В Кузбассе имеются объекты жилищного фонда, которые опасны для проживания. К такому выводу пришла прокуратура Кемеровской области после проверки деятельности Государственной жилищной инспекции региона (ГЖИ КО). Как 4 декабря сообщил корреспонденту ИА REGNUM старший помощник прокурора области по связям с общественностью Алексей Бугаец, безопасность страдает из-за существенных нарушений законодательства, которые допускают работники инспекции.

Выявленные нарушения, по заключению прокуратуры, позволили сделать вывод о бездействии инспекции в данной сфере. Чтобы защитить права граждан, прокуратура внесла представление руководителю ГЖИ области. Еще 5 представлений внесено руководителям отделений ГЖИ на местах. Должностные лица обязаны безотлагательно принять меры к устранению противоправной практики.

Площадь ветхого и аварийного жилья на 1 января составляла в Кемеровской области 3 266,6 тысяч квадратных метров (43 896 единиц), или 5,7% от общей площади жилья. Проживает в ветхом и аварийном жилье 43,9 тысяч семей. Но в 2005-2006 годах мероприятия по обследованию зданий (их конструкций и оборудования), которые физически износились более чем на 60%, инспекторы не планировали. Дома и квартиры обследовали только внепланово, когда в инспекцию обращались сами граждане и администрации муниципальных образований.

Областная жилищная госинспекция не контролирует, насколько качественно отделения инспекции на местах обследуют ветхий жилищный фонд, техническое состояние фонда. А как правильно его обследовать, на местах едва ли знают - ГЖИ КО не направляла в города и районы методические рекомендации (о том, например, в каких случаях помещение признавать аварийным и подлежащим сносу).

Ненадлежащим образом контролируют должностные лица ГЖИ то, как соблюдаются порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для проживания. В Белове межведомственная комиссия городской администрации признала дом по улице Урожайная непригодным для проживания и подлежащим сносу, хотя акт обследования технического состояния был составлен только через 9 дней после решения комиссии. Составленный с опозданием акт к тому же не соответствовал требованиям закона.

Не всегда инспекторы следят за тем, как исполняются выданные ими предписания, в полном ли объеме устраняются выявленные нарушения. В Новокузнецке жители дома по улице Челюскина обратились в инспекцию по поводу аварийного состояния домостроения. По заключению инспектора Новокузнецкого отдела ГЖИ КО межведомственная комиссия признала их дом для проживания пригодным при условии, что в нем проведут ремонтные работы. Однако инспектор своевременно не выдал обслуживающей организации предписание провести работы и обеспечить безопасность.

"Порой должностные лица ГЖИ вообще не принимают никаких мер, - отметил Бугаец. - В Таштаголе инспектор не выдал предписаний отремонтировать аварийный дом, в котором из-за многочисленных нарушений нельзя было жить без риска увечья или гибели. Не решался вопрос об административной ответственности виновных".

Прокурорами установлены факты, когда инспекторы необоснованно продляли или завышали сроки выполнения предписаний, не информировали собственников жилищного фонда о необходимости выделить деньги на ремонт, обеспечить безопасные условия (отделения ГЖИ Кемерова, Осинников, Новокузнецка). Так, в городе Кемерово, чтобы отремонтировать в трех домах кровлю и систему водоотведения, инспектор определил обслуживающей организации срок почти в полгода. Выполнялись служебные обязанности только после получения прокурорских представлений.