Власть и политика

"Съезд "единороссов": Пчелы против меда" - так в близком к тульскому региональному отделению "Справедливой России" еженедельнике "Засечный рубеж" (№49 от 9.12.06) Кирилл Сарычев характеризует VII съезд "партии власти". Расшифровывая для массового читателя термин "суверенная демократия, придуманный "главным политтехнологом страны" Владиславом Сурковым, автор пишет, что он "предназначен, скорее, для внешнего, чем для внутреннего пользования". На Западе все чаще и чаще раздаются вопросы в адрес российского руководства: вы утверждаете, что строите демократию? Но что же это за демократия, при которой у власти все одна и та же группа лиц, одна и та же партия? Тут-то и был придуман ответ: это, мол, ваша, европейская и американская демократия подразумевает сменяемость партий, а у нас своя демократия, суверенная. Здесь таится главная прелесть "суверенной демократии" для "единороссов": выборы можно проводить сколько угодно, а во власти ничего не изменится - "ЕР" вчера, сегодня и завтра! Идея вполне суверенная, но к демократии не имеющая никакого отношения. Про борьбу с коррупцией и вовсе говорить смешно, ибо для этого "Единой России" придется высечь саму себя! Кто же еще может быть коррумпирован, как не чиновники, сидящие во власти, и в какой еще партии эти чиновники могут состоять, как не в "Единой России"? Коррупция и "Единая Россия" имеют одинаковую природу, одинаковые корни. Ведь коррупция возникает при спайке бюрократии с бизнесом. А главный мотив бизнесменов, идущих в "ЕдРо" - оказаться поближе к действующей власти, поближе к этой самой бюрократии. Ведь никаких идеологических мотивов у "единороссов" нет. В представлении многих предпринимателей и государственных служащих именно партбилет "Единой России" является надежной "крышей", под которой можно безнаказанно творить привычные коррупционные сделки".

Елена Шулепова в "Тульских известиях" (№317-318 от 8.12.06) под заголовком "В поиске выхода из абсурдной ситуации" пишет, что "главный федеральный инспектор в Тульской области Сергей Харитонов провел рабочее совещание с руководителями региональных управлений федеральных органов власти, посвященное взаимодействию этих структур при решении вопросов, связанных с выплатами различных задолженностей. В работе совещания принял участие начальник департамента по обеспечению конституционных прав граждан аппарата полномочного представителя президента в ЦФО Анатолий Семушкин. Как известно, в свое время законодателями был принят ряд льгот (всего около сорока), которые не были финансово обеспечены, из-за чего в некоторых регионах ЦФО образовались большие долги. В основном по пенсиям, детским пособиям и чернобыльским выплатам. Причем девять десятых этой задолженности - долги федерального центра. По словам Анатолия Семушкина, "до некоторого времени Минфин считал, что долги сформировались из-за плохой работы регионов". Были обвинения и в отношении судебных приставов: мол, те не с должной активностью собирают деньги. К сожалению, не сразу удалось убедить финансистов в том, что все это не соответствует действительности и проблема в основном в том, что деньги не выделяются. Правда, к тому времени многие граждане, отстаивая свои права на получение тех же пенсий, успели дойти до Европейского суда по правам человека. Их жалобы с положительным вердиктом высокой инстанции вновь возвращались к губернаторам, только с заметно выросшей сумма долга, к которой прибавилась еще и оплата судопроизводства, морального вреда и т.п. Естественно - по европейским ценам. В результате долг, к примеру, в три тысячи рублей вырастал до трех тысяч евро. Анатолий Семушкин предложил собравшимся обсудить пути решения проблемы и направить конкретные предложения в адрес полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Георгия Полтавченко. В нашей области, как уже было сказано, основная проблема - это старые долги чернобыльцам, по текущим платежам задолженностей вроде бы нет. Но по прежним искам накопилось 377 судебных решений, уже вступивших в законную силу. И многие еще на подходе".

Экономика

"Бюджет развития" - так Александр Толин в "Тульских известиях" (№317-318 от 8.12.06) охарактеризовал проект главного финансового документа области на 2007 год, принятый на предпоследнем в этом году заседании областной Думы во втором чтении: "Рассмотрение законопроекта об основном финансовом документе области на следующий год на 40-м заседании регионального парламента прошло очень спокойно. Можно даже сказать - буднично. Все дружно проголосовали "за". Причину спокойствия позже пояснил на импровизированной пресс-конференции спикер Олег Татаринов. По его словам, после принятия бюджета в первом чтении депутаты высказали ряд замечаний, и областная администрация, внося поправки ко второму чтению законопроекта, учла их практически все. Так, администрация области поддержала предложение парламентариев увеличить финансирование некоторых целевых программ. Споры в зале заседания возникли лишь тогда, когда парламентарии добрались до утверждения регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и услуг ЖКХ. Согласно федеральному законодательству россияне не должны платить более 22 процентов своих доходов за коммунальные, так сказать, блага. При этом региональным законодателям оставлено право снизить эту планку на столько, на сколько позволит областной бюджет. В свое время тульские парламентарии поломали немало копий, предлагая свои варианты стандарта. Цифры назывались самые разные - десять, четырнадцать, восемнадцать процентов... Однако в итоге в областном законе остались все те же 22 процента... Депутат Сергей Кондратенко поинтересовался: почему в разных муниципальных образованиях приняты разные стандарты для расчетов размера субсидий малоимущим гражданам? Почему, например, считается, что среднестатистическая веневская семья должна платить за квартиру около восьмисот рублей в месяц, а кимовская - 1045? Как стало понятно из ответа директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Михаила Дорохина, при расчетах специалисты его департамента и муниципальных образований использовали столичные методики. А средняя квартплата определялась для "типовых домов", преобладающих в том или ином районе.

Вице-спикер Владимир Тимаков предположил, что разброс величины оплаты жилья по районам зависит и от разной степени износа инфраструктуры. При этом Владимир Викторович спросил: планирует ли департамент предпринять что-либо для исправления ситуации? Как сообщил Михаил Дорохин, районам с минимальным КПД "коммуналки" будет выделяться больше средств в рамках областной программы развития ЖКХ. В результате разрыв по цене за жилье и услуги ЖКХ по районам будет сокращаться. После окончания заседания, как уже говорилось, председатель областной Думы Олег Татаринов ответил на вопросы журналистов, касающиеся главным образом рассматриваемого бюджета на следующий год. Если бюджеты прошлых лет обычно называли "социально направленными", отметил Олег Владимирович, то бюджет-2007 можно назвать "бюджетом развития"".

"Наш уголь скоро будет в цене" - прогнозирует в "Новотульском металлурге" (№222 от 6.12.06) Константин Большаков. Он пишет: "Логика последних событий в сфере энергетики подсказывает, что возрождение Подмосковного угольного бассейна, о чем говорится вот уже несколько лет, не за горами. На уровне правительства и РАО "ЕЭС России" предпринят ряд шагов, ведущих к возрастанию доли угля в производстве электрической и тепловой энергии. Сегодня баланс производства энергии в России таков: более 50% приходится на долю станций, работающих от природного газа, около 12% дают гидростанции, столько же - атомная энергетика, остальное (примерно 26%) - угольные станции. Для сравнения: в Европе и США доля угля перевалила за 50%, в Китае, энергетика которого в последнее время бурно развивается, составляет 75%. При этом везде используются современные технологии, позволяющие получать КПД (коэффициент полезного действия) около 42%, тогда как на наших угольных станциях он не превышает 28%. Между тем запасы природного газа истощатся примерно через 70-100 лет, а угля у нас - на многие сотни лет вперед. Достаточно сказать, что разведанные объемы бурого угля в Подмосковном бассейне (Тульская, Калужская, Московская и Рязанская области) превышают четыре миллиарда тонн. Этого количества нам хватит более чем на шестьсот лет интенсивной эксплуатации! Область за год "съедает" 10,2-10,5 млн. киловатт-часов электроэнергии. 34% приходится на долю упоминавшихся газовых электростанций. 26% дает Черепетская ГРЭС, работающая на угле. 6% производят силовые блок-станции некоторых крупных промышленных предприятий (ОАО "Тулачермет" и др.). А 34% мы получаем путем перетоков из других регионов страны, платя за это очень солидные средства.

Как показывают расчеты, чтобы избежать дефицита энергии, нам нужно до 2010 года ввести дополнительно мощностей объемом 700 Мегаватт. По сути, речь идет о строительстве новой станции средней мощности, которая очень дорога, ее цена тянет на сотню-другую миллиардов рублей. Теоретически такую станцию построить можно. И, как заявил недавно побывавший на Первом Тульском экономическом форуме член правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон, подобный вариант рассматривается. Речь идет о вероятности строительства угольной станции в Щекинском районе. Но до принятия конкретного решения пока далеко. Как известно, вот уже три года цены на уголь в России - рыночные, они достигли мирового уровня. А внутренняя цена на газ регулируется государством, она примерно в 2,5 раза ниже европейской (без учета транспорта и таможенных пошлин). Наши угольные станции уступают газовым по экономической эффективности в полтора раза и являются заведомо убыточными. Тем не менее вскоре ситуация изменится. Правительство приняло решение, согласно которому к 2011 году в России будут действовать мировые цены на газ, и вместо нынешних 40-50 долларов, которые стоят 1000 кубометров, потребителю за тот же объем придется отдать 120-130 долларов. Это весьма болезненно для крупных промышленных предприятий (особенно в химической отрасли), но для того-то им и дается переходный период длиной в четыре года, чтобы провести техническую модернизацию. При таком раскладе угольные станции через три-четыре года станут окупаемыми. Но строить их нужно начинать сегодня, т.к. срок возведения одной станции - два-три года. Если все так и будет, то даже без возведения новой угольной станции Тульская область не только избежит угрозы энергодефицита, но и уменьшит объемы перетоков электричества. При этом объемы закупаемого бурого угля в Подмосковном бассейне только для станций нашей области могут составить 1,5-2,2 млн. тонн в год. А с учетом всех близлежащих областей потребности в нашем угле вырастут до 5,0-5,5 миллиона тонн ежегодно. Но не забудем про некоторые особенности. Сейчас все шахты нашей области дают 650 тысяч тонн угля, через год они собираются довести объем добычи до одного миллиона тонн. Напомним, что 15 лет назад Тула давала 12 миллионов, а 30 лет назад - 17 млн. тонн. Однако 12 лет назад 14 из 17 имевшихся в тот момент в Тульской области шахт были закрыты, причем большинство из них затоплены грунтовыми водами. Та же участь постигла три из четырех наших открытых угольных разрезов. Делалось это в такой спешке, что под землей и водой оказалось немало оборудования. Будто мы в тот момент ждали нашествия оккупантов и не хотели, чтобы ему досталось что-то из нашего имущества. Восстановление затопленных шахт сегодня неэкономично, т.к. обойдется очень дорого. Значит, будем строить новые шахты. Но большинство из них предусмотрено возвести не у нас, а в Калужской области, где открыто богатое месторождение бурого угля. У туляков и рязанцев пока прибавится только по одной шахте. Будем, преодолевая огромные трудности, восстанавливать Подмосковный угольный бассейн, который разрушили своими же руками...".

"Затянув поясок - к экономическому развитию" - так Олеся Степанова в "Новотульском металлурге" (№224 от 8.12.06) характеризует проект бюджета Тулы на 2007 год, публичные слушания по которому состоялись в Тулгордуме: "Активисты областного центра, городское руководство и депутатский корпус обсуждали главный документ, по которому будет жить город, а транспортные организации, уже по традиции, требовали до 8 рублей поднять цену на поездки в транспорте, а также втрое увеличить стоимость льготных проездных... Предполагается, что в следующем году жители и предприятия областного центра принесут в бюджет 4 694 072 тысячи рублей. Эта сумма сложится из налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельного налога, средств от использования муниципального имущества и т. д. Причем большая часть средств будет обеспечена налогом, собранным с физических лиц и составляющим 45 % доходов. Со следующего года больше станет доход, полученный от торговых предприятий. По словам начальника управления экономического развития администрации Тулы Андрея Круглова, произойдет это потому, что в 2007 году будут вводиться новые торговые площади. С одной стороны, это позитивный момент - денег в бюджете много не бывает, с другой, весьма тревожный - население областного центра стройными рядами уходит из производства в торговлю. Если так пойдет и дальше, то в перспективе ничего хорошего Туле ожидать не придется. Ведь только сильная промышленность в состоянии поднять экономику города и обеспечить финансовые потоки в бюджет. Пока же областной центр имеет то, что имеет, правда, надеется, что будет иметь больше. И основания для надежд определенно есть: в 2007 году планируется рост объема производства продукции, увеличение объема розничной торговли муниципальных предприятий. Кстати, ожидается, что в ближайшие годы ввод нового жилья, включая индивидуальное строительство, будет ежегодно достигать отметки в 240 тыс. кв. м. Для сравнения: сегодня удается сдавать лишь 120-128 тыс. кв. м в год. Причем отныне строительство будет вестись комплексно, а это значит, что в городе появятся новые поликлиники, школы и детские сады в жилых массивах. Все это в какой-то степени поможет в решении проблемы ветхого жилья в Туле. Принявший участие в работе Первого тульского экономического форума министр России по экономическому развитию и торговле Герман Греф сделал заявление, суть которого сводится к тому, что российское правительство готово финансово помочь Тульской области в решении поставленных задач. В свою очередь, региональная власть планирует оказать поддержку Туле, выделив на реализацию программы переселения из ветхого жилья 60 млн. рублей. Но и Тула не бездействует, заложив в бюджет 2007 года на переселение 10 млн. рублей. Общие затраты городской казны оцениваются в 5 149 508 тысяч рублей. Таким образом, бюджетный дефицит определится суммой почти в пятьсот миллионов, без учета финансовой помощи из регионального бюджета. Жителей Тулы, принявших участие в публичных слушаниях, это обстоятельство несколько смутило. "Может быть, область поможет?" - скромно и ненавязчиво обозначили они свои тревоги. "Она помогает. Думаю, все это ощутили, - напомнил глава города Владимир Могильников. - Если Тула в 2005 году только банкам должна была 900 млн. рублей, то на сегодняшний день, благодаря поддержке региональной власти, большую часть этой суммы удалось погасить. Сегодня долг составляет 125 млн. рублей". Наибольшую долю в расходах Тульского бюджета 2007 года, имеющего четко выраженную социальную направленность, составляют расходы на образование - 30,4% от общего объема расходной части бюджета, а также на здравоохранение и физическую культуру - 23% и на ЖКХ - 19%. На объекты здравоохранения в следующем году планируется направить на 50 млн. рублей больше, нежели в этом году. В частности, будет обеспечено финансирование окончания реконструкции Центрального родильного дома, работ по реконструкции урологического отделения первой городской больницы и хирургического отделения больницы имени Ваныкина. При расчете бюджетных расходов учтено повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений социально-культурной сферы, которое произойдет 1 сентября 2007 года. Кроме того, заложены средства на возмещение межтарифной разницы предприятиям, оказывающим услуги по пассажирским перевозкам в рамках муниципального заказа, а также финансирование транспортных расходов. Однако с этими расчетами не согласились транспортники. Они потребовали увеличить цену льготного проездного, мотивируя это тем, что проведенный анализ поездок льготников показал: они ездят в три раза больше, нежели предполагает городская власть, направляющая транспортным предприятиям компенсации за предоставление льготного проезда. "Возникает существенная межтарифная разница. Если она сохранится, то в феврале транспорт станет", - объясняли транспортники. Пока они оказались не услышаны, равно как и многие другие претенденты на получение муниципальных денег. "Бюджет будет напряженным и должен быть экономичным", - подчеркнул председатель контрольной комиссии МО "Город Тула" Владимир Белоусов. Вскоре депутаты городской Думы примут главный документ, внеся в него дополнения, озвученные на публичных слушаниях. С этого момента Тула, при поддержке области, будет развиваться, несмотря на напряжение", - резюмирует автор.

Общество

"Общественная палата обсудила проблемы рынков в Тульской области", сообщает еженедельник "Слобода" (№49 от 6.12.06): 6 декабря 2006 года Общественная палата Тульской области провела в Доме науки и техники Круглый стол на тему "Состояние рынков Тульской области". Целью Круглого стола было привлечение внимания общественности и власти к проблемам рынков Тульской области.

В Тульской области функционирует около 100 рынков и микрорынков. В сегодняшней действительности, когда многие предприятия обанкротились либо на грани банкротства рынки и микрорынки являются одними из немногих, которые обеспечивают финансирование капитальных вложений для развития собственной производственной базы, являются стабильными плательщиками налогов в бюджеты всех уровней, взяли на себя функцию организатора малого бизнеса в торговле.

Трудно сомневаться в том, что рынки Тульской области играют сегодня значительную социально-экономическую роль. Цифры подтверждают рост занятости населения в сфере торговли и общественного питания. Доля занятых в сфере производства при этом снижается. По прогнозам в 2007 году она будет составлять 37% в промышленном производстве и, соответственно, 63% в сфере торговли и общественного питания. Так как доходные части бюджетов МО по усреднённым данным состоят на 40-45% из налога на доходы граждан, то можно с уверенностью сказать, что треть поступлений в бюджеты МО обеспечивает население, занятое на предприятиях торговли и общественного питания. Более того, малый и средний бизнес, формирующий эту сферу экономики региона, даёт ещё треть доходов бюджетов МО. Часто рынки не отвечают требованиям государственной санитарно-эпидемиологической службы. Получила широкое распространение фактически существующая на улицах города торговля с развалов, разрешенная администрацией города. Это не только портит вид города, создает ряд неудобств для пешеходного и транспортного движения, но и создают серьезные санитарно-эпидемиологические проблемы. Действия органов власти и контролирующих органов не всегда направлены на цивилизацию малого бизнеса на рынках. Продолжает существовать практика "двойных стандартов" по отношению к субъектам розничной торговли, когда предъявляются различные противоречивые требования к разным участникам рынка розничной торговли".

Деятельность силовых структур, происшествия, криминал

"Журналиста убрали за его статьи?" - задается вопросом то же издание: "Близкие погибшего тульского журналиста Вагифа Кочеткова считают, что его могли убить за серию разгромных статей о льготных лекарствах. Напомним, политический обозреватель "Молодого коммунара" и собкор газеты "Труд" Вагиф Кочетков скончался в больнице 8 января с.г. (см. "Слободу" от 11.01.2006 г.). Неизвестный напал на журналиста недалеко от его дома, ударил по голове и забрал барсетку с сотовым. После нападения Вагиф сам вернулся домой, но милицию не вызывал. Через неделю состояние Вагифа ухудшилось, медики не успели спасти его.

По подозрению в нападении с целью ограбления был задержан 26-летний туляк. Правоохранительные органы заявили, что смерть Кочеткова не связана с его профессиональной деятельностью. Дело по обвинению разбойника сейчас рассматривается в суде. Позиция правосудия остается прежней - нападение с целью ограбления. Но коллеги и друзья Вагифа допускают и другие версии произошедшего. - Связано ли нападение на Вагифа с его профессиональной деятельностью, должны разбираться правоохранительные органы, - говорит редактор газеты "Молодой коммунар" Александр Ермаков. - Мы этого не исключаем. Но Вагиф был "острым" журналистом, проводил журналистские расследования. Врагов у него было много: среди чиновников, политиков, бизнесменов. Я знаю людей, которые после его гибели сказали: "Наконец-то он заткнется!" Отец журналиста Юрий Кочетков считает, что нападение на его сына было заказным: - В том, что на Вагифа напал именно тот человек, которого сейчас судят, сомнений нет. Его алиби подтверждают только его близкие, в прошлом он профессионально занимался единоборствами. Но в то, что он хотел ограбить сына, я не верю. Зачем человеку, у которого есть семья, работа, машина, идти на преступление ради сотового и барсетки без денег? Кстати, из сумки Вагифа, найденной неподалеку от места нападения, исчезли какие-то материалы, остальные документы остались нетронутыми. Вряд ли грабитель стал бы аккуратно искать деньги в барсетке, он бы просто вытряс из нее все! Что за документы исчезли из сумки сына, я не знаю. Я думаю, что обвиняемому заказали Вагифа. В середине ноября на федеральном уровне разразился грандиозный скандал, который в прессе окрестили "делом рвачей". Генпрокуратура РФ обвинила руководителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования в получении взяток и злоупотреблении полномочиями. Арестовали 7 руководителей фонда, начали трясти региональные отделения по всей России. По версии следствия, схема преступления выглядела так. ФОМС занимается распределением лекарств для льготников. По данным проверки, закупка медикаментов производилась у фармацевтических компаний без конкурса. При включении в госпрограмму обеспечения льготных категорий граждан, на которую бюджет выделяет миллиарды рублей, руководители ФФОМС отдали большую часть заказа трем фирмам: "Протек", "Биотэк" и "Аптекахолдинг". ФФОМС переводил деньги в регионы, которые закупали на эти средства лекарства у фирм-партнеров, но по завышенным ценам. Разница оседала у чиновников. Задолго до скандала Вагиф в своих публикациях заявил о незаконности системы обеспечения населения льготными лекарствами. - Летом 2005 года Вагиф написал ряд статей, где говорилось о деятельности фирмы "Протек", в частности, о том, что она патронируется органами федеральной власти, - говорит Александр Ермаков. - Журналист приводил мнения тульских аптекарей о том, что сотрудничать с "Протеком" невыгодно. Руководители этой фирмы и те, кто ее лоббировал, были недовольны публикациями. Реакция была красноречивой. Руководители фирмы стали обращаться в печатные СМИ, в том числе в нашу газету, с рекламным заказом. Они поставили обязательное условие: рекламные материалы должен писать именно Вагиф. Он наотрез отказался, видимо, понял, что его хотят скомпрометировать.... Получается, что именно Вагиф одним из первых открыто заявил о порочности системы обеспечения льготников лекарствами. Но связано ли это с его смертью, пока неизвестно".