Кабардино-Балкарский правозащитный центр считает, что в сфере образования Российской Федерации наметились тенденции, противоречащие федеративной природе государства и идущие в разрез с принципами уважительного отношения к культурным традициям национальных меньшинств и равных условий для всех граждан России в вопросах доступности высшего образования. Об этом говорится в обращении, направленном этой организацией министру образования РФ Андрею Фурсенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В документе, в частности, подчеркивается, что на фоне риторики о направленности образовательной политики РФ на обеспечение в новых исторических условиях межнационального согласия, единства и целостности России, Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации ставит под сомнение компонентный принцип организации содержания образования, утверждая, что "наряду с положительными результатами, нашедшими отражение прежде всего в увеличении количества языков, функционирующих в системе образования, проявились и негативные тенденции. Среди них названы: автономизация регионального (национально-регионального) компонента, установление его приоритетности по отношению к федеральному, понижение уровня его связи с русским языком и культурой, превращение образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы с этнокультурным региональным (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках в инструмент этнической мобилизации и использование его в качестве фактора перевода федеративных отношений в конфедеративные.

Правозащитники считают, что с этими положениями концепции никак нельзя согласиться. Национально-региональный компонент занимает только 15% общих трудозатрат (выраженных в часах), тогда как на федеральный компонент отводится 70%. Поэтому ни о каком "установлении его приоритетности" по отношению к федеральному компоненту речи быть не может. Ни о каком "понижении уровня его связи с русским языком и культурой" также не может быть речи. Более того, начиная с конца 90-х годов началось фактическое упразднение общеобразовательных начальных школ на родном языке, сокращение времени вещания на радио и телевидении на родных языках в национальных республиках, сокращение часов, отводимых на изучение родных языков и литературы в школах под предлогом, что "родители не хотят, чтобы дети теряли время" и т.д. В таких условиях не приходится говорить ни о каком двуязычии - налицо доминирование одного языка - русского, - говорится в обращении.

Эксперименты последних лет по проведению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) на вступительных испытаниях в вузы вскрыли другой важный аспект затрагиваемой проблемы. Как и в советские времена, все без исключения абитуриенты обязаны сдать экзамен по русскому языку независимо от выбранной специальности. В условиях, когда обучение в почти всех российских вузах ведётся на русском языке, это, по-видимому, оправдано. Однако, поскольку ЕГЭ предъявляет одни и те же требования к абитуриентам-филологам и ко всем остальным, то для многих способных молодых людей, в основном из сельских школ, ЕГЭ фактически закрывает путь к получению высшего образования, если родители, как это распространено в России, "не примут упреждающие меры". Экзамен по русскому языку на нефилологических специальностях должен выявить знает ли абитуриент русский язык настолько, чтобы обучаться в вузе, но не более того. В противном случае "фильтр" в виде ЕГЭ по русскому языку является инструментом, нарушающим принцип равнодоступности образования. В этом смысле, реформы последних лет в области образования отбрасывают российское образование назад даже по сравнению с советским периодом, когда вступительный экзамен чётко отражал специфику выбранной абитуриентом специальности, - утверждают правозащитники.

Совет Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра призывает Министерство образования и науки РФ не исключать национально-региональный компонент из системы образования под предлогом отказа от компонентного принципа организации стандартов нового поколения.

"Мы призываем также пересмотреть уровень требований ЕГЭ по русскому языку в направлении большей сбалансированности и учёта специфики выбираемой абитуриентами специальности. Такие меры никак не уменьшат роль русского языка в жизни российского общества и будут справедливыми не только по отношению к национальным меньшинствам, но и ко всем гражданам Российской Федерации", - говорится в документе.

Обращение обусловлено тем, что в разных слоях Кабардино-Балкарского общества звучат опасения, что принятие подобной Концепции создаст условия для нарушений прав граждан обучаться родному языку и развитию национальных культур. Такие права регламентированы российскими и международными правовыми нормами. Кроме того, принятие подобной Концепции может стимулировать сепаратистские идеи и появление в обществе радикальных националистических движений, подчеркнул ИА REGNUM руководитель КБ правозащитного центра Валерий Хатажуков.