Решение Эстонии вернуть в полную государственную собственность предприятие "Эстонские железные дороги" (ЭЖД) оправдано, если покупка предусматривает длительные и масштабные инвестиции в модернизацию путей и локомотивного парка. Так сегодня, 6 декабря, прокомментировал ИА REGNUM решение парламента Эстонии о выкупе у американской фирмы Baltic Rail Servises (BRS) 66% акций ЭЖД за 2,35 млрд. крон (150,6 млн. евро) председатель правления АО Spacecom, специализирующегося на железнодорожных грузоперевозках, Олег Оссиновский.

"Государство сделало правильный выбор - железнодорожный бизнес приносит доход и со временем приобретение обязательно окупится, скажем, через 10-15 лет", - заявил Оссиновский. Как он отметил, "для успеха понадобятся суммы, превышающие сумму выкупа, которые придется потратить на коренную модернизацию железнодорожной инфраструктуры". Если же государство решило просто национализировать железные дороги, то покупка дороги в ее нынешнем "плачевном состоянии, просто разграбленной прежними владельцами", по словам Оссиновского, не выглядит "умным шагом правительства". "Пути разбиты, на отрезке пути Валга-Тарту тепловозы едут со скоростью, с какой не ездили тут в самые застойные советские времена, - почти шагом", - заявил предприниматель.

Олег Оссиновский назвал "катастрофой" для состояния эстонской железной дороги решение американской фирмы закупить для Эстонии американские тяжелые локомотивы, которые сделали невозможной одновременную эксплуатацию путей тяжелыми локомотивами с грузовыми составами и традиционными пассажирскими поездами. По мнению Оссиновского, выход может быть найдет в покупке локомотивов немецкого производства и постепенной замене всего локомотивного парка Эстонии. "Литва пошла по этому пути и закупила у фирмы Siemens 30 локомотивов на 2007 год", - заявил Оссиновский и добавил, что "не случайно, железнодорожная инфраструктура в Литве - самая лучшая в Прибалтике".

Предприниматель заявил ИА REGNUM, что возврат ЭЖД в государственную собственность положит конец неравенству среди фирм-грузоперевозчиков и прекратит перекрестное дотирование внутри ЭЖД за счет инфраструктуры. "Наша фирма платила ЭЖД ежемесячно до 10 млн. крон (около 641 тыс. евро) за пользование путями, платили и другие фирмы, и эти деньги шли на содержание путей. А сама ЭЖД за использование путей не платила ни кроны", - сказал Оссиновский. Он уверен, что после национализации будет проведено, согласно закону о железной дороге Эстонии, разделение ЭЖД на перевозчика и инфраструктуру и прекратится дискриминация не входящих в ЭЖД фирм-перевозчиков. Именно поэтому Осииновский в целом положительно оценил решение парламента Эстонии.

Напомним, что парламент Эстонии 6 декабря одобрил решение правительства о возврате в государственную собственность железнодорожного монополиста - фирмы ЭЖД путем выкупа у американской фирмы Baltic Rail Services 66% акций. Фирма АО Spacecom, входящая в российскую группу "Северстальтранс", является первым предприятием, выигравшим на условиях открытого конкурса право оперирования в инфраструктуре Эстонской железной дороге. Фирма перевозит в среднем около 500 тысяч тонн грузов в месяц.