Американский эксперт: У армян есть армия, а у Азербайджана - только вооруженные силы: Нагорный Карабах за неделю

Баку, 3 декабря 2006, 12:45 — REGNUM  

Обзор СМИ за 24-30 ноября 2006 года.

Военный вестник. Минская встреча президентов. Позиции и мнения. В Нагорном Карабахе.

Военный вестник

Выстрелы

Как сообщает агентство "Тренд", 26 ноября подразделения армянских вооруженных сил в районе села Талыш Тертерского района с 22:00 в течение 15-20 минут подвергали автоматно-пулеметному обстрелу расположенные напротив позиции азербайджанских вооруженных сил. Ответным огнем обстрел подавлен, потерь нет. "Тренд" сообщает, что нарушение режима прекращения огня с армянской стороны имело место также 27 ноября в районе сел Баш Гарвенд и Сарычалы Агдамского района. Огонь длился около 10 минут. Согласно АПА, режим прекращения огня был нарушен армянской стороной в районе Баш Гарвенда и 29 ноября. О потерях ничего не сообщается.

Бакинская "525-я газета" утверждает, что подразделения армянских вооруженных сил постоянно подвергают обстрелу население села Гапанлы Тертерского района. Согласно газете, от обстрела пострадали крыши домов. Чтобы избежать обстрелов, местные жители работают на своих участках по ночам. Армяне также обстреливают и животных, в результате этого многие жители держат своих животных в стойлах. По словам "525", в прошлом году армяне построили 3-этажный наблюдательный пост в селе Сейидсулан и с него обстреливают любую точку села.

Оценка состояния вооруженных сил

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", выступая в Вашингтонском университете имени Джона Хопкинса, эксперт Внешнеполитического совета США, бывший дипломат Уэйн Мерри дал оценки как состоянию вооруженных сил Армении и Азербайджана, так и перспективам урегулирования карабахского конфликта. Он отметил, что, хотя в последнее время в Азербайджане открыто обсуждают военные пути разрешения конфликта, "однако победа Азербайджана в этом случае исключается". "Нагорный Карабах являет собой неприступную крепость, еще более укрепленную армянскими военными подразделениями. Даже американская армия столкнется с трудностями при атаке этой крепости", - считает Мерри. По словам Мерри, такое мнение превалирует и в Пентагоне. Перечислив главные преимущества сторон, американский эксперт отметил: "С точки зрения боевой подготовки армянские подразделения во много раз превосходят противника. Не секрет, что у армян есть армия, а у Азербайджана - только вооруженные силы. В случае боевых действий Азербайджану нужно будет рассчитывать на человеческий ресурс, в то время как армянской стороне - на превосходство в вооружении", - отметил эксперт. Он отметил также, что в случае, если конфликт снова вступит в военную фазу, армянам для победы надо будет всего лишь защитить Карабах, между тем Азербайджану нужно будет занять всю его территорию, что практически невозможно. А значит, "говоря военным языком, Баку идет на риск эскалации военного конфликта, ответственность за недопущение которого несут члены Минской группы ОБСЕ". Тем самым, отмечает газета, Мерри ясно дает понять азербайджанской стороне, что возобновление боевых действий будет вызовом и странам-сопредседателям Минской группы (МГ). Фактически американский эксперт хочет сказать, что если Азербайджан начнет боевые действия, то тем самым возьмет на себя полномочия держав выбирать методы урегулирования карабахского конфликта, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Газета считает, что обнародованием экспертной оценки - с учетом того, что американская сторона надеется на прогресс в переговорном процессе в конце 2006 г. и в начале 2007 г., предпринимается попытка лишить азербайджанскую сторону возможности рассчитывать на военный реванш, затягивая переговорный процесс. Более того, судя по заключительной части экспертной оценки, исключение какой бы то ни было возможности военного реванша является одновременно требованием забыть о какой-либо альтернативе представленному сторонам документу. Мерри дает более чем четкую оценку содержанию предложенного сторонам документа: "Для разрешения карабахского конфликта армянская сторона должна получить Карабах и контроль над Лачинским коридором, а остальные территории, составляющие буферную зону вокруг Нагорного Карабаха, должны быть возвращены азербайджанской стороне". По мнению газеты, заявление, озвученное экспертом Внешнеполитического совета США Уэйном Мерри, является экспертным обоснованием шагов, предпринимаемых Вашингтоном в целях прорыва на переговорах по карабахскому урегулированию. "Оно может иметь эффект холодного душа для политического и особенно военного руководства Азербайджана".

На вопрос бакинской газеты "Эхо", следует ли азербайджанской стороне на официальном уровне выразить отношение к высказываниям американского эксперта, начальник управления информационной политики и печати МИД АР Таир Тагизаде сказал: "Уэйн Мерри очень неплохой политолог, просто необходимо учитывать несколько моментов. Во-первых, вот так легко играть территориальной целостностью независимого государства, думаю, неправильно, неэтично, особенно когда это исходит от гражданина страны-члена МГ ОБСЕ. Во-вторых, даже в случае если бы это не затрагивало территориальную целостность, высказывать априорно свое мнение об исходе непростого и достаточно спорно развивающегося мирного процесса тоже нехорошо. Я не думаю, что это тянет на то, чтобы официально реагировал МИД Азербайджана. Начнем с того, что, когда Мерри говорит о превосходстве вооружений Нагорного Карабаха, он забывает называть вещи своими именами - речь идет об армии Республики Армения.... Нехорошо было бы говорить, наверное, о военном пути решения проблемы, мы считаем, что на сегодняшний день потенциал мирных переговоров еще не исчерпан, но на будущее хотелось бы просто, чтобы международное сообщество не придерживалось не вполне продуманных позиций, которые, к сожалению, были озвучены в высказываниях Мерри". По мнению азербайджанского военного эксперта Узеира Джафарова, "доводы, которые приводит американский политолог, мягко говоря, не соответствуют действительности". "Они не соотносимы с реальностью. Во-первых, он не прав, называя армией только вооруженные формирования Армении - с момента заключения временного перемирия в 1994 году определенная работа в Азербайджане проделана, и у нас имеются очень хорошие мобильные части, которые в состоянии за короткое время выполнить поставленные задачи. Безусловно, в нашей армии имеются недостатки, есть ошибки, которые нас не устраивают, но, тем не менее, наша армия намного сильнее вооруженных сил Армении. Мерри делает акцент на том, что у нас преобладает человеческий фактор, а у армян - техника вооружений. В этом вопросе с ним где-то согласиться можно. Но еще раз говорю, что у нас тоже имеется достаточно сил и средств, чтобы освободить Карабах. Никто не может силой отобрать Нагорный Карабах у Азербайджана, и я думаю, что в обозримом будущем наше руководство все-таки примет решение - ведь приближается 2008 год, когда нынешние власти должны будут отчитаться перед гражданами о том, какая работа проделана. Если завтра поступит команда о силовом освобождении территории Карабаха, я не думаю, что это составит очень большого труда.... На будущий год на нужды нашей армии выделена сумма, равная 1 млрд. 100 млн. долларов США, и мы должны подумать над рациональным ее использованием, чтобы она была потрачена на закупку новых вооружений и техники. Во всем остальном в силовом варианте у нас проблем быть не может", - сказал Джафаров. "Я абсолютно не согласен с мыслями Уэйна Мерри, - заявил "Эхо" член комиссии парламента Азербайджана по вопросам обороны и нацбезопасности Захид Орудж. - Он пытается низвести армию Азербайджана до уровня какой-то непонятной толпы обычных людей, вооруженных стрелковым оружием. Он говорит, что у нас еще не сформирована армия. Это в корне неправильное представление. Ведь известно, что чисто технически и живой силой азербайджанская армия превосходит армянскую. У нас численность личного состава вооруженных сил доходит до 100 тысяч, а у армян эти показатели значительно ниже. Сегодня Армения может превосходить нас только в тех возможностях, которые дают ей двусторонние военные соглашения с Россией и участие в ОДКБ. По всем другим параметрам и ресурсам Азербайджан в военном смысле Армению превосходит. И пусть никто не пугает Азербайджан тем, что эскалация конфликта может привести к серьезным последствиям для нашей страны. Просто они должны осознавать - если бы в этом конфликте Азербайджан и Армения остались наедине друг против друга, мы быстро могли бы доказать свою правоту. Если бы военно-промышленный комплекс и человеческие ресурсы России не участвовали изначально в этом конфликте, Азербайджан эту войну завершил бы победой. Именно поэтому все оценки американского эксперта я понимаю как неверные и ложные. И, я думаю, что наше Минобороны должно высказать по этому поводу свое мнение".

"Конечно, угроза возобновления войны все еще существует, но могу вам твердо сказать, что в обозримом будущем такой угрозы нет, - заявил министр обороны РА Серж Саркисян на встрече с родителями солдат. - Как вы знаете, я всегда говорю: министр обороны постоянно должен быть готовым к тому, что боевые действия могут начаться уже завтра. Я строю свою работу, наша армия строит свою работу так, чтобы для нас не было никаких неожиданностей. Но в обозримом будущем реальной угрозы возобновления боевых действий нет. Что касается урегулирования проблемы, то мы уверены, что эта проблема должна решаться на основе компромиссов, исходя из следующих трех условий, о которых мы постоянно говорим. Иными словами, требование одно: народ Карабаха должен иметь возможность жить на своей земле, жить в безопасности. А для этого Карабах, во-первых, не должен подчиняться Азербайджану. Второе: Карабах не может существовать анклавно, он должен иметь сухопутную границу с Арменией. И третье: угроза возобновления войны должна быть исключена. Никаких других условий у нас нет". ("Айоц Ашхар").

Минская встреча президентов

Ожидания

28 ноября в Минске в рамках саммита глав государств Содружества Независимых Государств состоялись переговоры президентов Армении и Азербайджана. Журналисты на встречу допущены не были, и после нее заявлений для прессы не последовало. Газета "Голос Армении" сообщает, что переговорам тет-а-тет между Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым предшествовала встреча в расширенном составе. В ней приняли участие президенты, министры иностранных дел обоих государств, сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ) Мэтью Брайза, Бернар Фасье, Юрий Мерзляков, действующий председатель ОБСЕ Карел де Гухт, личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик, министр иностранных дел России Сергей Лавров. Как позже рассказал о переговорах министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, президенты Армении и Азербайджана в целом положительно оценили встречу. В основном в центре внимания были те положения документа, по которым пока обоюдного согласия сторон не достигнуто. "Относительно прогресса в переговорном процессе конкретных оценок не было дано, однако оба президента назвали встречу позитивной - как в плане атмосферы, так и с точки зрения конструктивности подходов сторон", - отметил Осканян. По его мнению, в течение ближайших дней главы Армении и Азербайджана проанализируют ситуацию и дадут соответствующие распоряжения министрам иностранных дел относительно дальнейших действий. Оценивая нынешний год с точки зрения развития процесса урегулирования, Осканян отметил, что общая тенденция, если сравнивать начало и конец 2006-го, была положительной. Правда, серьезных подвижек не зафиксировано, но не было и отката назад. "Думаю, что в этот период процесс не пострадал. Остается ждать, какими будут последующие шаги в 2007-м", - сказал Осканян.

Бакинская "525-я газета" отмечает, что встреча в Минске станет в 2006 году третьим по счету раундом переговоров по поводу карабахского урегулирования. До этого главы Азербайджана и Армении встречались в январе текущего года в Рамбуйе и в июне в столице Румынии Бухаресте. Обе встречи длились два дня. Но несмотря на это, позиции сторон по поводу основных принципов карабахского урегулирования существенно не сблизились. А перед минской встречей сопредседатели МГ ОБСЕ заявили, что представят сторонам "модифицированный вариант" проекта принципов урегулирования конфликта. Также отмечено, что это третий вариант данного документа, отредактированный после переговоров в Рамбуйе и Бухаресте, который имеет целью отдаление сторон от двух принципиальных моментов - статуса Нагорного Карабаха и освобождения "оккупированных территорий".

Многие аналитики считают, если посредникам удастся посадить за стол переговоров президентов Армении и Азербайджана, то это станет сигналом того, что некий общий модуль урегулирования конфликта уже был найден главами внешнеполитических ведомств двух республик. На столе переговоров в настоящее время лежит готовый, конкретный документ. Как сообщил "Независимой газете" источник в дипломатических кругах, основные пункты проекта рамочного соглашения предусматривают следующие шаги: Армения выводит войска с подконтрольных ей территорий Азербайджана; беженцы возвращаются в места своего постоянного проживания; нормализуются дипломатические и экономические отношения между Арменией и Азербайджаном; в зоне конфликта размещаются миротворческие силы; региону Нагорного Карабаха оказывается международное экономическое содействие и проводится референдум по вопросу о статусе Нагорного Карабаха. Предполагается, что с выводом войск армянской стороны Баку предоставит 40-километровый коридор, соединяющий Нагорный Карабах с Арменией, который будет находиться под контролем миротворческих сил.

По всей видимости, в Минске ничего особенного не произойдет, предполагала в преддверии встречи газета "Иравунк". "Имеющие опыт провала переговоров в Рамбуйе Кочарян и Алиев вряд ли захотят обеспечить себе перед выборами головную боль, не провалив переговоры в очередной раз. Тем более, что степень давления на них сегодня значительно уменьшилась".

"Ясно, что Карабах никогда не согласится вернуться к прежнему статусу. Ясно, что исключен какой-либо вариант прямой подведомственности Азербайджану. Ясно, что Карабах ни в коем случае не откажется от своей независимости", - так президент Роберт Кочарян представил на Кипре свое видение урегулирования карабахского конфликта. "Когда все это снимаешь, ничего не остается. Получается, что мы должны сделать все для решения карабахского вопроса, оформление документов может длиться годами, даже десятилетиями, что понимают также сопредседатели Минской группы ОБСЕ", - заявил Кочарян во время встречи с кипро-армянской общиной в ходе совершенного им визита на Кипр. После такого предисловия интересно, какие можно иметь ожидания от ожидаемой встречи Кочарян-Алиев в Минске, спрашивает газета "Азг".

Вероятность того, что президенты двух стран придут к согласию по вопросам вывода армянских войск из 7 районов, возвращения беженцев, снятия блокады Армении, референдума, равна нулю, уверена "Аравот". После этой встречи сопредседатели Минской группы ОБСЕ окончательно и, можно сказать, "официально" заявят о закрытии "окна возможностей 2006 года", писала газета в преддверии встречи. Предстоящая встреча действительно будет последней не только в этом году, но и в разрезе ближайших двух лет, поскольку в ходе выборов, которые ожидаются в Армении и Азербайджане, ни одна из сторон не будет намерена даже делать вид, будто ведет переговоры, как это они делают сейчас. В обеих странах не найдется политического деятеля (ни в провластном, ни в оппозиционном лагере), который в Армении заявит о приемлемости возвращения на определенных условиях семи районов вокруг Нагорного Карабаха (НК), а в Азербайджане - о возможности проведения референдума по определению статуса Карабаха. ("Аравот").

Бакинская газета "Эхо" уверена, что никаких результатов, во всяком случае позитивных, от встречи Алиев-Кочарян ждать нельзя. "Слишком противоположные по смыслу заявления сделали накануне переговоров и армянский, и азербайджанский президенты. Эти заявления делают просто невозможным достижение какого бы то ни было соглашения или даже прогресс на пути к его достижению. Главный вопрос сейчас - будущий статус Нагорного Карабаха. И он до сих пор не решен, из-за чего никакие договоренности в принципе невозможны".

Итоги

"Уже около трех лет переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта проходят в рамках "пражского процесса", и за это время состоялось достаточное количество встреч как с участием президентов, так и с участием министров иностранных дел, на которых, естественно, обсуждались пути решения этой проблемы. За это время мы преодолели определенные этапы. Мы уже приближаемся к последней стадии переговоров". Как сообщает АПА, об этом в интервью "АзТВ" заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Он отметил, что в ходе продолжающихся около 3 лет переговоров были обсуждены все вопросы, позиции сторон полностью сформировались: "Сейчас мы находимся на таком этапе, когда будущее переговорного процесса зависит от нас. С этой точки зрения, я в целом нормально оцениваю результаты последней встречи. В ходе нашей последней встречи состоялись очень серьезные переговоры, были обсуждены спорные вопросы. За последнее время нам удалось решить ряд вопросов. Нам удалось согласовать ранее несогласованные вопросы, но есть такие принципиальные вопросы, по которым наши мнения различаются, и мы обсудили их. Позиция Азербайджана осталась неизменной. Мы выступаем за решение этой проблемы с соблюдением принципа территориальной целостности Азербайджана. Резолюции ООН должны быть выполнены. Нужно освободить азербайджанские земли от оккупантов и вернуть на свои земли более 1 млн. наших граждан. Нас устраивает деятельность международных организаций за последнее время. Они заявили свою позицию об урегулировании этого конфликта с соблюдением принципа территориальной целостности нашей страны. Конечно, это усиливает нашу позицию. Поэтому еще раз хочу сказать, что принципиальная позиция Азербайджана остается неизменной, территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена. Людям, проживающим в Нагорном Карабахе, должен быть выдан высокий статус автономии в рамках территориальной целостности Азербайджана".

Как сообщает азербайджанское агентство "Туран" со ссылкой на неофициальные источники, в ходе встречи были достигнуты определенные договоренности, касающиеся "освобождения" ряда районов вокруг Нагорного Карабаха. По другим данным, договоренности касаются урегулирования в целом. По третьим данным, стороны достигли устной договоренности и намерены зафиксировать ее на бумаге чуть позже. ("Зеркало").

Газета "Айкакан жаманак" отмечает, что армянская сторона, в лице министра иностранных дел РА Вардана Осканяна, воздержалась от конкретных оценок, ограничившись лишь ставшей уже обычной формулировкой "конструктивно". Что касается сопредседателей МГ ОБСЕ, то они пока еще молчат.

Газета "Жаманак-Ереван" также обращает внимание на то, что Баку выразил свое удовлетворение результатами переговоров, а Осканян "затруднился их оценить". По предположению газеты, объяснить это можно тем, что Ереван пошел в переговорах на уступки.

Наличие четкой договоренности относительно возврата прилегающих к Нагорному Карабаху территорий маловероятно. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", в беседе с журналистами 29 ноября заявил министр обороны РА Серж Саркисян. Отметив, что он не располагает сведениями о результатах состоявшейся в Минске встречи, Саркисян подчеркнул, что занимается исключительно проблемами обороны. На вопрос, считает ли он возможным, что в ходе переговоров Армения согласится уступить Кельбаджар, Саркисян ответил: "Я никогда не говорил о какой-то конкретной территории и не желаю говорить. Я не говорил, 15, 20 или 500 км территорий мы готовы сдать - это для меня несущественно. Существенно то, чтобы были взаимные уступки и достойный мир", - заявил министр обороны РА.

Таинственное молчание, которым окутали результаты встречи Роберт Кочарян-Ильхам Алиев, порождает противоречивые прогнозы и оценки. По мнению газеты "Айоц Ашхар", главной "интригой" нынешнего этапа переговорного процесса является принуждение Азербайджана к урегулированию, которым заняты США сразу на нескольких "площадках". Именно с этой целью американцы подбрасывают аргументы о необходимости только лишь мирного варианта урегулирования карабахского противостояния: и все аргументы - один другого убедительнее, пишет газета. В Баку это дело возложено на Джонатана Хеника - руководителя отдела по связям с общественностью американского посольства. В США то же дело, уже на экспертном уровне, продвигает эксперт Внешнеполитического совета Уэйн Мерри. Явно "прощупывает" "самолюбие" азербайджанской стороны американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза, когда обменивается мнениями с находящимся в США президентом НК Аркадием Гукасяном по поводу урегулирования карабахского конфликта. Получается, что Соединенные Штаты последовательно продолжают процесс ломки упорства деструктивной стороны - Азербайджана, и, одновременно, пытаются заинтересовать Россию в ее более активном вовлечении в переговорный процесс. Все это показывает, что в ближайшие месяцы (не более двух) ожидается интенсификация карабахского переговорного процесса. Эффективность этого будет зависеть от того, как отреагирует Россия на "Карабахский марш", исполняемый Соединенными Штатами, т.к. окончательное разрешение конфликта в итоге будет достигнуто посредством одновременно двух соглашений - США-Россия и Армения-Азербайджан, считает газета.

В статье, озаглавленной "Встреча Кочарян-Алиев... без комментариев", газета "Азг" пишет: "По существу, невозможно хоть как-то оценить результативность встречи президентов Армении и Азербайджана, поскольку переговоры, фактически, остались настолько же "туманными", насколько туманным был вчера Минск".

Газета "Жаманак-Ереван" также назвала переговоры в Минске "туманными". При этом она считает, что "либо Кочарян и Алиев договорились под занавес 2006 года вызвать интерес к переговорному процессу, либо армянскую сторону действительно заставили пойти на уступки".

"Почему Кочарян внезапно оставил саммит СНГ и спешно вернулся из Минска?" - спрашивает бывший командир добровольческих отрядов НК Аркадий Карапетян. "Остается предположить, что на Кочаряна надавили больше, чем ожидалось. Надо было вести такую политику, которая не создала бы условий для такого давления. Сегодня власти руководствуются велением момента. Об этом свидетельствует также тот факт, что до сегодняшнего дня у государства нет стратегической доктрины". В отличие от некоторых политических деятелей, Карапетян не исключает, что в ближайшее время Кочарян подпишет документ о сдаче территорий. "Я уверен, что он может подписать, поскольку хорошо знаком с Кочаряном", - сказал Карапетян. ("А1 плюс").

"Мы встретились с Робертом Кочаряном после Минска, нет ничего подобного. Слухи об отчаянии искусственны. Он находится в хорошем, рабочем состоянии", - заявил агентству "А1 плюс" председатель постоянной комиссии Национального Собрания (НС) Армении по внешним сношениям член партии "Дашнакцутюн" Армен Рустамян. Он считает молчание Кочаряна дипломатическим шагом. "Если во время встречи не было достигнуто соглашений, комментарии могут лишь помешать переговорному процессу". Коснувшись заявлений Ильхама Алиева, Рустамян отметил, что "из его слов также нельзя сделать определенных выводов". Журналистам Рустамян посоветовал руководствоваться лишь информацией из официальных источников. А если официальные источники молчат, как в случае с внезапным возвращением Кочаряна из Минска, "то надо следить за международной прессой и заявлениями посредников". Рустамян отказался говорить о разногласиях Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД) с Кочаряном по проблеме НК, заявив, что сегодня рано давать оценки. "Не надо воспринимать в прямом смысле заявления участников переговоров. Может быть сказано многое, что не имеет отношения к процессу. Это дипломатия". В любом случае, если власти примут решение о возврате земель, "АРФД поступит так же, как при Левоне Тер-Петросяне (экс-президент Армении. - прим. ИА REGNUM) - перейдет в оппозицию".

Судя по всему, никто не верит в прорыв в урегулировании ни в этом, ни в ближайшие годы. И основной акцент посредники и мировые державы делают на том, чтобы еще раз подтвердить намерение сторон не прибегать к возобновлению военных действий. Мир постепенно становится приоритетом урегулирования. И не только потому, что слишком много интересов пересекается в регионе карабахского конфликта. Но еще и потому, что транспортные и энергетические коммуникации становятся основными геополитическими критериями. Закрепление мира может стать основой не только регионального развития, но и установления атмосферы доверия между сторонами. Какие переговоры могут вести страны, если одна из них постоянно твердит, что ее терпение на пределе, а другая - что готова отразить любые атаки. Тут уже не до принципов урегулирования. (KarabakhOpen.com).

Позиции и мнения

Дать статус независимости Нагорному Карабаху невозможно. Об этом, передает агентство "Тренд", в интервью телевидению Абу-Даби заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. "Армяне хотят для Нагорного Карабаха независимости. Это невозможно. Азербайджан никогда не примет этого. Мы можем им предоставить статус автономии", - сказал президент. Алиев напомнил о том, что Азербайджан старается урегулировать нагорно-карабахский конфликт мирным путем. "Если армяне хотят достичь разрешения конфликта и жить в условиях безопасности, то обязаны выполнить 4 резолюции Совета Безопасности ООН", - подчеркнул он. "Мы привержены мирному урегулированию конфликта, - сказал Алиев. - Вместе с тем мы строим сильную экономику, армию и должны быть готовы к освобождению оккупированных земель. Это наше право, законное право".

Как сообщает радио "Свобода", посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы заявил, что Азербайджан будет вести переговоры до конца, однако если они не дадут результата, силой вернет свои земли. "Сейчас стороны почти договариваются об освобождении семи районов и последующем референдуме по статусу Карабаха. Если это провалится в очередной раз, думаю, мы больше не будем чего-то ждать. Это мое личное мнение", - сказал дипломат в интервью газете "Известия".

"В последнее время в вопросе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе наблюдается застой. Это вызывает беспокойство. Конфликт в Нагорном Карабахе кажется процессом, в течение долгого времени ожидающим своего решения, но предоставленным в зависимость от других вопросов". Об этом Турецкому бюро АПА заявил бывший посол Турции в Баку и Вашингтоне, руководитель Евразийского центра стратегических исследований Фарук Логоглу. Дипломат отметил, что застой, наблюдаемый в процессе урегулирования этого конфликта, производит удручающее впечатление. "В действительности, по прошествии времени эта проблема не уменьшается, а наоборот, разрастается. Поэтому необходимо придание динамизма этому процессу участвующими в нем странами, в частности странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ. По-моему, застой не идет на пользу ни Армении, ни Азербайджану. Создается впечатление, что происходящие там события покрываются шрамами и обе стороны считают свою работу сделанной". Логоглу считает, что Минская группа ОБСЕ проявляет недостаточную активность для решения этой проблемы: "В период моей работы как в Баку, так и в Вашингтоне было время, когда у меня появлялась надежда на урегулирование конфликта. После того как я с удивлением следил за происходившими процессами, я был изумлен, поняв, что процесс урегулирования завершился неудачей. Возможно, Минская группа проявила недостаточную активность в этом процессе, однако основным фактором, мешающим урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, является позиция Армении. До тех пор, пока Армения не поймет, что урегулирование конфликта принесет пользу не только ей, но и всему региону, и при отсутствии давления на Армению эта страна не изменит своей позиции". ("525-я газета").

"В настоящее время наметился сдвиг к тому, чтобы Нагорно-Карабахская Республика стала стороной переговоров", - заявил председатель парламентской комиссии РА по внешним отношениям Армен Рустамян. По его словам, этот вопрос всегда находится на столе переговоров. "В мировой практике нет случаев, чтобы заинтересованная сторона конфликта не участвовала в переговорах. Что касается заявлений, что НКР (Нагорно-Карабахская Республика. - прим. ИА REGNUM) до 1998 года участвовала в переговорах, то должен напомнить, что в то время во встречах принимали участие президент НКР и глава Шушинской администрации Низами Бахманов. Согласитесь, их участие в переговорах было явно неравноценным. Я надеюсь, что МГ ОБСЕ не будет против вовлечения НКР в прямые переговоры с Азербайджаном и сделает все, что в ее силах, чтобы это состоялось", - подчеркнул Рустамян, добавив, что без согласия НКР никакой документ об урегулировании не будет подписан. (PanARMENIAN.Net).

"Решить проблему Нагорного Карабаха можно путем взаимного компромисса. Азербайджан может признать независимость Нагорного Карабаха, взамен чего Баку вернут семь районов, которые сейчас контролируются Степанакертом". Как сообщает бакинская газета "Новое время", об этом заявил депутат Госдумы России, директор Института стран СНГ Константин Затулин. По его мнению, каждый раз, когда встречаются президенты Армении и Азербайджана, разгораются страсти вокруг возможного прорыва в нагорно-карабахском урегулировании. "Это происходит по одной простой причине: ясно, чего хотят стороны, ясно, каков должен быть компромисс, однако каждая из сторон не хотела бы быть у себя на родине заклейменной как не добившаяся приемлемого для себя результата, продешевив на переговорах", - отметил Затулин. В тоже время, убежден он, решить проблему можно. "Территории в обмен на мир и признание. Нечто очень похожее на тот вариант, который был использован американцами и другими посредниками при урегулировании арабо-израильского конфликта в Кемп-Дэвиде, когда Израиль и США предложили Палестине (так в тексте. - прим. ИА REGNUM) мир в обмен на территории". По мнению Затулина, в истории с Карабахом проблема аналогичная, однако пойти на такой шаг стороны пока не торопятся.

"Конфликт в Нагорном Карабахе не удастся урегулировать принятием Организацией Объединенных Наций резолюции по этому вопросу. Позиция России в этом вопросе совпадает с позицией сопредседателей Минской группы ОБСЕ". Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол России в Азербайджане Василий Истратов. Посол отметил, что основной задачей Минской группы ОБСЕ является урегулирование этого конфликта. "Невозможно урегулировать конфликт путем диктовки сторонам каких-то методов. Стороны должны сами договориться в этом вопросе". Истратов отметил, что конфликтующие стороны знают пути урегулирования этой проблемы. "С принципиальной точки зрения обе стороны знают, что им нужно делать. Конфликт в Нагорном Карабахе не является замороженным, это конфликт, урегулирование которого временно было отложено". ("525-я газета").

Из интервью бывшего премьер-министра Армении Гранта Багратяна газете "168 Жам" (окончание, начало в предыдущем обзоре "Нагорный Карабах за неделю"):

"Вы отметили, что следует создать факторы, которые поставили бы под сомнение возможность возвращения Нагорного Карабаха под власть Азербайджана, и в качества такого фактора предлагаете заселить территории, находящиеся сегодня под контролем НКР. Что даст заселение конкретно армянской стороне? Не вызовет ли это дополнительное напряжение и не породит ли добавочных трудностей?

Массовое заселение автоматически создает новый фактор в вопросе НКР - он становится большой гуманитарной проблемой. Представьте себе, что на этих территориях сегодня проживает миллион человек. Это уже означает, что Азербайджан увидит, что население будет являть собой вечную проблему, подобную существующей на Ближнем Востоке, и хочет он того или нет, сядет за стол переговоров. И, хочет или нет, должен будет пойти на уступки. И больше не сможет принимать агрессивные позы. И, наконец, заселить эти земли миллионом человек означает превратить их в антиазербайджанский фронт. Заселение этих территорий будет означать, что эти земли жизненно необходимы армянам для обеспечения дальнейшего существования Нагорного Карабаха. В конечном итоге, из-за постоянного сокращения жизненного пространства, но, разумеется, не только вследствие этого, армянство рассеивается по свету. Где покинувшие Азербайджан армяне? Большей частью за границей. А там их никто не ждет. За исключением, скажем, отдельных специалистов, которых приглашают на работу, все остальные рассматриваются как нежелательные элементы - как в Европе и США, так и в России. И это в то время, когда имеющаяся в нашем распоряжении часть наших исторических земель безлюдна. И, наконец, именно из-за того, что эти земли не заселены, резолюции всевозможных международных инстанций по опросу Нагорного Карабаха не становятся мягче. Я уверен, что после того, как эти земли будут заселены, все резолюции смягчатся. Надо понять, наконец, что исторически, в долгосрочном разрезе, срабатывает только один фактор - это демографический рост. Мы должны четко осознавать, что вопрос Нагорного Карабаха следует рассматривать в перспективе - на 30, 50 лет.

Нетрудно предсказать, что с началом заселения этих земель армяно-азербайджанские отношения обострятся еще больше. Какой вам представляется реакция Азербайджана?

Любое государство в мире и, тем более, в этом регионе должно понимать, что если оно слабо, то вынуждено будет отдать свою судьбу в руки соседей. Нападет на нас Азербайджан или не нападет, не зависит от этих наших действий. Я не призываю к военной конфронтации. Отнюдь! Просто я хочу отметить: или мы на переговорах действительно пойдем на серьезные уступки, или, если все остается как есть, мы должны предпринять определенные меры, ибо время работает не на Армению. Об этом свидетельствует ужесточение день ото дня позиции Азербайджана. Это ужесточение само по себе свидетельствует, что Азербайджан сегодня сильнее, чем вчера.

Как вы думаете, разве наши власти не видят, что время работает не на Армению?

Мне кажется, что не видят. Нашим властям кажется, что они набрались достаточного профессионализма в вопросе переговоров по Нагорному Карабаху, что они умнее Ильхама Алиева, а значит, победят.

Но тогда в чем наша выгода от затягивания времени?

Нашим властям кажется, что даже небольшое продление их политической жизни - это уже победа народа.

Много говорится о том, что если бы Армения и НКР были демократическими странами, то отношение мира к проблеме Нагорного Карабаха было бы иным, поскольку никто не стал бы вводить демократический Нагорный Карабах в состав недемократического Азербайджана. Можно ли отнести установление демократии в Армении и НКР к числу указанных вами факторов?

В этом, конечно, есть известная доля истины. Но демократия в Армении и НКР нужна нам не для того, чтобы мир хорошо думал о нас, не ради того, чтобы она стала еще одним самостоятельным фактором. Демократия сама по себе фактором не станет. Демократия нужна нам для того, чтобы армянин считал своей родиной Армению. Чтобы был уверен: здесь существует справедливость для бизнеса, в политических, социальных, культурных вопросах, чтобы начал делать инвестиции, помог сделать страну процветающей... В условиях демократии возможности человека действовать возрастают. Вот для чего нам нужна демократия.

Вы упомянули, что постепенно на политическую арену выходит армяно-турецкая конфронтация. Что вы имели в виду?

Я вижу, что армяно-азербайджанская конфронтация может постепенно перерасти в армяно-турецкую конфронтацию. Турция - наш сосед, с которой мы должны считаться. Я думаю, что мы допустили большую ошибку, смешав проблему Геноцида (имеется в виду Геноцид армян в Османской Турции. - прим. ИА REGNUM) с вопросом вступления Турции в Евросоюз. Дело в том, что мы должны использовать каждый удобный повод для налаживания хоть каких-то отношений с Турцией. Получилось так, что Турция хочет стать членом Евросоюза. Это нужно как Турции, так и, по моему глубокому убеждению, самой Европе, ибо это единственный путь, на котором Европа может решить вопрос своих трудовых ресурсов. Безработица на рынке труда в Европе сократилась в 2-3 раза не только потому, что экономика развивалась хорошо, но и по той причине, что новых трудовых ресурсов в ее экономику не поступает. У Европы просто нет трудовых ресурсов. Именно поэтому Европа нуждается в Турции. Иное дело, что в тактическом плане Европа не готова взвалить на себя тяжесть развивать сравнительно отсталую турецкую экономику. Я понимаю, что высказываю мнение, которое не совпадает с мнением большей части армян, ибо мы хотим, чтобы с Турцией обязательно случилось что-то плохое. Но давайте подумаем. Получилось так, что сегодня исторический интерес Турции заключается в том, чтобы идти вперед вместе с Западом. Да и вообще страна в своей геополитике может идти или в сторону Запада, или в сторону Востока (а именно здесь мы видим Армению). Север и Юг исключены - море! И вот Европа, которая еще не совсем определилась с тем, как быть, под давлением текущих интересов пытается преградить путь Турции. Для этого используется и вопрос признания Геноцида армян. По моему глубокому убеждению, мы должны были однозначно сказать Турции, что в вопросе Геноцида будем стоять на своем, но что мы против того, чтобы этим спекулировали при рассмотрении вступления Турции в Евросоюз. Реальные интересы армян требуют, чтобы Турция как можно скорее стала членом Евросоюза. То, о чем я говорю, не новость: мне кажется, глава государства как-то так и заявил в Совете Европы. Но если взглянуть на нашу нынешнюю политику, то ясно видно, что мы позволяем разыгрывать Армянский вопрос, армянскую карту для урегулирования отношений Турция-Евросоюз. Мне на память невольно приходит конгресс в Вероне 1822-го года, когда был поднят Восточный вопрос. Никто, кроме армян, всерьез в это не верил. В конечном итоге все закончилось массовыми погромами и истреблением армян конца 19-го - начала 20-го веков. Надо взяться за ум и усвоить уроки истории. Если Турция не станет членом Евросоюза, то больше всего от этого пострадаем мы. В конце концов, вместо того, чтобы идти к Западу, Турция может повернуться в сторону Востока, усилит свою восточную политику, и давление это мы почувствуем на собственной шкуре. И день этот не заставит себя долго ждать. А европейцы рано или поздно улучшат свои отношения с Турцией. Проблема же Геноцида - из иного ряда. Мы будем бороться за его признание, но она не имеет никакого отношения к взаимоотношениям Европа-Турция. В противном случае мы можем оказаться смутьянами в делах и Европы, и Турции, забывая, что, при всех случаях, нашим непосредственным соседом является не Европа, а именно Турция. И людей, которые позволяют разыгрывать армянскую карту в вопросе вступления Турции в Евросоюз, следует считать предателями, поскольку для нас исключительно выгодно, чтобы Турция стала членом Евросоюза. А поскольку Европа использует вопрос Геноцида, то в Турции это вызывает и еще более усиливает антиармянские настроения. Сегодняшняя Турция не та, что была десять лет назад. Десять лет назад там не существовало образа армянина как врага. А сегодня это распространено там повсюду. Не будем забывать, что это огромная мусульманская страна. Используя нас, Европа закрывает Турции дорогу на Запад. Это значит, что мы, помогая Европе не пустить туда Турцию, делаем труднее свою собственную жизнь, поскольку заставляем Турцию идти против нас. Более того, это, как я уже говорил, предательство по отношению к нашим собственным реальным национальным интересам. Армения должна самым активным образом помогать Турции вступить в Евросоюз, поскольку это дает возможность иметь какие-то отношения с Турцией. А вопрос Геноцида мы должны решать с самой Турцией.

И последний вопрос. Много говорится о том, что страны региона должны находиться в одной общей системе безопасности, поэтому Армения должна выйти из ОДКБ и постараться вступить в НАТО. В какой из систем безопасности вы видите Армению?

По моему глубокому убеждению, в данный момент Южный Кавказ не может быть реальным партнером ни для НАТО, ни для ОДКБ. Я глубоко убежден, что если завтра случится конфликт между Арменией и Азербайджаном, то государства-члены ОДКБ не станут вмешиваться в него. Развитие геополитических процессов сейчас таково, что Европа считает: всю конфронтацию Восток-Запад лучше всего решить за счет России. Именно поэтому она пытается настроить против России примыкающие к ней страны - Грузию, Прибалтику и другие. Сегодня страны Южного Кавказа оказались в тройной геополитической игре. Я уверен, что если сейчас Армения устремится в сторону НАТО, то с его стороны должного отклика не последует. А Азербайджан, по-моему, не думает сегодня ни о НАТО, ни о России. Он сейчас думает только о собственной независимости, в качестве препятствия независимости рассматривая как НАТО, так и укрепление отношений с ОДКБ, а значит, и с Россией. Я не могу дать оценку, что правильно, а что нет. В конечном итоге, и Армения, и Азербайджан до такой степени малы, что, независимо от своих стратегических интересов, вынуждены больше и скорее руководствоваться тактическими соображениями - это несчастье небольших политических образований в этом мире. Армения стремится - и я бы не сказал, что совершенно бессмысленно, - оставаясь в рамках ОДКБ, наладить отношения и с НАТО. Может быть, следует и дальше развивать эти отношения - до тех пор, пока мы не увидим, как пойдут дальше взаимоотношения НАТО-Россия. Как показывает наша 1500-летняя история, никакие ОДКБ или НАТО не придут нас спасать - надо, чтобы что-то из себя представляли наши собственные вооруженные силы!" ("168 Жам").

В Нагорном Карабахе

С принятием закона "О гражданстве Нагорно-Карабахской Республики" азербайджанцы смогут получить гражданство Нагорного Карабаха. Об этом 30 ноября в ходе обсуждения законопроекта заявил экс-министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян. Как передает ИА REGNUM, по его словам, в законопроекте четко оговорено, что те лица, которые на момент провозглашения Нагорно-Карабахской Республики проживали на этой территории, имеют право стать гражданами этой страны. Что касается азербайджанцев, то, по его словам, они также должны получить право стать гражданами этого государства, тем более, что проектом закона устанавливается принцип двойного гражданства. "Азербайджанцы, проживавшие в советское время на территории нынешнего Нагорного Карабаха, имеют это право, учитывая тот факт, что они там родились. Следовательно, можно предполагать, что 25-30 тыс. азербайджанцев могут получить гражданство Нагорно-Карабахской Республики", - заявил экс-глава МИД НК.

В Нагорном Карабахе продолжается подготовка к проведению референдума по Конституции, намеченному на 10 декабря текущего года. Как сообщает ИА REGNUM, созданы 22 окружные комиссии, 278 избирательных участков и, соответственно, столько же участковых избирательных комиссий. По словам председателя Центральной комиссии по референдуму Сергея Насибяна, в предварительных списках избирателей числятся около 90000 человек, сейчас проводятся уточнения списков. Издано 25000 экземпляров брошюр с текстом проекта Конституции на армянском языке, которые разосланы по всем населенным пунктам. Намечается издание брошюр на русском и английском языках для русскоязычного населения республики и иностранных наблюдателей. Разработан и утвержден образец бюллетеня, способ заполнения которого будет доведен до сведения граждан через СМИ.

Депутаты парламента Армении намерены принять участие в референдуме по проекту Конституции Нагорного Карабаха в качестве наблюдателей. Об этом сообщил в Ереване журналистам глава постоянной комиссии парламента Армении по внешним сношениям Армен Рустамян. "Мы положительно относимся также к перспективе участия в референдуме представителей международного сообщества", - сказал он. ("Новости-Армения").

Глава парламентской комиссии по внешним отношениям РА Армен Рустамян отметил, что референдум в НК, также как и в других непризнанных республиках бывшего СССР, очень важен для мирового сообщества. "Это воля народа, с которой невозможно не считаться, и она зафиксирована в заключительном документе Хельсинского пакта 1975 года. Возвращаясь к принципу территориальной целостности, отмечу, что для его соблюдения нужно восстановить СССР, так как границы всех государств, на территории которых есть конфликты, были определены административным делением СССР. И следовательно, если нет того государства, то и границы становятся недействительными", - сказал депутат НС РА. (PanARMENIAN.Net).

"Весь мир знает, что в Нагорном Карабахе существует самопровозглашенный сепаратистский режим и вся его деятельность, существование являются незаконными. Поэтому о признании каких-либо выборов или их итогов в Нагорном Карабахе не может быть и речи". Об этом, сообщает бакинская газета "Зеркало", заявил секретарь ЦИК Азербайджана Hатик Мамедов. Секретарь ЦИК отметил, что на территории страны все действия и деятельность, противоречащие Конституции Азербайджана, незаконны. По мнению Мамедова, "игры армянских сепаратистов в выборы" являются попытками придать законную окраску своему существованию, создать видимость выборов и "убедить международное сообщество поверить в эту ложь". "Сперва необходимо обеспечить участие всего населения территории, на которой проводится референдум. В Нагорном Карабахе проживают только армяне, азербайджанцы, составляющие большинство населения региона, были изгнаны оттуда. К тому же большое подозрение вызывает факт того, что проживающие ныне там армяне являются исконными жителями Нагорного Карабаха. Уже подтверждены факты переселения туда армян из других мест. Во всех случаях неуместно говорить о каких-либо законных действиях, выборах незаконного самопровозглашенного режима", - подчеркнул секретарь ЦИК. Мамедов в то же время отметил, что иногда находятся и те, кто осуществляет наблюдение на этих выборах. Hо итоги этого мониторинга не будут признаны, "так как действия сепаратистского режима, опирающегося на насилие и аннексию, противоречат международным нормам".

Заявления азербайджанской стороны о незаконности предстоящего 10 декабря в Нагорном Карабахе референдума по принятию Конституции несостоятельны, заявил агентству "Де-Факто" заместитель председателя ЦИК НК Сейран Айрапетян, комментируя негативную реакцию на референдум секретаря ЦИК АР Натика Мамедова. Айрапетян отметил, что "и НКР, и Азербайджанская Республика появились в результате распада СССР, причем важно отметить, что правовые основы создания государственности у Нагорного Карабаха более легитимны и убедительны, чем у Азербайджана". По его словам, "после провозглашения независимости Нагорно-Карабахская Республика обладает суверенным правом решать вопросы своего политического устройства". В этой связи он особо подчеркнул, что важные вопросы государственного строительства, к числу которых относится также принятие Конституции, республика решает сугубо демократическим путем - на основе волеизъявления народа. Комментируя высказывание Мамедова о том, что "сперва необходимо обеспечить участие всего населения территории, на которой проводится референдум", Айрапетян заметил: "Если следовать этой логике, то в Азербайджане, откуда в результате этнических чисток было изгнано полумиллионное армянское население, выборы любого уровня следует считать недействительными". При этом он назвал откровенной дезинформацией утверждение представителя ЦИК Азербайджана о том, что в Нагорном Карабахе азербайджанцы составляли большинство. "Исторически Нагорный Карабах всегда был армянским, и даже к началу конфликта в 1988 году армяне составляли 80% населения края", - сказал Айрапетян. Возражения Азербайджана против участия международных наблюдателей в мониторинге референдума по Конституции Айрапетян счел несерьезными. "На последних парламентских выборах в НКР присутствовали свыше 130 независимых наблюдателей из 18 стран, и приглашение наблюдателей, в том числе и на предстоящий референдум, отвечает международным нормам и свидетельствует об открытости нашего общества", - сказал Сейран Айрапетян.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.