Перспективы альтернативного газоснабжения Украины и вопросы сотрудничества Украины и России в атомной энергетике, а также состояние проекта по захоронению ядерных отходов на Украине в интервью ИА REGNUM прокомментировал Владимир Бронников - глава подкомитета по вопросам ядерной политики и ядерной безопасности комитета Верховной рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

ИА REGNUM: Как вы прокомментируете информацию о строительстве газопровода от Азербайджана до Украины по дну Черного моря? Насколько реален и выгоден этот проект и какие проблемы могут ждать Украину при его реализации?

Одно из намерений газопропотребителей всего мира - выйти на газовые месторождения, которые находятся в зоне Каспийского моря. Естественно, чтобы доставить газ в Европу, нужно проделать чрезвычайно сложный путь или через систему сжиженного газа или через горные регионы Турции, Босфор и Дарданеллы и далее через горы Балкан или обойти кавказские горы через Черное море. Я думаю, что в ближайшем будущем проект не реализуется, затраты на него окупятся вряд ли, поскольку Черное море - глубоководное, в Черном море есть сероводородный слой на глубине более 200 метров, и как будет вести себя металл, газопровод в этих условиях - толком никто не знает. Поэтому я считаю этот вариант одной из возможных версий, которая вряд ли когда-то будут реализована.

ИА REGNUM: Не так давно экономический комитет НАТО распространил информацию, что Россия планирует объединить страны-производители газа в картель по образцу ОПЕК. В случае реализации этого проекта, какая роль может отводиться Украине?

Я думаю, создание Россией газового аналога ОПЭК произойдет неизбежно, как создаются мировые картели под нефть, чтобы взять под контроль расходование оставшихся в мире запасов нефти, так и будут создаваться картели, которые будут брать под контроль оставшиеся газовые запасы, тем более, что газа все время будет не хватать, а прирост газа и прирост потребления газа все более и более будут сказываться на его стоимости. Я думаю, что в будущем такой картель будет создан, как скоро - сегодня это сложно сказать, но думаю, что уже в этом десятилетии газовый картель будет создан.

Украина же в этом случае так и останется основной транзитной страной между запасами газа в России, в Прикаспии и Европой. Украина должна зарекомендовать себя надежным транзитёром и, вместе с тем, ее экономическая политика должна исходить прежде всего из интересов Украины, конечно, с учетом поставщиков и потребителей этого газа. Украина не должна провоцировать ни поставщиков, ни потребителей газа на обход ее территории. Если мы сможем найти такую золотую середину, то Украина на специфике своего положения будет иметь объемы газа, необходимые для того, чтобы уверенно обеспечивать собственную энергетическую безопасность.

ИА REGNUM: Разработана ли чёткая стратегия ядерной энергетики на Украине и в чём она заключается?

В строгом смысле, стратегии, которая основывается на системе материально-технического, финансового, кадрового обеспечения, нет. Есть заявления о том, какой должна быть ядерная энергетика, чтобы была обеспечена энергетическая безопасность Украины. Сейчас как раз прорабатываются возможные варианты концентрации всех финансовых, кадровых и материальных ресурсов для того, чтобы эту стратегию поставить на реальную основу, перевести в разряд годовых и пятилетних планов с тем, чтобы выполнить те задачи или максимально приблизиться к реализации задач, которые поставлены в общей энергетической стратегии Украины.

Важнейшим вопросом является создание атомного энергетического машиностроения на Украине, кооперации его с атомным энергетическим машиностроением России и других энергомашиностроительных держав - как европейских (в первую очередь - Франции и Германии), так и дальневосточных - Кореи и Японии. И важно здесь найти золотую середину, поскольку страна, закладывающая атомную энергетику на уровне 60% собственного энергообеспечения не может ни в машиностроительном плане, ни, тем более, в инжененом и научном плане зависеть от других стран-поставщиков, мы должны играть ключевую роль. Сейчас правительство только приступило к проработке этой задачи.

ИА REGNUM: Обозначьте перспективы сотрудничества России и Украины в атомной энергетике и промышленности.

Я по сути их назвал выше: мы должны, максимально учитывая возможности друг друга и понятность своих экономик друг для друга, создавать совместное энергетическое машиностроение по максимуму. И в этой работе не должно быть ни старшего брата, ни младшего брата, в работе должно быть желание создать конкурентоспособное машиностроение, которое бы действовало в интересах наших стран. Это, я уверен, понимают и в России, это понимают и на Украине, поскольку Россия также заявила о своих амбициозных планах.

В части атомной промышленности, по которой мы имеем производство ядерного топлива, мы должны быть максимально независимы и максимально эффективны друг для друга. Украина сейчас разрабатывает концепцию и готовится к тому, что уже через пять лет она будет изготавливать ядерное топливо из своего урана, и Россия должна понимать, что она выполняет роль одного из производителей ядерного топлива, а не монополиста в этой области. Украина уже близка к тому, чтобы иметь возможность заказывать ядерное топливо как в России, так и у других мировых производителей. И тут недопустима ни монопольная зависимость от России, ни пренебрежение интересами России, поскольку, я уверен, что по соотношению "цена-качество" российское топливо будет для нас долго предпочтительным.

ИА REGNUM: В каком состоянии сейчас находится реализация плана по захоронению ядерного топлива на Украине?

Я глубоко уверен, что, не решив проблему работы с радиоактивными отходами, в том числе и с отработанным ядерным топливом, Украина не имеет права дальше двигаться по пути расширенного использования ядерной электроэнергетики. И в этом плане мы сейчас завершаем разработку законодательства, которое будет регулировать эту тему, будет делать проблему отработанного ядерного топлива, радиоактивных отходов, понятной и публичной для народа, поставит эту проблему и ее исполнение на контроль общественности. Пока мы думаем, что Украина не готова начинать строительство централизованного ядерного хранилища для компании "Энергоатом" в Чернобыльской зоне, поскольку у нас неясно, что такое централизованное хранилище для отработанного ядерного топлива, существующим законом предусмотрено только хранение его на территории атомной станции в течение технологического срока жизни атомной станции. Поэтому сначала мы эту норму отрегулируем законодательно, а потом будем решать. Скорее всего, компании будут строить технологические хранилища для отработанного ядерного топлива на своих площадках. Отработав эту технологию и обеспечив нормативно-правовую базу, мы сможем говорить о строительстве централизованного хранилища отработанного ядерного топлива и далеко не факт, что это будет в Чернобыле.