В последнее время наибольшее число споров вызвал новый Градостроительный кодекс РФ. Позицию авторов законопроекта разъяснил в интервью ИА REGNUM председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и энергоемким технологиям Мартин Шаккум.

ИА REGNUM: Каковы главные цели принятия нового кодекса?

Главной целью принятия нового Градостроительного кодекса Российской Федерации являлось обеспечение устойчивого развития территорий. В целях: детальной регламентации порядка разработки и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования; введения обязанности органов местного самоуправления утверждать правила землепользования и застройки, а также установления правовые последствия в случае непринятия таких решений. В отличие от старого Градостроительного кодекса в новом Кодексе установлен порядок участия населения путем публичных слушаний в принятии наиболее важных градостроительных решений (утверждение генпланов, правил землепользования и застройки и др.); установлен подробный порядок разработки, согласования и утверждения документации на всех этапах строительства, начиная с выполнения инженерных изысканий и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

ИА REGNUM: Большинство обывателей напрямую связывают с принятием нового Градостроительного кодекса свои надежды на то, что жилье для населения станет более доступным и дешевым. Существует ли такая взаимосвязь на самом деле? Должен ли новый Кодекс способствовать падению цен на жилье и за счет чего это падение может произойти?

Одной из основных целей Градостроительного кодекса является в том числе и создание рынка доступного жилья посредством снижения административных барьеров в сфере строительства. Кодекс предусматривает прозрачные процедуры застройки территорий. Так, Кодекс установил единый порядок выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, отменил согласования проектной документации, отменил комиссию по приемке объекта, установил исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

ИА REGNUM: Представители ряда оппозиционных партий выступили с критикой нового Градостроительного кодекса. Их поддержал и заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь. Насколько, по вашему мнению, обоснована критика нового кодекса?

Данная критика совершенно не обоснована. Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой, предусматривает создание единой государственной экспертизы проектной документации, и в этих целях федеральные законы приводятся в соответствие с Градостроительным кодексом.

Федеральный закон не исключает и не отменяет экологическую экспертизу проектной документации и экологический контроль за строительством. Экологическая экспертиза и контроль сохраняются, но будут проводиться в рамках единой государственной экспертизы проектной документации и единого государственного строительного надзора. В соответствии с Градкодексом при государственной экспертизе производится оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. До принятия соответствующих регламентов действуют ранее принятые нормативные документы, в т.ч. СНиПы, СанПиНы и т.д. В то же время государственной экологической экспертизе и государственному экологическому контролю будут подлежать объекты, расположенные на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, внутренних морских водах и территориальном море. Таким образом, все виды целевых экспертиз и надзоров, в том числе и экологические, сохраняются. Опасения, что данный закон приведет к нанесению ущерба экологической безопасности, не обоснованны. Ажиотаж среди чиновников, которые возбудили и независимые общественные организации, связан с тем, что закон резко сокращает возможность чиновников вмешиваться в деятельность строительных организаций. Закон ставит барьеры коррупционным сборам, которые сегодня застройщики вынуждены платить для согласования проектной документации.