Обзор прессы Республики Алтай за 27 ноября - 1 декабря

Глава Республики Алтай встретился с представителями мараловодческих предприятий. "Газпром" предлагает общественности обсудить проект строительства газопровода "Алтай". Строительство Алтайской ГЭС свидетельствует о том, что Горный Алтай отказался от индустриального пути развития. "Листок" рассуждает о возможных мотивах руководства ОАО "Горно-Алтайская ГЭС". За 10 месяцев текущего года в ДТП погибли 72 человека.

Газета "Звезда Алтая" 1 декабря сообщает, что глава Республики Алтай Александр Бердников встретился с группой специалистов, занимающихся производством, экспортом и переработкой пантовой продукции. "Как сообщили участники встречи, сегодня в республике создана довольно стройная система реализации пантовой продукции и идет постепенное выравнивание цен в сторону их повышения. За последние 15 лет поставки за рубеж увеличились в 4 раза. Однако глава республики заметил, что от реализации пантов республиканский бюджет не имеет ничего. Таково федеральное законодательство. Большая проблема у переработчиков продукции со сбытом готовых препаратов, поэтому 30% от доходов уходит на рекламу. В продвижении продукции на рынок предпринимателям нужна государственная поддержка. Если в прошлом обходились без рекламы, то в условиях рынка нужен рыночный подход. По итогам встречи глава обозначил свои позиции. Правительство Республики Алтай намерено всемерно поддерживать переработчиков в плане реализации продукции на отечественном рынке и за рубежом, а также в плане раскрутки бренда Республики Алтай как поставщика уникальной и ценнейшей продукции. Важно раскрутить бренд и в республике. Летом здесь бывает до миллиона туристов, и этот ресурс необходимо использовать. Необходимо также расширять международное сотрудничество, укрепляя сложившиеся позиции в Южной Корее и не упуская возможности сотрудничества с Тайванем и Китаем. Заканчивая встречу, Александр Бердников призвал своих собеседников к социальной ответственности. Не секрет, что люди, производящие продукцию, живут порой в тяжелейших условиях, а они должны жить достойно и постоянно ощущать заботу. Предприниматели с пониманием отнеслись предложению главы и заявили, что впредь будут более предметно заниматься социальной поддержкой населения".

ОАО "Газпром" через газету "Звезда Алтая" 1 декабря сообщает, что в соответствии с "Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", утвержденным приказом №372 от 16 мая 2006 года, проект Технического задания на разработку раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" в составе "Обоснования инвестиций строительства газопровода "Алтай" и краткие сведения о намечаемой деятельности теперь доступны для ознакомления общественности. Ознакомиться с документами можно в республиканской национальной библиотеке в Горно-Алтайске, а предложения и замечания отправить в адрес генерального проектировщика - ОАО "Гипроспецгаз". Как уже сообщало ИА REGNUM, 21 марта во время визита в Китай президент России Владимир Путин заявил о намерении российских властей в ближайшее время построить два газопровода в Китай из Сибири. Общая протяженность газопровода составит почти 2,7 тысячи километров, он пройдет по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай, которая граничит на юге с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая.

Еженедельник "Постскриптум" 30 ноября опубликовал статью члена совета организации "За республику" Семена Танытпасова. В статье автор, в частности, пишет: "В эпоху развитого социализма в Горном Алтае намеревались строить каскад из 8 гидроэлектростанций на реке Катунь. Все это преподносилось как начало индустриализации отдельно взятого региона. Коренной народ Алтая и общественность всей страны встали тогда на защиту Горного Алтая. Это было правильно: очередная стройка коммунизма в уникальном регионе была экономически вредна, экологически опасна, этнически - безнравственна. Только развал Советского Союза остановил планы строительства гигантской ГЭС на реке Катунь. Сегодня ОАО "Горно-Алтайская ГЭС" под названием "Алтайская ГЭС" собирается строить усеченный вариант той Катунской ГЭС для снабжения электричеством, в первую очередь, нашей республики. В этом ее отличие от предыдущих проектов, т.е. этот проект не рассчитан на индустриализацию республики. А неиндустриальный путь развития нашей экономики в первую очередь предполагает развитие туризма и оздоровительного отдыха. Сегодня в республики набирает обороты Толькой "дикий" туризм. Отсутствие развитой инфраструктуры и нехватка комфортабельных туристических баз препятствуют развитию высокодоходного "цивилизованного" туризма. В данный момент создать инфраструктуру или строить туристические, рекреационные объекты в основном мешает дороговизна и дефицит электроэнергии. В данное время правительству Республики Алтай следовало бы объединить проект строительства Алтайской ГЭС на реке Катунь с проектом создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в республике. Это необходимо хотя бы в части привлечения инвестиций. Например, в строительстве Алтайской ГЭС было бы неплохо, если бы федеральный центр взял под свою ответственность строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов (дорог, мостов, распределительных станций, линий электропередачи и т.д.). Для "минимизации федеральных дотаций" в будущем нам сегодня необходимы "удочки" в виде инвестиций именно в инфраструктурное строительство".

Еженедельник "Листок" 29 ноября пишет: "В действительности, конечно, дела со строительством ГЭС обстоят далеко не так радужно, как это пытается представить руководство ОАО "Горно-Алтайская ГЭС", в том числе гендиректор предприятия Сергей Шабалин. Похоже, проблемы с экспертизами, Ростехнадзором и даже с самим РАО "ЕЭС России" (господин Чубайс неоднократно, не произнося прямо слова "вор", публично давал понять, что думает о Шабалине), руководство ОАО не особо волнуют. Они заняты другим - по данным наших источников, в настоящее время идет скупка земли в Чемальском районе - как раз в долине Катуни. Делается это какими-то непонятными и, похоже, незаконными методами. Бесплатная раздача небольшой части акций ОАО "Горно-Алтайская ГЭС" населению является своеобразной "Операцией прикрытия". Всего будет роздано менее 1% акций ОАО. Каждый облагодетельствованный получит бумажку навроде акции АО "МММ" номиналом в 100 рублей и, вероятно, в придачу - бесплатное обещание насчет того, что эта бумажка скоро резко подорожает. В общем-то, с психологической точки зрения, ход грамотный - можно будет апеллировать к жадности одаренных граждан, призывая их "Обеими руками" поддержать проект. Дальнейшие действия "гидростроителей", если им удастся скупить земли в районе строительства ГЭС, полагаю, будут связаны с реализации находящегося у них на руках пакета акций. Не удивляюсь, если так называемым "инвесторам", которому предложат за немалые деньги приобрести акции, окажется наше родное государство в лице РАО ЕЭС. Весьма вероятно, что нынешнее руководство ОАО "Горно-Алтайская ГЭС" не намерено строить саму электростанцию. Думаю, в планах господина Шабалина - создать красиво выглядящий "полуфабрикат" и быстро продать его втридорога. По большому счету главе республики Александру Бердникову следует сделать простую вещь - встретиться в Москве с Анатолием Чубайсом и обсудить вопрос о строительстве ГЭС, пока проект еще не "обсижен" посредниками".

30 ноября "Звезда Алтая" пишет, что за 10 месяцев 2006 года в Республике Алтай произошло 381 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 72 человека и 457 получили ранения. В списке жертв есть и подростки до 16 лет - четыре человека погибли, 50 детей получили ранения. Основная часть ДТП совершена в Горно-Алтайске и в черте сельских населенных пунктов - 53%. Самым опасным днем недели является четверг. Наибольшее количество происходит в короткий промежуток времени: с 20 до 22 часов. Сотрудники ГИБДД за 10 месяцев выявили 39 991 случай превышения допустимой скорости движения, задержали за управление транспортом в нетрезвом виде 6 734 водителя. Выявлено 436 случаев движения автотранспорта по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам.