Любой конфликт или же геополитическая проблема как таковая - весьма дорогостоящее мероприятие, особенно если развивается вне благоприятной среды или условий. Если же таковые условия наличествуют, то проблема имеет шансы стать весьма важным фактором, эффективным механизмом сопровождения интересов тех или иных игроков. Непризнанные международным сообществом государства, не сразу, но все же стали геополитическими факторами, которые оказывают заметное воздействие на международную политику. Если рассматривать историческую перспективу, то образование независимых государств - своеобразный знак политического времени, который приобретает признаки новой эпохи - эпохи продолжения распада колониальной системы. Для того чтобы категорически отмежеваться от признания вновь возникших государств, западному сообществу необходимо отказаться от собственных более чем принципиальных основ и нормативов.

В последние годы международные институты, занимающиеся так называемыми процессами "урегулирования", а также ведущие мировые державы имитировали переговоры, ставя целью убедить бывшие метрополии, а по существу, привести их к пониманию того, что возвращение отделившихся республик под их контроль просто невозможно. Данная позиция международного сообщества связана со многими обстоятельствами, с самой что ни на есть высокой и глобальной политикой, предопределяющей иллюзию неопределенности данных процессов. Западное сообщество встало перед вполне реальной перспективой гуманитарной катастрофы или, употребляя более понятные термины, геноцида, который может быть осуществлен в результате соблюдения принципа, так называемой, территориальной целостности. В последнее время, когда процессы "урегулирования" все более связаны с конкретными личностями политиков и функционеров, ответственность за возможные последствия легла не только на государства, но и на эти персоны. Инициаторы, проектанты и исполнители имеющихся схем "урегулирования", конечно же, не будут забыты, если произойдет та или иная катастрофа. Не нужно забывать, что произошло с лидерами младотурок после осуществленного ими преступления в 1915-1918 годах.

В нынешние времена, как и всегда, возможно все, что угодно, но именно это обстоятельство и вселяет уверенность в то, что непризнанные государства, обречены на включение в полноценные международные отношения, если сумеют добиться элементарной вещи - утвердить право своих народов на существование. Повсеместно происходит утверждение принципа силы, но эта сила базируется не на институте наемников, или на "легитимном насилии", а на воле этих народов, не желающих кланяться или унижаться вышестоящей нации до конца своей истории. Отличие албанского Косово от непризнанных государств Южного Кавказа заключается лишь в численности населения и в завершении операции по исключению всяких претензий бывшей метрополии. Проблема международного признания независимости новых государств Южного Кавказа заключается в незавершенности вооруженной борьбы за свободу и независимость. Позиции, на которых оказались противоборствующие стороны на Южном Кавказе, все еще подают надежды на реванш и силовое решение проблем. Только и всего. Сакраментальная фраза о том, что Косово принципиально отличается от аналогов на Южном Кавказа, означает лишь то, что Западное сообщество убеждено, что военная фаза отделения Косово от Сербии завершена, и для процесса суверенизации края нет препятствий.

Непризнанные государства Южного Кавказа демонстрируют вполне успешное экономическое и социальное развитие и по данным параметрам ни в чем не уступают противостоящим сторонам, которые до сих пор не упорядочили свою экономическую жизнь. Вместе с тем, во "внешней среде" находятся радетели интересов этих непризнанных государств, которые неизменно драматизируют проблему международного признания, представляя это обстоятельство, как ключевое в ходе развития данных маленьких республик. Данная цель или задача без какого-либо даже поверхностного анализа представляется как фактор, от которого зависит существование данных государств. Нужно отдать должное элите нагорно-карабахской республики и карабахскому обществу, которые совершенно не вовлечены в обсуждение данной перспективы и заняты решением своих насущных проблем. Местные и парламентские выборы 2004 и 2005 годов, общественная дискуссия, которая все более расширяется в НКР, никак не затрагивали вопрос "получения" независимости. Данная цель признается главной во внешнеполитической деятельности НКР, но вовсе не обозначена, как судьбоносная, от которой зависит существование НКР. Конечно, в отличие от Абхазии и Южной Осетии, НКР обладает гораздо более обширными информационными возможностями, получая информацию из разных уголков мировой политики. Но данное обстоятельство никак не оправдывает позицию и стиль мышления руководителей и элиты бывших грузинских автономий. Наблюдая за различными инициативами и проектами, исходящими от центров политического проектирования в США и в Европе, можно подчеркнуть постоянные попытки привести абхазов и осетин к обсуждению проблемы их статуса, что все более усиливает озабоченность вопросом суверенитета и международного признания.

Практически весь 2006 год прошел не в русле "урегулирования", как такового, а в русле обсуждения вопроса "статусности". При этом уже давно стало совершенно ясно, что "урегулирование" по известным схемам для НКР означает ни что иное, как территориальные уступки.

Политика Грузии в Абхазии и Южной Осетии имеет иную стилистику. В Тбилиси все более сходятся к той мысли, что на данном историческом этапе бессмысленно придерживаться максималистских взглядов и рассматривать Абхазию и Южную Осетию в микро-геополитическом блоке. В результате и возникла "Верхняя Абхазия" и "альтернативные" выборы в Южной Осетии. Следует отметить, что такого рода идеи возникли в Грузии и в среде экспертного сообщества Запада не сегодня, а еще в конце 90-х годов. Возможно, данные подходы и будут приемлемы для Абхазии и Южной Осетии, но не для НКР. Наступает 2007 год, который не принесет ничего конструктивного. Азербайджан, выбравший национальной идеей "нефть", пытается блокировать Армению и добиться значительного перевеса в вооруженных силах, что вызывает только уверенность в растерянности и тотальном испуге азербайджанского общества, приводит к пониманию полного бессилия цивилизационно "разорванного" общества, так и не нашедшего себя на перипетиях региональной политики. Превратив свою страну в международную керосинку, руководство Азербайджана вскоре будет вынуждено искать новые сценарии для имитации внешней политики и борьбы за восстановление "территориальной целостности".

НКР незачем всерьез заниматься обсуждениями проблемы своего международного признания. Это было бы западней, в которую могут угодить не только лидеры республики, но и карабахское общество целиком. Из этой ситуации придется выползать очень обидным образом. Это уже было в 18-летней истории независимого Нагорного Карабаха. Независимость - не проблема НКР. Это проблема внешних заинтересованных сторон.

Марк Зорян - эксперт аналитического Центра "Кавказ"