Сахалинские сейсмологи: труба "Сахалин-2" выдержит значительные нагрузки при землетрясении

Южно-Сахалинск, 30 ноября 2006, 18:00 — REGNUM  В случае сильного землетрясения на Сахалине вероятность экологической катастрофы из-за разрыва трубопровода, строящегося по проекту "Сахалин-2", минимальна. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM 30 ноября высказал главный научный сотрудник лаборатории сейсмологии Института морской геологии и геофизики дальневосточного отделения РАН (ИМГиГ ДВО РАН) доктор геолого-минералогических наук Семен Никифоров. Ученые института принимали участие в оценке сейсмической опасности районов Сахалина, в которых проходит строительство нефтегазопровода.

Интенсивность появления землетрясения в том или ином месте зависит от многих параметров, в частности от магнитуды, глубины очага, вероятных оценок его повторяемости и т. д. Например, для отдельных районов Сахалина вероятность повторения землетрясений интенсивностью 8 баллов оценивается как один раз в пятьсот лет, землетрясений в 9 баллов - раз в тысячу лет. "В связи с этим возникает некоторый парадокс, почему жилые дома в данных районах проектируются и строятся из расчета интенсивности землетрясения в 8 баллов, а трубопровод исходя из интенсивности в 9 баллов. Получается, что приоритет в запасе прочности трубы выше, чем домов, в которых живут люди", - заметил Семен Никифоров.

По словам ученого, самое опасное для трубы - это пересечения активных в сейсмическом отношении тектонических разломов. "По трассе трубопровода "Сахалин-2" их более 10. На этих участках труба строится особенным образом, чтобы она могла выдержать самые значительные сдвиговые нагрузки при землетрясении", - говорит Никифоров.

Как отметил профессор ИМГиГ ДВО РАН, землетрясение для конкретного участка трубы интенсивностью выше прогнозной может стать причиной разрыва трубы, однако это не повлечет за собой необратимых последствий. "Трубопровод - это сложная конструкция, в которой установлены так называемые запорные краны, которые перекрывают трубу с двух сторон в случае ее разрыва. Прочность кранов еще выше, чем у самой трубы. Таким образом, в самом худшем случае на поверхность выходит то количество нефти (или газа), которое в момент порыва было на данном участке", - добавляет Семен Никифоров.

"Ликвидировать такие разливы возможно - компаниями предусмотрены страховые гарантии на эти цели, они заложены изначально, в технико-экономическом обосновании. Что же касается газа, то экологическое последствие, которое может наступить (с долей вероятности) после его утечки, это пожар, ликвидировать который также возможно. Газ наносит намного меньший экологический ущерб, чем утечка нефти. Самоочищение экосистем, особенно долин и болот, загрязненных нефтепродуктами, происходит медленно", - рассказал ученый.

Заведующая лабораторией островных экологических проблем ИМГиГ ДВО РАН Татьяна Побережная добавила, что хранилища пестицидов, находящиеся на Сахалине, представляют для экологии острова намного большую опасность в случае землетрясения, чем порывы трубопровода.

"На мой взгляд, важно не только то, как построена труба, но и то, каким образом будет осуществляться мониторинг динамики опасных геологических процессов после введения ее в эксплуатацию. Оператор проекта "Сахалин-2" и другие нефтегазодобывающие компании вкладывают деньги в обеспечение работы систем наблюдения. Необходимо, чтобы они работали, своевременно поставляли данные, на основании которых принимались бы продуманные управленческие решения по обеспечению безопасной эксплуатации трубопроводной системы, - считает Семен Никифоров. - Но уже сегодня в отношении этого вопроса у меня оптимистический прогноз. Ученые нашего института участвуют в разработке систем мониторинга, около 10 сейсмологических станций уже установлено".

Справка ИА REGNUM:

Проект "Сахалин-2" реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Он предполагает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, извлекаемые запасы которых составляют 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. Акционерами оператора проекта - компании Sakhalin Energy - являются Royal Dutch Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%).

В рамках второго этапа проекта осуществляется строительство нефте- и газопроводов протяженностью 800 км с севера на юг острова Сахалин для транспортировки газа на завод по сжижению газа (СПГ) и терминал для отгрузки нефти.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.