречу с человеком, которого российские и зарубежные СМИ окрестили главным генератором идей и проектов в области внутренней политики России, приглашены были далеко не все молодые депутаты республиканских (областных, краевых) дум, советов, а только те, кто был интересен кремлевским политтехнологам. По какому принципу проводился отбор этих очень немногих, так и осталось загадкой. Справедливости ради необходимо отметить, что участники встречи представляли весь спектр политической палитры страны: здесь были коммунисты, жириновцы, сторонники "Справедливой России". Конечно, добрая половина присутствующих состояла в "Единой России".

Тема встречи была обозначена заранее: "Актуальные задачи партийного строительства в России". И это не случайно, ведь кремлёвская администрация уже не один год пытается выстроить в стране более-менее эффективную партийную систему.

Ожидая Суркова в зале, где президент проводит заседания Совета безопасности, молодые законодатели знакомились, обменивались мнениями по разным вопросам жизни общества, рассказывали друг другу о "своём пути" в политику, истории избрания депутатами.

Сурков появился в зале стремительно, совсем не по-чиновничьи, прошел, сел во главе стола, извинился за опоздание и начал встречу. Формат был предложен следующий: выступление самого Суркова, вопросы к помощнику президента, выступления участников. Однако к последней части перейти не пришлось - слишком много вопросов поступило в адрес высокого чиновника, и за диалогом без малого три часа пролетели незаметно.

Если кратко, суть выступления Суркова сводилась к следующему. Партийное строительство в России развивается в настоящее время успешно. Этому способствовала работа, начатая несколько лет властью по структурированию партийной жизни и партийного строительства. "Ведь что было 5-10 лет назад: захотел какой-нибудь богатый человек (олигарх) иметь свою партию - нет вопросов. Выкинул пару-тройку миллионов долларов на оформление технических документов, нашел подходящего более-менее известного политика и партия вместе с лидером готова. И такие бумажные партии буквально захламляли политическое пространство, вводя в заблуждение избирателей. Часто не имели идеологии, программы".

Между тем, по мнению Суркова, есть несколько направлений идеологии (коммунисты, либералы, центристы), поддерживаемых населением, и количество партий должно быть соразмерным количеству этих направлений. И посему перед Кремлем в начале века встала нелегкая задача - стабилизировать, законсервировать многопартийность. В целях её решения был принят закон "О политических партиях", повышены требования к созданию и деятельности партии: "Мы заинтересованы в том, чтобы партии были мощными, их отделения действовали во всех регионах. Бумажные партии никому не нужны".

Одновременно, по словам зам. руководителя президентской администрации, партиям были предоставлены определённые льготы: обязательна норма об избрании по партийным спискам половины депутатов региональных парламентов, введение только пропорциональной системы на выборах в Государственную Думу. "Получить конституционное большинство в этих условиях практически невозможно, - предположил он, - поэтому введение пропорциональной системы является фактически демократизацией избирательного процесса. Ведь, например, если бы по такой системе избиралась нынешняя Дума, то "Единая Россия" не имела бы там конституционного большинства в 310 мандатов; максимум, у них было бы 235-240. Затем, партия, победившая на выборах в законодательный орган субъекта, имеет право предлагать президенту кандидатуру губернатора. Далее, у нас в стране пока президент и премьер-министр беспартийные. Вообще, это нонсенс в мировой политике, возникший в связи с переходным периодом. Полагаю, что в будущем, причем совсем скоро, это изменится. Ибо бюрократия, оторванная от партий, меньше связана с населением, и её действия никак не влияют на имидж партии. Многие обвиняют нас в том, что эти изменения ущемляют демократию. Я знаю одно: нет приборов, которыми измеряют уровень демократии, нет и единиц измерения.... Мы вполне удовлетворены той ситуацией, которая сложилась сегодня в Государственной Думе и в Совете Федерации. Да, есть проблемы злоупотребления принципом назначения (47% сенаторов никак не связаны с регионами, от которых они назначены). Все разговоры о реформе высшей палаты парламента являются политическими разговорами".

Также Сурков высказался по поводу будущих выборов: "Мы бы хотели, с политической точки зрения, чтобы у "ЕР" было в следующей Думе большинство. Ибо с одной партией работать много легче, чем договариваться с несколькими". По его личному мнению, в будущий парламент пройдут 3-5 партий, в частности, "Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия", ЛДПР; по крайней мере, так было бы, будь выборы в ближайшее воскресение. Есть свой избиратель и у либералов, им нужно только организационно определиться. Высказался помощник президента и по вопросу введения полностью пропорциональной системы на выборах в субъектах и на муниципальном уровне: центр не будет здесь диктовать свои условия и навязывать что-либо. На местах должны определиться самостоятельно. Еще раз подчеркнув, что в следующем избирательном цикле грядет партизация высшего руководства, Сурков предложил задавать вопросы.

Депутата Рязанской Думы от ЛДПР волновал вопрос о том, что его партия постоянно ущемляется везде: в СМИ, на встречах и т.д., на что получил ответ: "Коммунисты критикуют нас за особую любовь к ЛДПР. И версия их, скажу вам, не совсем пустая. Что вы еще хотите?" Выходит, прав был Геннадий Зюганов, говоря о том, что "жириновцев тянут за уши в Думу". Тульского коллегу беспокоило то, что "ЕР" превращается потихоньку в КПСС образца 80-х гг. ХХ века. В ответ прозвучало: беда в том, что еще КПСС-овское поколение фактически верховодит там. Должно пройти время, прежде чем в партию придут новые поколения и ситуация начнет меняться. Говорили мы и об открытой "мочиловке" КПРФ со стороны провластных СМИ, что Сурков фактически признал.

Было много очень интересных вопросов, о которых рассказать не хватит места. Поражало другое - то, о чем мы говорили всегда, где-то предполагая, догадываясь, нам рассказали в открытую, обосновывая такую политику защитой суверенитета и независимости России, угрозой цветных революций и Касьянова (бывший премьер-министр).

В конце Владислав Сурков пожелал всем счастья и опоры прежде всего на собственные силы.

После почти 3-х часовой встречи мы спрашивали друг друга: зачем нас пригласили? Поговорить или прощупать молодых представителей региональной элиты? Время покажет".