Экс-президент Банка Латвии: проект госбюджета - это гонка на полной скорости в направлении бетонной стены

Рига, 7 декабря 2006, 22:52 — REGNUM  Сейм Латвии сегодня, 7 декабря, принял в первом чтении проект государственного бюджета будущего года, в котором, на взгляд оппозиции, искусственно занижены показатели дефицита, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Напомним, законопроект был передан правительством в парламент накануне, 6 декабря. Сегодня в течение дня депутаты включили его в повестку дня, передали на рассмотрение ответственной комиссии, объявили перерыв на время её работы, затем вновь включили вопрос в повестку дня и рассмотрели проект госбюджета в первом срочном чтении. Все этапы этой напряжённой работы сопровождались бурными дискуссиями с оппозицией, главным образом в лице правой партии "Новое время" экс-премьера Эйнара Репше. Как уже сообщало ИА REGNUM, правительство в бюджет будущего года заложило дефицит в 177,8 млн. латов (8,846 млрд. рублей) или 1,4% от ВВП, что в рамках обязательных для стран-участниц ЕС Маастрихтских критериев. В ходе прений по передаче законопроекта в комиссию экс-министр экономики Кришьянис Кариньш (Новое время) назвал его совершенно безответственным в условиях стремительного экономического роста и высокой инфляции: "Нам нужно формировать бюджет не с дефицитом, когда надо занимать деньги, а бездефицитный бюджет, чтобы уменьшить и так большой долг правительства. Коллеги, многие ли из вас знают, насколько велик долг правительства? Тишина в зале. Ответ: почти один миллиард латов. И в последние годы этот долг имеет тенденцию только роста. Тогда как правительство Калвитиса (премьер-министр Айгар Калвитис, Народная партия, - ИА REGNUM) уже в третий раз подаёт проект бюджета, в котором долг только увеличивается. И этот долг стоит всем налогоплательщикам реальных денег: только проценты по долгу в 2007 году составят почти 70 млн. латов. Если Сейм не притормозит деятельность правительства, это будет способствовать приближению будущей катастрофы. Рабочая сила уплывает (за рубеж, - ИА REGNUM), заработная плата в Латвии растёт стремительней производительности труда, что означает утрату прибыли и потерю конкурентоспособности для наших предпринимателей. Изменить это может правительство, сформировав бездефицитный бюджет или даже бюджет с переизбытком, что сейчас возможно сделать".

Когда дело дошло до первого чтения, тему, поднятую Кариньшем, продолжил экс-премьер и экс-министр обороны Эйнар Репше, который до прихода в 2002 году в политику длительное время был президентом Банка Латвии: "Стремительный рост (экономический, - ИА REGNUM), высокая инфляция и большой дефицит бюджета - каждый из этих элементов в отдельности ещё не был бы трагедией. Стремительному росту мы могли бы только радоваться, если он происходил бы в условиях сбалансированных - инфляции и бюджета. Инфляции мы не можем радоваться, но, по крайней мере, можем принять, если наше правительство делает всё, что в его силах, чтобы задержать инфляцию, если бы у нас был сбалансированный бюджет или бюджет с переизбытком и если бы мы не находились в условиях стремительного роста экономики. В свою очередь по поводу дефицита бюджета мы могли бы не волноваться в случае, если бы переживали время стагнации или рецессии, а не стремительного роста народного хозяйства. В условиях рецессии дефицит бюджета в известных размерах допустим, как приём поощрения экономики. Однако эта тройка - стремительный экономический рост в условиях высокой инфляции и недопустимо высокого уровня бюджетного дефицита - это взрывная комбинация, последствия которой, боюсь, не оценивают до конца ни министр финансов, ни правительство, ни сидящие в этом зале. Мы можем радоваться стремительному росту народного хозяйства и отделываться вводящими в заблуждение речами, что инфляция у нас в связи с выравниванием цен между Латвией и Европейским союзом. И надеяться, что когда мы дойдём до уровня цен ЕС, инфляция естественным образом остановится. Но это ошибочная, опасная и необоснованная надежда. Это всё равно, что, ехать со скоростью 100 километров в час, надеяться остановиться, не тормозя, так как в конце пути бетонная стена, которая остановит. Продолжать в настоящее время в таком темпе - это то же самое, что ехать со вдавленной в пол педалью газа прямо в направлении бетонной стены. Эту стену нельзя будет в нужный момент разобрать или отменить, как мы год от года отменяем сроки вступления в силу различных законов, с которыми не справляется правительство. Бетонная стена - это финансы ЕС, которые нам не подконтрольны и в которые мы врежемся. И если мы будем поступать так, как поступаем в настоящий момент, то врежемся на полной скорости, превышающей любые ограничения. Именно в условиях стремительного экономического роста, когда доходы бюджета каждый год увеличиваются, правительству легче всего и абсолютно необходимо сбалансировать бюджет: уменьшить дефицит и даже обеспечить переизбыток. Именно теперь мы это можем сделать и это абсолютно необходимо сделать - это обязанность правительства. В условиях, если темпы экономического развития снизятся, остановить рост или уменьшить дефицит бюджета будет во много раз труднее или даже невозможно. (...) В тот момент мы, может быть, поймём, что что-то надо делать с дефицитом бюджета и свирепствующей инфляцией, но ничего уже не сможем сделать из-за объективных обстоятельств. В настоящий же момент нам мешает только отсутствие у правительства воли и его неспособность осознать необходимость решения проблемы".

Однако, судя по выступлению бывшего банкира, у правительства хватило воли "занизить" показатели бюджетного дефицита: "В условиях, когда инфляция свирепствует на недопустимо высоком уровне, темпы экономического роста очень высоки, возникает сомнение по поводу предлагаемых правительством цифр в отношении того, какой дефицит планируется в будущем году. Правительство всё время оперирует числом в 178 млн. латов или 1,4% от ВВП. Но как подтвердилось на заседании бюджетно-финансовой комиссии, изменена методика учёта дефицита бюджета и в упомянутые 178 млн. мы больше не включаем так называемые чистые займы. Таким образом, 1,4% - это так называемый финансовый дефицит, а не фискальный, который мы традиционно и все предыдущие годы использовали для показателей дефицита бюджета". При этом Репше пояснил, чем фискальный дефицит отличается от финансового: "В фискальном дефиците наряду с прямыми издержками правительства, составляющими 178 млн., учитываются и чистые займы: сколько денег правительство занимает на различные нужды - кредитование студенческих программ и другие вещи. А это 49 млн. латов - почти 50 млн. латов. С точки зрения инфляции совершенно всё равно, истрачены ли эти деньги как заём или издержки. С точки зрения инфляции и макроэкономической стабильности важно, насколько много денег введено дополнительно в финансовую систему Латвии. В этом контексте дефицит бюджета следует рассчитывать со всеми чистыми займами, то есть, плюсуя почти 50 млн. латов и в результате величина дефицита бюджета, которую нам следует анализировать и сравнивать с показателями прошлых лет, составит 1,8% от ВВП или близко к этому. Это совершенно неприемлемо и опасно. В условиях, когда свирепствует и продолжает увеличиваться инфляция, правительство посылает очень неправильный сигнал нашим жителям и, конечно же, любым зарубежным инвесторам и финансовым экспертам ЕС, следящим за ситуацией. Правительство в настоящий момент посылает сигнал, что, несмотря на стремительное экономическое развитие и огромную инфляцию, оно не осознаёт серьёзности этой проблемы и не готово сбалансировать бюджет, не готово средствами фискальной политики что-либо делать, чтобы затормозить дальнейший рост инфляции". В заключение "финансист в политике" привёл наглядный пример: "Наши соседи-эстонцы сбалансированный бюджет и бюджет с переизбытком последовательно претворяют в последние пять лет, демонстрируя ответственный подход к решению финансовых проблем государства".

Кроме "Нового времени" проект госбюджета подвергли критике и представители левой и левоцентристской оппозиции: объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) и объединения "Центр согласия". В частности депутат от ЗаПЧЕЛ Николай Кабанов обратил внимание на такие цифры: "На оборону мы тратим дополнительно 80 млн. латов, в то же самое время на медикаменты дополнительно только 13 млн. Мне кажется, наступило последнее время что-то изменить в бюджете, в противном случае армии Латвии через десять лет будет некого защищать". В свою очередь юрист Валерий Агешин (Центр согласия) изложил по пунктам, почему его фракция не голосует за проект: "Правительство хочет принять, исполнять и даже вносить поправки в госбюджет фактически без участия депутатов Сейма. На то, чтобы ознакомиться с проектом госбюджета и подготовить предложения депутатам предложено всего несколько часов. Правительство предлагает сформировать резерв апроприации, что фактически даёт Кабинету министров возможность существенно менять госбюджет без согласия Сейма. Правительство предлагает продолжать концентрацию финансовых средств государства в своих руках, вводя новые государственные пошлины и налоги. Кроме того, проект бюджета предполагает продолжение увеличения груза налогов и пошлин, повышая ставки акцизных налогов особенно на горючее, вводя новый налог на электроэнергию, увеличивая ставки налога на природные ресурсы, вводя новые и новые госпошлины. В противовес ранее обещанного правительство не уменьшило ставку подоходного налога с жителей, а необлагаемый налогом минимум увеличило незначительно, что не позволяет улучшить жизненный уровень нуждающихся слоёв населения. Правительство также не предлагает эффективных средств решения актуальных проблем жителей. Например, проект государственного бюджета не решает проблем жильцов денационализированных домов. Предлагаемый проект вызовет рост инфляции, но правительство не предлагает средств уменьшения инфляции". Между тем депутаты партий правящей коалиции, имеющей стабильное парламентское большинство, спокойно и слаженно вершили своё дело. Голосование за принятие в первом чтении проекта госбюджета (в купе с сопровождающим его пакетом законопроектов - за каждый в отдельности) состоялось около 16.30 мск, причём срок подачи предложений по каждому законопроекту назначали сегодня же до 18.00 мск, а второго чтения - 19 декабря. Возражения оппозиции, что полтора часа недостаточно для проработки четырёх томов документов, правящие партии проигнорировали.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
20.02.17
Катастрофа Boeing MH17 спустя два года / 3
NB!
20.02.17
В Софии состоялось факельное шествие неонацистов «Луков марш»
NB!
20.02.17
Глава МИД Молдавии дезавуировал антинатовскую риторику президента Додона
NB!
20.02.17
Гражданская война на Украине — главное за сегодня
NB!
20.02.17
В Приднестровье будут отмечать день начала отражения агрессии Молдавии
NB!
20.02.17
Танк Т-90МС: новый коммерческий успех российского ВПК?
NB!
20.02.17
Бои в Донбассе: Киев опасается, что нацбаты без боя сдадут позиции ДНР
NB!
20.02.17
Скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
NB!
20.02.17
Почему бы Москве не помочь созданию оси Израиль — Иран?
NB!
20.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 20 февраля
NB!
20.02.17
Библиотекарей призвали организовать Всероссийский съезд
NB!
20.02.17
Первый за 25 лет регулярный авиарейс Душанбе — Ташкент сорван
NB!
20.02.17
Киев требует усилить санкции в отношении России
NB!
20.02.17
Ляшко — о предложении сдать Крым в аренду России: «Это как Савченко №2»
NB!
20.02.17
Турция заинтересовалась ЗРК С-400 «Триумф»
NB!
20.02.17
Киргизия выставила Турции счет за ущерб, нанесенный упавшим «Боингом»
NB!
20.02.17
Рост производства авто в январе: иллюзия обмана
NB!
20.02.17
Нефть Ямала: ожидание налоговых льгот, новой инфраструктуры и высоких цен
NB!
20.02.17
Национальное примирение в Сирии: глазами католиков и армян
NB!
20.02.17
В Кремле назвали абсурдом идею о взятии Крыма в аренду
NB!
20.02.17
Лавров о прослушке посла РФ в США: Они делают это рутинно
NB!
20.02.17
Лавров: Обвинения в причастности РФ к перевороту в Черногории — голословны