"России до сих пор удается проводить политику раскола Европы": Литва будет защищать НАТО от России. Как Литва попала в Шенген: новые члены ЕС все больше начинают определять ЕС? Белорусы пока будут ездить в Литву за 5 евро. Больше трети литовцев не считают Латвию "наилучшим соседом" (опрос). Премьеры трех стран Прибалтики обсудят в Вильнюсе вопросы обороны. Сейм осудил ДГБ в первом чтении: детали. Принят "социально ориентированный" бюджет Литвы на 2007 год. Потерянные после краха СССР вклады получат литовцы старше 60 лет. Литва идет к профессиональной армии. Госпомощь в Литве смогут получат и более "богатые". Польша окончательно купит Mažeikių Nafta до 15 декабря. Новая АЭС - в 2015 году? Более четверти литовцев - против новой АЭС в Литве (опрос). В Литве еще надеются переубедить Брюссель не закрывать старую ИАЭС. А нужна ли вообще Литве АЭС? В Литве массово вымирают мужчины (статистика). Литовцы - против геев и лесбиянок (опрос). К власти в Литве идут правые (опрос)?

На минувшей неделе литовские СМИ в основном обсуждали итоги прошедшего рижского саммита, отношений с латышами, вступление Литвы в Шенген, а из событий внутриполитической жизни главной была тема завершившегося парламентского расследования, объектом которого являлась деятельность литовской госбезопасности. Причем неблагоприятные для госбезопасности выводы комитета сейма, который вел расследования, были обнародованы в СМИ еще до голосования в парламенте.

Литва будет защищать НАТО от России

Такую мысль в статье, напечатанной в журнале Veidas, ("Увертюра Владимира Путина") высказывает идейный лидер литовских правых, европарламентарий Витаутас Ландсбергис. По мнению идейного лидера консерваторов, "России до сих пор удается проводить политику раскола Европы". Обращаясь к встрече ЕС-Россия в верхах и к рижскому саммиту НАТО и говоря о реакции Владимира Путина на смерть Александра Литвиненко, европарламентарий замечает, что накануне Путин "погрозил английской правоохране: не эскалируйте! Словно у себя дома. Кто знает, может уже и у себя. Может, уже приближается тот "общий с Россией европейский дом", о котором мечтал еще Михаил Горбачев. Ну и что, что Россия не приближается к Европе. Зато Европа приближается к России. Все съедает. Может, поэтому и припоминаются старые заявления, обращенные к когда-то сомневавшимся натовцам: все-таки мы уже есть. Хотя вы нас и не будете защищать, но мы вас будем защищать. Только нужно защищать Европу вместе с теми, кто думает похожим образом, как мы".

В этом плане первый руководитель независимой Литвы следующим образом оценивает поведение Польши, заблокировавшей новый договор ЕС с Россией: "Формируется новый период отношений Европейского союза и России. Договор о взаимных отношениях и отброшенная Москвой Энергетическая хартия. Европа не осмелилась сразу императивно связать эти две вещи. Польша попыталась побороться за Европу и за себя, но подняла два вопроса: энергетика (единство хартии) и эмбарго на польские продукты - торговая блокада со стороны России. Это было ошибкой, потому что это позволило братьям-европейцам забыть наиболее важный вопрос... и сконцентрироваться на польском мясе. Посыпались неясные компромиссы..." Досталось от Ландсбергиса и Эстонии: "Странным показалось поведение МИД Эстонии: имея сама дипломатические проблемы, когда Россия отбросила подписанный обеими сторонами договор о границах, и не дождавшись поддержки ЕС (в конце концов, это ЕС и России граница, можно было бы нажать), Эстония принялась обращаться к Польше будто бы голосом Кремля: не нужно своими "двусторонними" проблемами отягощать бедный ЕС... Потом все-таки поддержала".

Как Литва попала в Шенген: новые члены ЕС все больше начинают определять ЕС?

Об этом пишет газета Lietuvos rytas. Сообщая о радостной новости, согласно которой Брюссель решил все-таки допустить новых членов ЕС в зону Шенгена в 2007 году, ежедневник обращает внимание на то, каким образом Брюссель сначала заявил, что вступления не будет по якобы техническим причинам, а затем согласился. Причина - в единстве и дружном напоре десяти новых членов ЕС. "Это важная политическая победа новых членов ЕС - в том числе и Литвы, потому что уже возникла серьезная угроза, что преимуществ, которые предоставляет Шенгенское пространство, им придется ждать даже до 2009 года. Десяток новичков ЕС, дружно поддержав предложение Португалии разрешить им своими средствами сначала присоединиться к старой информационной системе, а уже позднее вместе со старыми членами ЕС присоединиться к новой, в клочья разнес самый важный аргумент желающих отложить расширение Шенгенского пространства - техническую причину". Хотя Вильнюсу придется выложить 5 млн. литов, однако, по мнению газеты, вступление в зону свободного, без границ, перемещения внутри ЕС, принесет Литве гораздо больше материальной и другой пользы.

Белорусы пока будут ездить в Литву за 5 евро

Как сообщает ELTA, в ходе прошедших в Вильнюсе белорусско-литовских консульских консультаций представители МИД Литвы подтвердили информацию о сохранении с первого января 2007 года применяемых в настоящее время ставок консульских сборов за выдачу виз белорусским гражданам. До самого присоединения Литвы к Шенгенскому соглашению стоимость однократных виз для белорусов составит пять евро. Такая же цена введена и для въезда в Белоруссию литовцам. Как проинформировали в пресс-службе МИД Белоруссии, участники консультаций обсудили порядок выдачи виз жителям приграничных районов Белоруссии и Литвы. Достигнута договоренность о начале переговоров представителей внешнеполитических ведомств двух стран по данному вопросу в январе-феврале будущего года. Литовская сторона сообщила о своем намерении не денонсировать применяемое в настоящее время временное соглашение о взаимных поездках граждан, а внести в данный международный договор необходимые изменения, не противоречащие нормам Шенгена. Про то, что будет с визами после вступления Литвы в Шенгенское пространство, не сообщается. Напомним, что Вильнюс добивается исключительного режима для стран-соседей Литвы, включая Белоруссию, Россию и Украину.

Больше трети литовцев не считают Латвию "наилучшим соседом" (опрос)

Согласно опросу населения больших городов Литвы, проведенного компанией Fonitel 1-2 декабря, две недели блокировки Латвией границы для грузовиков из Литвы, что привело к десятикилометровым очередям, не вызвали ненависти к братскому народу. Хотя водителям приходилось стоять в очереди помногу суток, лишь 19,8% литовцев хотели бы "мстить" латышам, избирая для этого "акции мести". Адекватные меры готовы в основном применить предприниматели и студенты. Однако 62,8% респондентов заявили, что их "не раздражала" блокада со стороны Латвии и они склонны "по-дружески" помочь разрешить проблему. Кроме того, 52,7% считают Латвии "наилучшим соседом", хотя и с предосторожностями. Правда, 36,1% не считают Латвию "наилучшим соседом". 68,6% литовцев не считают, что Литва, желая надавить на Латвию, должна "поддержать Россию" в ее борьбе за права русскоязычных в Латвии. По их мнению, поддержка этой "русскоязычной карты России" в борьбе с Латвией была бы "изменой" (Veidas).

Премьеры трех стран Прибалтики обсудят в Вильнюсе вопросы обороны

7-8 декабря в Вильнюсе будет иметь место заседание Совета министров прибалтийских государств (СМБГ) на уровне премьер-министров. На повестке дня совещания премьер-министров Латвии, Литвы и Эстонии - общие инфраструктурные проекты, сотрудничество в сфере энергетики, расширение шенгенской зоны ЕС, проблемы охраны окружающей среды и обороны. Главы правительств обсудят также готовность стран Прибалтики к ликвидации последствий стихийных бедствий. Сообщается, что премьер-министры будут обсуждать вопросы, связанные со строительством новой АЭС СМБГ является организацией по сотрудничеству между тремя Балтийскими странами. Совет начал свою деятельность в 1993 году. Высшим органом СМБГ является заседание премьер-министров, которое проводится по меньшей мере раз в год. Страны Балтии по очереди председательствуют в совете, в этом году эти функции выполняет Литва. В следующем году председательствовать в СМБГ будет Латвия (LETA).

Тем временем, как сообщило 7 декабря литовское национальное радио Lietuvos radijas, намечавшаяся 8 декабря встреча в Вильнюсе премьеров стран Прибалтики с премьером Польши Ярославом Качиньски не состоится, поскольку последний неожиданно отозвал свой визит. Планировалось, что Качиньски подпишет договор с Литвой о строительстве давно ожидаемого электромоста, который наконец соединит Литву и Прибалтику в целом с электросетью ЕС. Однако, по сообщению литовских СМИ, договор будет подписан, просто вместо премьера это сделает другое лицо.

Сейм осудил ДГБ в первом чтении

Как пишут литовские СМИ, скандал вокруг литовской госбезопасности приблизился к концу. Вопреки ожиданиям противников "суда над ДГБ", среди которых руководители страны президент Валдас Адамкус и премьер Гядиминас Киркилас, на минувшей неделе Сейм Литвы все же одобрил выводы в первом чтении парламентского комитета по национальной безопасности и обороне (КНБО), расследовавшего деятельность Департамента государственной безопасности (ДГБ). Это вызвало отрицательную реакцию руководителей Литвы. Как сообщил телеканал LNK, 73 члена Сейма проголосовали "за", 6 - "против" и 34 при голосовании воздержались. Среди поддержавших выводы больше всего представителей консерваторов, Рабочей партии, Движения либералов и либерал-демократов. Все они принадлежат к оппозиционному крылу сейма.

Часть социал-демократов в голосовании не участвовала, а другие при голосовании воздержались. Воздержалась и большая часть представителей фракции Нового союза и крестьян-народников (первые долгое время были союзниками соцдемов по правящей коалиции, вторые остаются таковыми и сегодня). Голоса "против" отдали часть либерал-центристов, также один социал-либерал.

Выводы парламентского комитета сейма.

По словам газеты Respublika, "КНБО, оценив собранный в ходе расследования материал и обстоятельства расследования, приходит к выводу, что за недостатки в деятельности ДГБ несет ответственность руководство ДГБ и лично его генеральный директор Арвидас Поцюс. Комитет считает, что генеральный директор ДГБ Поцюс не способен должным образом организовать работу ДГБ и руководить ею". По мнению комитета Сейма, структурные преобразования в ДГБ слишком затянулись, это сказалось на работе некоторых подразделений департамента. ДГБ должен наметить конкретный срок для осуществления реорганизации, быстрее завершить управленческие и структурные реформы. В выводах КНБО говорится: "Руководство ДГБ должно гарантировать, чтобы цели и направления реорганизации были достаточно ясны сотрудникам преобразуемых подразделений ДГБ. Для этой цели следовало бы более эффективно использовать коллегию ДГБ".

В них также отмечается, что в определенных случаях необоснованно расширяются границы деятельности ДГБ, департамент выполняет не характерные для него функции. КНБО считает, что в политике управления персоналом ДГБ имеются недостатки и нерешенные проблемы, между генеральным директором ДГБ и его заместителями, а также начальниками управлений нет четких границ ответственности за принимаемые решения. Работающие в комитете парламентарии установили, что отсутствует четко регламентированная система назначения, карьерного роста работников и воспитания персонала, в коллективе ощущается психологическое напряжение. "Действия руководства ДГБ - имевшее место во время парламентского расследования отстранение от должности должностных лиц одного из управлений ДГБ, после того как они дали показания комитету, - оказали отрицательное влияние на моральный климат в департаменте". По мнению комитета, пишет газета, "отрицательное влияние на моральный климат в ДГБ оказывают некоторые общеизвестные обстоятельства, касающиеся руководителя ДГБ А.Поцюса и его заместителей Дайнюса Дабашинскаса и Дарюса Юргялявичюса".

Газета Respublika так и называет материал на эту тему - "Шеф госбезопасности предан суду парламентариев". В выводах комитета подчеркивается отсутствие регламентации при назначении должностных лиц. Исходя из полученного материала и показаний свидетелей, пишет газета, НКБО пришел к выводу, что руководство ДГБ знало о сложившемся неблагополучном положении в управлении после назначения его начальником Витаутаса Поцюнаса, однако медлило с принятием соответствующих решений. "В результате этого только еще сильнее обострялись взаимоотношения должностных лиц управления, углублялись противоречия. Это, в свою очередь, отрицательно сказалось на эффективности и качестве работы. Нерешительность и проволочки в решении проблем показали, что руководство ДГБ не обладает достаточными управленческими способностями", - считают члены комитета. Они предполагают, что исследование, касающееся проекта "2К", осуществляемое управлением ДГБ, которое возглавлял Поцюнас, могло быть связано с направлением Поцюнаса на дипломатическую службу в Гродно. Как известно, в Белоруссии Поцюнас странным образом и погиб, выпав из 9-го этажа гостиницы "Интурист".

В выводах комитета также говорится, что перевод Поцюнаса с должности начальника управления ДГБ на дипломатическую службу в Генеральное консульство Литовской Республики в Гродно показал, что процедуры таких переводов правовыми актами детально не регламентированы и поэтому возникают предпосылки для, возможно, непрозрачных действий руководства ДГБ в решении карьерных вопросов должностных лиц ДГБ. Комитет предполагает, что Поцюнас "мог быть переведен на дипломатическую службу по той причине, что результаты исследования, проведенного возглавляемым им управлением в области энергетики и транспорта, возможно, не устраивали руководство ДГБ".

По мнению парламентского комитета по национальной безопасности и обороне, необходимо усовершенствовать правовые акты, регламентирующие процедуры перевода должностных лиц на дипломатическую службу, с целью более четкого определения их правового статуса и обеспечения социальных гарантий. Парламентарии отмечают, что в законе о государственной службе и в уставе Департамента государственной безопасности не разграничены процедуры перевода работника на другую должность по его инициативе или инициативе администрации. В выводах предлагается усовершенствовать закон о Департаменте государственной безопасности, устав ДГБ и другие правовые акты - регламентировать возможность временного отстранения от должности генерального директора ДГБ. По мнению парламентариев, следует более четко регламентировать права, обязанности и ответственность заместителей генерального директора ДГБ, а также усовершенствовать внутренние правовые акты ДГБ в соответствии с требованиями законов, регламентирующих деятельность ДГБ и оперативную деятельность.

С другой стороны, по мнению газеты, существующий в ДГБ порядок позволяет поставить департамент "на службу политикам". Комитет предполагает, что "некоторые расследования ДГБ, действия руководителей и должностных лиц в одних случаях могли производиться либо их результаты могли использоваться в интересах определенных политических группировок, а в других случаях - для оказания воздействия на политические группировки или политиков". Парламентарии обратили внимание на публичное поведение руководителей ДГБ во время парламентского расследования, "нежелание сотрудничать с парламентским комитетом, осуществлявшим расследование". Комитет считает, что ДГБ не обеспечивает прозрачность личных связей должностных лиц с политическими, деловыми группировками или группами влияния, и поэтому могут возникнуть предпосылки для появления корыстных целей, не совместимых с интересами государства и службы.

"Упоминаемые действия генерального директора ДГБ, т.е. публичные заявления, касающиеся производимого комитетом расследования, могут ввести общество в заблуждение и создать почву для ненужных интерпретаций", - говорится в выводах. У комитета "есть основания для предположений", что распространение открытого письма было сознательным некорректным политическим шагом генерального директора ДГБ Поцюса, который привел к противостоянию с комитетом, а может быть, и со всем Сеймом.

По убеждению парламентариев, ДГБ должен решить проблему незаконного разглашения служебной информации. Комитет не получил веских аргументов в пользу того, что информация, которая должна быть известна президенту республики, правительству и Сейму, предоставляется в полном объеме, со всей объективностью и своевременно. "В целях достижения результативности взаимосвязей ДГБ с другими государственными инстанциями и обеспечения интересов госбезопасности должна быть разработана система формирования потребности государственных инстанций в информации ДГБ и подготовлены правовые акты, детально регламентирующие порядок предоставления подобной информации другим государственным инстанциям", - говорится в заключительной части выводов парламентского расследования.

Комитет располагает данными, позволяющими утверждать, что ДГБ в ходе выполнения возложенных на него задач накопил достаточно разнообразной информации о возможных проявлениях коррупции на государственной службе и среди высокопоставленных должностных лиц. Эта информация, по мнению комитета, должна быть тщательно проанализирована, а также должна получить соответствующую юридическую или политическую оценку.

В то же время КНБО в своих выводах подчеркнул, что в ходе проведения расследования не получил от ДГБ запрашиваемые аналитические справки, подготовленные на основе оперативной информации, поэтому не смог исчерпывающе ответить на сформулированный Сеймом вопрос, зафиксированы ли в имеющемся материале ДГБ коррупционные связи. "Хотя на основе данных, полученных во время опросов, можно сделать вывод, что информацией о коррупционных связях ДГБ располагает. Руководство департамента не отрицало, что такой информацией располагает", - отмечается в документе. В заключительных выводах КНБО подчеркивает, что обстоятельства для проведения расследования были неблагоприятны. "Таковыми они оказались вследствие недостаточного сотрудничества руководства ДГБ, в первую очередь генерального директора. Поцюса, с комитетом, проводящим расследование. Отказ представить аналитические справки обобщающего характера и другую информацию, публичные заявления руководителя департамента, недвусмысленные намеки в адрес членов Сейма, отстранение должностных лиц, свидетельствовавших на заседаниях комитета, что еще больше нагнетало царящую в ведомстве атмосферу взаимного недоверия и подозрительности, следует расценивать как явное препятствование Сейму в осуществлении им конституционной функции парламентского надзора. Это может быть расценено как стремление скрыть информацию, неблагоприятную для руководства ДГБ и некоторых других высокопоставленных государственных и должностных лиц", - цитирует газета Respubika заключение парламентского комитета.

Против НКБО - все руководители Литвы.

Тем временем, как пишет Delfi, предстоит еще второе голосование по выводам КНБО, после обсуждений во фракциях. Оно ожидается на следующей неделе. Это время использовано теми, кто не доволен расследованием деятельности ДГБ, для давления на депутатов. Так председатель сейма Викторас Мунтянас выступил с заявлением, что не будет голосовать за выводы НКБО, если они не будут изменены. На его взгляд, проблемы в ДГБ есть, но выводы "политизированы" (Lietuvos rytas).

Президент Литвы Валдас Адамкус на протяжении всего скандала защищал ДГБ и действия его шефа. Премьер Гядиминас Киркилас в интервью радиостанции Žinių radijas заявил, в свою очередь, 7 декабря, что выводы НКБО "не достойны" сейма. Литовские аналитики теряются в догадках, почему руководители государства так дружно выступили против членов сейма. Говорят о компромате, собранном в ДГБ на руководителей Литвы. НКБО потребовал от ДГБ весь материал, касающийся подслушанных разговоров, якобы свидетельствующих о коррупционных связях между высокопоставленными госчиновниками и бизнес-структурами. А это привело бы к обнародованию фактов коррупции на самом высоком уровне. Поэтому вместо того, чтобы предоставить такие данные, шеф ДГБ, обратился к президенту Литвы, а тот обратился в Конституционный суд с запросом, имеет ли сейм требовать подобную информацию. Накануне написания КНБО выводов расследования, Конституционный суд принял постановление, что сейм не имеет права ни требовать информацию, которую ему не положено знать, ни давать оценку деятельности госчиновников.

Принят "социально ориентированный" бюджет Литвы на 2007 год

Как уже сообщалось, Сейм Литвы 7 декабря принял доработанный бюджет на 2007 г. Доходы в бюджет составят 19, 214 млрд. литов, а расходы - 20, 655 лита. 79 депутатов одобрили бюджет, 30 было "против", 14 воздержались.

Социал-демократ Ирена Шяулене считает, что в бюджете 2007 г. в 1, 5 раза увеличены средства на социальную защиту: "Это позволит уменьшить социальное неравенство". Хвалил бюджет и соцдем Бронюс Брадаускас: "Он решит социальные проблемы людей и улучшит их жизнь". Между тем лидер консерваторов Андрюс Кубилюс сожалеет, что в бюджете не предусмотрено финансирование изменений в политике семьи, не увеличиваются пенсии советским заключенным и ссыльным. Критически отнесся к бюджету и лидер Движения либералов Пятрас Аушрявичюс: "Бюджет не поощряет роста экономики, наведения порядка в социальной сфере и в области здравоохранения и не является мотором конкурентоспособности". Критичен был и лидер "трудовиков" Кястутис Даукшис (Рабочая партия): "Малому и среднему бизнесу этот бюджет не создает нормальных условий, а литовский бизнес должен быть конкурентоспособен в Евросоюзе". А руководитель социал-либералов Артурас Паулаускас заявил, что бюджет - "копия бюджета 2006 года". Либерал экономист Кястутис Главяцкас предупредил, что в следующем году в стране будет расти инфляция, а в бюджете не предусмотрено, каким образом государство собирается компенсировать жителям Литвы неизбежный рост цен.

Потерянные после краха СССР рублевые вклады получат литовцы старше 60 лет

Министерство финансов предложило правительству утвердить постановление о восстановлении вкладов пенсионерам в возрасте 60 лет и старше. Если ответ правительства будет утвердительным, пенсионеры получат еще по 1100 литов. Ожидается, что люди смогут получить вклады до Рождества. "С вкладчиками первой и второй группы уже рассчитались. Теперь пришло время оправдать ожидания вкладчиков третьей группы. Не сомневаюсь, что эти деньги пригодятся людям на подарки, лекарства и нужные инвестиции", - сказал министр финансов Зигмантас Бальчитис. Если постановление будет принято, вкладчики третьей группы, то есть пенсионеры в возрасте 60 лет и старше, смогут обращаться в банк "Хансабанкас" (приватизированный бывший Сбербанк) по поводу возвращения сбережений (рублевых вкладов). Банку они должны представить паспорт и пенсионное удостоверение. До конца года 86,4 тыс. вкладчиков третьей группы может быть выплачено еще 96 млн. литов, невозвращенный остаток составил бы 165 млн. литов. На счета вкладчиков четвертой группы остались непереведенными еще 975,9 млн. литов (ELTA). Напомним, что сначала деньги были выплачены жителям Литвы, которые старше 80 лет. Затем пришла очередь расплатиться с теми, кому за 70. В настоящее время речь идет уже о 60-летних. Деньги выплачивались также независимо от возраста в особых отдельно оговоренных случаях, когда человек остро нуждался.

Литва идет к профессиональной армии

Долгое время высшее военное руководство Литвы не хотело и слушать о профессиональной армии. Однако в последние годы вопрос о профессиональной армии встал ребром. В нынешнем году началась дискуссия о переходе к профессиональной армии. Как сообщает BNS, возможность перехода к профессиональной армии рассмотрел на выездном заседании в Минобороны парламентский Комитет по национальной безопасности и обороне (КНБО}.

Министр обороны Юозас Олякас: "Решение о переходе к профессиональной армии будут принимать политики, члены Сейма, фракции. Я считаю, что на осуществление такого решения понадобится определенное время, сейчас слово, прежде всего, за обществом, его мнением, а общественное мнение лучше всего отразят политики". По его словам, после перехода к профессиональной армии численность ВС заметно не сократится, просто место призывников займут профессиональные военные. Министр сказал, что один призывник обходится государству в год примерно в 11 тысяч литов (порядка трех тысяч долларов), один профессиональный военный - в 35 тысяч литов (около 13 тысяч долларов). Так что переход к профессиональной армии обойдется в 37 млн. литов (около 14 млн. долларов). Даже для такой маленькой страны, как Литва, это небольшие деньги. Министр пока не прогнозирует, когда состоится переход к профессиональной армии. По словам Олякаса, и в нынешнем, и в следующем году в ВС еще будут служить призывники. Олякас недавно объявил о том, что инициирует дискуссию общественности, политиков и властей о возможном переходе к профессиональной армии.

В свою очередь председатель КНБО Альгимантас Матулявичюс сказал, что на предложения о переходе к профессиональной армии КНБО пока реагирует сдержанно. Матулявичюс: "Мы заслушали информацию и видим, что существует немало проблем в подготовке к этому. Решения мы сегодня не принимали, но констатировали, что министерство начинает работать в правильном направлении".

В настоящее время из 26 стран НАТО призыв сохраняется только у Литвы, Эстонии, Норвегии, Греции, Турции и Дании. У остальных членов НАТО армия профессиональна. Что касается Дании, то она сократила срок службы по призыву до 3-месячных учений.. В нынешнем году от призыва отказалась Латвия, с начала 2007 года планирует отказаться от срочной службы Румыния, до конца 2010 года - Болгария, до конца 2011 года - Польша.

В соответствии с утвержденной в конце прошлого года структурой ВС Литвы, в 2006 году общее предельное число военнослужащих в системе обороны страны сокращено с 19650 до 18250 человек, из них число солдат-срочников - с 3500 до 3210. В программе нынешнего коалиционного правительства намечается сократить к 2008 году число призывников наполовину - до 1600. Предлагается для выполнения воинской обязанности призывать только тех, кто этого хочет.

Госпомощь в Литве смогут получат и более "богатые"

Стремительный рост литовской экономики и перевыполнение бюджета разрешают правительству Литвы поднимать планку доходов, которые еще позволяют ожидать финансовой помощи от государства. Речь, прежде всего, идет о социальном пособии и компенсациях за отопление. Если в текущем году помощь имели права получать те, чей доход составлял 185 литов, то с 1 января 2007 г. поддерживаемые государством доходы составят 205 литов.

Планируется, что с увеличением поддерживаемых государством доходов (ПГД) до 205 литов социальную поддержку смогут получать ежемесячно 64 тыс. человек (2% жителей страны), а компенсации за отопление жилья - 117 тыс. человек ежемесячно (3,4% жителей страны). В прошлый отопительный сезон, когда ПГД составляли 165 литов ежемесячно, компенсации за отопление жилья получали ежемесячно около 100 тыс. человек, или около 3% жителей страны, а социальное пособие - более 40 тыс. человек, или 1,2% населения.

Кроме того, с повышением ПГД право на бесплатное питание получат школьники из малообеспеченных семей, в которых доходы на одного члена семьи менее 307,5 лита (сейчас - 277,5 лита). Социальное пособие на одного человека, не получающего других доходов, достигнет 184,5 лита ежемесячно (сейчас 166,5 лита). Повышение ПГД с 1 января 2007 г. потребует из госбюджета дополнительно 32,1 млн. литов. За последние годы ПГД повышались трижды: в 2005 г. на 20 литов - до 155 литов, в 2006 г. на 10 литов - до 165 литов, а с 1 октября 2006 г. еще на 20 литов - до 185 литов на человека ежемесячно (ELTA).

Польша окончательно выкупит Mažeikių Nafta до 15 декабря

Как сообщают литовские СМИ, премьер Литвы Гядиминас Киркилас и глава польского концерна "PKN Orlen" Игорь Халупец на минувшей неделе в Вильнюсе подтвердили, что сделку купли-продажи литовского НК "Mažeikių nafta" (MN) планируется завершить 15 декабря. "Достигнута принципиальная договоренность по последним деталям, организационным моментам завершения сделки 15 декабря. Будут приглашены руководители обоих государств, мы надеемся, что приедет премьер Польши. Думаем, что сделка будет заключена в срок, как мы и рассчитывали", - сказал журналистам Киркилас после встречи с Халупец. "Мы напряжённо работаем над завершением сделки. Осталось, по сути, четыре момента, которые нужно провести в жизнь до завершения сделки, - два из них должны провести в жизнь мы, два - "Yukos International UK", - сказал, в свою очередь, Халупец. По его словам, польскому концерну еще нужно закончить некоторые технические дела с банками, однако в этой связи не должно возникнуть особых проблем. Нужно также решить технические вопросы перехода бизнеса из одних рук в другие. Компании "Yukos International UK", по словам Халупец, следует позаботиться о специальном счете, на который "PKN Orlen" предстоит перевести 250 млн. долларов из общей суммы 1,492 млрд. долларов - эти деньги можно будет использовать в течение двух лет после подписания договора, если у PKN Orlen возникнут какие-либо претензии к компании "Yukos International UK". Халупец: "Последнее и самое важное -убедиться, что "Yukos International" сделал все необходимые шаги по проведению в жизнь решений суда США от 26 мая, устанавливающих определённые обязательства для этой компании".

Сделка правительства и "PKN Orlen" о купле-продаже 30,66% акций MN может быть завершена только после того, как польский концерн завершит сделку с "Yukos International UK" о покупке 53,7% акций литовского НК. По словам премьера Киркиласа, с Халупец обсуждались и причины пожара на НПЗ MN, которые изучала правительственная комиссия. Премьер сказал, что эти причины важны для завершения сделки, но комментировать их не стал. В соответствии с подписанными в мае и июне нынешнего года договорами "PKN Orlen" за акции литовского НК заплатит компании "Yukos International UK" 1,492 млрд. долларов (3,864 млрд. ли-тов), а за 30,66% акций правительства - еще 851,829 млн. долларов (2,207 млрд. литов). В соответствии с соглашениями у правительства Литвы останется 10% акций НК, которые оно сможет в течение пяти лет продать "PKN Orlen". Как стало известно из надежных источников в правительстве, сделку с "Yukos International UK" польский концерн намерен завершить не позже 14 декабря (BNS).

Тем временем литовские СМИ сообщают, что Правительственная комиссия не смогла установить причины пожара на Mažeikių nafta. Изучавшая причины пожара на Mažeikių nafta комиссия, констатировала, что имеющихся сейчас фактов недостаточно, чтобы конкретно назвать причины. Авария на НПЗ Mažeikių nafta могла возникнуть из-за попадания в колонну воды, изменения уровня нефтепродуктов в нижней части колонны, разгерметизации окружающего колонну трубопровода, связанной с попаданием продуктов в атмосферу и самовоспламенением, из-за попадания в колонну легких углеводородов или влияния третьих сил. Такие версии представила правительству комиссия под руководством главы МВД Раймундаса Шукиса.

Игналинская АЭС: борьба за новую и старую атомные станции

Новая АЭС - в 2015 году?

По сообщениям национального литовского радио Lietuvos radijas, комитет по экономическим делам Сейма Литвы призвал правительство еще в этом году представить проект строительства в стране нового атомного реактора. Председатель Комитета по экономическим делам Бируте Весайте: "В Европе сформировалась высокая конкуренция в сфере производства реакторов, поэтому мы обращаемся к правительству с тем, чтобы оно еще в этом году представило проект, и мы могли бы рассмотреть его в Сейме" (BNS).

Министерство хозяйства Литвы планировало представить проект строительства новой станции, которая бы заменила построенную более 20 лет назад Игналинскую АЭС со считающимися небезопасными российскими реакторами типа РБМК, в первом квартале 2007 года. Весайте: "Нас ждут дела, связанные с реорганизацией энергокомпании "Lietuvos energija", мы бы хотели, чтобы она стала лидером консорциума трех Балтийских государств, готовых строить реактор, и была бы способна получить у банков кредит. По нашим данным, желание финансировать этот проект изъявили промышленники и прочие финансовые группы в Литве". С другой стороны, по словам парламентария, следовало бы позаботиться и о подготовке специалистов. "Если мы хотим запустить реактор в 2015-м, необходимо решить проблему подготовки специалистов в Каунасском техническом университете".

Как уже сообщалось, в конце октября компании стран Прибалтики - "Lietuvos energija", "Latvenergo" и "Eesti energia" заявили, что могут реализовать проект новой АЭС в Литве. Возможностью строительства нового атомного реактора в Литве интересуются шведское подразделение германской компании "E.ON" - "E.ON Nordic", чешская государственная энергогруппа "CEZ", а также французская "Areva". Исполняя обязательства перед ЕС Литва уже вывела из эксплуатации первый реактор ИАЭС в конце 2004 года, второй реактор должен быть остановлен в конце 2009 года. Энергетики прогнозируют, что в конце 2009 года, когда ИАЭС будет закрыта, Литва может ощутить нехватку электроэнергии. Строительство новой станции может завершиться к 2015 году. По предварительным подсчетам экспертов, в строительство новой станции с двумя или одним реактором мощностью 800-1600 мегаватт будет инвестировано от 2,5 млрд. евро (8,632 млрд. литов) до 4 млрд. евро (13,8 млрд. литов).

Более четверти литовцев - против новой АЭС в Литве (опрос).

Согласно опросу общественного мнения, проведенного группой RAIT, более четверти респондентов - 27% - выступают против идеи строительства новой АЭС. Строительство новой АЭС в Литве полностью одобряют 18% опрошенных, одобряет - 31%. 22% опрошенных не определились в этом вопросе. Как свидетельствует опрос, мужчины более позитивно оценивают идею строительства новой АЭС в Литве, чем женщины. 58% мужчин одобряют такое строительство в Литве, а 22,3% высказались против. Между тем среди женщин число одобряющих возведение новой АЭС составило 41,7%, а не одобряющих -29,8%.

В Литве еще надеются переубедить Брюссель не закрывать старую ИАЭС.

Тем временем, как пишет газета Kauno diena, слышавшиеся в последние время из уст литовских руководителей заявления о том, что, возможно, можно будет пересмотреть обязательства о полном закрытии ИАЭС в 2009 г., обретают под собой реальную почву. Внесенная в Совет Европы резолюция, в которую включен пункт о продлении эксплуатации АЭС в практически вступившей в ЕС Болгарии, вселяет надежду на то, что Игналинская АЭС не будет закрыта в 2009 году. Об этом, в частности, заявила член Европарламента (ЕП) от Литвы Дануте Будрейкайте.

Как сообщает BNS, ЕП с перевесом в 4 голоса принял решение о гибком пересмотре договора о вступлении Болгарии в ЕС, в котором намечается закрыть третий и четвертый энергоблоки болгарской АЭС до 2006 года. Будрейкайте: "Болгария просила ЕП отложить закрытие АЭС на восемь месяцев, мотивируя это тем, что работа АЭС безопасна и пока закрывать ее экономически нерационально. Отчет Совета Европы будет обнародован 18 декабря - тогда мы и узнаем, загорится ли "зеленый свет" и для пересмотра договора о вступлении Литвы".

По словам европарламентария, условия для всех членов ЕС должны быть равными, поэтому факт решения ЕП о пересмотре договора Болгарии "чрезвычайно позитивен для нас". "Я спросила представителя ЕП, возможно ли разрешение и для Литвы продлить работу ИАЭС из-за недостатка энергоресурсов. Мне ответили, что такая возможность есть".

На эту тему газета Respublika печатает статью "У Литвы есть шанс сохранить Игналинскую атомную". Если переговоры в Болгарии будут успешными, шанс продлить работу Игналинской атомной электростанции может сохранить за собой и Литва, пишет газета. Болгария, с 1 января будущего года вступающая в Евросоюз, решила побороться за продление работы своей атомной электростанции. "При вступлении в ЕС члены делегации по переговорам со стороны Литвы опустили руки и согласились с требованием Европы полностью остановить реакторы Игналинской атомной электростанции в 2009 году. Если Литве вместе с Латвией и Эстонией удастся построить новый атомный реактора производить энергию в лучшем случае он начнет в 2015 году, таким образом, в течение шести лет нашей стране, возможно, придется переживать энергетический голод".

По мнению газеты, "болгары решили побороться за свои интересы и продлить работу двух атомных реакторов своей страны хотя бы на восемь месяцев. Эта страна добилась пересмотра своего договора о вступлении в ЕС, и европарламент поддержал такую инициативу. Европарламент представит резолюцию Совету Европы. В документе говорится, что Болгарская атомная электростанция работает безопасно, а ее закрытие было бы экономически невыгодным для этого государства. Свой вердикт Совет Европы должен объявить через две недели".

И хотя Болгария просит полное закрытие АЭС отложить всего на восемь месяцев, по мнению члена Европарламента Дануте Будрейкайте, положительный ответ болгарам откроет зеленую улицу для Литвы, "которая также могла бы добиться пересмотра договора о вступлении нашей страны в ЕС, т.е. изменить срок закрытия Игналинской АЭС". Газета тоже подчеркивает, что "европарламентарий интересовалась, может ли Литва, которой после закрытия Игналинской атомной грозит дефицит электроэнергии, попросить о том же, чего уже добились болгары. От Совета Европы Будрейкайте получила положительный ответ".

Между тем другой член Европарламента Эугениюс Гентвилас отметил, что стремление Болгарии сохранить атомную электростанцию не создает адекватного прецедента для дальнейшей борьбы Литвы за продление работы Игналинской АЭС. "Между этими странами нет полной аналогии, поскольку Болгария еще не является членом ЕС, - сказал газете Respublika Гентвилас. - Литва уже вступила в ЕС, поэтому ей пришлось бы просить изменить уже решенное. В этом смысле наша ситуация сложнее болгарской. Дай бог, чтобы Литва смогла изменить свои условия вступления в ЕС, однако такую просьбу может инициировать только правительство, которое и вело переговоры".

А нужна ли вообще Литве АЭС?

Тем временем целый ряд литовских специалистов утверждает, что таким маленьким странам, как Литва, вовсе не выгодно строить дорогостоящие АЭС. Куда деть столько электроэнергии? Надежда на экспорт - не очевидна, если учесть конкуренцию. Газета Šiaulių kraštas дает слово директору Института энергетики Литвы академику профессору Юргису Вилемасу. По его мнению, Литве выгоднее покупать электроэнергию, чем производить собственную. Он считает, что Литва имеет хорошую энергетическую структуру - используются различные источники энергии: природный газ, нефтепродукты, атомная энергия, возобновляемые источники. За пятнадцать лет энергетическая структура практически не претерпела изменений, несколько снизилось потребление угля и нефти, увеличилось потребление местных ресурсов. В настоящее время Литва покупает газ, самый дешевый энергоресурс, у единственного поставщика - России.

Как пишет газета, "академик назвал два пути решения проблемы - проведение альтернативного газопровода из других стран-экспортеров газа, или поддержание нормальных политических отношений с Россией".

Повышение цен на теплоэнергию академика не пугает: "Этот вид энергии не дорожал в течение десяти лет. Естественно, что цена немного подскочила" - успокоил Вилемас и на цифрах продемонстрировал, что подскочивший этой зимой график цен снова пойдет ровной линией. Академик также одобрил директиву ЕС об увеличении роли термофикационных электростанций. Вилемас: "В странах постсоветского блока половина потребителей подключены к системе центрального отопления. Такая система - отличная основа для внедрения термофикационных электростанций". Вилемас также полагает, что запасы нефти в мире не истощатся. "Ничего подобного - мы не умеем ее взять. Какая часть Африки и Южной Америки еще не исследована? В одно время в Литве добывалось столько нефти, что ее хватило бы для удовлетворения половины нужд страны".

Вилемас отметил, что страны с большими энергоресурсами не являются экономически сильными. "По-видимому, государство, легко получив деньги, не умеет ими должным образом распорядиться. А ведь такой стране как Литве было бы удобно покупать энергию и не загрязнять свою природу. В мире множество экономически развитых государств совсем не имеют энергоресурсов".

В Литве массово вымирают мужчины (статистика)

Как сообщает журнал Veidas, в Литве скоро может наступить "бабье царство". Литовские мужчины вымирают усиленными темпами. Мужчины в Литве живут меньше всех в Европейском союзе. Сегодня их средняя продолжительность жизни в Литве составляет 65,36 года (средний показатель по ЕС -75,5 года), т.е. на 12 лет меньше, чем женщин. А по сравнению с 2004 годом средняя продолжительность жизни литовских мужчин в 2005 году сократилась на 1 год и продолжает сокращаться. По данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, средняя вероятностная продолжительность жизни мужчин в Испании - 79 лет; в Швейцарии -78, в Швеции - 77,9 года; в Норвегии - 77,2; в Великобритании - 76,8 и в Германии - 76,6 года. В Германии этот показатель составляет 75,1 года; в Дании -74,6; во Франции - 74,3 года. В Бельгии - 74,2 года; в Польше -70,7; в Эстонии - 67,3 года, а в Латвии - 66 лет и в Литве - 65,4 года (средний показатель по ЕС - 75,5 года). Заслуженным отдыхом литовские мужчины наслаждаются в среднем уже на 3 года меньше. Существует и другая статистика, свидетельствующая о том, что в группах старшего возраста разница между оставшейся вероятностной продолжительностью жизни мужчин и женщин явно сокращается. Если в 45-летнем возрасте эта разница по-прежнему составляет 9 лет, то в 60-летнем - только 5 лет. Так происходит потому, что многие мужчины умирают в самом расцвете сил.

От чего же умирают мужчины в Литве? Из материалов статистики смертности видно, что мужчины чаще умирают по внешним причинам: травмы, отравления, самоубийства. В прошлом году из-за травм и отравлений погибли почти столько же мужчин (4314), сколько от злокачественных новообразований (4433). Склонность к агрессии, риску и вредные привычки тоже забирают почти столько же мужских жизней, сколько онкологические заболевания. По стандартизированным показателям 2005 года видно, что смертность среди мужчин в Литве (1571,4 случая на 100 тысяч человек) более чем вдвое превышает женскую смертность (733,3). В дорожно-транспортных происшествиях в прошлом году погибло больше мужчин - 657 (женщин - 228). Упав с высоты погибли 389 мужчин (женщин 117), утонули 310 (женщин - 89). Но самая большая разница в смертности мужчин и женщин наблюдается в статистике самоубийств: в прошлом году в Литве по своей воле распрощались с жизнью 1084 мужчины и 235 женщин. Жертвами убийц в прошлом году стали 1084 мужчин и 235 женщин. "Смертность жителей - один из интегрированных показателей социально-экономического развития государства. Если экономика растет, а смертность продолжает увеличиваться, значит, в социальной сфере страны что-то не так", - откровенно заявляет специалист по медицинской статистике Р.Гайдялите.

Литовцы - против геев и лесбиянок (опрос)

Как сообщает Delfi, согласно последним опросам, проведенным компанией Vilmorus, несмотря на давление Евросоюза в вопросе о равности возможностей людей разной сексуальной ориентации, литовцы не склонны доверять геям и лесбиянкам. Половина респондентов призналась, что, узнав, что кандидат в депутаты сейма или муниципалитета, представитель сексменьшинства - они не голосовали бы за него. Как заявил лидер Лиги геев Литвы Владимир Симонко, "это показывает, что гомосексуалам на работе лучше не заикаться о своей личной жизни, хотя это и вызывает у них большое напряжение".

61% литовцев призналось, что не хотели бы принадлежать к организации, среди членов которой встречаются геи или лесбиянки. 58% боялись бы, если бы их учителем или учительницей были представители сексменьшинств. 66% против того, чтобы последние были священниками, а 69% - за то, чтобы им было запрещено работать в школе. 51% не согласны видеть гея или лесбиянку полицейским. Правда, отвечая на общие вопросы, литовцы отвечали стандартно и вступали в противоречие с самими собой. 70% респондентов никогда не одобрили бы "дискриминации из-за сексуальной ориентации", а 65% - за "равные возможности на рынке труда".

К власти в Литве идут правые (опрос)?

Левоцентристское правительство Литвы, руководимое социал-демократов Гядиминасом Киркиласом, берет на себя ответственность и за все трудности рядовых граждан, скандалы, сотрясающие политическую жизнь страны. Это, по мнению литовских экспертов, может привести к популярности находящихся уже длительное время в оппозиции правых. Согласно опросу, проведенному 10-11 ноября 2006 г., на предстоящих через несколько месяцев муниципальных выборах в Литве должны с огромным перевесом победить правые силы. За правых готовы голосовать 20,9%, в то время как за центристов - 8,5. За левых будут голосовать всего 6,4%. 14,1% не собираются голосовать вообще. Остальные не имеют мнения. Другой вопрос касался выборов мэра. 76,3% желают прямого избрания мэра. И лишь 8,5% согласны, чтобы мэр избирался на заседания совета самоуправления (горсовета), как сегодня. Тем не менее, выбирать мэра прямым голосованием литовцам не предоставлено. Участие в выборах ожидается высокое. 67,4% готовы идти голосовать. Решили не голосовать только 14,3%, а 11,1% еще не решили (Veidas).